Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области ВВЕДЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ В УЧЕБНЫЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области ВВЕДЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ В УЧЕБНЫЕ.
Advertisements

Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно-нравственого воспитания Е.Б. Фирсова, доцент кафедры истории и социальных.
Концепция и структура курса «Основы религиозных культур и светской этики»
ВВЕДЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ В УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Братского района В 2012 ГОДУ.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
1 Апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в годах в 19 субъектах.
Комплексный учебный курс «Основы духовно- нравствственной культуры народов России» в общеобразовательной школе Родительское собрание 1.
1 Апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) Москва, 2010.
1 Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно-нравственного воспитания Ачинск 2010.
Обращение Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.
Нормативно-правовое обеспечение курса Основы религиозных культур и светской этики.
1 Апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в годах в 19 субъектах.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»:
Министерство образования и науки о комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ОРКСЭ. АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КУРСА Падение нравственности. Сокращение рождаемости. Распространение сектантства. в.
Родительское собрание «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации» 12 апреля.
Транксрипт:

Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области ВВЕДЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ В УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно-нравственного воспитания

Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания 2 июня 2008 г. в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания, на которых впервые была представлена Концепция государственной политики в области духовно- нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности, а также пакет федеральных законов, направленных на улучшение нравственной ситуации в обществе, особенно среди детей.

Цель Концепции Концепция определяет совокупность основных государственных и общественных мер по созданию условий для формирования духовно-нравственного облика подрастающего поколения на основе традиционной ментальности, защиты его психического и нравственного здоровья, что будет способствовать обеспечению условий для сохранения и развития Российской государственности и национально-культурной идентичности российского общества на основе отечественных традиций и ценностей.

Направления реализации государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации: 4. Совершенствование государственной системы образования в целях восстановления и развития ее воспитательной функции.

Сроки и этапы реализации Концепции Расчетный период реализации Концепции – 2008–2015 гг. I этап – 2008–2010 гг.: формирование соответствующей организационной и правовой базы, апробация законодательных новелл в нескольких регионах Российской Федерации, мониторинг правоприменительной практики и корректировка принятого законодательства с учетом результатов мониторинга, начало осуществления предлагаемых мер Концепции в полном объеме; II этап – 2011–2015 гг.: полномасштабное осуществление предлагаемых мер с учетом результатов реализации I этапа.

Нормативные правовые акты Министерства образования и науки Российской Федерации 1. Письмо от 4 июня 1999 г ин/14-94 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений» 2. Приказ от 1 июля 2003 г «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 2003 г. 4955).

В декабре 2007 г. вступили в силу поправки в Закон Российской Федерации "Об образовании», разработанные Минобрнауки России, изменившие понятие и структуру государственного образовательного стандарта.

Предлагаемая законом структура федерального государственного образовательного стандарта включает в себя единые требования к результатам освоения, к структуре и условиям реализации основных образовательных программ.

Одна из основных задач образования- формирование духовно-нравственной личности

11 Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. «Напомню норму Конституции России. В статье 14 говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую – это статья 28. Я думаю, что мы должны подчеркнуть и безусловную важность соблюдения этих фундаментальных конституционных положений на каждом этапе реализации согласованных планов».

Кроме того, законодательство Российской Федерации следует в целом нормам и принципам международного права, утверждающим право учащихся на религиозное образование (п. 4 ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях").

В соответствии с действующим законодательством Минобразования России издало приказ от 1 июля 2003 г. N 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ" (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 2003 г. N 4955), в соответствии с которым администрация образовательных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления может предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии на территории своего образовательного учреждения только вне рамок образовательной программы, по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей.

Конституция Российской Федерации Ст. 14. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция Российской Федерации Ст. 19. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Конституция Российской Федерации Ст. 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Ст. 29. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Закон Российской Федерации «Об образовании» Статья 2 Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Статья 5 Возможность получения гражданами Российской Федерации образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного или должностного положения, наличия судимости. Статья 14 Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» Статья 3 запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей,… Статья 5 1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. 2. Воспитание и образование детей осуществляется родителями … с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. 4. По просьбе родителей, или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация … по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной програ ммы.

Поручение Президента Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 19-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: 1.основы православной культуры, 2.основы исламской культуры, 3.основы буддийской культуры, 4.основы иудейской культуры, 5.основы мировых религиозных культур 6.и основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)

20 Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. «… все эти вопросы будут погружены в одну программу, соответственно, это будут одни и те же пособия по изучению. Таким образом, мы охватим всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями самих учеников, их родителей».

21 Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. «Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным».

22 Основные характеристики курса 1. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 составляющих (модулей): 1.основы православной культуры, 2.основы исламской культуры, 3.основы буддийской культуры, 4.основы иудейской культуры, 5.основы мировых религиозных культур, 6.основы светской этики 2. Курс объединяют единые цели и задачи, что позволяет разработать единую методическую основу курса. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми иными необходимыми школьными предметами

Пособия для учителей и родителей

Учебные пособия для обучающихся

27 Межведомственный координационный совет Состав совета утвержден приказом Минобрнауки России. В него входят представители: 1. Религиозных организаций 2. Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и аппаратов Полпредств 3. Минобрнауки России, Рособразования, Минрегиона России, Минэкономразвития России 4. РАН и РАО 5. ФИРО и АПКиППРО и координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса

28 Подготовка апробации курса ОРКСЭ(с 2012 года - введение) Минобрнауки России заключает соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования; Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий, утвержденного Распоряжением Правительства РФ, под руководством Министра образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль реализации плана мероприятий (принимает решения по основным этапам, документам и проектам в рамках апробации)

29 Особенности подготовки учителей 1.Учитель, который способен обсуждать с детьми содержание учебного курса, а не заучивать, без отметок 2.УМК разные, но они отражают интересы конфессий и строятся на общих ценностных основаниях 3.Необходимо будет рассматривать и организационные вопросы по формированию учебного расписания, чтобы ни 1 ребенок не был забыт 4.Понадобятся консультации для управленцев

30 Закон РФ «Об образовании» Ст. 14. п. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно

Президент РФ Дмитрий Медведев Преподавать основы религиозных культур в школах можно только на основе добровольности. "Этот вопрос очень тонкий именно потому, что он затрагивает самые чувствительные, особенно в нашем многоконфессиональном обществе, струны". Из материалов интернет-конференции (5 марта 2007 г.)

«При изучении в школе религиозных предметов должен соблюдаться принцип уважения и возможность других мировоззрений... Преподаваемые в общеобразовательной школе религиоведческие курсы должны носить культурологический, а не миссионерский характер». Из рекомендаций Общественной палаты

В государственной школе религиозная культура должна преподаваться исключительно профессиональными педагогами, обладающими дипломами государственного образца. Представители церкви могут оказывать поддержку в выработке стандартов культурологических дисциплин, посвященных религии. Главным критерием в определении подходов к решению вопроса о преподавании основ религиозной культуры в государственной школе может служить общественный заказ, т.е. соответствие запросам самих граждан. Из рекомендаций Общественной палаты