Классный руководитель: Колесникова Т.В. МОУ СОШ 2 г. Алексеевка © Колесникова Т.В. Все права защищены.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
Advertisements

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА Из опыта работы классного руководителя 4 класса МОУ ООШ г.Мариинского Посада Фоминой Р.П.
Методическое объединение классных руководителей старшего звена (8-11 классы ) Руководитель МО Струкова Н. А.
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
Программа воспитательной работы с классом «Твой выбор» Составила: Пелагеина Елена Владимировна МБОУ гимназия г. Советский.
Программа воспитательной работы – 6 класс. Классный руководитель Хохлова Вера Владимировна. «Какое счастье быть человеком».
МБОУ «Школа 1» Классный руководитель 1 «Б» класса: Егель Ольга Анатольевна Воспитательная система класса.
ЦЕЛЬ: ЦЕЛЬ: создание благоприятных условий для выявления и самореализации творческих возможностей учеников, формирование на основе исторических и культурных.
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
Программа развития коллектива класса «Я и другие Я» Разработала Степанова Л.П., классный руководитель 9 класса МОУ «Тюмеревская СОШ»
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
Из опыта воспитательной работы классного руководителя МОУ СОШ 2 ст.Курской Бойко Светланы Николаевны.
Цель проекта: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества.
Республиканский конкурс на лучшего классного руководителя – 2008 года «Самый классный классный»
Развитие коммуникативных способностей младших школьников с ОВЗ Долгобородова Лариса Анатольевна Коткина Ирина Валерьевна учителя начальных СКК VI вида.
Воспитательная система класса «Кто есть Я» Автор: Осмалова И.В. учитель начальных классов МОУ «СОШ 4 п. Чернянка Белгородской области»
Педсовет: «Анализ эффективности внеурочной деятельности в школе» МКОУ «Розовская СОШ»
Солнечный город. Цель воспитательной системы Развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, которые способствуют становлению.
Денисов Илья Сергеевич Классный руководитель 5 «А» класса PER ASPERA AD ASTRA через тернии к звездам.
Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности.
Транксрипт:

Классный руководитель: Колесникова Т.В. МОУ СОШ 2 г. Алексеевка © Колесникова Т.В. Все права защищены.

Актуальность А нализируя современное состояние общественной жизни, считаю самым важным в своей работе с детьми – их нравственное воспитание. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Учитывая результаты исследований психологов и опираясь на личный многолетний опыт воспитания младших школьников, пришла к выводу, что в этом возрасте открываются большие возможности для нравственного воспитания детей. Нравственное формирование личности происходит в повседневной жизни в процессе совместной деятельности: в семье, в школе, в кругу друзей – поэтому очень важно научить ребёнка участвовать в этой деятельности, не нарушая устоявшихся нравственных норм поведения и отношений. Результат воспитания будет лишь там, где на первом месте стоит личность ребёнка. Без акцента на «Я» каждого ребёнка не произойдёт социального становления и развития высоконравственных личностных качеств. Исходя из этого, выделяю основные задачи, а также определяю виды деятельности и направления воспитания.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ * Формировать основные высоконравственные качества личности: доброту, внимательность, сострадательность, отзывчивость, правдивость, ответственность, трудолюбие. * Формировать навыки культурного поведения дома, в школе, общественных местах, на улице, культуру общения и внешнего вида, как основу нравственности. * Воспитывать чувство собственного достоинства, заботливое отношение к младшим, уважительное – к сверстникам, учтивое отношение к старшим. * Воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду и порученному делу. * Создавать условия для выработки навыков коллективной деятельности и формирования атмосферы доверия, взаимной доброжелательности, деликатного отношения друг к другу. * Воспитывать стремление к здоровому образу жизни и культуре быта.

Виды деятельности * Изучение эффективности воспитательной работы в классе. * Специальная деятельность. * Социальнозначимая и личностнозначимая деятельность и досуг. * Анализ деятельности.

