24.09.20121 "Психолого-педагогические ресурсы современного урока биологии" «Природа –единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Advertisements

ФГОС НОО ИНФОРМАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ. Нормативная база Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием.
Выступление учителя начальных классов МОУ СОШ 5 г. Щербинки Рудаковой И. В. на городской научно- практической конференции учителей и руководителей ОУ (декабрь,
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
Здоровьесберегающий аспект при развитии интеллектyальных и творческих способностей yчащихся.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ «Все в учителе оказывает то или иное воздействие на класс… …Внешний вид учителя,
Здоровье человека - первостепенная тема XXI века Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие определяются средой,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Автор Учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И. МОУ «Погорельская СОШ»
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
«Нововведения в учебную и внеучебную деятельность в рамках реализации ФГОС НОО»
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Здоровьесберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры и спорта в условиях реализации ФГОС»
Здоровьесберегающие технологии на уроках.. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения.
Организация учебной дисциплины с учётом психологических особенностей учащихся Мартын Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 4.
Здоровьесберегающие технологии на уроке подготовила учитель начальных классов школы27 Хасанова Гульназ Загитовна.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения как совокупность трёх систем требований.
1 - Я радуюсь, когда… - Я обижаюсь, когда… - Я злюсь, когда… - Мне весело, когда… - Мне не нравится, когда… - Я грущу, когда… - Я страдаю, когда… - Я плачу,
Транксрипт:

"Психолого-педагогические ресурсы современного урока биологии" «Природа –единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания» И.В. Гете. И.В. Гете. Августовская конференция 27 августа 2009 года.

Цель настоящего сообщения привлечь Ваше внимание к вопросам организации психолого - педагогического взаимодействия в школах как фактора успешного решения образовательных задач, а также показать роль психологического сопровождения учебного процесса. Цель настоящего сообщения привлечь Ваше внимание к вопросам организации психолого - педагогического взаимодействия в школах как фактора успешного решения образовательных задач, а также показать роль психологического сопровождения учебного процесса.

Концепция развития учителя Учитель с большой буквы это тот, кто развивает ученика и сам развивается. Что же развивать? 1. 1.Педагогическая направленность ( не быть только урокодателем) 2. 2.Педагогическая компетентность (в деятельности, в выборе средств, аналитическая деятельность) 3. 3.Коммуникативность Саморазвитие Педагогическая гибкость: -интеллектуальная; -эмоциональная; -поведенческая. Л.М. Митина

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения. 5 standart.edu.ru Задача ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.

Инновационность стандартов в образовании Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании») Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании») Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования

Этапы разработки ФГОС 1.Концептуальные и методологические основы 2.Проекты нормативно- методического сопровождения стандартов 3.Апробация в начальной школе 4.Апробация в основной школе 5.Апробация в старшей школе 2006 год годы годы годы годы

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 8 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Личностные результаты –сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

Главными задачами школы должны быть: Главными задачами школы должны быть: Научить мыслить Научить мыслить - развитие мыслительных способностей детей;- развитие мыслительных способностей детей; - обеспечение знаний на уровне мировых стандартов;- обеспечение знаний на уровне мировых стандартов; - формирование познавательных интересов,- формирование познавательных интересов, - раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков,- раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков, - выработку жизненных ценностей, понимание источников- выработку жизненных ценностей, понимание источников добра, зла, смысла жизни. добра, зла, смысла жизни. Воспитать чувства Воспитать чувства - научить любить людей и жизнь;- научить любить людей и жизнь; - приобщить к духовным ценностям как национальным, так и мировым;- приобщить к духовным ценностям как национальным, так и мировым; - сформировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, России;- сформировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, России; - индивидуальное воспитание характера каждого ребенка;- индивидуальное воспитание характера каждого ребенка; - развитие его коммуникативных качеств.- развитие его коммуникативных качеств. Физическая и психологическая закалка. Физическая и психологическая закалка.

