МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАНИЯ Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
Advertisements

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад 32 Петродворцового района Санкт-Петербурга Проект: «Создание оптимальной модели здоровьесозидающего.
МОУ СОШ 2 ЮРЬЕВЕЦ 2010 ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Целевая программа «Учусь быть здоровым» ГОУ Детский дом 19 - это комплексная программа, направленная на формирование здоровьесозидающей среды и здорового.
PowerPoint Template «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО.
Городской семинар «Реализация программы Калининского района «Здоровое поколение» Районная программа «Здоровое поколение»: концепция, планирование и реализация.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Санкт-Петербург Городской семинар директоров ИМЦ.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Управление образования администрации Арсеньевского городского округа Мониторинг качества образования 2011 год.
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
Министерство образования и науки Самарской области Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения.
Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Отдел оценки качества образования РМЦ МОУ «Бугровская.
Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО Лукович Анжелика Витальевна, методист ГПСП учителей.
Транксрипт:

МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАНИЯ Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

По материалам исследования PISA: Without data, you are just another person with an opinion (Без информации Вы просто еще один человек со своим мнением) Плакат в кабинете А.Эйнштейна: «Not everything that counts can be counted and not everything that can be counted counts » (Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется) Актуальность мониторинга здоровья в образовании

«… крайне низкий уровень информационной компетентности педагогов, не соответствующий данным официальных отчетов; большая часть педагогов не имеет опыта работы с пользовательскими пакетами, не сформирован опыт управления социальными сетями …» «Показателем личного успеха должно стать здоровье человека… Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

4 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Личностные результаты: неперсонифицированные мониторинговые исследования здоровья и развития учащихся Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Гигиенические требования к условиям реализации ООП ЗДОРОВЬЕШКОЛЬНИКАЗДОРОВЬЕШКОЛЬНИКА ФГОС-2 как совокупность требований

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступенях общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования

Сформированность установки на ЗОЖ и ее реализация в поведении и поступках: ценностно-смысловой и эмоциональный, когнитивный, деятельностный компоненты. Не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников и должны получаться и использоваться в виде результатов неперсонифицированных (анонимных) мониторинговых исследований особенностей развития и состояния здоровья учащихся. Предметом оценки становится результативность деятельности ОУ по решению проблемы здоровья учащихся Система оценки достижения планируемых результатов по программе

создание в петербургской Школе условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся (воспитанников) и педагогов, формированию здорового образа жизни Разработка в каждом учебном заведении профилактических программ нового поколения. Введение в практику жизни петербургских школьников электронных паспортов здоровья, способствующих повышению культуры здоровья. Разработка и реализация городской межведомственной программы «Здоровье в школе» Развитие службы мониторинга здоровья детей на основе современных технологий Стратегическая цель направления Мероприятия по ее реализации Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга гг. «ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА 2020», направление «Здоровье в школе»

Группы методов мониторинга здоровья в образовании (по данным ИОВ РАО, 2007) медицинские: динамический контроль показателей здоровья и оценки заболеваемости гигиенические: оценка санитарного состояния учебных и вспомогательных помещений школы, учебного режима и режима учебной нагрузки учащихся физиологические: оценка функционального состояния различных систем организма ребенка, напряжения механизмов адаптации в процессе обучения, работоспособности психологические: оценка личностных качеств учащихся (тревожность, мотивация, психоэмоциональное напряжение и т.п.) социологические: самооценка здоровья, готовности к здоровому образу жизни, образа жизни оценка двигательной подготовленности

Проблемы применения мониторинга здоровья в системе образования большинство вариантов мониторинга направлены на исследование здоровья и развития учащихся, в них не учитывается собственно деятельность ОУ; отсутствуют ситуативные нормы; значительные кадровые и временные затраты ОУ; недостаточная квалификация специалистов ОУ; значительные материальные затраты ОУ при приобретении аппаратурных комплексов.