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной работы в классе. п/п КритерииПоказателиМетодики 1. Нравственное развитие личности. Сформированность нравственной направленности личности. 1. Педагогическое наблюдение. 2. Методика Битинаса Б.П., Шиловой М. для изучения воспитанности обучающихся. 2 Интеллектуальное развитие личности. 1. Обученность школьников. 2. Познавательная активность. 1 Анализ текущей и итоговой успеваемости. 2. Педагогическое наблюдение. 3. Физическое развитие личности. 1. Состояние здоровья. 2. Развитость физических качеств. 1. Анализ медицинской статистики состояния здоровья обучающихся. 2. Выполнение контрольных нормативов по физической культуре. 4. Художественно- эстетическое развитие личности. Творческое самовыражение личности.1. Педагогическое наблюдение. 2. Коллективное и индивидуальное портфолио. 3. Участие в конкурсах. 5. Сформированность общешкольного коллектива. 1. Социальная активность.2. Наличие традиций.3. Развитие самоуправления. 1. Социометрия. 2. Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления». 3. Наличие традиций в классе. 6. Удовлетворённость жизнедеятельностью в классе. Комфортность, защищённость личности обучающегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе. Методика Е.Н. Степанова для выявления удовлетворённости обучающихся школьной жизнью, родителей работой класса и школы.

Специальная деятельность 1 класс2 класс3 класс4 класс 1. Практикум. «Права и обязанности учеников, родителей, современной школы». 2.Встреча со школьным библиотекарем. Беседа-диалог «Книга – источник знаний и человеческой мудрости» 3. Игра – тренинг. «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики». 4. Консультация. «Что такое здоровый образ жизни ». 5. Прогулка – тренинг. «Один на один с природой». 1. Тренинг мышления и памяти (школьный психолог) 2. Занятие-практикум. «Как стать здоровым» (обучение приёмам самомассажа, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики). 3. Занятия -практикумы «Учусь понимать себя». 4.Откровенный разговор «Мой самый любимый урок». 5. Невыдуманные рассказы детей о животных, растениях. 1. Занятия в кружках по интересам. 2. Личное мнение. «Что такое совесть». 3. Школа творчества (выставка детских работ, конкурс сочинений, стихов, концерты). 4. Беседа – диалог. «О здоровье физическом и нравственном». 5. Коллективное посещение Краеведческого музея, выставок, концертов, спектаклей. 1. Невыдуманные детские рассказы. «Радость от труда и праздность», « Труд, за который я благодарю». 2. Практикум- обсуждение ситуации: ваш друг попал в дурную компанию. Что вы предпримите? 3. Диспуты. «Что такое добро», «Что такое зло и жестокость». 4.Тренинговые занятия по коррекции межличностного поведения и проблем агрессивности в поведении.

Основные направлениясоциально- значимой, личностнозначимой и досуговой деятельности: Основные направления социально- значимой, личностнозначимой и досуговой деятельности: * формирование основ нравственного поведения; * формирование основ нравственного поведения; * воспитание культуры общения; * воспитание культуры общения; * становление и развитие детского коллектива, основы деловых и межличностных взаимоотношений; * становление и развитие детского коллектива, основы деловых и межличностных взаимоотношений; * воспитание гуманной личности; * воспитание гуманной личности; * утверждение здорового образа жизни. * утверждение здорового образа жизни.

