Педагогические идеи М.В. Ломоносова Иванова Ольга Анатольевна- д.п.н., профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическое наследие М.В. Ломоносова Подготовила: Учитель МОУ Троицкая СОШ Семенова Е.Е.
Advertisements

Принципы обучения химии профессор П.А. Оржековский, доцент Л.М. Мещерякова Московский институт открытого образования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА М.В. Ломоносов первый русский академик оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России.
Педагогическая деятельность Ломоносова М.В. Учитель математики МОБУ «Солнечная СОШ»: Кулакова Наталья Александровна.
Ломоносов Михаил Васильевич, первый русский ученый– естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель. Родился в ( ), в семье.
М.В. Ломоносов и математика выполнили: Зуева Виктория, Гасова Наталья, Соколова Марина Руководитель: Нилова Таисия Алексеевна.
2010 – год учителя в России 10 марта 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ "О проведении в Российской Федерации Года учителя"
Новые образовательные результаты – сформированные умения выпускника школы, востребованные информационным обществом : Способность учиться Коммуникабельность,
Педагогическое наследие М.В.Ломоносова. Педагогические чтения
Выполнил: Любич А.А., Учитель истории и обществознания.
М. В. Ломоносов о воспитании Выступление на ШМО классных руководителей учителя русского языка МБОУ СОШ 11 г. Красногорска Михайловой Е.Н.
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег Выдающийся немецкий педагог
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Каким должен быть современный урок Учитель русского языка и литературы МБОУ Огудневской СОШ д.Огуднево ЩМР МО Смирнова Т.В.
Содержание воспитательной работы в коррекционной школе Лекция Л.В. Смирновой, к.п.н., доцента.
Методики индивидуальной работы с учащимися разного уровня знаний.
Лекционные вопросы 1. Предмет и задача методики преподавания 2. Основные методы преподавания 3. Педагогический процесс Тема 1. Методика преподавания управленческих.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
ТЕМА 1 ЛЕКЦИЯ 1. «Теория и методика обучения физической культуре» (ТиМОФК) в структуре подготовки педагога физической культуры. 1.
Транксрипт:

Педагогические идеи М.В. Ломоносова Иванова Ольга Анатольевна- д.п.н., профессор

Михаил Васильевич Ломоносов ( )- первый русский академик. Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г.

Педагогические труды М.В. Ломоносова: «Проект регламента московских гимназий» (1755); «Проект регламента академической гимназии»(1758); «Проект об учреждении гимназий и школ в «больших» и «малых»городах»(1760) Слово о пользе химии (1751); О сохранении и размножении российского народа (1761) и др.

Источники педагогических идей М.В. Ломоносова: прогрессивные взгляды выдающихся мыслителей эпохи античности, Возрождения, Просвещения, опыт обучения в русских и зарубежных школах. труды Яна Амоса Коменского собственная педагогическая деятельность.

Педагогическая теория Ломоносов - первый русский педагог, который разработал педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое понимание. Основная идея теории: Положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Ломоносов выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний.

М.В. Ломоносов заложил основы научной педагогической терминологии

М.В. Ломоносов определил воспитание главным фактором развития человека. Он писал, «… молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются».

М.В. Ломоносов определил основную цель воспитания формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине.

Качества нравственно воспитанного человека: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Пороки нравственности: леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.

Природные особенности детей считал основой и источником их развития. Он выделял природные дарования: душевные (речь, память, мышление и др.) и телесные (физические способности). Считал, что природные умственные задатки являются доброй землей «…к посеянию чистого семени, ибо семя на неплодородной земле, так и учение в худой голове тщетно и бесполезно….»

Первым в русской педагогике систематизировал методы воспитания: наблюдение за поведением молодых людей, вовлечение их в многоплановое общение, наставление на добрые дела, похвала и одобрение хорошему поступку, награждение за заслуги. наказания (внушение, запрещение, принуждение, физическое наказание, исключение из гимназии и т.п.)

Дидактические идеи Ломоносов считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший всех способ к изысканию правды».

Практика - является основой познания. Весь процесс человеческого познания определяется потребностями практической деятельности.

Прогрессивной в дидактических идеях М.В. Ломоносова явились постановка и организация классно-урочной системы.

Принципы обучения природосообразность; доступность; логичность; научность; учёт наследственности и индивидуальных особенностей детей, условий их обучения; самостоятельность

Он первым в истории русской педагогики систематизировал методы и приемы обучения: вопрос (ученику), вызов (для ответа), объяснение, выдержать испытание, выучить, вытвердить, изусть твердить, диспут, домашние и школьные упражнения (экзерциции), дневное задание, задача, лекции, лабораторное задание, наставление школьников ( в обучении), награждение (лучших), наказание (ленивых), опыты, переводы (текстов), проверка знаний, приводить примеры, толковать понятия, рассуждать, сочинение, слушание наук, указание (к изучению), учительский спрос, чтение лекций, экзамены, эксперимент, практика, беседа, аргументация научных положений, дискуссия, рассуждения.

М.В. Ломоносов разделил методы на три основные группы: словесные, практические методы самостоятельной работы.

Основным критерием истинности научного знания Ломоносов считал эксперимент.

Первые фундаментальные учебники по русскому языку, риторике, оригинальные учебные руководства по естественным и математическим дисциплинам, написанные Ломоносовым, заложили основы методики преподавания как науки.

В методике преподавания естественных наук главное внимание Ломоносов уделял обучению практическим навыкам, умениям владеть физическими и химическими приборами.

Он первым представил гимназию как передовой тип средней общеобразовательной школы в России. Огромной заслугой ученого явилось основание Московского университета (1755) с тремя факультетами: философским, юридическим, медицинским, в котором обучение велось преимущественно на русском языке.

Ломоносов объединил вокруг себя прогрессивно настроенных ученых, своих учеников Н.И. Попов- академик- астроном, Д.И. Виноградов – создатель русского фарфора, А. Поляков- гравер, В.И. Лебедев – переводчик, И.И. Голубцов, А.А. Барсов и др.

Посвятим этот год изучению и популяризации идей, открытий, достижений М.В. Ломоносова!!!