ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности Ушакова О.Б. Методист ЦРО г. о. Самара 2010 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
Advertisements

Организация внеурочной деятельности в начальной школе Ушакова О.Б. Методист ЦРО г. о. Самара 2010 г.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Организация внеучебной деятельности в начальной школе.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Воспитание в ФГОС Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность школьников. Разработчики Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Внеурочная деятельность в начальной школе. Стандарты – социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьёй, обществом и государством.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
Воспитательные результаты и эффекты внеучебной деятельности школьников Григорьев Дмитрий Васильевич Григорьев Дмитрий Васильевич Степанов Павел Валентинович.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Восканова Е.М., зав. научно-методическим отделом Городского методического центра.
Понятие, виды и направления внеурочной деятельности школьников.
Организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы Выступление учителя начальных классов Рябовой Е.С.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Ежова Н.В., зам.директора по ВР МБОУ СОШ с.Троекурово.
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования Павлова Н. В. МОУ ООШ 3 г. Камешково Павлова.
Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологии.
Транксрипт:

ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности Ушакова О.Б. Методист ЦРО г. о. Самара 2010 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) Пункт 19.6 Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ( далее – Программа) должна быть направлен на обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) Программа должна обеспечивать: Создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко – культурную, этническую и религиозную специфику; Формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

Общие положения Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования(ФГОС)

Общие положения Концепция определяет: Характер современного национального воспитательного идеала; Цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания детей и молодежи; Систему базовых национальных ценностей; Основные социально – педагогические условия и принципы духовно – нравственного развития и воспитания детей и молодежи.

1 Национальный воспитательный идеал Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

2. Цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания Определены в сфере личностного развития; Определены в сфере общественных отношений; Определены в сфере государственных отношений

4. Базовые национальные ценности российского общества Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество

5 Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания Интеграция всех основных видов деятельности школьников: учебная деятельность на уроках; внеурочная деятельность (культурные практики); внешкольная деятельность (социальные практики); деятельность школьник в семье; общественно полезная деятельность

5 Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений литературы и искусства для детей и юношества; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; традиционных российских религий; фольклора народов России; истории своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности других источников информации и научного знания.

ПРОГРАММА Духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

1.Направление Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

2.Направление Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности : нравственный выбор ; смысл жизни ; справедливость ; милосердие ; честь ; достоинство ; любовь ; почитание родителей ; забота о старших и младших ; свобода совести и вероисповедания, представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

3.Направление Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности трудолюбие ; творчество ; познание ; истина ; созидание ; целеустремленность ; настойчивость в достижении целей ; бережливость.

4.Направление Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности : здоровье физическое, здоровье социальное ( здоровье членов семьи и школьного коллектива ), активный, здоровый образ жизни.

5.Направление Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Ценности : жизнь ; родная земля ; заповедная природа ; планета Земля.

6.Направление Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях Ценности : красота ; гармония ; духовный мир человека ; эстетическое развитие ; художественное творчество.

По каждому направлению подробно расписаны : задачи; примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы; воспитательные результаты.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности ( спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное ) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

На основе «Примерных программ…» школа может разработать свои программы внеурочной деятельности детей с учетом как региональных особенностей так и запросов участников образовательного процесса Пособие содержит методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы во второй половине дня Внеурочная деятельность

Основные направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность спортивно- оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуаль ное

Основные виды деятельности Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество; Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность. И т. д.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ первый уровень Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни Достигается во взаимодействии с педагогом

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ второй уровень Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ третий уровень Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма 3- й уровень результатов 3- й уровень результатов 2- й уровень результатов 2- й уровень результатов 1- й уровень результатов Форсирование результатов недопустимо

Методический конструктор ( преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности ) Уровень результатов Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний ( 1 уровень ) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень ) Получение опыта самостоятельной общественной деятельности ( 3 уровень ) 1. Игровая Игра с ролевым акцентом Игра с деловым акцентом Социально моделирующая игра

Методический конструктор ( преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности Уровень результатов Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний ( 1 уровень ) Формировани е ценностного отношения к социальной реальности ( 2 уровень ) Получение опыта самостоятель ного общественно го действия ( 3 уровень ) 2. Познаватель ная Познавательные беседы, предметные олимпиады, факультативы Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальная игра « Что ? Где ? Когда ?» Детский исследовательский проекты, межшкольные конференции учащихся, интеллектуальные марафоны, музеи – клубы.

