Учитель и проблемы дисциплины. Мотивы плохого поведения: Привлечение внимания Власть Месть Избегание неудач.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Проблемы дисциплины » (причины, правила, стратегия поведения) Подготовила педагог-психолог Калинова Ольга.
Advertisements

Учитель и проблемы дисциплины Отклоняющееся поведение учащихся.
Философия дисциплины учителя. Три подхода: «Руки прочь» «Подход твёрдой руки.» «Возьмёмся за руки.»
Конструктивное взаимодействие учителя с учеником Распознать истинную цель проступка; В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в.
Почему дети становятся «трудными» ? Цели: Обсудить проблемы воспитания подростков Обсудить проблемы воспитания подростков выяснить причины, которые приводят.
Способы воздействия учителя на учащихся, нарушающих дисциплину Сообщение подготовлено руководителем методического объединения учителей математики и информатики.
Семинар для педагогов Учитель и проблемы дисциплины.
Цель: Цель: предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения детей и подростков.Задачи: 1. Профилактика нежелательных негативных тенденций.
Психологическое занятие для учителей 5-11 классов «Конструктивное взаимодействие с «трудными подростками» Психологическое занятие для учителей 5-11 классов.
Воспитание – это создание системы условий, в которой происходит развитие личности. В основе технологий, предлагаемых в этой презентации лежат гуманистические.
Учитель и проблемы дисциплины. «Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер». М. Горький Цель: Познакомиться с 3 основными законами.
Родительское собрание «Наши трудные дети». Трудный ребёнок … Что за этими словами, какой он?
Реальность и рассказы о ней Реальность Факты: поступки, действия, события Рассказы о реальности Мнения, оправдания, интерпретации, принципы, объяснения.
Мотивация «плохого поведения». Привлечение внимания.
Тютрина Валентина Дмитриевна Заместитель директора по воспитательной работе МКОУ СОШ с.Новогромово Черемховский район Иркутская область.
УЧИТЕЛЬ И ПРОБЛЕМЫ С ДИСЦИПЛИНОЙ.. Л.Альберт «Кооперативная дисциплина», Р. Дрейкурс «Психология в классе», С. В. Кривцова «Учитель и проблемы дисциплины».
Технология кооперативной дисциплины Линды Альберт.
Навыки конструктивного взаимодействия с подростком.
Методы педагогической поддержки учащихся в школе.
«Руки прочь» - борьба; «Твердая рука» - помощь; «Возьмемся за руки» - сотрудничество.
Транксрипт:

Учитель и проблемы дисциплины

Мотивы плохого поведения: Привлечение внимания Власть Месть Избегание неудач

1.Социальные причины 2.Социальные стороны поведения 3.Эмоции учителя 4.Желания учителя 5.Реакции ученика 6.Способы профилактики

Привлечение внимания 1.Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению 2.Потребность в контакте с учителем 3.Раздражение, негодование 4.Сделать замечание 5.Временно прекращают выходку 6.Учить детей просить внимания приемлемыми способами. Оказывал внимание за хорошее поведение

Власть 1.Мода на «сильную личность», отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка 2.Смелость, сопротивление влияниям 3.Гнев, негодование, может быть, страх 4.Прекратить выходку с помощью физического действия 5.Прекращают выходку, когда сами решат 6.Уходить от конфронтации. Отдавать часть, своих организационных функций

Месть 1.Рост насилия в обществе 2.Способность защищать себя от боли и обид 3.Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху 4.Немедленно ответить силой или уйти из ситуации 5.Прекращают выходку, когда сами решат 6.Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем

Избегание неудач 1.Слишком высокие требования родителей и учителей 2.Нет 3.Профессиональная беспомощность 4.Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста 5.Попадают в зависимое от учителя. Продолжают ничего не делать 6.Поддерживать ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»

Рекомендации по уменьшению уровня конфликтности, агрессии, тревожности у учащегося 1.Помните: затянувшиеся конфликты и взаимная эмоциональная неприязнь вызывают вербальную агрессию у учащихся на педагогов и физическую агрессию на своих сверстников. 2.Владение педагогом собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей. 3.Говорите с ребенком на языке внутреннего «Я», на языке «Я-сообщений». 4.Не оценивайте личность ребенка, а говорите о нежелательных последствиях его действий. 5.Научитесь слушать ребенка. 6.Для снятия тревожности на уроках необходимы постоянная смена деятельности, проведение физминуток.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо: 1.Распознать истинный мотив поступка. 2.В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку. 3.Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.

