Образование в России и его модернизация. Сиушева Г.Г., доцент кафедры управления и экономики образования КОИРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа разработана по поручению Президента РФ от 17 марта 2008 года ПР-427, п.3, Поручения Правительства РФ от 22 марта 2008 года В3-П , п.3.
Advertisements

Федеральная целевая программа развития образования на годы РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Развитие учительского потенциала в контексте государственной политики в сфере образования Родионова А.М., специалист отдела кадровой политики и правовой.
Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
Тема: « Основные направления модернизации российского образования »
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Приоритетные направления развития инновационной инфраструктуры в сфере образования: проектное задание сети А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт.
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
Деятельность стажировочной площадки при МБОУ «Еласовская средняя общеобразовательная школа» с. Еласы 2012.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Транксрипт:

1 Модернизация образования в России Сиушева Г.Г., доцент кафедры управления и экономики образования КОИРО

2 Образование Под образованием в Законе «Об образовании»понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

3 Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

4 Потребности в образовании Мероприятия модернизации образования

5 Модернизация Усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

6 Причины модернизации образования в России Влияние типов цивилизации на образование (раздаточный материал) Болонские соглашения ( слайды 7-9) Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития России (слайд 10)

7 Ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества: Консолидация общества в условиях роста его разнообразия Социальное выравнивание общества Формирование российской гражданской идентичности личности Взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур Конкурентоспособность личности, общества и государства

8 Болонская декларация ЦЕЛИ: 1.Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней. 2. Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах – достепенного и послестепенного образования. 3. Внедрение системы кредитов по типу ECTS – европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости

9 4.Содействие мобильности путем преодоления препятствий осуществлению свободного передвижения. 5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий 6. Содействие европейской направленности в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, в практической подготовке и проведении научных исследований

10 7.Обучение в течение всей жизни Совместимость всех секторов обучения Университетские комплексы 8. Европеизация обучения Воспитательная работа 9. Участие студентов в управлении образованием Участие в аккредитации 10. Признание квалификаций Подготовка персонала

11 установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности; готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям; высокая социальная активность; требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность; способность быстро адаптироваться к новым вызовам; компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия. установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности; готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям; высокая социальная активность; требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность; способность быстро адаптироваться к новым вызовам; компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия. Изменения структурных пропорций в российской экономике существенно повлияют на тенденции развития человеческого капитала.

12 Стратегическая цель государственной политики в области образования: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

13 Документы Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»( Указ Президента от г.) ФЦПРО на 2011 – 2015 годы (Распоряжение Правительства от 7 февраля 2011 г. N 163-р ) Проект «Образование» Новый Закон «Об образовании» ( в стадии обсуждения)

14 Приоритетные задачи модернизации: -обеспечение инновационного характера базового образования; -модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; -создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; -формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

15 В годах в рамках реализации проекта "Образование": -оказана государственная поддержка 57 вузам, 9 тыс. инновационных школ, 340 образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования; -поощрены 40 тыс. лучших учителей и 21 тыс. представителей талантливой молодежи, -ежемесячное вознаграждение за классное руководство выплачено более чем 800 тыс. педагогов; поставлено в образовательные учреждения 54,8 тыс. комплектов нового учебного оборудования -9,8 тыс. школьных автобусов, -свыше 52 тыс. российских школ получили доступ в сеть Интернет.

16 Программа разработана по поручению Президента РФ от 17 марта 2008 года ПР-427, п.3, Поручения Правительства РФ от 22 марта 2008 года В3-П , п.3.