Направление 1. «КОЛЛЕКЦИЯ ХОРОШИХ МАНЕР» Задачи. Формировать привычки культурного поведения в семье, школе, гостях, общественных местах. Воспитывать культуру внешнего вида. Содержание. 1 класс2 класс3 класс4 класс 1. Практическое занятие.«Правила поведения в школе». Экскурсия по школе. 2. Игровое занятие. «Друзья Мойдодыра». 3. Ролевая игра. «Правила поведения в гостях». 4. Конкурс плакатов. «Лес, речка, луг, где можно отдохнуть» (правила поведения в природе) 1.Узелки на память. «Правила, обязательные для всех» (поведение в общественных местах, на улице). 2. Игра-практикум. «Приглашение к столу». 3. Урок этической грамматики. «Вот школа, дом, где мы живём.» 4. Занятие-практикум. «Опрятность, аккурат- ность в одежде». 1. Дискуссия. «Хищные вещи века». 2. Коллекция хороших манер. «С Днём рождения!» 3. Беседа. «Правила поведения в театре и в кино». 4. Практикум. Коллективный просмотр детских кинофильмов, спектаклей, цирковых представлений. 1. Размышления о моде. «Вкус – это чувство меры». 2. Личное мнение. «Как решать семейные проблемы». 3. Беседа. «Правила поведения в музее». 4. Практикум. Экскурсии в городской Краеведческий музей.

Направление 2. «ЧИСТЫЙ РУЧЕЁК НАШЕЙ РЕЧИ» Задачи. Воспитывать культуру общения, стремление бороться за сохранение чистоты русского языка. Развивать коммуникабельность, отрабатывать практические навыки владения культурой речи. Содержание. 1 класс2 класс3 класс4 класс 1. Ролевая игра «Школьный этикет». 2. Занятие-практикум «Здравствуй и прощай!» (слова приветствия и прощания) 3. Практикум «Волшебные слова» (вежливые формы просьбы,благодарности) 4. Игра-путешествие по городу Вежливых. 1. Коллекция хороших манер. «У тебя зазвонил телефон». 2. Занятие-практикум «Приглашаю… Поздравляю..!» (составление текстов приглашений и поздравлений). 3. Ролевая игра «Ежели вы вежливы». 1. За чистоту родного языка «А ну, без ну!» 2. Устный журнал «Наша речь». 3. Словесные игры, кроссворды, викторины. 4. УЭГ «Доброе слово, что ясный день». 1. Узелки на память «Беседа о беседе». 2. Личное мнение. «Я к вам пишу, чего же более». 3 «Как это по-русски?» (оценка речевых ситуаций). 4. УЭГ «Дружим с добрыми словами»

Задачи. Создавать условия для становления коллектива, органов самоуправления, развития деловых и межличностных отношений, для самовыражения и самоутверждения личности каждого ребёнка, развития инициативы, активности, ответственности, формирования адекватной самооценки. Содержание. Направление 3. «ЧТОБЫ БЫТЬ КОЛЛЕКТИВОМ» 1 класс2 класс3 класс4 класс 1. Кл. час. «Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались». 2. Сбор – распределение поручений. 3.Откровенный разговор. «Поговорил бы кто со мной». 4. Игровая программа. «Один за всех и все за одного». 5. Час общения. «Мой класс – мои друзья». 1. Кл. час. «Формирование органов классного детского коллектива». 2. Занятие-практикум. «Учимся дружить». 3. Тренинг. «Советуем друг другу». 4. Личное мнение. «Потерянное время». 5. Час общения. «Моё место в коллективе». 1. Час общения. «Чтобы быть коллективом». 2. УЭГ «Каждый интересен». 3. Беседа «Коллектив начинается с меня». 4. Практикум «Делаем газету». 5. Кл. час. «День именинника». 6. Школа творчества «Подарок коллективу». 1. Секретные советы девочкам и мальчикам. 2. УЭГ «Скажи себе сам». 3. Диспут «Начни с себя». 4. Час общения. «Никто не лучше никого». 5. Кл. час. «Мир моих увлечений». 6. Итоговый сбор «Я, ты, он, она – вместе целая семья»