Три основных закона поведения 1-й закон Ученики выбирают определенное поведение в опре­деленных обстоятельствах. 2-й закон Любое поведение учеников подчинено общей цели чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни. 3-й закон Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: привлечение внимания власть месть избегание неудачи.

Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания Активная форма Ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса. Пассивная форма Ученики демонстрируют поведение «в-час-по- чайной- ложке», то есть все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно. Реакция учителя Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы. Ответы ученика на реакцию учителяПрекращают выходку, но только на короткое время. Природа поведения, направленного на привлечение внимания 1. Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. 2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. 3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». Сильные стороны подобного поведения Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем. Принципы профилактики демонстративного поведения 1. Больше внимания уделять хорошему поведению. 2. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.

Характеристики властолюбивого поведения Активная форма Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность. Пассивная форма Тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое. Разные формы оправданий. Реакция учителя Чувства: гнев, негодование, может быть, страх. Действия: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.). Ответы ученика на реакцию учителя Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»). Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее. Природа поведения, направленного на привлечение внимания 1. Социальные установки изменились: от отношений господства- подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав. 2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению. Сильные стороны подобного поведения Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам. Принципы профилактики демонстративного поведения 1. Уход от конфронтации и снижение напряженности. 2. Передача ученику части своей организаторской власти

Характеристики мстительного поведения Активная форма Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим. Пассивная формаИгнорируются всякие дружелюбные попытки контакта. Реакция учителя Чувства: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху. Действия: немедленно ответить силой как равному, (подавить) или уйти из ситуации (убежать из класса). Ответы ученика на реакцию учителя Выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее. Природа мстительного поведения 1. Отражение роста насилия в обществе. 2. Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов. Сильные стороны мстительного поведения Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли. Принципы профилактики мстительного поведения 1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них. 2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.

Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи Активная форма Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. Пассивная форма Откладывание на потом. Недоведение до конца. Временная нетрудоспособность. Официальные диагнозы. Реакция учителя Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста). Ответы ученика на реакцию учителя Зависимое поведение. Ученик продолжает ничего не делать. Природа мстительного поведения 1. Отношение по типу «красного карандаша». 2. Необоснованные ожидания родителей и учителей. 3. Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм. 4. Упор на соревнование в классе. Сильные стороны мстительного поведения Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет. Принципы профилактики мстительного поведения 1. Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу». 2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.

Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание СтратегииТехники Минимизация внимания Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя ученика. Посылайте «секретный сигнал». Делайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание». Разрешающее поведение Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота». Неожиданное поведение Выключите свет. Используйте музыкальный инструмент. Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок. Отвлечение внимания ученика Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность. Поощрение хорошего поведения Благодарите учеников. Пересаживание учеников Просите ученика сесть на другое место. «Стул размышлений».

Техники экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учеником, цель которого власть или месть СтратегииТехники Ищите изящный уход Перенесите обсуждение вопроса Назначьте специальное время для обсуждения вопроса Озадачивайте ученика Используйте удаление Признайте силу ученика Удаление в пределах классной комнаты Удаление в другой класс Удаление в специальное помещение Изоляция в кабинете школьной администрации Удаление с применением силы Устанавливайте санкции Уберите зрителей Лишение ученика права свободно распоряжаться своим временем Лишение права пользования предметами Лишение права доступа в различные помещения школы Встреча с администрацией школы Информирование родителей Починка, ремонт предметов, вещей. Возмещение учеником убытков

Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учениками, избегающими неудачи СтратегииТехники Изменение методов объяснения Использование осязаемого материала. Введение дополнительных методов обучения Коррекция требованийОбучение в один момент времени чему-то одному. Обучение умению позитивно расска­зывать о себе и о своей деятельности Плакаты с «заклинаниями-девизами». Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я могу». Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлениям Рассказы о типичных ошибках. Демонстрация уважительного отношения к ошибкам. Минимизирование последствий от сделанных ошибок. Формирование веры в успех Подчеркивание любых улучшений. Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность. Умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом. Демонстрация веры в своих учеников. Признание трудности ваших заданий. Концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах Воспоминания о прошлых успехах. Помощь в «материа­лизации» своего развития Наклейки «Я могу». Альбомы достижений. Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем. Аплодисменты. Вручение наград и медалей. Выставки достижений. Самоодобрение.

Как помогать ученикам устанавливать нормальные отношения с вами и чувствовать свою коммуникативную компетентность Что говорит учитель?Что слышит ученик? ПринятиеТы хорошийЯ хороший ВниманиеЯ вижу тебяЯ что-то значу УважениеСпасибо тебе за...Мои усилия замечены Одобрение Я знаю о тебе что-то замечательное Я состоятелен Теплые чувства Ты мне нравишьсяКто-то заботится обо мне