«Психологическая атмосфера на уроке: с чего начать и как поддержать» Портрет учителя Опрос «Школа глазами учеников» Стили Опрос «Школа глазами учителей»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индивидуальный стиль педагогической деятельности Результаты опроса учителей ГОУ ЦО 1450.
Advertisements

Стили педагогического общения и стили деятельности педагога.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Совещание при директоре 25 октября 2012г педагог-психолог О.В. Троицкая.
Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя Практикум.
«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке» Подготовила и провела педагог-психолог О.В. Бугаева.
ЦЕЛЬ - выявить условия демократизации взаимоотношений, определить пути их внедрения в учебный процесс и разработать методические основы, чтобы затем реализовать.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
«Стили педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке»
Психолого-педагогические факторы Психологический климат на уроке Стиль педагогического общения учителя с учащимися Степень реализации учителем индивидуального.
Стили педагогического общения на уроках трудового обучения и изобразительного искусства.
ЦЕЛЬ - выявить условия демократизации взаимоотношений, определить пути их внедрения в учебный процесс и разработать методические основы, чтобы затем реализовать.
Педагогический совет Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя.
«Наши непредсказуемые ученики». Цель: Оказать помощь классным руководителям в осмыслении и преодолении помех и затруднений с подростками.
ГС(К)ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида Деловая игра для.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ.
П ЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ПОВЫШАЮЩИЙ ОБРАЗОВАНИЕ. Выполнила: Крупенина О.В. МОУ «Гимназия 18»
Учитель ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая как вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений (
Формирование индивидуального стиля творческой деятельности педагога через систему работы с молодыми специалистами Гирба Е.Ю., старший научный сотрудник.
Социально-психологические особенности педагогического коллектива Курганова Елена Клавдиевна педагог-психолог коррекционной школы VIII вида г.о.Железнодорожный.
Транксрипт:

«Психологическая атмосфера на уроке: с чего начать и как поддержать» Портрет учителя Опрос «Школа глазами учеников» Стили Опрос «Школа глазами учителей» Хатькова С. А., заместитель директора по ВР МОУ «Кисловская СОШ» Томского района

20 качеств, важных для учителя (точка зрения педагогов) 1)Дисциплинированность, обязательность, пунктуальность, ответственность – 93%. 2)Доброта, доброжелательность – 80%. 3)Чувство юмора – 73%. 4)Справедливость, объективность – 66%. 5)Знание предмета – 60%. 6)Порядочность – 60%. 7)Требовательность – 60%. 8)Честность – 26%. 9)Энергия, активность, работоспособность – 26%. 10)Уважение к ученикам – 26%. 11)Профессионализм – 23%. 12)Уравновешенность, психическое здоровье – 20%. 13)Увлеченность предметом – 20%. 14)Внешний вид – 20%. 15)Коммуникабельность – 20%. 16)Толерантность, терпимость – 20%. 17)Молодость – 13%. 18)Умение убеждать – 13%. 19)Способность найти выход из трудной ситуации – 13%. 20)Творческое мышление – 13%.

Соотношение человеческих и профессиональных качеств в идеальном педагоге (точка зрения учителей) Общечеловеческие качества: юмор, молодость, порядочность, доброта, честность, внешняя привлекательность, любовь, воспитанность, умение находить взаимопонимание, отзывчивость. Профессиональные качества: знание предмета, психическая уравновешенность, увлеченность предметом, умение убеждать, разносторонность интересов, начитанность, работоспособность, требовательность. Уважение к ученикам, способность найти выход из трудной ситуации, коммуникабельность, объективность, дисциплинированность, терпение. Творческое мышление, профессионализм, умение найти индивидуальный подход, ум. Разнообразие в методике, знание компьютерных технологий, стремление повышать квалификацию.

20 качеств, важных для учителя (точка зрения учеников) 1.Добрый – 55% 2.Умный – 21% 3.С чувством юмора, веселый – 14% 4.Терпеливый – 12% 5.Внимательный – 10% 6.Строгий – 9,8% 7.Понимающий – 8,5% 8.Любящий детей – 7% 9.Привлекательный внешне – 6,2% 10.Образованный – 6% 11.Коммуникабельный – 5,8% 12.Молодой – 5,3% 13.Честный – 5,2% 14.Помогающий в трудную минуту – 4% 15.Справедливый – 3,5% 16.Знающий свой предмет – 3% 17.Должен мало задавать – 3% 18.Вежливый – 2% 19.Хорошо объясняющий материал – 1,7% 20.Объективный, справедливый – 1,3%

Соотношение человеческих и профессиональных качеств в идеальном педагоге (точка зрения учеников) Общечеловеческие качества: доброта; юмор; умение быть внимательным, понимающим; любовь; внешняя привлекательность; молодость; честность; вежливость; стремление помочь. Профессиональные качества: ум; строгость; образованность; коммуникабельность; объективность; знание предмета; умение хорошо объяснять; способность мало задавать.

