О новой форме государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в IX классе Л.Т. Пирожкова, зав. кафедрой общественно-гуманитарного образования ГОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Композиция сочинения Дидактический материал к урокам русского языка в 10 – 11 классах учителя русского языка и литературы КОГОАУ «КЭПЛ» Работинской М.А.
Advertisements

ЦЕЛИ УРОКА Формирование умения анализировать и сравнивать тексты, находить общую проблему Совершен- ствование речевых навыков Обогащение словарного запаса.
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
ЕдиныйГосударственныйЭкзамен2010 С 2009 года Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) (ЕГЭ) является основной формой является основной формой итоговой государственной.
УРОК – ПРАКТИКУМ « ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ » УРОК – ПРАКТИКУМ « ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ »
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1.
Требования к сочинению Часть С merelenko-su.uCoz.ru.
Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме: Критерии оценивания изложения и сочинения (ГИА) по русскому языку
По материалам «Учебно-методических материалов для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по заданий с развернутым ответом.
Продолжительность экзамена по русскому языку 3 часа 55 минут.
По материалам «Учебно-методических материалов для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по заданий с развернутым ответом.
Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации по русскому языку выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте.
Критерии оценивания ответа на задание С1 Ба лл ы Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно.
Нормативное правовое обеспечение государственной (итоговой) аттестации в независимой форме обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
ЦОИ ОмГПУ1 Документы, регламентирующие проведение ГИА в 9 классах: 1.положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания… Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два)
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2009 году в Ставропольском крае Угримова Г.А., главный специалист.
Транксрипт:

О новой форме государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в IX классе Л.Т. Пирожкова, зав. кафедрой общественно-гуманитарного образования ГОУ РК «ИПКРО»

Общероссийская система оценки качества образования Цели: прозрачная процедура независимой экспертизы знаний учащихся; прозрачная процедура независимой экспертизы знаний учащихся; объективная оценка качества обучения и преподавания; объективная оценка качества обучения и преподавания; предъявление учащимся разных школ единых требований. предъявление учащимся разных школ единых требований.

2003 – 2005: 19 муниципальных образований из 9 субъектов Российской Федерации: русский язык более 12 тысяч человек (0,72%); математика более 14,8 тысяч человек (0,89%). 2006: отдельные муниципальные образования из 45 субъектов Российской Федерации: русский язык более 130 тысяч человек (7,8%); математика более 157 тысяч человек (9,45%).

2007 год В соответствии с поступившими заявками субъектов Российской Федерации в апробации государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, организуемой муниципальными экзаменационными комиссиями, примут участие 62 субъекта Российской Федерации, в 27 из которых выпускники IX классов будут сдавать экзамены по 4 общеобразовательным предметам, экзаменационные материалы по которым разрабатываются на федеральном уровне. В соответствии с поступившими заявками субъектов Российской Федерации в апробации государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, организуемой муниципальными экзаменационными комиссиями, примут участие 62 субъекта Российской Федерации, в 27 из которых выпускники IX классов будут сдавать экзамены по 4 общеобразовательным предметам, экзаменационные материалы по которым разрабатываются на федеральном уровне. Количество выпускников, участвующих в апробации по русскому языку составит более 271 тыс. чел (26,7%), по алгебре – более 301 тыс. чел. (27,4%), по биологии – более 32 тыс.чел. (3%), по обществознанию – более 38 тыс. чел. (3,5%). Количество выпускников, участвующих в апробации по русскому языку составит более 271 тыс. чел (26,7%), по алгебре – более 301 тыс. чел. (27,4%), по биологии – более 32 тыс.чел. (3%), по обществознанию – более 38 тыс. чел. (3,5%).

Федеральные документы Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года "Об образовании" ( в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 года 122- ФЗ, от 9 февраля 2007 года 17-ФЗ); Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года "Об образовании" ( в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 года 122- ФЗ, от 9 февраля 2007 года 17-ФЗ); Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г и зарегистрированного Минюстом России 17 февраля 2000 г. 2114, с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минобразования России от 16 марта 2001 г. 1022, от 25 июня 2002 г. 2398, от 21 января 2003 г. 135, зарегистрированными Минюстом России соответственно 11 апреля 2001 г. 2658, 16 июля 2002 г и 3 февраля 2003 г. 4170; Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г и зарегистрированного Минюстом России 17 февраля 2000 г. 2114, с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минобразования России от 16 марта 2001 г. 1022, от 25 июня 2002 г. 2398, от 21 января 2003 г. 135, зарегистрированными Минюстом России соответственно 11 апреля 2001 г. 2658, 16 июля 2002 г и 3 февраля 2003 г. 4170;

Равноценность и объективность оценивания достигается: единством содержания и трудности разных вариантов экзаменационной работы; разработанными критериями поэлементной оценки всех компонентов экзаменационной работы ; сведением к минимуму субъективности оценки учителем: «внешняя», а не «внутришкольная» оценка по единым критериям.