17 Внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей: соответствие требованиям инновационного развития экономики современные потребности общества и каждого гражданина повышение доступности качественного образования

18 развитие конкуренции образовательных учреждений различных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств гибкая система формирования зарплаты преподавателей, сопоставимой с уровнем зарплаты в экономике финансирование на основе нормативно – подушевого принципа переход образовательных учреждений в автономные режимы с бюджетным финобеспечением госзадания налоговые стимулы и льготы получения образования

19 участие общественности в управлении и контроле качества образования на всех уровнях (наблюдательные, управляющие и попечительские советы) открытость учебных заведений: размещение информации о своей деятельности на собственном сайте и в сети Интернет ( о составе преподавателей, о реализуемых образовательных программах, бюджете, материально-технической базе, наличии клубов, библиотек, спортивных сооружений, столовых и т.д.) рост роли профессионального (академического) самоуправления активное взаимодействие российской образовательной системы с мировой: регулярное участие в сопоставительных исследованиях, активное использование международного опыта, привлечение кадров преподавателей из-за рубежа

20 национальные библиотеки цифровые ресурсы дистанционные формы образования широкий доступ к получению образования по вариантным траекториям с использованием консультаций

21 Существенное повышения конкурентноспособности квалифицированного педагога повышение зарплаты с одной стороны и нарастающее давление на недостаточно квалифицированных работников со стороны потребителей с другой стороны приведут к притоку в систему образования новых, высококвалифицированных работников

22 Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни: Стандарт профессионального образования Система повышения квалификации НСОТ Квалификационные требования Аттестация

23 К 2010 году разработан новый интегрированный Закон РФ «Об образовании».

24 1.Самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей (от 0 до 3-х лет) 2.Создание социальных служб педагогической поддержки раннего детства и целевые программы сопровождения детей из группы риска Дошкольное образование должно не только обеспечивать равные стартовые условия для подготовки детей к школе, но и стать социальным институтом, чутким к интересам семей 3.Государственная поддержка программ раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы собственности: одаренные дети; детей с трудностями в развитии 3.Государственная поддержка программ раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы собственности: одаренные дети; детей с трудностями в развитии

25 4. Для расширения охвата детей услугами дополнительного образования будут привлекаться организации различной формы собственности с привлечением государственных средств нормативно-подушевого финансирования: группы дошкольного образования при школах; группы кратковременного пребывания детей в учреждениях допобразования 4. Для расширения охвата детей услугами дополнительного образования будут привлекаться организации различной формы собственности с привлечением государственных средств нормативно-подушевого финансирования: группы дошкольного образования при школах; группы кратковременного пребывания детей в учреждениях допобразования 5. В ближайшие 4 года осуществить модернизацию технологий дошкольного образования и организовать переподготовку преподавателей 6. организация широкой общественной дискуссии о введении обязательного года предшкольного образования

26 1.Начальная, подростковая, старшая школа (деление по ступеням, а не по уровню образования) 2.Выделение специфических методов и подходов к обучению на разных ступенях образования 3.Ориентация школьного образования на практические навыки и способности применять знания, реализовывать собственные проекты

27 4.Овладение обучающимися умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений 5. Возрастания роли и значимости учебных курсов с элементами освоения технологий. Вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность

28 6. Изменение подхода к преподаванию естественнонаучных дисциплин с акцентом на проведение исследований, выдвижение и проверку гипотез, решение аналитических и проектных задач

29 7.Обновление в 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентност -ного подхода 8.Завершение к 2011 году организационного перехода на принципы профильного обучения. При этом будет обеспечиваться возможность построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий 9.Школы – лидеры становятся базовыми школами со своей сетью филиалов. Укрупнение базовых школ, прежде всего старшей ступени

Расширение сферы дополнительного образования 11.Важнейшую роль в оценке достижений школьников наряду со стандартизированными экзаменами будут играть новые методы оценивания, отражающие индивидуальные творческие достижения ребенка

31 04 февраля 2010 г. Президентом РФ утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Основные направления развития общего образования 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ

32 1.Обеспечение возможности получения для каждого гражданина на востребованном уровне: краткосрочные программы профподготовки и профобразования прикладной (технический) бакалавриат академический бакалавриат магистерские программы..

