МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАНИЯ Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
По материалам исследования PISA: Without data, you are just another person with an opinion (Без информации Вы просто еще один человек со своим мнением) Плакат в кабинете А.Эйнштейна: «Not everything that counts can be counted and not everything that can be counted counts » (Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется) Актуальность мониторинга здоровья в образовании
«… крайне низкий уровень информационной компетентности педагогов, не соответствующий данным официальных отчетов; большая часть педагогов не имеет опыта работы с пользовательскими пакетами, не сформирован опыт управления социальными сетями …» «Показателем личного успеха должно стать здоровье человека… Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
4 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Личностные результаты: неперсонифицированные мониторинговые исследования здоровья и развития учащихся Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Гигиенические требования к условиям реализации ООП ЗДОРОВЬЕШКОЛЬНИКАЗДОРОВЬЕШКОЛЬНИКА ФГОС-2 как совокупность требований
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступенях общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования
Сформированность установки на ЗОЖ и ее реализация в поведении и поступках: ценностно-смысловой и эмоциональный, когнитивный, деятельностный компоненты. Не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников и должны получаться и использоваться в виде результатов неперсонифицированных (анонимных) мониторинговых исследований особенностей развития и состояния здоровья учащихся. Предметом оценки становится результативность деятельности ОУ по решению проблемы здоровья учащихся Система оценки достижения планируемых результатов по программе
создание в петербургской Школе условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся (воспитанников) и педагогов, формированию здорового образа жизни Разработка в каждом учебном заведении профилактических программ нового поколения. Введение в практику жизни петербургских школьников электронных паспортов здоровья, способствующих повышению культуры здоровья. Разработка и реализация городской межведомственной программы «Здоровье в школе» Развитие службы мониторинга здоровья детей на основе современных технологий Стратегическая цель направления Мероприятия по ее реализации Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга гг. «ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА 2020», направление «Здоровье в школе»
Группы методов мониторинга здоровья в образовании (по данным ИОВ РАО, 2007) медицинские: динамический контроль показателей здоровья и оценки заболеваемости гигиенические: оценка санитарного состояния учебных и вспомогательных помещений школы, учебного режима и режима учебной нагрузки учащихся физиологические: оценка функционального состояния различных систем организма ребенка, напряжения механизмов адаптации в процессе обучения, работоспособности психологические: оценка личностных качеств учащихся (тревожность, мотивация, психоэмоциональное напряжение и т.п.) социологические: самооценка здоровья, готовности к здоровому образу жизни, образа жизни оценка двигательной подготовленности
Проблемы применения мониторинга здоровья в системе образования большинство вариантов мониторинга направлены на исследование здоровья и развития учащихся, в них не учитывается собственно деятельность ОУ; отсутствуют ситуативные нормы; значительные кадровые и временные затраты ОУ; недостаточная квалификация специалистов ОУ; значительные материальные затраты ОУ при приобретении аппаратурных комплексов.
Этапы разработки мониторинга в Санкт-Петербурге ЭтапСодержаниеСроки Участие в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания образования (13 ОУ) организация сбора и анализа данных создание банка городских данных получение ситуативных норм для начальных и старших классов школы отработка применения результатов в ОУ гг. Городское исследование «Выполнение государственных образовательных стандартов в ОУ СПб» (48 ОУ) увеличение банка городских данных получение ситуативных норм для разных видов ОУ общего образования уч.г. Городской эксперимент «Апробация организационно- функциональной модели службы здоровья в ОУ СПб» (6 городских ОЭП, 14 ОУ Петроградского района, 2 школы-лаборатории, 1 районная ОЭП) модификация инструментария и модели анализа данных дальнейшее увеличение банка данных получение ситуативных норм для основной школы создание автоматизированной системы мониторинга (АИС) отработка районной модели мониторинга 2005 – 2008 гг.
Программа развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на гг. Приложение 1 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от Наименование мероприятия Срок выполнения Объем финансирования, тыс. руб. Ответственные исполнители 4Мониторинг здоровьесберегающей деятельности ОУ общего и дополнительного образования детей гг. ВПТФКО, КЗ, КТСЗН 11. Содержание Программы и условия реализации основных направлений Программы Мониторинг здоровьесозидающей деятельности ОУ Приложение 2 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от План мероприятий по реализации Программы развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на гг.