Направление 4. «ТВОРИТЬ ДОБРО» Задачи. Формировать гуманистическое отношение к окружающему миру. Создавать условия для принятия общечеловеческих ценностей и накопления положительного опыта поведения и взаимоотношений. Вырабатывать нравственную оценку и самооценку. Содержание. 1 класс2 класс3 класс4 класс 1. Беседа – практикум «Что такое хорошо и что такое плохо». 2. УЭГ «Подари другому радость». 3. Конкурс «Помогла, так помогла». 4.Беседа «Костёр – лесу враг». 5. Кл. час «Любить всё живое». 6. Народные традиции «Праздник прилёта птиц». 7. Невыдуманные рассказы «Что умеют бабушкины руки». 1. Дискуссия «О товариществе и дружбе». 2. УЭГ «Не стесняйся доброты своей». 3. Беседа «Цени доверие других». 4. Мастерская Самоделкина «Умелые руки не знают скуки» (изготовление кормушек для птиц) 5. Конкурс плакатов «Мы в ответе за тех, кого приручили». 6. Утренник «8 Марта – праздник мам». 1. Размышление «О настоящем и поддельном». 2. Личное мнение «Старость – всегда слабость». 3. УЭГ «Нам счастья не сулит обида чья-то». 4. Дискуссия «Надёжный человек». 5. Кл час. Театрализованное представление «Природа просит защиты». 6. Операция «Доброта». 1. Диспут «О доброте и отзывчивости». 2. УЭГ «Ты не один на свете». 3. Операция «Книжкина больничка». 4. Откровенный разговор «Поступок, которого я стыжусь…» 5. Личное мнение «Что такое честь фамилии». 6. Конкурс полезных дел «Город мастеров». 7. Кл. час «Вот и стали добрей и умней».

Задачи. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Вырабатывать устойчивость к отрицательному влиянию окружающей среды. Создавать условия для активного отдыха, использования природного окружения с целью укрепления физического и нравственного здоровья детей. Содержание. 1 класс2 класс3 класс4 класс 1. Весёлые старты. 2. Ролевая игра «Ошибки Федоры Егоровны». 3. Конкурс рисунков «Пейте дети молоко – будете здоровы». 4. Практическое занятие по ПДД «В гостях у светофора». 5. Уроки здоровья «Вкусы и увлечения», «Множество решений» «Нужные и ненужные тебе лекарства» 1. Зимняя прогулка «Как Егорка ехал с горки». 2. День здоровья. Подвижные игры на воздухе. 3. Игра – практикум «Азбука пешехода». 4. Экскурсия в парк. 5. Уроки здоровья «Опасные и безопасные ситуации», «Учусь находить новых друзей и интересные занятия». 1. Спортивные соревнования «Тяни -толкай». 2. Выставка плакатов «Полезные привычки». 3. День здоровья «Зимние забавы». 4. Уроки здоровья «Мой характер», «Когда на меня оказывают давление», «Я становлюсь увереннее». 1. Ролевая игра «Потерянное время». 2. Спортивные эстафеты «Делай, как я, делай, как мы, делай лучше нас». 3. Конкурс «Безопасное колесо» 4.Просмотр и обсуждение к/ф «Урок дорожной грамоты». 5. Уроки здоровья «Привычки», «Учусь говорить «нет». Направление 5. «ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 класс Самоанализ работы классного руководителя за год. Анализ воспитательной работы за 2006 – 2007 учебный год классного руководителя Колесниковой Т.В. 1«В» класса В классе 18 человек учащихся. Занимаются в кружках и секциях: 7 чел. (в школе, вне школы 7 чел.); 1. Уровень сплоченности коллектива: о работают отдельные учащиеся класса; выполняют отдельные поручения; о работает актив класса; о каждый ученик класса включен в общие дела класса. 2. Анализ работы органов самоуправления класса: о учитель возглавляет работу сам, раздает задания, поручения (самоуправление отсутствует); о дети по заданию учителя собираются сами и вырабатывают план действий; о класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение. 3.Участие класса в общешкольных делах. Дело, вызвавшее наибольший интерес у детей Сколько детей имели поручения Новогодний утренник «В гостях у Деда Мороза!», посещение Краеведческого музея. День Благодарения, посвященный Дню Победы. 18