Структура экзаменационной работы по русскому языку Часть 1 – подробное изложение прослушанного текста ( не менее 100 слов; примерно 75 минут). Часть 1 – подробное изложение прослушанного текста ( не менее 100 слов; примерно 75 минут). Часть 1 подробное изложение Часть 1 подробное изложение Часть 2 – чтение предложенного текста и выполнение 10 тестовых заданий с выбором ответа (примерно 45 минут). Часть 2 – чтение предложенного текста и выполнение 10 тестовых заданий с выбором ответа (примерно 45 минут). чтение предложенного текста10 тестовых заданий чтение предложенного текста10 тестовых заданий Часть 3 – сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов ( примерно 120 минут). Часть 3 – сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов ( не менее 80 слов; примерно 120 минут). Часть 3 сочинение-рассуждение Часть 3 сочинение-рассуждение

Подробное изложение Мать родилась в сибирской деревне. С детства большой радостью стали для нее родные леса, поля и все живое в них. Сколько нужды и горя выпало на долю матери, потерявшей семерых взрослых детей! И все же глаза ее оставались незамутненными до глубокой старости, свидетельствующими о душевной ясности, лицо свежим, свободным от морщин. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям. Лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра. Я был убежден, что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущением природы, которые она все время бессознательно пыталась привить нам, детям. Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником. – Немало людей, дети, живут злобой, корыстью, завистью, – говорила она. – Не радуются ни весне, ни птичьему звону, и оттого глаза у них мутные, тусклые, а душа больная. Слепцы они, а со слепого какой же спрос? А как сделать, чтобы всем жить было радостно, она не знала. И видела источник радости и исцеляющей силы в окружающей ее природе. Любовь к природе, радостное любование ею было заложено в ней от рождения, как в певчей птице. Мать не представляла иной силы, способной так чудодейственно окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не понимают этого. (По Е. Пермитину) (214 слов)

Чтение предложенного текста (1) Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. (2) А когда туристы возмутились: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», – японцы вежливо возразили и показали программу. (3) В ней было написано: с 9 до утра – любование. (4) Так вот – любование. (5) В этом весь секрет постижения красоты. (6) Согласитесь, что если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше, – это одно. (7) Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое. (8) Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или на водопад. (9) Море с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками – всё это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда. (10) Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пня, ночную фиалку среди берез, – у меня появлялось чувство, похожее на досаду. (11) «Господи, – говорил я, – такое мне дано, но ведь с этим же что-то тебе делать надо!» (12) Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. (13) Любоваться. (14) Созерцать, исцеляя душу. (15) Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если остановишься на двадцать минут – не избавишься от желания идти дальше. (16) Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты и не меньше, чем на два часа. (17) Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и принесёт радость. (По В. Солоухину)

Тестовые задания 2.1 Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты? 1) Необходимо беречь природу, заботиться о ней. 2) Природа дает силу человеку и окрыляет его душу. 3) По-настоящему наслаждаться природой можно только в лесу. 4) Чем дольше наслаждаешься окружающей природой, тем больше получаешь сил и энергии. 2.2Какое утверждение отражает позицию автора данного текста? 1) Секрет постижения красоты в активном воздействии на нее. 2) Изучение природы – дело специалистов. 3) Любование красотами природы – бесполезное занятие. 4) Секрет постижения красоты в способности неторопливо любоваться ею. 2.3К какому стилю и типу речи относится текст? 1) публицистический стиль, повествование с элементами рассуждения 2) разговорный стиль, рассуждение с элементами описания 3) художественный стиль, описание 4) научно-популярный стиль, описание

Тестовые задания 2.4Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения? 1) 92) 23) 34) Какое значение имеет слово духовный в прочитанном тексте (предложение 17)? 1) связанный с умением правильно вести разговор, ориентируясь на душевное состояние собеседника 2) покоряющий своей прелестью; обаятельный, очаровательный 3) связанный с внутренним миром человека, его мироощущением, с проявлением его нравственных качеств 4) проникнутый дружеским расположением; доброжелательный 2.6В каком слове букв больше, чем звуков (предложение 2)? 1) Японцы2) приехали 3) вежливо 4) смотреть

