Новации законопроекта "ОБ ОБРАЗОВАНИИ в Российской Федерации" (редакция от 15.07.2011)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономическая деятельность в сфере образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Advertisements

Система образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» М.Б. Лукашевич, директор Департамента правового обеспечения деятельности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» АВГУСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ СЕКЦИЯ «Региональная.
СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Совещание руководителей образовательных учреждений 26 апреля 2013 года.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Система образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Ю.В. Линская, заместитель директора Департамента правового обеспечения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Система дошкольного образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» МДОУ Бершетский детский сад «Умка»
ФЕДОТОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА, К.П.Н., ДИРЕКТОР ИМЦ КИРОВСКОГО РАЙОНА Новеллы Закона об образовании: взгляд в будущее.
Система образования в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «Вестник образования России» ( 13, июль 2011 года)
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную.
Заместитель начальника Департамента образования О.Г. Антонова Система образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Изменения в системе дошкольного образования Удмуртской Республики, направленные на повышение её эффективности Республиканский семинар- совещание специалистов.
Система образования в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
Поручение президента российской федерации 19 апреля 2011 г. … Дискуссию продолжайте, но при этом, конечно, у нас есть уже ключевые параметры законопроекта,
Новеллы Закона об образовании: взгляд в будущее. Новелла 1. Изменения в системе образования Изменяется система уровней образования (ст.10) СейчасБудет.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Цель законопроекта - обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на: приведение его.
Транксрипт:

Новации законопроекта "ОБ ОБРАЗОВАНИИ в Российской Федерации" (редакция от )

Этапы обсуждения законопроекта "Об образовании в Российской Федерации" май 2010 Первоначальный текст законопроекта "Об образовании" опубликован на сайте Министерства образования и науки РФ май - октябрь 2010 Первичное общественное обсуждение законопроекта "Об образовании" 13 октября 2010 В Государственной Думе Российской Федерации состоялись парламентские слушания законопроекта "Об образовании" 1 декабря 2010 Текст документа с внесёнными изменениями повторно размещён на сайте Министерства образования и науки РФ 1 декабря февраля 2011 Вторичное общественное обсуждение законопроекта "Об образовании" 15 июля 2011 года Текст документа с внесёнными изменениями вновь размещён на сайте Министерства образования и науки РФ для обсуждения

Предполагаемые сроки вступления в силу закона "Об образовании в Российской Федерации" в новой редакции 1 января 2013 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки вступления их в силу (статья 112 проекта закона "Об образовании в Российской Федерации")

Особенности закона "Об образовании в Российской Федерации" в новой редакции должен заменить ряд документов: - закон " Об образовании"; - закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; содержит включённые положения о соответствующих типах образовательных учреждений; является интегрированным; принятие законопроекта потребует - признания утратившим силу ряда федеральных законов, постановлений Правительства об утверждении типовых положений об образовательных учреждениях; - изменения отдельных законодательных актов РФ, ведомственных нормативных правовых актов.

Основания для разработки проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" перегруженность юридическими терминами; частичное соответствие положениям международных правовых актов; трудности в правоприменении; правовая неопределенность (пробельность) в отношении многих существенных вопросов; избыточные административные ограничения, связанные с типологией образовательных учреждений, затрудняющие их развитие; неразвитость и противоречивость используемого понятийного аппарата.

Цель законопроекта: обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на: -приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования; -повышение эффективности механизма правового регулирования; - создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.

Работа по подготовке проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 года (одобрены на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г.) Концепция и техническое задание на разработку законопроекта (утверждены Комиссией Правительства РФ 1 июня 2009 г.) Создана рабочая группа по подготовке законопроекта (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 389

Структура закона "Об образовании в Российской Федерации " Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I (с последующими изменениями) 6 глав 58 статей Законопроект РФ "Об образовании" (3 редакция) 15 глав 114 статей

Изменяется система уровней образования (образовательных цензов) (ст. 10) Законопроект 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование; 5) среднее профессиональное образование; 6) высшее образование - бакалавриат; 7) высшее образование- магистратура, подготовка специалиста; 8) высшее образование- подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассисетнура-стажировка. Введены как самостоятельные уровни Вводится два вида программ СПО (приём на общедоступной основе) НПО включено в систему СПО Введён третий уровень высшего образования

Вносятся изменения в процесс введения Федеральных государственных образовательных стандартов, Федеральных государственных требований (ст.11) Действующий законЗаконопроект Федеральные государственные образовательные стандарты - к ступеням и уровням общего образования; - к уровням профессионального образования - к уровням общего образования, В ТОМ ЧИСЛЕ К ДОШКОЛЬНОМУ; - к уровням профессионального образования, В ТОМ ЧИСЛЕ К "ТРЕТЬЕМУ" УРОВНЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Федеральные государственные требования - к дошкольной образовательной программе; - к дополнительным профессиональным образовательным программам; - к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусства.