Этапы разработки мониторинга в Санкт-Петербурге ЭтапСодержаниеСроки Участие в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания образования (13 ОУ) организация сбора и анализа данных создание банка городских данных получение ситуативных норм для начальных и старших классов школы отработка применения результатов в ОУ гг. Городское исследование «Выполнение государственных образовательных стандартов в ОУ СПб» (48 ОУ) увеличение банка городских данных получение ситуативных норм для разных видов ОУ общего образования уч.г. Городской эксперимент «Апробация организационно- функциональной модели службы здоровья в ОУ СПб» (6 городских ОЭП, 14 ОУ Петроградского района, 2 школы-лаборатории, 1 районная ОЭП) модификация инструментария и модели анализа данных дальнейшее увеличение банка данных получение ситуативных норм для основной школы создание автоматизированной системы мониторинга (АИС) отработка районной модели мониторинга 2005 – 2008 гг.

Программа развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на гг. Приложение 1 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от Наименование мероприятия Срок выполнения Объем финансирования, тыс. руб. Ответственные исполнители 4Мониторинг здоровьесберегающей деятельности ОУ общего и дополнительного образования детей гг. ВПТФКО, КЗ, КТСЗН 11. Содержание Программы и условия реализации основных направлений Программы Мониторинг здоровьесозидающей деятельности ОУ Приложение 2 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от План мероприятий по реализации Программы развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на гг.

В основе мониторинга - модель ИВФ РАО: Методика комплексной оценки здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях общего образования: Методические рекомендации / Сост. Под рук. М.М. Безруких. – М.: ИВФ РАО, Санкт-петербургская модель мониторинга: система организации сбора, хранения, обработки, анализа и прогноза состояния здоровья обучающихся (воспитанников), а также распространения информации о здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием здоровьесберегающей среды ОУ и прогнозирование ее развития Полученные результаты: определена методология, разработана система индикаторов мониторинга и методика его проведения

Цель: сбор и анализ первичной информации для выявления результативности деятельности ОУ по сохранению и укреплению здоровья, повышению культуры здоровья участников образовательного процесса Условия организации и проведения: ежегодный сбор и аналитическая обработка данных (лонгитудинальная модель) Субъекты: учащиеся (воспитанники) всех возрастных групп, класс (группа), педагогический коллектив образовательного учреждения, образовательное учреждение Методология мониторинга: цели, субъекты, организация

Методология мониторинга: индикаторы Факторы внутренней среды ОУ: 1) инфраструктура 2) учебный процесс 3) кадровый потенциал 4) готовность педколлектива к здоровьесозидающей деятельности 5) здоровьесозидающие мероприятия Факторы внешней к ОУ среды: 1) характеристика семьи 2) условия жизни 3) питание 4) режим дня 5) физическая активность 6) наркогенное заражение окружения 7) готовность к здоровому образу жизни Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся: 1) группы здоровья 2) хронические болезни 3) острая заболеваемость 4) физическое развитие 5) физическая подготовленность 6) психоэмоциональное напряжение 7) школьная мотивация

Методы мониторинга: анкетирование, психологическое и моторное тестирование, анализ деятельности ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ МОНИТОРИНГА: руководителем«Паспорт школы» (заполняется руководителем ОУ); классного руководителя «Паспорт класса – 1» (анкета классного руководителя, заполняется в одном экземпляре для каждого класса); медицинского работника «Паспорт класса – 2» (анкета медицинского работника, заполняется в одном экземпляре для каждого класса); учителя физкультуры, «Паспорт класса – 3» (анкета учителя физкультуры, заполняется в одном экземпляре для каждого класса); специалистовпсихолога, валеолога, социального педагога, коррекционного педагога и т.п., «Паспорт класса – 4» (анкета специалистов – психолога, валеолога, социального педагога, коррекционного педагога и т.п., заполняется в одном экземпляре для каждого класса); родителями учащихся«Анкета школьника 1-4 класса» (заполняется родителями учащихся в одном экземпляре для каждого учащегося); учащимися 5-х – 11-х классовАнкеты X - XII – «Анкета школьника» (заполняется учащимися 5-х – 11-х классов в одном экземпляре для каждого); членами педагогического коллективаАнкета XII – «Социологическая анкета педагога» (заполняется всеми членами педагогического коллектива в одном экземпляре для каждого).