Основная педагогическая задача Основная педагогическая задача организация условий, инициирующих детское действие организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновлениесодержания Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?Ценностиобразования

Современные образовательные технологии Современные образовательные технологии Используем мультимедийные учебные курсыИспользуем мультимедийные учебные курсыИспользуем мультимедийные учебные курсыИспользуем мультимедийные учебные курсы Практическое занятие и его анализПрактическое занятие и его анализПрактическое занятие и его анализПрактическое занятие и его анализ Проектируем компьютерный урокПроектируем компьютерный урокПроектируем компьютерный урокПроектируем компьютерный урок Разговорная работа на урокахРазговорная работа на урокахРазговорная работа на урокахРазговорная работа на уроках Семинарское занятие и его анализСеминарское занятие и его анализСеминарское занятие и его анализСеминарское занятие и его анализ Урок-Диспут и его анализУрок-Диспут и его анализУрок-Диспут и его анализУрок-Диспут и его анализ Урок-Зачет и его анализУрок-Зачет и его анализУрок-Зачет и его анализУрок-Зачет и его анализ Урок-Консультация, и его анализУрок-Консультация, и его анализУрок-Консультация, и его анализУрок-Консультация, и его анализ Урок-Конференция, и его анализУрок-Конференция, и его анализУрок-Конференция, и его анализУрок-Конференция, и его анализ Учебная экскурсия, и ее анализУчебная экскурсия, и ее анализУчебная экскурсия, и ее анализУчебная экскурсия, и ее анализ Ученические проектыУченические проектыУченические проектыУченические проекты Факультативное занятие и его анализФакультативное занятие и его анализФакультативное занятие и его анализФакультативное занятие и его анализ

Психологические трудности обучения Психологические трудности обучения ПознавательныеПознавательные ЛичностныеЛичностные ПроцессуальныеПроцессуальные

Главная цель психолого-педагогической службы заключается в оказании помощи детям в решении их проблем и трудностей: личностные проблемы учащихся возрастные трудности конфликтные отношения в семье профессиональное самоопределение проблемы адаптации в классе создание благоприятного климата в отношениях учеников друг с другом, с родителями и учителями.

Личность учащегося как субъекта педагогической деятельности. Надо формировать личность, субъект образования, способный на: - самооценку,- самооценку, - самопознание,- самопознание, - самоопределение,- самоопределение, - саморегуляция,- саморегуляция, - саморазвитие,- саморазвитие, - самореализацию,- самореализацию, - самоутверждение- самоутверждение - ответственность,- ответственность, - активность.- активность.

МЫ ВОСПРИНИМАЕМ 10% из того, что мы ЧИТАЕМ 20% из того, что мы СЛЫШИМ 30% из того, что мы ВИДИМ 50% из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ 70% из того, что ОБСУЖДАЕМ с другими 80% из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично 95% из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще Уильям Глассер

Кривая забывания Эббингауза

СПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИСКУССТВО УВАЖЕНИЯИСКУССТВО УВАЖЕНИЯ ИСКУССТВО ПОНИМАНИЯИСКУССТВО ПОНИМАНИЯ ИСКУССТВО ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИИСКУССТВО ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ ИСКУССТВО ДОГОВОРАИСКУССТВО ДОГОВОРА ИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙИСКУССТВО БЫТЬ СОБОЙ

Качества учителя, оказывающие положительное влияние на учащихся: ЭМПАТИЯЭМПАТИЯ (понимание,принятие, уважение и доверие к себе, чувствительность к другим людям) (понимание,принятие, уважение и доверие к себе, чувствительность к другим людям) СТРЕМЛЕНИЕ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИСТРЕМЛЕНИЕ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ (может творить, организовывать, легко воспринимает новые идеи, стремится всегда к самообразованию) (может творить, организовывать, легко воспринимает новые идеи, стремится всегда к самообразованию) СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИСПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ ( умение осознавать, отслеживать, анализировать и обобщать свою деятельность в совокупности личностных и профессиональных ее проявлениях. ) ТОЛЕРАНТНОСТЬТОЛЕРАНТНОСТЬ СПОСОБНОСТЬ в своей работе с учащимися прогнозировать перспективные результаты.СПОСОБНОСТЬ в своей работе с учащимися прогнозировать перспективные результаты.

