Управление воспитательной системой лицея: основные подходы «В человеческой деятельности всегда были две неизменно трудные вещи: воспитание детей и управление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ( ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ )
Advertisements

Воспитательная система школы Образовательная программа ИРО «Управление развитием воспитательных систем»
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Психологические особенности подросткового возраста.
Особенности программы ОЭР «Школа социального партнерства в условиях информационного общества» Л.Б. Куценко-Барскова, доцент, к.п.н, научный руководитель.
Ставит главной задачей – раскрытие способности каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
Транксрипт:

Управление воспитательной системой лицея: основные подходы «В человеческой деятельности всегда были две неизменно трудные вещи: воспитание детей и управление взрослыми людьми». И.Кант

Сегодня, если школа хочет быть конкурентоспособной, то она должна работать в логике образовательной потребности школьника, давая качественное образование и воспитание, позволяющее адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной социокультурной ситуации

Модернизация возможна только через развитие новой модели воспитательной системы школы, класса как единого образовательного пространства, структурирующего целостность и полноту современного знания в формах гуманной ценности, нравственно здоровых ориентиров

Профессиональное воспитание – процесс целенаправленный, а значит, системный Управление – целенаправленное воздействие на жизнедеятельность школы, которое осуществляется на всех основных этапах ее развития

Два уровня системного подхода к воспитанию и два понятия: Первый уровень – система воспитательной работы

Второй уровень – школьная воспитательная система

Современная теория воспитания «Эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы». Теоретики и практики воспитания: В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова «Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они не казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего». Л.И.Новикова

Воспитательная система - упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой им среды), взаимодействие которых обуславливает наличие у учебного заведения способности содействовать развитию ребенка

Воспитательная система лицея 1993 г. Образование провинциального лицея 1999 г. Программа развития лицея «Самоактуализирующая личность» 2004 г. Миссия лицея – лицей создает условия для самореализации учеников с учетом индивидуальных возможностей каждого, сочетая разноуровневость, элитарность и доступность образования 2005 г. Программа развития воспитательной деятельности 2005 г. Концепция и Программа развития МОУ Заволжского лицея Миссия лицея: обеспечение обязательности и доступности общего образования, обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, обеспечение комплексной безопасности учащихся

Воспитательная система лицея рационально-образовательной ориентации Основные ценности: знания, разум, наука, истина, техника, цивилизация Цель: человек, владеющий запасом знаний способами их получения, обладающий развитым интеллектом, рациональномыслящий, умеющий использовать полученные знания на практике. Системообразующий вид деятельности: познавательная деятельность Основные педагогические технологии: развивающего обучения, информационного взаимодействия (в частности, информационно- коммуникационные), ТРИЗ, совместного научно исследования, эвристического и проблемного обучения. Виды деятельности с учащимися: деятельность НОУ, система познавательных и творческих конкурсов, смотров, фестивалей, праздников, олимпиад, предметных недель, оздоровительно-восстановительная деятельность, диагностика и самодиагностика.

Цель: создание уклада школьной жизни, способствующего воспитанию разносторонне развитой личности Результат: становление личности: свободной, деловой, предприимчивой, компетентной, творческой, обладающей внутренним механизмом нравственной регуляции, обращенной к человеку, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность, способной стать носителем продуктивного позитивного опыта для последующих поколений

Воспитательная система воплощает в себе совокупную согласованную деятельность школы, которая реализуется в трех взаимосвязанных сферах: в процессе обучения (взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся по освоению стандартов в рамках учебных программ), во внеклассной образовательной сфере (самостоятельная деятельность ребенка по самообразованию, его участие в работе объединений дополнительного образования), во внеучебной сфере (все виды деятельности по приоритетным направлениям воспитательной работы)

Процесс обучения в структуре воспитательной системы лицея жизнедеятельность учащихся способ овладения современной культурой и культурной традицией источник приобретения разнообразного познавательного опыта Функции: Интегрирующая Регулирующая Развивающая Функции защиты, корректировки и компенсации

Дополнительное образование в структуре воспитательной системы Сетевое взаимодействие с Центром дополнительного образования Функции: Интеграции Компенсации Развития конкретной индивидуальности Социализации Самоактуализации Рекреации Социальной защиты