1 класс (продолжение) 4. За прошедший учебный год заслуживают поощрения: Фамилия, имя ребенкаЗа что заслужил поощрение Бондарь А., Манаева А., Пархоменко А., Ходыкина А. За активность, добросовестное отношение к выполнению поручений, ответственное отношение к учёбе. 5. Работа с «трудными» детьми. Фамилия, имя ребенка Причина беспокойства Удалось ли вовлечь в работу Какие поручения давались Какие дела для него были наиболее интересны 6. Работа с родителями. * За прошедший учебный год проведено (количество): *Родительских собраний – 4 *Заседаний родительского комитета – 2 * Посещено квартир учащихся (количество) – 11 * Кто из родителей не был ни разу на собрании: * Какие вопросы в воспитательной работе класса интересовали родителей: 1. Воспитание культуры общения. 2. Сплочение классного коллектива. 3. Воспитание дисциплинированности детей.

1 класс (окончание) * Какие совместные дела были проведены детьми и родителями: 1. Праздник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики». 2. Экскурсия в парк. 3. Новогодний утренник. 4. Дни здоровья. 5. День Благодарения, посвященный Дню Победы. 7. В течение года класс посетил (количество): Музеи 1. Лес 2. Выставки 1. Театры 3. Кинотеатры 2. Библиотеки Цели и задачи, поставленные на учебный год Методы, способы их реализацииИтог (цель достигнута, нет, на какой стадии) 1. Формировать навыки культуры поведения. 2. Создавать условия для сплочения коллектива. 3. Формировать положительные качества личности. 4. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду. 1. Уроки этической грамматики. 2. Уроки здоровья, дни здоровья. 3. Тематические классные часы. 4. Уроки общения, практикумы. 5. Спортивные состязания. 6. Игровые и конкурсные программы. 7. Праздники и утренники. 8. Музейные и библиотечные уроки. 9. Экскурсии в природу. 10. Торжественные линейки. Навыки культуры поведения и общения, выработка положительных качеств личности, а также сплочённость коллектива находятся на начальной ступени формирования. Отношение к учебному труду у большинства учащихся – на боле высокой ступени формирования. Задачи воспитания, поставленные в 1 классе, решены успешно. Дальнейшая реализация задач по нравственному воспитанию будет осуществляться в следующем учебном году.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2 класс Самоанализ работы классного руководителя за год. Анализ воспитательной работы за 2007 – 2008 учебный год классного руководителя Колесниковой Т.В. 2«В» класса В классе 19 человек учащихся. Занимаются в кружках и секциях: 7 чел. (в школе, вне школы - 7 чел.); 1. Уровень сплоченности коллектива: о работают отдельные учащиеся класса; выполняют отдельные поручения; о работает актив класса; о каждый ученик класса включен в общие дела класса. 2. Анализ работы органов самоуправления класса: о учитель возглавляет работу актива класса ; о дети по заданию учителя собираются сами и вырабатывают план действий; о класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение. 3.Участие класса в общешкольных делах. Дело, вызвавшее наибольший интерес у детей Сколько детей имели поручения Кл. час. «Родиться и жить на Белгородчине – это почётно!» Кл.час, посвящённый Всероссийскому дню чтения «Любимые стихи А.Л.Барто» Приём в младшее содружество детского объединения «Радуга» Игра – практикум «Азбука пешехода» 19

2 класс (продолжение) 4. За прошедший учебный год заслуживают поощрения: Фамилия, имя ребенкаЗа что заслужил поощрение Бондарь А., Манаева А., Пархоменко А., Ходыкина А., Перепелица Р., Курлянцева Е., Собина А., Ткачёв А., Юшинов А. За активность, добросовестное отношение к выполнению поручений, ответственное отношение к учёбе, прилежание, трудолюбие, дисциплинированность. 5. Работа с «трудными» детьми. Фамилия, имя ребенка Причина беспокойства Удалось ли вовлечь в работу Какие поручения давались Какие дела для него были наиболее интересны 6. Работа с родителями. * За прошедший учебный год проведено (количество): *Родительских собраний – 4 *Заседаний родительского комитета – 2 * Посещено квартир обучающихся (количество) – 6 * Кто из родителей не был ни разу на собрании: * Какие вопросы в воспитательной работе класса интересовали родителей: 1. Формирование нравственных качеств личности, воспитание дружелюбия, культуры поведения. 2. Сплочение классного коллектива. 3. Воспитание ответственного отношения детей к учебному труду.

