Медиация ровесников: определения и стандарты © 2010, МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» г. Чебоксары, тел. 62 - 24 - 37.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конфликты в школе и © 2010, МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» г. Чебоксары, тел
Advertisements

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ». Конфликт – разногласия в основе которых лежит несовместимость взглядов, интересов и потребностей.
« ТЕХНОЛОГИИ ПРИМИРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ » Информация для родителей и педагогов.
Медиация как альтернативный метод разрешения споров Кузичкина Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры педагогических инноваций КОИРОФ.И.О.
Служба примирения - структура, создаваемая в образовательном учреждении специально для обеспечения ее ресурсом разрешения конфликтных ситуаций внутри.
От школьной медиации к гражданскому обществу. Медиация – это способ разрешения конфликтов и спорных вопросов между людьми (двумя, тремя или более) с помощью.
В соответствии с Планом реализации Национальной стратегии действий в интересах детей во всех образовательных учреждениях (распоряжение Правительства РФ.
Школьная служба примирения – это команда взрослых (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится:
ПОДГОТОВИЛА РУКОВОДИТЕЛЬ ШСП КУРГИНА М.Н. ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.
Медиация как способ разрешения конфликтов в школе.
Ш кольная медиация как действенный инструмент в защите прав детей.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия; серьезное.
Примирительные встречи Отдел психолого-педагогического сопровождения Центра «Созвездие» г. Советский март 2010г.
Применение примирительных технологий в образовательной среде ГОУ Центр Диагностики и Консультирования.
Школьные службы примирения: цели, задачи, организация, деятельность.
Школьные службы примирения: цели, задачи, организация, деятельность.
Применение восстановительных технологий в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций, профилактике правонарушений.
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ Педагог-психолог МОУ «СОШ 93» Рыжкина С.Н.
Фуражкова О.А. -ЗДСВ. Практика школьной жизни не всегда способствует социализации подростков в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания.
Медиация. Школьная служба примирения. По материалам семинара по проблеме: «Организация школьной службы примирения. Медиация в профилактике правонарушений.
Транксрипт:

Медиация ровесников: определения и стандарты © 2010, МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» г. Чебоксары, тел

Типичные способы реагирования школы на конфликты и противоправное поведение учеников: разбор случая учителями и администраторами и вынесение обязательного к исполнению решения; Постановка на учет ВШУ и КДН (с последующей угрозой наказания или реальным наказанием); направление к психологу или социальному педагогу для реабилитационной работы; вытеснение конфликта за пределы школы путем передачи полномочий на вынесение решения родителям или отчисление ученика; обесценивание конфликта, снижение его значимости, в результате чего конфликт переходит в скрытое состояние; передача права на разрешение конфликта органу школьного самоуправления, который, как правило, повторяет модель педсовета, поскольку другой модели школьники не знают. иногда это попытки школьников самостоятельно решить конфликты, но с использованием силовых методов. Надо отметить, что перечисленные способы реагирования исходят из одного принципа: есть внешняя сила, которая (в некоторых случаях мягко, в некоторых – жестко) воздействует на провинившихся. И эта опора на силу привычна и понятна и ученикам, и администрации.

Известные формы воздействия на участников конфликта не разрешает сам конфликт: открытые проявления конфликта заглушаются, а обида и другие негативные чувства остаются, что может привести к новой вспышке конфликта. Медиация ровесников может стать достаточно результативным подходом к управлению межличностными конфликтами в школьной среде. Программы примирения предоставляют уникальную возможность самым разным учащимся эффективно использовать коммуникационные механизмы, навыки человеческих отношении и навыки разрешения проблем в обычной жизни.

Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - посредничать. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон. Медиатор – третья сторона, участвующая в процессе медиации – это посредник, между конфликтующими сторонами. Функции медиатора: Медиатор следит за тем, чтобы разговор был доверительным и направленным на цель. Медиатор облегчает процесс общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению.

Медиация ровесников – это программа, в которой одни подростки, прошедшие специальную подготовку – тренинг – и получившие необходимые навыки, выступают в качестве медиаторов в конфликтах между другими ребятами. Медиатор-ровесник (Peer mediator) – ученик, прошедший специальную подготовку и способный руководить процессом разрешения конфликта между другими учениками посредством процесса медиации.

Чем отличается медиация от медитации? Медиация – это процедура примирения конфликтующих сторон, путем их вступления в добровольные переговоры в присутствии нейтрального лица- медиатора (посредника), Медитация это умственный процесс, приведения психики в особое состояние внутренней сосредоточенности это состояние сознания, называется медитати́вным тра́нсом. А вообще они отличаются одной буквой.