Качества учителя, оказывающие негативное влияние на учащихся. КатегоричностьКатегоричность БескомпромиссностьБескомпромиссность Авторитарность.Авторитарность. Эти воздействия повышают уровень психической напряженности ученика, стрессируют его, стимулируют мышечные зажимы, истощают энергетические, психологические ресурсы. Эти воздействия повышают уровень психической напряженности ученика, стрессируют его, стимулируют мышечные зажимы, истощают энергетические, психологические ресурсы. НесдержанностьНесдержанность ВспыльчивостьВспыльчивость РаздражительностьРаздражительность Непредсказуемость поступков и реакций учителя повышает уровень стрессированности, тревожности школьников, создает в классе нервозную атмосферу с повышенным риском возникновения эмоциональных конфликтов.Непредсказуемость поступков и реакций учителя повышает уровень стрессированности, тревожности школьников, создает в классе нервозную атмосферу с повышенным риском возникновения эмоциональных конфликтов.

Качества учителя, оказывающие негативное влияние на учащихся. Недоброжелательность, злость, враждебность как проявление черт личности и реакции на неудовлетворенность жизнью, нерешенные проблемы. В педагогической работе таких учителей явно проявляется установка на поиск внешних причин своих неудач.Недоброжелательность, злость, враждебность как проявление черт личности и реакции на неудовлетворенность жизнью, нерешенные проблемы. В педагогической работе таких учителей явно проявляется установка на поиск внешних причин своих неудач. Равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность. Такие проявления зиждутся на равнодушии к людям, отсутствии интересаРавнодушие, безразличие, эмоциональная холодность. Такие проявления зиждутся на равнодушии к людям, отсутствии интереса к своей работе, часто сочетаются с безответственностью. к своей работе, часто сочетаются с безответственностью.

Рост школьно-обусловленных нарушений здоровья Рост школьно-обусловленных нарушений здоровья нервно-психических и вегетативных расстройств нервно-психических и вегетативных расстройств нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта функциональных отклонений и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта

Школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся ( по данным ИВФ РАО) 1.Стрессовая педагогическая тактика. 2.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. 3.Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических к организации требований к учебному процессу.

Школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся ( по данным ИВФ РАО) 4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей. 5. Провалы в существующей системе физического воспитания. 6. Интенсификация учебного процесса. 7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья. 8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля. 9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Применяемые здоровьесберегающие образовательные технологии основаны на: возрастных особенностях познавательной деятельности детей,возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения,вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах,обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации,использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы,создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебеформировании положительной мотивации к учебе на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Психологические особенности учащихся Врожденные психологические свойства помогают человеку сформировать устойчивый образ собственного психического здоровья. Такими психическими функциями являются : ЭКСТРАВЕРСИЯ - ИНТРОВЕРСИЯ (E-I) ЭКСТРАВЕРСИЯ - ИНТРОВЕРСИЯ (E-I) СЕНСОРИКА - ИНТУИЦИЯ (S-N) СЕНСОРИКА - ИНТУИЦИЯ (S-N) МЫШЛЕНИЕ – ЧУВСТВО ( T-F) МЫШЛЕНИЕ – ЧУВСТВО ( T-F) РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - ИРРАЦИАНАЛЬНОСТЬ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - ИРРАЦИАНАЛЬНОСТЬ (J-P) (J-P)

МеланхоликиХолерикиФлегматики Сангвиники н е с о в м е с т и м ы терпимо сочетаются с о ч е т а ю т с я 6,7% 48,7% 25,6% 19,0%

Правила для меланхоликов Не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку; во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления;Не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку; во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления; Не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал: лучше отложить опрос на следующую урок-лекцию;Не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал: лучше отложить опрос на следующую урок-лекцию; Путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах;Путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах; В минимальной степени отвлекать их от работы, создавать им спокойную обстановку;В минимальной степени отвлекать их от работы, создавать им спокойную обстановку; Учитывать тот факт, что они предпочитают письменную речь устной.Учитывать тот факт, что они предпочитают письменную речь устной.