Уточняется классификация программ (ст.12) Действующий законЗаконопроект 1) общеобразовательные программы: основные общеобразовательные программы: - дошкольного образования; - начального общего образования; - основного общего образования; - среднего (полного) общего образования. дополнительные общеобразовательные программы 2) профессиональные программы: основные профессиональные программы: - начального профессионального образования; - среднего профессионального образования; - высшего профессионального образования; - послевузовского профессионального образования. дополнительные профессиональные образовательные программы: - программы профессиональной подготовки; - программы повышения квалификации; - программы стажировки. 1)основные образовательные: основные общеобразовательные программы: - образовательные программы дошкольного образования; - образовательные программы общего образования (начального, основного, среднего общего образования); основные профессиональные образовательные программы: -образовательные программы среднего проф. образования; -образовательные программы высшего образования; программы профессионального обучения 2) дополнительные образовательные программы: дополнительные общеобразовательные программы: - общеразвивающие; - предпрофессиональные; дополнительные профессиональные программы…

Уточняются формы обучения (ст.16, 66) Действующий законЗаконопроект в образовательном учреждении - в форме очной, очно- заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам осуществляется с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и без отрыва от работы. -посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность : в очной, очно-заочной и заочной формах; -вне таких организаций, в том числе в форме семейного образования, самообразования. Допускается сочетание различных форм обучения. Для обучающихся по основным общеобразовательным программам, нуждающихся в длительном лечении, образовательный процесс организуется на дому или в лечебно-профилактических учреждениях.

Расширяется круг лиц, имеющих право осуществлять образовательную деятельность (ст. 21) Действующий законЗаконопроект Образовательную деятельность вправе вести: - образовательные учреждения; - научные организации; - иные организации любой организационно-правовой формы; - индивидуальные предприниматели. Образовательную деятельность вправе вести: - образовательные организации; -научные организации; - организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации осуществляющие лечение и (или) оздоровление; - иные юридические лица любой организационно-правовой формы; - индивидуальные предприниматели. Образовательная организация - некоммерческая организация, основной (уставной) деятельностью которой в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность.

Совершенствуются типы образовательных организаций (ст. 23) Действующий законЗаконопроект 1) дошкольные; 2) общеобразовательные; 3) учреждения профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; 6 ) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 7) учреждения дополнительного образования детей; 8) другие учреждения. Типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: 1) дошкольная образовательная организация; 2) общеобразовательная организация; 3) профессиональная образовательная организация; 4) образовательная организация высшего образования. Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: 1) организация дополнительного образования; 2) организация дополнительного профессионального образования.

Уточняются требования к наименованию образовательной организации (ст. 23) Организационно-правовая форма Тип образовательной организации (с учётом организационно-правовой формы) Характер деятельности Специальное наименование (по желанию) Действующий законЗаконопроект Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов установлены виды образовательных учреждений Виды образовательных организаций в рамках типа упраздняются

Дошкольное образование (ст. 8, 64) = бюджет субъекта + бюджет муниципалитета Действующий законЗаконопроект Образовательная программа дошкольного образования включает в себя и присмотр и уход за детьми. В законопроекте разделяется непосредственно дошкольное образование и сопровождающие его присмотр и уход за детьми, включая организацию их питания и режима дня. Содержится общая норма, предусматривающая возможность осуществления индивидуальной трудовой педагогической деятельности. Требования к лицам, осуществляющим такую деятельность, не устанавливаются Образовательные услуги по реализа- ции основной образовательной программы дошкольного обра- зования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться индивидуальными предпринимателями, в том числе в рамках индивидуальной педагогической деятельности.

Полномочия муниципальных районов и городских округов в сфере образования (ст.9) К полномочиям муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в образовательных организациях субъекта Российской Федерации) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района (городского округа); обеспечение содержания детей в дошкольных образовательных организациях; т.д.