2 класс (окончание) * Какие совместные дела были проведены детьми и родителями: 1. Новогодний утренник. 2. Утренник « 8 Марта – праздник мам». 3. Конкурс поделок, посвящённый 65–летию битвы на Курской дуге. 4. Экскурсия в Краеведческий музей. 7. В течение года класс посетил (количество): Музеи 1. Лес 1. Выставки 1. Театры 2. Кинотеатры 3. Библиотеки Цели и задачи, поставленные на учебный год Методы, способы их реализацииИтог (цель достигнута, нет, на какой стадии) 1. Содействовать формированию положительных качеств личности. 2. Создавать условия для выработки нравственных межличностных отношений в коллективе, развития органов самоуправления. 3. Формировать навыки культуры общения. 4. Воспитывать ответственное отношение к порученному делу. 1. Уроки этической грамматики. 2. Уроки здоровья, дни здоровья. 3. Тематические классные часы. 4. Уроки общения, практикумы. 5. Спортивные состязания. 6. Игровые и конкурсные программы. 7. Праздники и утренники. 8. Музейные и библиотечные уроки. 9. Экскурсии в природу. 10. Торжественные линейки. Навыки культуры поведения и общения, выработка положительных качеств личности, а также сплочённость коллектива находятся на более высокой ступени формирования, чем в первом классе. В большей степени проявляются активность, самостоятельность, организованность, ответственность, взаимовыручка, сопереживание. Задачи воспитания, поставленные во 2 классе, решены удовлетворительно.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 3 класс В прошедшем учебном году в классном коллективе «Огонёк» (3 «В» класс) воспитательная работа проводилась в соответствии с целями и задачами, определёнными воспитательной системой класса «Быть среди людей», и была подчинена общешкольной программе «Духовно-нравственное развитие школьников». Считаю, что поставленные цели и задачи были актуальными, а выбор направлений, методов и форм работы обоснованным и эффективным. В течение года успешно решались задачи по формированию нравственных качеств личности, сплочению детского коллектива, раскрытию творческих способностей и индивидуальности каждого ребёнка, развитию самоуправления, выработке стремления к здоровому образу жизни, повышению ответственного отношения к учёбе. Этому способствовали разнообразные формы работы с коллективом: КТД, праздники, диспуты, конкурсы, уроки здоровья и этической грамматики, игровые программы, тренинговые занятия, спортивные эстафеты, совместные походы в музей, просмотр театральных и цирковых представлений. Раскрытию интересов, увлечений и талантов, самоутверждению в коллективе помогали индивидуальные выставки учащихся: изобразительного творчества (Ходыкина А., Курлянцева Л., Собина А.), художественного рукоделия и технического творчества (Манаева А, Рощупкина Н. – бисероплетение, Мышанский В. – лепка, Шершень А. – выжигание по дереву, Ткачёв С. – конструирование). С целью развития творческих способностей, дети привлекались к разработке сценариев праздников, конкурсных программ, театрализованных представлений и, конечно же, к участию в их реализации. Развитию творческих дарований детей в более высокой степени способствовали занятия в кружках, спортивных секциях, студиях ДДТ и Школы искусств. Всего в учреждениях дополнительного образования занимается 12 человек нашего класса (некоторые из них – одновременно в двух студиях):