Методический конструктор ( преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности Уровень результатов Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний (1 уровень ) Формирование ценностного отношения к социальной реальности ( 2 уровень ) Получение опыта самостоятельног о общественного действия ( 3 уровень 0 3. Проблемно - ценностное общение Этическая беседа Дебаты, тематический диспут Проблемно – ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Методический конструктор ( преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности Уровень результатов Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний ( 1 уровень ) Формирование ценностного отношения к социальной реальности ( 2 уровень ) Получение опыта самостоятельног о общественного действия ( 3 уровень ) 4. Досугово - развлекатель ная деятельность ( досуговое общение ) Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галерею Концерты, инсценировки, праздничные « огоньки » на уровне класса и школы Досугово – развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме ( благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности

Методический конструктор ( преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности Уровень результатов Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний ( 1 уровень ) Формировани е ценностного отношения к социальной реальности ( 2 уровень ) Получение опыта самост. общественного действия ( 3 уровень ) 5. Художественн ое творчество Занятия объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

Методический конструктор ( преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности ) Уровень результатов ) Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний ( 1 уровень ) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень ) Получение самостоятельного общественного действия ( 3 уровень ) 6. Социальное творчество ( социально преобразующая добровольческая деятельность ) Социальная проба инициативное участие ребенка в социальном деле, акции КТД – коллективно – творческое дело Социально – образовательный проект

Методический конструктор ) Уровень результатов Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний ( 1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельн ого общественног о действия (3 уровень) 7. Трудовая (производс твенная деятельнос ть) Занятия по конструированию,кру жки технического творчества, домашних ремесел Трудовые десанты, сюжетно – ролевые продуктивные игры «Почта», « Фабрика», производственная бригада под руководством взрослого Совместная трудовая деятельность детей и взрослых

Методический конструктор ( преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности Уровень результатов Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний ( 1 уровень ) Формирование ценностного отношения к социальной реальности ( 2 уровень ) Получение опыта самостоятельной общественной деятельности ( 3 уровень ) 8. Спортивно – оздоровитель ная деятельность Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры, и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

Методический конструктор Уровень результатов Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний ( 1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности ( 2 уровень) Получение опыта самостоятельно го общественного действия (3 уровень) 9. Туристско – краеведческая деятельность Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок Туристический поход, краеведческий клуб Туристско – краеведческая экспедиция, поисково - краеведческая экспедиция, школьный краеведческий музей

Разные виды программ Разные виды программ Комплексная образовательная программа внеурочной деятельности Комплексная образовательная программа внеурочной деятельности Предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности

Разные виды программ Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности Тематическая образовательная программа внеурочной деятельности направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п

Разные виды программ Образовательная программа, ориентированная на достижение результатов определенного уровня Образовательная программа, ориентированная на достижение результатов определенного уровня Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: ( программа, обеспечивающая 1 уровень результатов) для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности ( программа, обеспечивающая 1 и 2 уровень результатов) для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям; ( программа, обеспечивающая 2 и 3 уровень результатов для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия.

Разные виды программ Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности Возрастные образовательные программы ( образовательные программы внеурочной деятельности младших школьников, программы внеурочной деятельности подростков, программы внеурочной деятельности старших школьников) Индивидуальные образовательные программы для учащихся

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы 3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 4. Программа содержит: введение (информация о назначении, программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, на какой возраст рассчитана); перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; описание разделов примерного содержания занятий со школьниками; характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 5.В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий с учетом уровня воспитательных результатов

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных занятий. Количество аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. 7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях учащихся одной возрастной группы.