Начальное общее, основное общее и среднее общее образование (ст. 66) Освоение образовательной программы начального общего образования завершается промежуточной аттестацией обучающихся и выборочной мониторинговой оценкой учебных достижений обучающихся; образовательных программ основного общего и среднего общего образования – итоговой аттестацией обучающихся по указанным образовательным программам

Организация приема в образовательную организацию для получения общего образования (ст. 67) Правила приема в муниципальные образовательные организации для обучения по основным общеобразовательным программам должны также обеспечивать территориальную доступность муниципальной образовательной организации для граждан, проживающих на закрепленной органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов за этой организацией территории и имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня.

Общее образование (ст. 81,82, 83, 84) Действующий законЗаконопроект Отсутствует подробная регламентация на законодательном уровне. Закрепляются особенности предоставления общего образования: - лицами с ограниченными возможностями здоровья; - лицами, проявившими выдающиеся способности; - иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях; - лицами, осужденным к лишению свободы.

Основные обязанности и ответственность обучающихся (ст. 43) за совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность Основные права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования (ст. 44) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, несут ответственность за неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, и ее локальными нормативными актами

Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием (ст. 46) Обучающийся (родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся) вправе требовать возмещения ущерба, причиненного некачественным образованием. Под ущербом, причиненным некачественным образованием, в настоящей статье понимается ущерб, причиненный вследствие невыполнения в существенном объеме по вине организации, осуществляющей образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, образовательными стандартами, устанавливаемыми университетами, и (или) образовательной программой.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников (ст. 51) Педагогические работники проходят обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю деятельности педагогического работника не реже одного раза в пять лет. Педагогические работники проходят обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю деятельности педагогического работника не реже одного раза в пять лет. Финансовое обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников осуществляется за счет средств организации, с которой педагогический работник состоит в трудовых или гражданско-правовых отношениях. Финансовое обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников осуществляется за счет средств организации, с которой педагогический работник состоит в трудовых или гражданско-правовых отношениях.

Мониторинг в системе образования (ст. 99) Мониторинг в системе образования представляет собой форму систематического стандартизированного наблюдения за состоянием и динамикой изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, учебных достижений обучающихся, сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Принципы экономической деятельности в сфере образования (ст.101) Экономическая деятельность в сфере образования основывается на принципах: 1) признания равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность; 2) признания свободы граждан в принятии решения о получении образования соответствующего уровня и направленности, в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, лица, ведущего индивидуальную педагогическую деятельность, образовательной программы, формы обучения; 3) обеспечения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, лицами, ведущими индивидуальную педагогическую деятельность, открытости, общедоступности и полноты информации о ведущейся ими образовательной деятельности для потребителей образовательных услуг.

Размер заработной платы педагогического работника (ст. 48) Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград и максимальным размером не ограничивается.Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград и максимальным размером не ограничивается. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация.Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация.

Обучающиеся СТАТУС АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВА ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАЩИТА ПРАВ. УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ ОБЯЗАННОСТИ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ стипендии, обеспечение учебниками, питанием, транспортом, общежития, и т.д. с учетом мнение органа самоуправлени я обучающихся

Педагогические работники СТАТУС Понятие и номенклатура должностей педагогических работников АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТРУДОВЫЕ ПРАВА АТТЕСТАЦИЯ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА не реже чем один раз в 5 лет, единовременно или дискретно за счет работодателя гарантии заработной платы не ниже средней по экономике в субъекте РФ, гарантии для сельских учителей, меры поддержки для молодых специалистов и т.д. сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный удлиненный отпуск, и т.д.

Содержание отдельных статей законопроекта статья 25Устав образовательной организации статья 46Возмещение ущерба, причинённого некачественным образованием статьи 49, 50,51 Обязанность и ответственность педагогических работников. Аттестация педагогических работников. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников статья 53Правовой статус руководителей образовательных организаций статья 56 Договор об образовании Глава 6Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений статьи 68, 69 Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования. ЕГЭ статьи 92, 93, 94 Лицензирование образовательной деятельности. Государственная аккредитация. Государственный надзор. Государственный контроль качества образования

Содержание отдельных статей законопроекта статья 102 Финансовое обеспечение образовательной деятельности Для образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и отнесенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации к малокомплектным и (или) сельским, норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся статья 104 Осуществление образовательной деятельности за счёт средств физических и юридических лиц статья 105 Имущество образовательной организации статья 107 Образовательное кредитование статья 108 Частно-государственное партнёрство в сфере образования