Обучающий семинар Универсальные учебные действия. Способы их формирования ФГОС второго поколения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОСТ второго поколения Универсальные учебные действия Способы их формирования.
Advertisements

Межкафедральный семинар «Принципы и методы организации управляемой самостоятельной работы студентов» к.и.н. Ковалева М.В.
L/O/G/O Способы их формирования ФГОС второго поколения Универсальные учебные действия.
Возможности учебного проектирования по формированию УУД в процессе преподавания истории Ермакова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания.
Результаты образования Личностные Мета предметныеПредметные Развитие «компетентности к обновлению компетенций» Особенности новых стандартов: деятельностная.
Виды универсальных учебных действий ЛичностныеРегулятивныеОбщепознавательныеКоммуникативные.
ФГОСТ второго поколения Универсальные учебные действия Способы их формирования.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Универсальные учебные действия (УУД)
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г.Черепанова Семинар для учителей начальной школы « Применение образовательных.
Методическая проблема школы: Урок, как универсальное пространство развития личности ученика.
Виды универсальных учебных действий. Личностные Личностные Регулятивные Регулятивные Общепознавательные Общепознавательные Коммуникативные Коммуникативные.
Каким должен быть современный урок? Методические рекомендации по проектированию урока.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
Из опыта работы учителя начальных классов МКОУ « Урюпинская СОШ » Даренских Л. Н.
Г Учитель начальных классов Кушеварова Наталья Викторовна «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной.
2 Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система.
Средняя общеобразовательная школа 14 города Костромы Педсовет «Базовые образовательные технологии введения ФГОС»
ФОРМИРОВАНИЕ УУД на уроках обучения грамоты. Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Самопознание и само- определение.
Транксрипт:

Обучающий семинар Универсальные учебные действия. Способы их формирования ФГОС второго поколения

Идеал работника - исполнитель. Современная эпоха требует созидателя Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности СО Технологические процессы его освоения Как учить: новые знания «открывают дети» Рефлексия как способ развития самооценки

Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося

5 Результаты образования Личностные Мета Предметные (УУД ) Предметные деятельностный подход в построении УВП ( урок в логике формирования УД) в построении УВП ( урок в логике формирования УД) Особенности стандарта: Компетентностный подход в образовании Особенности стандарта: Компетентностный подход в образовании

6 Основные результаты начального образования Основные результаты начального образования формирование предметных и универсальных учебных действий, обеспечивающих возмож- ность продолжения образования в основной школе; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познава- тельной, саморегуляции

ЧТО ЗАМЕРЯЕМ? Результаты общего начального образования Предметные результаты (ЗУНы, опыт творческой деятельности и др.) Общепредметные результаты (УУД, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях) Личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, толерантность)

ЧЕМ УПРАВЛЯЕМ? (объект контроля, инструментарий) Знания, умения, навыки предметного содержания (программы обучения по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру, музыке+ИЗО, технологии, физической культуре); Универсальные учебные действия, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

9 Механизмы воздействия стандарта на учебный процесс ( документация как объект контроля) Механизмы воздействия стандарта на учебный процесс ( документация как объект контроля) Базисный образовательный план Программа формирования и развития универсальных учебных действий Планируемые результаты и примерные учебные программы по отдельным предметам Модели оценочной деятельности Базовые образовательные технологии

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные Российская академия образования

Универсальные учебные действия (ФГОС ) Личностные УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание …) Познавательные УУД (общие учебные умения, постановка и решение практических задач, логические…) Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка …) Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией …)

Личностные УУД Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Самопознание и само- определение

Виды УУД – Регулятивные действия Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка

Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

Речевая деятельность и работа с информацией- основа формирования КОММУНИКАТИВНЫХ УУД Первоначальные умения передачи, поиска, хранения, преобразования, использования информации: умение работать с учебником, словарем, схемами, таблицами, иллюстрациями, каталогом, художественными и адаптированными научно-популярными текстами; умение использовать компьютерную технику

Основные читательские умения- коммуникативные УУД ( стандарт второго поколения ) Навык чтения - как общеучебное умение понимать и воспроизводить смысл прочитанного. Аналитические умения работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами. Библиографические умения. Овладение алгоритмом информационного поиска ( поиск информации из различных источников) Экранное чтение

Аналитические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой (стандарт второго поколения) Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, авторскую позицию. Умение устанавливать причинно- следственные связи, выделять главную мысль текста.

Библиографические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой (стандарт второго поколения) Умение правильно называть книгу - автора и заглавие произведения. Умение ориентироваться в учебной книге – пользоваться оглавлением, прикнижными словарями. Умение пользоваться методическим и справочным аппаратом учебника.

Начальное образованиеУУД Результаты развития УУД Значение для обучения Личностные УУД смыслообразование и самоопределение. Личностные и регулятивные УУД Адекватная школьная мотивация. Рефлексивная адек- ватная самооценка Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная постановка целей – Высокая самоэффективность Регулятивные, лично- стные, познаватель- ные, коммуникативные Сформированность учебной деятельности (УД). Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Предпосылка перехо-да к самообразованию Коммуникативные (речевые), регулятивные Внутренний план действия Способность действовать «в уме». Коммуникативные, регулятивные Рефлексия Осознанность и критичность учебных действий

Все ли три головы Горыныча согласны, что новому содержанию нужны новые технологии проведения учебных занятий ? (20)

Новая технология – сущностная часть содержания образования (15) - изменение характера взаимодействия учителя с классом - личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения; -внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения; -репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач

23 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ») Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

24 Некоторые примеры учебной деятельности: Русский язык Некоторые примеры учебной деятельности: Русский язык Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и про себя) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)

25 Базовые образовательные технологии технологии ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ: Программно формируется умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь, вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация…) Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации ( оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).

27 УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

28 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии технологии ЦОР как новое дидактическое средство обучение Экранное чтение Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, информационная поддержка учебного процесса, информационная поддержка учебного процесса,

29 Образовательная среда: учебное и игровое пространства Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, свободно оформляемое место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, рабочие доски, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр, центр «письма» стол с раздаточными материалами выставки, стенды и т.п.

30 Некоторые образцы учебного оборудования Некоторые образцы учебного оборудования «мобильный класс» Переносная лаборатория учебные модели

Планируемые результаты (русский язык, литературное чтение) УУД Классифицировать, маркировать, обозначать, находить по оглавлению… Экспериментировать, выявлять, находить, выполнять, анализировать… Демонстрировать понимание/осознание, использовать… Слышать, артикулировать, интонировать … Распознавать, определять, пояснять… Оказывать и принимать помощь при затруднениях

Планируемые результаты (математика) УУД Находить решение, вычислять, измерять, моделировать Решать практические задачи Оказывать и принимать помощь при затруднениях Экспериментировать, исследовать, выявлять

Примеры заданий для оценки достижений требований к результатам освоения программы начального общего образования (31) Что оценивается: функциональная грамотность в области математики, чтения и русского языка, естествознания, т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий

«Эффективный» способ использования информативного источника знаний

35 Спасибо за внимание!