Внеучебная деятельность в воспитательной системе лицея Признаки: ориентация на наиболее приемлемые формы жизнедеятельности обеспечение права выбора форм и содержания внеучебная деятельность социально значима, организуется с учетом уровня развития детей, их интересов, предоставляются возможности для проявления инициативы, самодеятельности, активности интегративный характер содержания деятельности наполненность разнообразными делами

Условия организации внеучебной деятельности: созидательность, высокая мотивированность, инициирование целевой активности, побуждение учащихся к рефлексии – анализу собственного состояния, переживания, мыслей по ходу и завершению деятельности, «мажор» - оптимистический настрой всех субъектов деятельности, сотрудничество взрослых и детей в деятельности

Воспитание «крупными дозами»

Циклограмма ключевых школьных дел Праздник «Храм науки, мечтаний, чудес… Здравствуй, лицей!» Конкурс букетов «Краски осени» Акция «Букет ветерану» Праздник «Славлю тебя, Учитель!» Праздник «Мы теперь – не просто дети, мы теперь – ученики» Посвящение в Старшеклассники Старт тинейджеров День рождения РМиД Праздник «Новый год зажигает огни» Математический КВН Мисс лицея День интеллектуального общения и творческого сотрудничества День открытых дверей Праздник «Азбука – к мудрости ступенька» Вахта Памяти Конкурс «Ученик года» Ярмарка образовательных услуг Праздник «Последнего звонка» «Звездный бал» Выпускной бал «Фотография на память»

Детское школьное самоуправление Основные положения: Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды отношений руководства-исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт Общественная жизнь в условиях школы - деятельность различных детских организаций, дополнительного образования, событийное взаимодействие учащихся, педагогов, родителей, социума Детское самоуправление не обязательно должно пронизывать каждый этап школьной жизни. Оно сосредотачивается вокруг различного рода событий (коллективно-творческих дел), где налицо возникновение самоуправленческих отношений. Реальными субъектами самоуправления являются дети. Естественная активность ребенка «доращивается» до гражданской активности через каналы образования и воспитания: педагогической поддержки, группового общения, педагогического консалтинга (консультирования).

Классный коллектив как объект и субъект управления Использование системного подхода в деятельности классного руководителя

«Чтобы воспитание было успешным» «Погружение» в культуру Создание культурной среды, культурного пространства – один из важных компонентов воспитательной системы

«Когда стены воспитывают»

«Инновации» 2008 г. Проект «Реализация образовательного процесса через развитие совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ, с учетом преемственности между I, II, III ступенями общего образования» на период до 2019 года

В основе построения содержания ФГОСОО (Федерального государственного образовательного стандарта общего образования) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование и развитие личности: отвечающей потребностям инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества, имеющей постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, социальную мобильность, чувство ответственности и личностной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию, креативность, диалогичность с другими культурами, умение решать конфликты мирным путем, лояльность государству, рефлексивность, критическое мышление, социальный оптимизм, умеющей самостоятельно конструировать свои знания, необходимые для решения задач, имеющей способности объединять различные элементы знаний в нужные знаниевые комбинации, а затем в новое знание, имеющей потребность для дальнейшего образования и профессиональной деятельности, понимающей актуальность для современного российского общества ценностно-нравственного значения образования.

В Требованиях к структуре основных образовательных программ наличие раздела «Программа воспитания и социализации учащихся» Программа обеспечивает единство обучения, воспитания и развития и направлена на определение системы требований к воспитательной составляющей образовательного процесса, на формирование в рамках управления региональными образовательными системами образовательными учреждениями практики планирования, организации и контроля двух взаимосвязанных процессов: социальная адаптация образовательных учреждений (уточнение целей и особенностей воспитательной работы, ориентированных на специфику контингента учащихся и микросоциум – воспитательная система ОУ), многоуровневая социально-личностная адаптация учащихся Духовно-нравственное развитие обучающихся являются важнейшими педагогическими инструментами сохранения и укрепления целостного образовательного (воспитательного) пространства России.

Раздел «Механизмы достижения реализации проекта» в графе «Обеспечение формирования российской идентичности как основы развития гражданского общества» способом измерения является наличие воспитательной системы, отвечающей требованиям к организации и результатам образовательного процесса с учетом обеспечения конечного результата: формирования личности выпускника, отвечающего требованиям гражданского общества.

Созданная система – явление высокого уровня сложности, результат длительной продуманной работы педагогического и ученического сообществ, взаимодействия с окружающей средой. «Опыт создается собственными усилиями коллектива единомышленников в единстве теории и практики» К.Д.Ушинский