33 2.Инновационный характер профессионального образования будет обеспечен: постоянно растущим исследовательским компонентом соединением ряда образовательных программ с реальным производством в т.ч. путем предоставления предприятиям образовательных услуг созданием независимых от институтов образования профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих отбраковку устаревших образовательных программ, включая механизмы независимого присвоения квалификации

34 3. Структура системы высшего образования – университеты, академии, институты: вузы мирового уровня (федеральные университеты). Ведут передовые научные исследования и образовательные программы; решают национальные кадровые, исследовательские задачи для крупных инвестиционных проектов университеты регионального значения реализуют многопрофильные программы для кадрового обеспечения субъектов РФ институты, реализующие главным образом программы бакалавриата (прикладного)

35 4. Поддержка мобильности студентов через систему зачета кредитных единиц. Общественно- профессиональная аттестация выпускников (профессиональный экзамен) для выхода на рынок труда 5. Государственно-частное партнерство: совместно с объединением работодателей инновационная структура вузов (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные предприятия); рост роли некоммерческих организаций в формировании общественно-государственной системы профессиональных стандартов

36 6. Создается система государственной поддержки образовательного кредитования студентов 7.Нормативно – подушевое финансирование 8.Предполагается установить границу в балах (ЕГЭ) для тех, чьи знания и компетентности недостаточны для освоения программ высшего профессионального образования:

37 9.В систему академического и прикладного бакалавриата будет вовлечено более 2/3 выпускников школ. Высшее образования станет стандартом поколения, вступающего в активную жизнь в первой четверти 21 века 10.Федеральным государственным стандартом подготовки бакалавров будет регламентироваться около 50% учебного плана, 20% - образовательные учреждения, 30% - доля самостоятельно выбираемых студентами курсов 11. К 2012 году завершится переход к уровневому высшему образованию при существенном сокращении перечня специальностей высшего образования, направлений подготовки на уровне бакалавриата при введении более высоких нормативов финансирования магистратуры

38 Граждане, получившие профессиональное образование и желающие повысить уровень своих знаний, умений и навыков или получить новые, являются ключевым ресурсом экономики Обучение в течение всей жизни – необходимый и значимый элемент современных образовательных систем

39 1. Система неформального образования (курсы, тренинги, короткие программы, самообразование) будет характеризоваться: Многообразием организаций, оказывающие образовательные услуги Наличием механизма подтверждения полученного образования через экзамены и сертификацию Развернутой сетью образовательных консультаций, оказывающих гражданам поддержку в выборе образовательных траекторий Значительное развитие самостоятельной образовательной деятельности граждан посредством активного использования Интернет- ресурсов, радио, телевидения и других средств массовой информации

40 2.Ведомствами совместно с работодателями должны быть установлены нормы периодичности повышения квалификации рабочих и специалистов 3.В бюджетном секторе экономики предстоит разработать и внедрить конкурентные подходы к повышения квалификации и переподготовке 4. Перевод бюджетных учреждений повышения квалификации в режим работы автономных с использованием механизмов нормативно-подушевого финансирования и финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений бюджетной сферы

41 5. Разработка методов финансирования связанных в первую очередь с конкретными запросами потребителей. Поддержка самообразования профессорско- преподавательского состава вузов по перспективным направлениям науки и инновации через развитие деятельности фондов 5. Разработка методов финансирования связанных в первую очередь с конкретными запросами потребителей. Поддержка самообразования профессорско- преподавательского состава вузов по перспективным направлениям науки и инновации через развитие деятельности фондов 6. В условиях временного демографического спада программы непрерывного образования будут гораздо активнее реализовываться вузами

42 7.Активизация внутрифирменного дополнительного образования через налоговые льготы (отнесение расходов на обучение к расходам на себестоимость продукции) 8.Государственная поддержка центров независимой сертификации квалификаций (оценка квалификации)

43 Однако : -значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также в информационное пространство российского общества; -недостаточное использование современных образовательных технологий; -низкую динамику кадрового обновления в системе образования; -крайне неоднородный охват граждан дошкольным, дополнительным и непрерывным образованием в различных субъектах Российской Федерации; -отсутствие действенных механизмов продвижения отечественного образования за рубежом; -отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.