Учителя 1.Дисциплинированность, обязательность, пунктуальность, ответственность – 93%. 2.Доброта, доброжелательность – 80%. 3.Чувство юмора – 73%. 4.Справедливость, объективность – 66%. 5.Знание предмета – 60%. 6.Порядочность – 60%. 7.Требовательность – 60%. 8.Честность – 26%. 9.Энергия, активность, работоспособность – 26%. 10.Уважение к ученикам – 26%. 11.Профессионализм – 23%. 12.Уравновешенность, психическое здоровье – 20%. 13.Увлеченность предметом – 20%. 14.Внешний вид – 20%. 15.Коммуникабельность – 20%. 16.Толерантность, терпимость – 20%. 17.Молодость – 13%. 18.Умение убеждать – 13%. 19.Способность найти выход из трудной ситуации – 13%. 20.Творческое мышление – 13%. Ученики 1.Добрый – 55% 2.Умный – 21% 3.С чувством юмора, веселый – 14% 4.Терпеливый – 12% 5.Внимательный – 10% 6.Строгий – 9,8% 7.Понимающий – 8,5% 8.Любящий детей – 7% 9.Привлекательный внешне – 6,2% 10.Образованный – 6% 11.Коммуникабельный – 5,8% 12.Молодой – 5,3% 13.Честный – 5,2% 14.Помогающий в трудную минуту – 4% 15.Справедливый – 3,5% 16.Знающий свой предмет – 3% 17.Должен мало задавать – 3% 18.Вежливый – 2% 19.Хорошо объясняющий материал – 1,7% 20.Объективный, справедливый – 1,3%

Уровень соответствия ученических и учительских представлений об идеальном педагоге (точка отсчета – представления учителей)

Уровень соответствия ученических и учительских представлений об идеальном педагоге (точка отсчета – представления учеников)

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ НА ТЕМУ «ШКОЛА ГЛАЗАМИ УЧАЩИХСЯ » Для меня школа – это..

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ НА ТЕМУ «ШКОЛА ГЛАЗАМИ УЧАЩИХСЯ » Потому что…

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ НА ТЕМУ «ШКОЛА ГЛАЗАМИ УЧАЩИХСЯ » Главное в школе – это…

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ НА ТЕМУ «ШКОЛА ГЛАЗАМИ УЧАЩИХСЯ » Мне мешает учиться…

Классификация стилей педагогического общения 1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Общая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. 2. Общение на основе дружеского расположения. 3. Общение-диалог. Предполагает сотрудничество на взаимном уважении. 4. Общение-дистанция. Дистанция во всех сферах общения, Следствие - формализация системы социально-психологического взаимодействия и отсутствие творческой атмосферы. Но дистанция должна существовать и диктоваться логикой процесса, а не волей учителя. 5. Общение-устрашение. Самая негативная форма общения, чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность. Происходит полное разрушение творческой деятельности. 6. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль. Подчеркивает стремление завоевать дешевый ложный авторитет, а это противоречит требованиям педагогической этики.

Классификация стилей педагогической деятельности 1 1. Авторитарный стиль (разящие стрелы). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор. Редкая благодарность звучит как команда, иногда как оскорбление. Обнаружив ошибку, учитель высмеивает виновного. В его отсутствие работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям. 2. Демократический стиль (возвращающийся бумеранг). Проявляется в опоре учителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Демократичный учитель старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация. 3. Либеральный стиль (плывущий плот) - анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям. Он самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.

Классификация стилей педагогической деятельности 2 Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Рассуждающе-методический стиль (РМС). Эмоционально-методический стиль (ЭМС).

Особенности эмоционально- импровизационного стиля (ЭИС). 1) Ориентация на процесс обучения. 2) Логичное, интересное объяснение нового материала, но отсутствует обратная связь с учениками. 3) Обращение к большому числу учеников, в основном сильных. 4) Дети говорят мало. 5) Недостаточно адекватное планирование учебно- воспитательного процесса. 6) Недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. 7) Высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. 8) Интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

Эмоционально-импровизационный стиль: достоинства и недостатки Достоинства: высокий уровень знаний, артистизм, контактность, проницательность, умение интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения, благоприятный психологический климат. Недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в вашей деятельности закрепления учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможны недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает вашу зависимость от ситуации на уроке.

Особенности рассуждающе- импровизационного стиля (РИС). 1) Ориентация на процесс и результаты, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. 2) По сравнению с учителями эмоциональных стилей, учитель с РИС: проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время урока у него меньше, чем у учителя с эмоциональным стилем. 3) Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Рассуждающе-импровизационный стиль: достоинства и недостатки Достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательностью, требовательностью, умение ясно и четко преподать учебный материал, внимательное отношение к уровню знаний всех учащихся, объективная самооценка, сдержанность. Недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке, замедление темпа урока.

Особенности рассуждающе-методичного стиля (РМС). 1) Ориентируясь преимущественно на результаты обучения, и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. 2) Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. 3) В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому числу учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание, уделяя слабым ученикам. 4) Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

Рассуждающе-методический стиль: достоинства и недостатки. Достоинства: высокая методичность, внимательное отношение к уровню знаний всех учащихся, высокая требовательность. Недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональная отношение к учащимся, на уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

Особенности эмоционально- методического стиля (ЭМС). 1) Ориентация на процесс и результаты обучения. 2) Адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. 3) Высокая оперативность. 4) Некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. 5) Поэтапная отработка учебного материала, отслеживание уровня знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых). 6) Используя столь же богатый арсенал методических приёмов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней привлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

Эмоционально-методический стиль: достоинства и недостатки. Достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, умение активизировать учеников, вызвав у них интерес к особенностям предмета, умелое варьирование форм и методов обучения, у учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками учения. Недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

Результаты анкетирования на тему «Удовлетворенность профессией» 1. Отношение к учебному заведению 2.Отношения между педагогами

Результаты анкетирования на тему «Удовлетворенность профессией» 3.Удовлетворенность условиями труда 4.Удовлетворенность своим положением в коллективе

Результаты анкетирования на тему «Удовлетворенность профессией» 5.Отношение к работе 6.Отношение к ученикам

Результаты анкетирования на тему «Удовлетворенность профессией» 7.Отношение к руководителю8.Отношение к педагогическому коллективу