Тестовые задания 2.7Каков способ образования слова любование (предложение 3)? 2.7Каков способ образования слова любование (предложение 3)? 1) приставочный 2) суффиксальный 2) суффиксальный 3) приставочно-суффиксальный 3) приставочно-суффиксальный 4) бессуффиксный 4) бессуффиксный 2.8Какой частью речи является слово что в предложении 8? 2.8Какой частью речи является слово что в предложении 8? 1) местоимение 2) союз3) наречие 4) частица 2.9В составе какого сложного предложения есть безличное? 1) 12) 23) 84) Какая характеристика предложения 10 является верной? 2.10Какая характеристика предложения 10 является верной? 1) сложноподчинённое 1) сложноподчинённое 2) сложносочинённое 2) сложносочинённое 3) простое 4) сложное бессоюзное 4) сложное бессоюзное

Сочинение-рассуждение Часть 3 Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение ( не менее 80 слов ) на тему «Природа и внутренний мир человека». Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выразите свою позицию по данной теме, приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст (прослушанный и/или прочитанный) без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Критерии оценивания изложения (не менее 100 слов) I Содержание изложения И 1 Отражение в изложении содержания исходного текста Содержание текста передано без искажений. 2 Допущена 1 фактическая ошибка в передаче содержания исходного текста. 1 Допущено 2 и более фактических ошибок в передаче содержания исходного текста или содержание не передано вовсе. 0

Критерии оценивания изложения И 2 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения исходного текста В работе отсутствуют логические ошибки; правильно использованы языковые средства логической связи; нет нарушений абзацного членения текста. 2 В работе допущена 1 логическая ошибка и/или 1 ошибка в использовании языковых средств логической связи; и/или имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе допущено более 1-й логической ошибки, и/или имеются более 1-й ошибки в использовании языковых средств логической связи; и/или имеются более 1-го нарушения абзацного членения текста. 0

Критерии оценивания изложения И 3 Точность и ясность речи Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль. Работа учащегося без нарушений передает речевые особенности исходного текста. 2 Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль. Имеются отдельные нарушения в передаче речевых особенностей исходного текста. 1 Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. Речевые особенности исходного текста в работе учащегося не переданы. 0 Максимальное количество баллов за изложение по критериям И 1 – И 3 6

Критерии оценивания сочинения-рассуждения I Содержание сочинения-рассуждения С 1 Соответствие работы учащегося предложенной теме. Содержание сочинения соответствует предложенной теме. 2 Содержание сочинения соответствует предложенной теме, однако в написанном тексте имеется 1 отступление от темы и/ или 1 фактическая ошибка. 1 Написанный учащимся текст не соответствует заданной теме или сочинение представляет собой пересказ исходных текстов, или в работе учащегося имеются 2 и более отступлений от темы, или 2 и более фактические ошибки. 0

Критерии оценивания сочинения-рассуждения С 2 Отражение собственной позиции учащегося Ученик четко выражает свою позицию, присоединяясь к позиции авторов текстов или формулируя собственное мнение. 2 Ученик нечетко выражает свою позицию, присоединяясь к позиции авторов текстов или формулируя собственное мнение. 1 Ученик не высказывает своего мнения по поводу прочитанного и прослушанного текстов или формально заявляет о своей позиции («я согласен / не согласен с авторами»). 0

Критерии оценивания сочинения-рассуждения С 3 Соответствие работы учащегося заданному типу речи (рассуждение) Сочинение соответствует заданному типу речи: текст подчинён основной мысли (тезису), приведено не менее 2-х аргументов (собственных и/или извлеченных из прослушанного и прочитанного текстов). 2 Сочинение в целом соответствует заданному типу речи: текст подчинён основной мысли (тезису), однако приведен только 1 аргумент и/или имеются отдельные нарушения в типологической структуре рассуждения (аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств, встречаются противоречащие друг другу утверждения и т.п.). 1 В) Создан текст иного типа речи. 0

Критерии оценивания сочинения-рассуждения II Речевое оформление сочинения-рассуждения С 4 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мыслей В работе отсутствуют логические ошибки; верно использованы языковые средства логической связи; нет нарушений абзацного членения текста. 2 В работе допущена 1 логическая ошибка и/или 1 ошибка в использовании языковых средств логической связи; и/или имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе допущено более 1-й логической ошибки, и/или имеются более 1-й ошибки в использовании языковых средств логической связи; и/или имеются более 1-го нарушения абзацного членения текста. 0