в танцевальных студиях – 3 чел., в студии изо – 5 чел., в театральной студии – 1 чел., в спортивных секциях – 4 чел., в студии театра и мод – 1 чел Жукова Д. (шахматы), Мышанский В. (каратэ), Бондарь А. (художественное чтение), Курлянцева Л. (студия театра и мод), Юшинов С. и Манаева А. (студия бальных танцев) неоднократно становились призёрами конкурсов различного уровня. Считаю недостаточной работу по вовлечению детей в занятия студий, клубов, кружков по интересам, т. к. половина учеников класса не используют возможность развиваться всесторонне. Следует более настойчиво провести разъяснительную работу с родителями, не осознавшими важность учёта и развития интересов, склонностей, способностей их детей. На более высокой ступени развития находятся межличностные отношения. Между одноклассниками устанавливаются доброжелательные отношения в учебное время и в неформальной обстановке. Преобладает положительный эмоциональный настрой учащихся класса, заинтересованность в создании комфортного микроклимата в коллективе. У детей развиваются чувства сопереживания, взаимовыручки, ответственности за совместную работу. В классе сформировано общественное мнение, которое помогает классному руководителю направлять инициативу, энергию, активность, любознательность детей в нужное русло. В коллективе осуждается неорганизованность, безответственность, грубость, бесцеремонность, бахвальство, лень, пресекаются попытки унижения товарищей и неуважительного отношения к учителям. Дети, допустившие проступки, конечно, подвергаются порицанию со стороны одноклассников и учителя, но коллектив предоставляет им и право реабилитироваться. У них есть возможность дать самооценку своему поведению, отношению к сверстникам, к учёбе и исправить ошибки. Конфликтные ситуации в классе возникают значительно реже, улаживаются, в основном, без вмешательства учителя. Изжито ябедничество. Ярко выраженных группировок не наблюдается. Отношения между одноклассниками товарищеские, изгоев нет.

«Трудных» детей нет. Александрова Вика воспитывается в семье, где мать ограничена в правах по воспитанию дочери. Однако, никаких негативных проявлений в поведении девочки не наблюдается. Она активна, всегда в кругу друзей. Признаки повышенной тревожности наблюдались только в сентябре, в период адаптации к новому коллективу, т. к. она прибыла в 3 класс из другой школы города. Кроме неё в класс прибыли Мышанский В., Жукова Д., Шершень А. Они легко влились в классный коллектив, который принял их дружелюбно, без настороженности, отчуждённости. Семьи вновь прибывших детей были посещены учителем на дому, с целью более близкого знакомства с членами семьи, жилищными, бытовыми условиями, уровнем материальной обеспеченности. В жизнедеятельности класса участвует каждый ученик, как при планировании, так и в осуществлении со­вместной деятельности и её анализе. В коллективе сложилась традиция: раз в четверть подводить итоги конкурса «Самый, самый, самый...» При определении достойных этого звания, дети учатся оценивать степень участия каждого в коллективной творческой деятельности, уровень воспитанности, отношение к учёбе, школе, учителям, личностные качества товарищей. Чествование именинников – ещё одна добрая традиция. В день своего рождения именинник находится в центре внимания. Он принимает добрые пожелания, а «волшебный стул» помогает узнать положительное мнение одноклассников о его поступках и качествах личности. Приятно осознавать, что дети умеют подмечать то, что свойственно конкретно каждому имениннику. В коллективе сформировался актив: Перепелица Р., Ходыкина А., Курлянцева Л., Бондарь А., Мышанский В., Пархоменко А. Они являются общепризнанными лидерами, инициаторами добрых начинаний, активными исполнителями, а также надёжными помощниками учителя. Актив класса показывает положительный пример дисциплинированности, организованности, добросовестного отношения к учёбе. Все дети класса были распределены по звеньям в соответствии с дружескими привязанностями, симпатиями, общностью интересов. Каждое звено имело своё поручение, которое менялось один раз в полугодие. Исполнение поручений контролировали командир класса и его заместитель, но это им не всегда удавалось осуществлять на должном уровне. Учительский контроль был тоже не лишним.