Правила для сангвиников: Обеспечивать частую смену упражнений во избежание монотонности;Обеспечивать частую смену упражнений во избежание монотонности; Использовать приемы, направленные на тренировку навыков самоконтроля;Использовать приемы, направленные на тренировку навыков самоконтроля; Предоставлять им роль заводил в групповых формах обучения;Предоставлять им роль заводил в групповых формах обучения; Учитывать предпочтение ими устной речи письменной.Учитывать предпочтение ими устной речи письменной.

Правила для флегматиков Правила для флегматиков Не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно; Не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно; Помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями;Помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями; Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая импровизаций;Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая импровизаций; Не спрашивать их вначале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации;Не спрашивать их вначале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации; Избегать ситуации, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;Избегать ситуации, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку; В момент выполнения заданий не надо их отвлекать.В момент выполнения заданий не надо их отвлекать.

Правила для холериков: Для работы с подвижными учениками применительна следующая тактика:Для работы с подвижными учениками применительна следующая тактика: Увеличение объема материала по частям: на первых порах ученику сокращают объем работы. После того как намеченная часть выполняется, ему либо предлагают следующую часть, либо ограничиваются сделанным: это зависит от отношения ребенка;Увеличение объема материала по частям: на первых порах ученику сокращают объем работы. После того как намеченная часть выполняется, ему либо предлагают следующую часть, либо ограничиваются сделанным: это зависит от отношения ребенка; Разнообразие содержания заданий, частые переходы от одного их вида к другому;Разнообразие содержания заданий, частые переходы от одного их вида к другому; Опрашивать их первыми, т. к. они не любят ждатьОпрашивать их первыми, т. к. они не любят ждать

ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Профессиональные типы мышления

Качества учителей 1.Излагает материал ясно, доступно. 2.Разъясняет сложные места. 3.Умеет вызвать и поддержать интерес.4.Задает вопросы, побуждает к дискуссии. 5.Демонстрирует культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения. 6.Умеет снять напряжение и усталость у учащихся. 7.Проявляет творческий и индивидуальный подход к детям. 8.Объективен в оценке знаний. 9.Требователен и принципиален. 10.Терпелив. 11.Уделяет свое личное время для общения с учениками. 12.Располагает к себе внешним видом. 13. Допускает грубое, нетактичное поведение по отношению к ученикам.

Психологическое насилие Неспособность родителя обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность Открытое неприятие и критика ребенка Оскорбление и унижение его достоинства Угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, Преднамеренная физическая или социальная изоляция Предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям Ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка Однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее психическую травму.

Резюме Для укрепления психологического здоровья учащихся важно не отсутствие трудных ситуаций. а их успешное разрешение ребенком самостоятельно или с помощью педагога, положительный фон настроения участников учебно-воспитательного процесса, фиксация на прогрессе ученика.

Психологические рекомендации 1. Люби своего ученика. 2. Охраняй - своего ученика от физических и душевных страданий. 3. Будь добрым примером для своего ученика. 4. Играй со своим учеником, то есть уделяй ему необходимое время; играй с ним так, как ему хочется; игры его принимай всерьез; освойся с миром его представлений. 5. Трудись со своим учеником. 6. Позволь своему ученику приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно. 7. Покажи своему ученику возможности и пределы человеческой свободы. 8. Приучай своего ученика быть послушным, но мягко и деликатно. 9. Жди от своего ученика только таких мнений и оценок, на которые он способен в соответствии с опытом. 10. Предоставляй своему ученику возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний.

Спасибо за внимание !