Критерии оценивания сочинения-рассуждения С 5 Точность и ясность речи Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль. 2 Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль. 1 Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С 1 – С 5 10

Сочинение-рассуждение Практическая грамотность работы учащегося оценивается на основании проверки всей экзаменационной работы в целом (с учетом положения о грубых и негрубых, однотипных ошибках). Практическая грамотность работы учащегося оценивается на основании проверки всей экзаменационной работы в целом (с учетом положения о грубых и негрубых, однотипных ошибках).грамотность

Критерии оценки грамотности учащегося Г1Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка3 допущены 1 – 2 ошибки2 допущены 3 – 4 ошибки1 допущено 5 и более ошибок0 Г2Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка3 допущены 1 – 2 ошибки2 допущены 3 – 4 ошибки1 допущено 5 и более ошибок0

Г3Соблюдение грамматических норм грамматических ошибок нет3 допущены 1 – 2 ошибки2 допущены 3 – 4 ошибки1 допущено 5 и более ошибок0 Г4Соблюдение речевых норм речевых ошибок нет или допущена 1 негрубая речевая ошибка3 допущены 1 – 2 ошибки2 допущены 3 – 4 ошибки1 допущено 5 и более ошибок0 Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям Г 1 – Г 4 12

Оценка грамотности При оценке грамотности (Г1 – Г4) следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения объёмом не менее 100 слов (если в изложении менее 85 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным) и/или сочинения объёмом не менее 80 слов (если в сочинении менее 60 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным).

Оценка грамотности При оценке изложения объёмом от 85 до 100 слов и/или сочинения объёмом от 65 до 80 слов число допустимых ошибок всех четырех видов (Г1 – Г4) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях: Г1 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка); Г2 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка); Г3 – грамматических ошибок нет; Г4 – речевых ошибок нет. 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях: Г1 – допущена 1 орфографическая ошибка; Г2 – допущена 1 пунктуационная ошибка; Г3 – допущена 1 грамматическая ошибка; Г4 – допущена 1 речевая ошибка. 3 балла по критериям Г1 – Г4 за изложение объёмом от 85 до 100 слов и/или сочинение объёмом от 65 до 80 слов вообще не ставится.

Оценка грамотности При оценке грамотности (Г1 – Г4) следует также учитывать, все ли виды письменных работ (и изложение, и сочинение) выполнил ученик. Если выпускник не приступал к написанию изложения или сочинения, то при оценке грамотности число допустимых ошибок всех четырех видов уменьшается: 3 и 2 балла по критериям Г1 – Г4 не ставится вовсе. 1 балл выставляется в следующих случаях: Г1 – не более 2-х орфографических ошибок (более 2-х ошибок – 0 баллов); Г2 – не более 2-х пунктуационных ошибок (более 2-х ошибок – 0 баллов); Г3 – не более 1-й грамматической ошибки Г3 – не более 1-й грамматической ошибки (более 1-й ошибки – 0 баллов); Г4 – не более 2-х речевых ошибок (более 2-х ошибок – 0 баллов).

Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей экзаменационной работы, – 38 баллов

Перевод баллов в школьные отметки Школьная отметка «2»«3»«4»«5» Первичный балл

Компоненты содержания экзамена, представлявшие трудность для девятиклассников в 2006 г.: в изложении необходимо передать речевые особенности прослушанного текста;

Компоненты содержания экзамена, представлявшие трудность для девятиклассников в 2006 г.: в тестовой части – опознавание причастий, деепричастий, местоимений; в тестовой части – опознавание причастий, деепричастий, местоимений; в тестовой части – определение лексического значения слова в контексте, подбор синонима или антонима к слову, опознавание фразеологизма и т.п.; в тестовой части – определение характера смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения и вида придаточной части сложноподчиненного предложения;

Компоненты содержания экзамена, представлявшие трудность для девятиклассников в 2006 г.: в сочинении - аргументирование высказываемой в сочинении позиции относительно затронутой в исходных текстах проблемы ; в сочинении - соблюдение рамок заданного функционально-смыслового типа речи – рассуждения; в сочинении - последовательное и связное построение своего высказывания, с делением текста на абзацы и уместным использованием языковых средств логической связи.