Размещение АИС мониторинга web-сайт «Служба здоровья ОУ» http: szou.webmerit.ru Полученные результаты: проведены тестовые испытания АИС мониторинга, анализ состояния АИС и разработано ТЗ для перевода ее в штатный режим

Возможности АИС мониторинга 1) Варианты сбора данных: заполнение электронных форм в Интернет-браузере с одновременной передачей данных в общую базу; заполнение электронных форм в формате Exel-таблицы; бланковый опрос в формате ЕГЭ. 2) Одновременное получение обработанных данных на основе ограниченного доступа в сопоставлении с произвольно заданной выборкой: образовательных учреждений; возрастной группы учащихся (воспитанников). 3) Одновременное получение обработанных данных в графической (диаграммы) и количественной форме (солидаризация с ситуативными нормами)

АИС мониторинга: электронные формы ввода данных

АИС мониторинга: выбор ОУ

АИС мониторинга: выбор индикаторов

АИС мониторинга: предъявление результатов

Полученные результаты: проведен сбор и анализ данных четырех ежегодных срезов ( гг.) Всего ОУ Всего классов, из них: е классы 2-е классы е классы 6-е классы е классы 11-е классы Всего учащихся, из них: е классы 2-е классы е классы 6-е классы е классы 11-е классы Всего педагогов В мониторинге участвуют 79 ОУ из 15 районов СПб разных типов и видов: общеобразовательные (45); гимназии и лицеи (12); коррекционные и оздоровительные (12); инновационные (34); УДОД (2)

Мероприятия 2009 года Критерии анализа: возрастная динамика данных по ступеням обучения типы и виды ОУ – участников мониторинга наличие инновационного статуса ОУ в области здоровьесберегающей деятельности Результаты анализа: Выявлены общие тенденции, свидетельствующие об актуальности проблемы Выявлены значимые отличия образовательной среды в ОУ разных типов и видов Выявлены значимые отличия образовательной среды в ОУ, имеющих инновационный статус Определена возможность применения мониторинга как инструмента оценки качества здоровьесберегающей деятельности ОУ СПб Полученные результаты: проведен сбор и анализ данных трех ежегодных срезов ( гг.)

Подготовка администрации, специалистов, педагогов ОУ Проведение констатирующего среза мониторинга, выявление проблем и ресурсов ОУ Реализация целевой программы Построение целевой программы деятельности ОУ по решению проблемы здоровья участников образовательного процесса Выявление результативности деятельности ОУ по реализации целевой программы Полученные результаты: разработана методика оптимизации образовательной среды школы на основании результатов мониторинга

37 публикаций, ежегодная региональная конференция «Служба здоровья в ОУ СПб», доклады на всероссийских конференциях, подготовка кандидатской диссертации Полученные результаты: разработана методика сопровождения проведения мониторинга в ОУ Санкт-Петербурга

Образовательные учреждения Санкт-Петербурга Комитет по образованию Санкт-Петербурга: Координационный совет по охране жизни и здоровья детей Отделы образования Администрации Санкт-Петербурга: специалисты, курирующие решение проблемы здоровья Г ородской методический совет при СПбАППО : городское методическое объединение служб здоровья Районные ИМЦ, ППМС-центры или сходные структуры : методисты по здоровьесберегающей деятельности Взаимодействие ОУ СПб по направлению «Здоровье в школе» Кластеры инновационных ОУ городского уровня (ГРЦ, ОУ-лаборатории, экспериментальные площадки) Кластеры опорных ОУ районного уровня, прежде всего инновационных (экспериментальные площадки)

Результаты системной здоровьесозидающей деятельности ОУ (по данным мониторинга) Снижение острой заболеваемости учащихся; в структуре острой заболеваемости ниже доля инфекционных и хронических болезней; снижение психоэмоциональной напряженности учащихся; более высокий уровень готовности педколлектива к здоровьесозидающей деятельности; значительно выше воспитательный эффект школы по формированию готовности учащихся к здоровому образу жизни

к.п.н., доцент Маргарита Георгиевна Колесникова раб.тел.: 8(812)