I.Вступление II.Дьюи Джон и его технология проблемного обучения: А)Проблемное обучение по Д. Дьюи Б) Концептуальные положения по Д. Дьюи В) Условия успешности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемное обучение «Мышление начинается с проблемной ситуации» С. Л. Рубинштейн.
Advertisements

Технологическая схема цикла проблемного обучения..
Тема: «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах» Учитель начальных классов МОУ СОШ 2 п. Чернышевск Л.И. Ягодко.
Возможности использования технологии проблемного обучения через учебную деятельность по системе Л.В. Занкова. МОУ СОШ 29 Ангарск, 2005.
Трофимова Елена Вячеславовна Учитель начальных классов СКО, г.Тайынша ГУ «СШ 2»
Буханова Людмила Васильевна, Учитель ИЗО МБОУ СОШ 4 г. Краснознаменска.
Проблемное обучение Модель организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Закаблук О. В. АОУ Лицей 19, г. Королев, МО. Слово « технология » происходит от греческих techne – искусство, мастерство и logos – учение. Термин « педагогическая.
Семинар педагогического мастерства Методика проведения урока проблемного обучения.
Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить Дистервег.
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я.
Виды проблемных уроков Виды проблемных уроков. Выполнила: учитель географии МБОУ СОШ 4 Валентина Михайловна Сегина.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда обучающийся систематически включается в поиск решения новых для него проблем.
Обобщение опыта Ольги Леонидовны Захаровой Технология проблемного обучения в условиях современной школы.
Обобщение опыта учителя физики Масловской ООШ Масловской ООШ Линник Любови Александровны Линник Любови Александровны Использование технологий проблемного.
Проблемное обучение как форма работы с одаренными учащимися.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Транксрипт:

I.Вступление II.Дьюи Джон и его технология проблемного обучения: А)Проблемное обучение по Д. Дьюи Б) Концептуальные положения по Д. Дьюи В) Условия успешности обучения по Д. Дьюи III. Особенности проблемного содержания: А) Классификация проблемных ситуаций Б) Виды проблемных ситуаций по содержанию решаемых проблем IV. Особенности методики проблемного обучения: А) Технологическая схема цикла проблемного обучения Б) Методические приёмы создания проблемных ситуаций В) Уровни мышления учащихся V. Заключение

Дьюи Джон и его технология

Американский философ, прагматик, психолог, педагог.

В 1894 г. в Чикаго Дьюи основал опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.

Социальный: книги, рассказы. Конструирование: игрушки Художественного выражения: картинки Исследовательский: загадки, задачи.

Р ебёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. У своение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Р ебёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Проблематизация учебного материала ( знания- дети удивления и любопытство) Активность ребёнка ( знания должны усваиваться с аппетитом) Связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.

III. Особенности содержания проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением, технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками ( ЗУН) и развитие мыслительных способностей(СУД). Это требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Таким образом, сочетание традиционного изложения с включением в него проблемных ситуаций называется проблемным обучением.

По интересности ( мотивации) содержания. По характеру неизвестного X. По уровню проблемности. По виду рассогласования информации. По методическим особенностям. По типу действий, требующихся для решения..

Связь с будущим Связь с жизнью Связь с практи- ческой деятель- ностью Учащих- ся Связь с современ- ностью Связь с историей Новое содержа- ние Необыч- ность взглядов на старое

X- цель Х- объект деятельности Х- способ деятельности Х- условие выполнения деятельности

I- возникающие независимо от приёмов II-вызываемые и разрешаемые учителем III- вызываемые учителем, но разрешаемые учеником IV- самостоятельное формирование проблемы и решения

Неожидан- ности Конфлик- та Предло- жения Опровер- жения Несоот- ветствия неопреде лённости

Непредна меренные Целевые Исследо- вательс- кие лабора- торные работы Проблем- ные демонст- рации Эвристиче ская беседа Проблем- ное изложе- ние Проблемный фронталь- ный эксперимент Мысленный проблемный эксперимент Проблемное решение задач Проблемные задания Игровые проблемные ситуации

Выбора Сравнения, сопоставле- ния Устранения рассогласован ности Эксперимента и пробы Творческого подхода Принятия решения Установления связи Изменения взглядов на вещи Поиска, исследования

Проблемные ситуации по содержанию решаемых проблем: А) Решение научных проблем - теоретическое исследование, т.е поиск и открытие обучаемым новых правил, законов, доказательств. Б) Решение практических проблем - поиск практического решения, т.е способы применения известного знания в новой ситуации; постановки и решения практических учебных проблем. В) Создание художественных решений - художественное творчество, музыка.

IV. Особенности методики проблемного обучения

Педагогическая (организация учебного процесса) Психологическая ( деятельность учеников)

Эта ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановка учителем вопросов, подчёркивающих: Противоречия Новизну Важность Красоту и др.

Это ситуация – сугубо индивидуальное явление:этовопросоёмкое состояние, поисковая деятельность, сознание, психологический дискомфорт. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: При объяснении Закреплении Контроле

Отбор проблемных ситуаций Научно- методичес кая база учитель Дополнительная информация Наведение Поддержка Помощь Наводящая информация; Осознание сущности противоречий; Формулировка неизвестного Вводная информация; Слово устное, письменное; Технические средства; Мультимедиа Ага- реакция Нахождение решения Появление новых ЗУН, СУД Поиск путей решения проблемы Выдвижение и проверка гипотез Перевод педагогической проблемной ситуации в психологическую Создание педагогической проблемной ситуации Реализация решения Создание продукта Развитие личности ученик Контроль отдалённых Результатов обучения I этап II этап III этап IV этап

Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения Сталкивает противоречие практической деятельности Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций(например, командира, юриста, финансиста, педагога) Побуждает обучаемых делать сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог). Ставит конкретные вопросы ( на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) Определяет проблемные теоритические и практические задания (например, исследовательские) Формирует проблемные задачи (с ограниченным временем решения, с заведомо допущенными ошибками ит.д.)

1)Уровень обычной несамостоятельной деятельности. 2)Уровень полусамостоятельной активности 3)Уровень самостоятельной активности 4)Уровень творческой активности

А) Ценными результатами технологии проблемного обучения являются: Осознание детьми характера своей умственной деятельности Формирование умений творчески мыслить, выдвигать и проверять гипотезы Активное увлечение большинства учащихся в процессе решения проблем Б) Исследования психологов показали, что для умственного развития школьников самостоятельное составление нестандартных вопросов является даже более эффективным, нежели решение предложенных учителем проблем. Поэтому наряду с постановкой перед школьниками уже готовых проблемных вопросов и заданий рекомендуется начального курса каждого предмета учить детей самостоятельно придумывать нестандартные вопросы и задания.