В основе мониторинга - модель ИВФ РАО: Методика комплексной оценки здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях общего образования: Методические рекомендации / Сост. Под рук. М.М. Безруких. – М.: ИВФ РАО, Санкт-петербургская модель мониторинга: система организации сбора, хранения, обработки, анализа и прогноза состояния здоровья обучающихся (воспитанников), а также распространения информации о здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием здоровьесберегающей среды ОУ и прогнозирование ее развития Полученные результаты: определена методология, разработана система индикаторов мониторинга и методика его проведения
Цель: сбор и анализ первичной информации для выявления результативности деятельности ОУ по сохранению и укреплению здоровья, повышению культуры здоровья участников образовательного процесса Условия организации и проведения: ежегодный сбор и аналитическая обработка данных (лонгитудинальная модель) Субъекты: учащиеся (воспитанники) всех возрастных групп, класс (группа), педагогический коллектив образовательного учреждения, образовательное учреждение Методология мониторинга: цели, субъекты, организация
Методология мониторинга: индикаторы Факторы внутренней среды ОУ: 1) инфраструктура 2) учебный процесс 3) кадровый потенциал 4) готовность педколлектива к здоровьесозидающей деятельности 5) здоровьесозидающие мероприятия Факторы внешней к ОУ среды: 1) характеристика семьи 2) условия жизни 3) питание 4) режим дня 5) физическая активность 6) наркогенное заражение окружения 7) готовность к здоровому образу жизни Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся: 1) группы здоровья 2) хронические болезни 3) острая заболеваемость 4) физическое развитие 5) физическая подготовленность 6) психоэмоциональное напряжение 7) школьная мотивация
Методы мониторинга: анкетирование, психологическое и моторное тестирование, анализ деятельности ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ МОНИТОРИНГА: руководителем«Паспорт школы» (заполняется руководителем ОУ); классного руководителя «Паспорт класса – 1» (анкета классного руководителя, заполняется в одном экземпляре для каждого класса); медицинского работника «Паспорт класса – 2» (анкета медицинского работника, заполняется в одном экземпляре для каждого класса); учителя физкультуры, «Паспорт класса – 3» (анкета учителя физкультуры, заполняется в одном экземпляре для каждого класса); специалистовпсихолога, валеолога, социального педагога, коррекционного педагога и т.п., «Паспорт класса – 4» (анкета специалистов – психолога, валеолога, социального педагога, коррекционного педагога и т.п., заполняется в одном экземпляре для каждого класса); родителями учащихся«Анкета школьника 1-4 класса» (заполняется родителями учащихся в одном экземпляре для каждого учащегося); учащимися 5-х – 11-х классовАнкеты X - XII – «Анкета школьника» (заполняется учащимися 5-х – 11-х классов в одном экземпляре для каждого); членами педагогического коллективаАнкета XII – «Социологическая анкета педагога» (заполняется всеми членами педагогического коллектива в одном экземпляре для каждого).
Размещение АИС мониторинга web-сайт «Служба здоровья ОУ» http: szou.webmerit.ru Полученные результаты: проведены тестовые испытания АИС мониторинга, анализ состояния АИС и разработано ТЗ для перевода ее в штатный режим
Возможности АИС мониторинга 1) Варианты сбора данных: заполнение электронных форм в Интернет-браузере с одновременной передачей данных в общую базу; заполнение электронных форм в формате Exel-таблицы; бланковый опрос в формате ЕГЭ. 2) Одновременное получение обработанных данных на основе ограниченного доступа в сопоставлении с произвольно заданной выборкой: образовательных учреждений; возрастной группы учащихся (воспитанников). 3) Одновременное получение обработанных данных в графической (диаграммы) и количественной форме (солидаризация с ситуативными нормами)
АИС мониторинга: электронные формы ввода данных
АИС мониторинга: выбор ОУ
АИС мониторинга: выбор индикаторов
АИС мониторинга: предъявление результатов
Полученные результаты: проведен сбор и анализ данных четырех ежегодных срезов ( гг.) Всего ОУ Всего классов, из них: е классы 2-е классы е классы 6-е классы е классы 11-е классы Всего учащихся, из них: е классы 2-е классы е классы 6-е классы е классы 11-е классы Всего педагогов В мониторинге участвуют 79 ОУ из 15 районов СПб разных типов и видов: общеобразовательные (45); гимназии и лицеи (12); коррекционные и оздоровительные (12); инновационные (34); УДОД (2)
Мероприятия 2009 года Критерии анализа: возрастная динамика данных по ступеням обучения типы и виды ОУ – участников мониторинга наличие инновационного статуса ОУ в области здоровьесберегающей деятельности Результаты анализа: Выявлены общие тенденции, свидетельствующие об актуальности проблемы Выявлены значимые отличия образовательной среды в ОУ разных типов и видов Выявлены значимые отличия образовательной среды в ОУ, имеющих инновационный статус Определена возможность применения мониторинга как инструмента оценки качества здоровьесберегающей деятельности ОУ СПб Полученные результаты: проведен сбор и анализ данных трех ежегодных срезов ( гг.)
Подготовка администрации, специалистов, педагогов ОУ Проведение констатирующего среза мониторинга, выявление проблем и ресурсов ОУ Реализация целевой программы Построение целевой программы деятельности ОУ по решению проблемы здоровья участников образовательного процесса Выявление результативности деятельности ОУ по реализации целевой программы Полученные результаты: разработана методика оптимизации образовательной среды школы на основании результатов мониторинга
37 публикаций, ежегодная региональная конференция «Служба здоровья в ОУ СПб», доклады на всероссийских конференциях, подготовка кандидатской диссертации Полученные результаты: разработана методика сопровождения проведения мониторинга в ОУ Санкт-Петербурга
Образовательные учреждения Санкт-Петербурга Комитет по образованию Санкт-Петербурга: Координационный совет по охране жизни и здоровья детей Отделы образования Администрации Санкт-Петербурга: специалисты, курирующие решение проблемы здоровья Г ородской методический совет при СПбАППО : городское методическое объединение служб здоровья Районные ИМЦ, ППМС-центры или сходные структуры : методисты по здоровьесберегающей деятельности Взаимодействие ОУ СПб по направлению «Здоровье в школе» Кластеры инновационных ОУ городского уровня (ГРЦ, ОУ-лаборатории, экспериментальные площадки) Кластеры опорных ОУ районного уровня, прежде всего инновационных (экспериментальные площадки)
Результаты системной здоровьесозидающей деятельности ОУ (по данным мониторинга) Снижение острой заболеваемости учащихся; в структуре острой заболеваемости ниже доля инфекционных и хронических болезней; снижение психоэмоциональной напряженности учащихся; более высокий уровень готовности педколлектива к здоровьесозидающей деятельности; значительно выше воспитательный эффект школы по формированию готовности учащихся к здоровому образу жизни
к.п.н., доцент Маргарита Георгиевна Колесникова раб.тел.: 8(812)