44 Направления модернизации образования в России в годах -модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; -приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг. -поддержка лидеров в лице отдельных образовательных учреждений и региональных систем образования -развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

45 Общее образование: достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров инициативы "Наша новая школа"; модернизированы муниципальные системы дошкольного образования; модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования; модели государственно-общественного управления образованием сформирован общероссийский кадровый ресурс ведущих консультантов по вопросам развития системы образования всех федеральных округах будут созданы: стажировочные площадки для обучения и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования:

46 - модернизации муниципальных систем дошкольного образования, -распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования; -распространения моделей государственно- общественного управления образованием; -подготовки специалистов по реализации ФГОС; -центры справочно-методической и технической поддержки общеобразовательных учреждений по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе; - распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей(…)

47 развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей создание центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университета создание единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой молодежи; разработка и внедрение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей.

48 НПО и СПО разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации).

49 распространение во всех субъектах Российской Федерации современных проектов энергосбережения в образовательных учреждения поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) улучшение материально-технической базы сферы профессионального образования стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития

50 обеспечение разработки региональной программы при участии объединений работодателей сокращение сроков профессиональной подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования путем расширения практики заочного и дистанционного обучения общеобразовательным дисциплинам, оптимизации программ профессионального образования комплекс мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих специальностей меры дополнительной поддержки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, избравших работу по профильной специальности

51 разработаны, апробированы и введены в действие новые программы профессионального образования оснащение современным учебно- производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций создание и поддержка сетевых сообществ специалистов сферы профессионального образования

52 осуществлена реконструкция и строительство объектов федеральных образовательных учреждений профессионального образования (осуществлена реконструкция и строительство объектов федеральных образовательных учреждений профессионального образования ) разработка новой модели общероссийской системы оценки качества общего образования создание инструментария ее реализации с обеспечением комплексного электронного мониторинга качества общего образования

53 разработка моделей оценки качества дошкольного, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного образования, технологии и методики проведения процедур контроля и оценки качества образования; создание сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональной квалификации, в том числе ориентированных на стимулирование развития трудовой мобильности создана единая информационная система, агрегирующая данные о сфере образования начиная с уровня учащегося.

54 созданы условия для минимизации в общем образовании отчетности при одновременном повышении ответственности посредством внедрения электронного документооборота, развития системы открытого электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности образовательных учреждений. меры поддержки ОУ разрабатывающим и внедряющим механизмы (методики) внешних экспертных оценок, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ

55 Высшее образование Структура профессионального образования будет обеспечивать для каждого гражданина России возможность получить базовую профессиональную подготовку на востребуемом им уровне: короткие программы профессиональной подготовки и профессионального образования, прикладной (технический) бакалавриат, академический бакалавриат растущая исследовательская компонента высшего образования ; интеграции ряда образовательных программ с реальным производством, в том числе посредством предоставления образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих отраслей

56 10–12 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов; – 20–40 исследовательских вузов, чья деятельность поддерживается на конкурсной основе и обеспечивает реализацию исследовательских программ по наиболее приоритетным направлениях развития науки и техники; – 100–150 крупных университетов регионального значения, реализующих многопрофильные программы для решения кадровых проблем субъектов Федерации; – университеты, академии и институты, реализующие главным образом программы бакалавриата (в том числе прикладного).

57 инновационная инфраструктура вузов; некоммерческие организации будут формировать общественно-государственную систему профессиональных стандартов сформируется система государственной поддержки образовательного кредитования студентов вузам предоставляется возможность решать, на какие направления обучения и с каким баллом единого экзамена на конкурсной основе принимать абитуриентов Более широкое распространение получат стипендии за высокие результаты обучения. Увеличится размер стипендий для студентов из социально незащищенных слоев населения.

58 будут построены и отремонтированы десятки студенческих общежитий.

59 Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения Чарльз Дарвин