Важным фактором достижения положительных результатов в сплочении коллектива, развитии общественной активности учащихся явилось более тесное взаимодействие классного руководителя, детей и их родителей: совместное проведение классных часов, Дней здоровья, прогулок в парк, участие родителей в организации и проведении Всероссийского дня чтения, Дней именинников, Новогоднего утренника. Именно эти мероприятия оставили в памяти детей массу приятных впечатлений. Значительный эффект в воспитании у детей трудолюбия, бережливости, активной жизненной позиции имеет практическое участие родителей в ремонте кабинета, который они осуществляют ежегодно, их отзывчивое отношение к проблемам, нуждам класса, школы. Среди родителей нет таких, которые принципиально не посещали бы родительские собрания или не интересовались бы тем, каковы успехи детей в учёбе, как складываются у них взаимоотношения с ровесниками, учителями; каковы их место и роль в коллективе. Тематика родительского лектория была выбрана с учётом пожеланий родителей и в соответствии с воспитательными проблемами, присущими данному классу. Совместная работа классного руководителя и родителей была достаточно результативной. Качественно улучшилась культура взаимоотношений, общения детей, их отношение к учёбе, общественному поручению. Уровень удовлетворённости родителей работой класса и школы составляет 95,7%. В течение всего года успешно решались вопросы обучения детей. Систематически активизировалась познавательная деятельность детей через внеклассные занятия по предметам, вовлечение в конкурсы чтецов и мини-сочинений, участие в викторинах, часах занимательной грамматики и математики, конкурсах знатоков природы, участие в конкурсе на лучшего читателя детской художественной литературы (сотрудничество со школьным библиотекарем), экскурсии в краеведческий музей. Активизация познавательной деятельности детей осуществлялась и в процессе использования на уроках энциклопедической и справочной литературы, применения методов исследовательского обучения, заданий развивающего характера, информационных компьютерных технологий и др.

В декабре 2008 г. в рамках районного семинара учителей н/кл. в 3 «В» классе был проведён открытый урок русского языка, который получил высокую оценку. На уроке дети показали прочные знания, умение добывать их в процессе исследовательской деятельности, организованной учителем, и применять теоретические сведения в практической работе. На уроке дети показали прочные знания, умение добывать их в процессе исследовательской деятельности, организованной учителем, и применять теоретические сведения в практической работе уч. год завершили со следующими результатами: отличников–3 чел.: Жукова Д., Перепелица Р.(с Похвальным листом); Бондарь А.; обучающихся без троек – 11 чел.; неуспевающих – нет. Качество знаний составляет 60 %. По результатам предметных олимпиад по математике и русскому языку среди 3-х классов на уровне образовательного учреждения призовые места присуждены: Жуковой Д., Ходыкиной А. – II место, Бондарь А. – III место. Регулярно проводились дополнительные занятия (групповые и индивидуальные) с отстающими и способными детьми. Однако, много трудностей в учёбе ещё стоит преодолеть Александровой В. и Бовкун К. (по мат.), Хоркину А. и Рыжих А. (по рус. яз.). По всем предметам стабилизировалась успеваемость Пархоменко А., Федорищева Р., Курлянцевой Л.. Добросовестнее стали относиться к учёбе Кузьмин К., Рыжих А., Шевкунов С.. Этому способствовали как внеурочные занятия, так и индивидуальные беседы с этими детьми по формированию учебной мотивации. А также своевременное оказание родителями практической помощи своим детям при выполнении домашних заданий, установление ежедневного контроля над их успеваемостью.

Пропуски учебных занятий учащимися допускались только по уважительным причинам. В процессе воспитательной работы использовалось сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы, которые соответствовали интересам, запросам и потребностям личности. Наибольший интерес у детей вызвали те общешкольные и классные мероприятия, в которых они принимали непосредственное участие. Считаю необходимым продолжать целенаправленную работу по формированию нравственных качеств личности, повышению уровня воспитанности, развитию самоуправления в коллективе. Способствовать более широкому вовлечению детей в работу детских внешкольных учреждений для полного раскрытия их творческого потенциала и развития потребности в здоровом образе жизни. Воспитывать стремление к осознанному овладению знаниями, всестороннему расширению кругозора. Продолжать создавать условия для формирования гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции детей.