Для того, чтобы процесс медиации был открытым и искренним, юный медиатор должен внушать доверие и соблюдать кодекс поведения медиаторов. Кодекс поведения медиаторов включает следующие принципы: Добровольность Нейтральность Конфликт интересов Компетентность Конфедициальность

Добровольность: вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор - свободно выбранным. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Прежде чем начинать медиацию, медиатор обязательно обсуждает вопрос добровольности и старается добиться последней от каждой из сторон. Непредвзятость, нейтральность, беспристрастность медиатора: медиатор сохраняет независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.

Конфликт интересов: конфликт интересов возникает в том случае, если медиатор лично заинтересован в одной из сторон или в самом конфликте, что порождает сомнение в его беспристрастности. Прежде чем дать согласие участвовать в процессе медиации, медиатор обязан сообщить координатору программы о каких-либо прошлых, текущих или возможных будущих личных взаимоотношениях с какой-либо из сторон конфликта или самим конфликтом. Конфиденциальность Медиатор должен хранить в тайне всё, что было сказано, сделано или написано в ходе процесса медиации, если это не противоречит правилам школы или процесса медиации и договорённости, достигнутой сторонами конфликта.

Компетентность. Медиатор должен обладать способностью улаживать конфликты, и пройти специальную подготовку (обучающие тренинги). Медиаторы являют собой образец для подражания для других учеников, поэтому от них ожидается безукоризненное выполнение принятых в школе порядков, следование правилам и соблюдение этических кодексов. Медиаторы должны строго придерживаться процедурных норм и требований программы медиации. Таковы принципы медиации.

Качество процесса медиации Обязанность медиатора – приложить максимум усилий, чтобы процесс медиации оказался справедливым: каждая из сторон конфликта должна иметь возможность сказать и быть услышанной, а кроме этого оценить, согласиться, отказаться или предложить решение возникшей проблемы. Медиатор не несет ответственности за принятие решения и выполнение принятого сторонами соглашения.

Этапы примирения Программа примирения состоит из серии предварительных встреч, примирительной встречи и реабилитационной работы. И включает следующие этапы: Установление контакта с участниками конфликта, расположение к себе. Слушание видения ситуации каждой из сторон. Отработка чувств. Выход на потребности. Переговоры. Принятие решения.

Некоторые специфичные причины и основания для медиации ровесников Ровесники склонны друг другу доверять; Коммуникации между ними оказываются более эффективными; Общие представления ровесников о предметах и проблемах их окружения; Ровесники понимают жизненные позиции, принципиальные установки, нормы и ценности друг друга; Ровесники понимают границы, за которые не следует выходить в процессе взаимодействия; Чаще школьники гораздо более откровенны с ровесниками, чем с профессиональными психологами старшего возраста; Медиаторы не воспринимаются как непререкаемый авторитет; Неожиданные (непрогнозируемые) повороты беседы могут одинаково воодушевить и медиаторов, и участников конфликта; Доступно: позитивное ролевое моделирование; Полезно: стороны конфликта с большей вероятностью прислушаются к ровесникам

Опасения взрослых Дети не могут разрешать конфликты. Действительно, без подготовки не могут. Но, обученные подростки гораздо лучше понимают своих сверстников и справляются со многими сложными ситуациями Программа примирения приучает нарушителей к безответственности. Но, главный вопрос программы – личная ответственность. И, если стороны сами пришли к соглашению, то, скорее всего, они его выполнят. В случае отказа выполнять соглашение дело передается в традиционные структуры (педсовет, совет по профилактике правонарушений и пр.). То есть, программа примирения является альтернативой существующим способам реагирования. Школьникам опасно давать в руки власть. Они используют ее в своих целях. Каждый подросток стремится к самоутверждению, и это естественное желание. Но, чтобы это стремление не вышло за этические границы, службу курирует взрослый, который помогает в сложных случаях, а также обсуждает результаты проведенных программ. Кроме того, на этические моменты нужно обратить внимание в процессе подготовки юных медиаторов. Участники встречи могут отомстить ведущему. Если ведущий не будет сохранять нейтральность и учитывать интересы сторон, то такая опасность существует. Поэтому юные медиаторы работают только при добровольном согласии сторон и не выносят каких-либо решений. В сложных случаях предполагается участие взрослого.

Таким образом, метод медиации представляет собой ненасильственный метод решения спорных и конфликтных ситуаций между детьми и подростками. Мы считаем, что драки в школе изжить не удастся и, конечно, административные действия необходимы. Но, школьная служба примирения – это именно альтернатива существующим способам. Важно, чтобы с самого начала сторонам предлагалось решить ситуацию самостоятельно (на примирительной встрече) а если это невозможно– предпринимать остальные действия. Как пишет Фред Стёрн (Fred Stern), австралийский автор Программы медиации ровесников в начальных и средних школах: «Программы медиации ровесников ни разу ещё не потерпели неудачу в школах из-за отсутствия интереса со стороны учащихся».

© 2010, МОУ «Центр психолого-медико- социального сопровождения «Содружество» г. Чебоксары, тел