ПСИХОЛОГИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Методическая разработка Автор : Ульянова Светлана Викторовна педагог - психолог ГБДОУ д / с 94 Санкт - Петербург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ гимназия 6 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Advertisements

ПСИХОЛОГИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Автор : Богданова Татьяна Юрьевна Воспитатель ГБДОУ 78 Фрунзенского района Санкт - Петербург 2012.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». доктор психологических.
Психологическая готовность ребенка к школе. Что это такое?
Психологическая готовность детей к обучению в школе Подготовила педагог – психолог ГБОУ 884 Майорова Е.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. личностно-социальная; эмоционально-волевая; интеллектуальная; мотивационная.
Ваш ребёнок идёт в школу Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников. Педагог – психолог Зузенкова О. В.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 17 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Педагог-психолог Юдина О.Н.
Г ОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.. Б ЫТЬ ГОТОВЫМ К ШКОЛЕ – НЕ ЗНАЧИТ УМЕТЬ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ И СЧИТАТЬ. Б ЫТЬ ГОТОВЫМ К ШКОЛЕ – ЗНАЧИТ БЫТЬ ГОТОВЫМ ВСЕМУ ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ.
Родителям первоклассников о Федеральном государственном образовательном стандарте.
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Пресненский» «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». доктор психологических.
«Готовимся к школе» Автор: педагог-психолог Ваганина Татьяна Вячеславовна г. Павлово, 2018 год МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». доктор психологических.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Венгер Л. А.
Готовность к школе Готовность к школе. «Быть готовым к школе уже сегодня Не значит уметь читать,писать,считать. Быть готовым к школе - значит Быть готовым.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ. Вопросы школьного обучения – это вопросы формирования личности Стороны готовности к школе: - физическая - интеллектуальная.
П СИХОЛОГИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ Методическая разработка педагога-психолога Легостиной Е.С.
« Преемственность дошкольного и начального образования как необходимое условие формирования готовности к обучению»
Готовность к школе: физическая, нравственная, психологическая, мыслительная.
Транксрипт:

ПСИХОЛОГИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Методическая разработка Автор : Ульянова Светлана Викторовна педагог - психолог ГБДОУ д / с 94 Санкт - Петербург

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. ( Венгер Л. А.)

ДАННАЯ РАЗРАБОТКА БУДЕТ ПОЛЕЗНА КАК ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЕТСКИХ САДОВ, ПСИХОЛОГАМ, УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ТАК И РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. В РАЗРАБОТКЕ РАСКРЫВАЮТСЯ КЛЮЧЕВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. В РАЗРАБОТКЕ ОПИСАНЫ ПРИМЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНЫ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. Пояснительная записка

Цель: Выработка стратегии по преодолению проблем психологической готовности детей к обучению в школе. Задачи: - Раскрыть содержание понятия «психологическая готовность к обучению в школе». - Сформировать представление о проблемах психологической готовности к обучению. - Активизировать интерес участников педагогического процесса, взаимодействующих с детьми предшкольного возраста с целью профилактики школьной дезадаптации.

Что же такое психологическая готовность к обучению в школе и можно ли ее сформировать Психологическая готовность к школе ( синоним : школьная зрелость ) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно : в играх ; в труде ; в общении со взрослыми и сверстниками ; в непосредственно образовательной деятельности

Составляющие психологической готовности Интеллектуальная готовность Мотивационная готовность Эмоционально-волевая готовность Личностно-социальная готовность

Интеллектуальная готовность Умение думать, анализировать, делать выводы. Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что - то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе. Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика. Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные « почему », выстраивать причинно - следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

Личностно - социальная готовность Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

Мотивационная готовность Познавательный интерес, желание узнавать что то новое. Сформированность положительного отношения : - к школе, -учителю, -учебной деятельности, -к самому себе. Желательно рассказывать ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение : рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство : занятия в кружках и секциях.

Эмоционально - волевая готовность Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управление эмоциями. Формированию этих качеств поможет игра !!! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д. Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня. Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему !

Решение. Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание. Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Здесь уместны совместное чтения художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением ; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу ; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения. Ситуация. Мама Коли (6 лет ) просила посоветовать, что ей делать, чтобы сформировать положительное отношение сына к школе. Сформулируйте основные рекомендации для родителей по подготовке положительного отношение ребенка к школе.

Ситуация. Саша (6 лет ) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки. Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе. Решение. Попав в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной ( а значит, далеко не всегда положительной ) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью ( как его родители ), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что " школа плохая ", " учитель злой " и т. д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение. Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат.

Натренировать произвольность нельзя ! Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме - подсказке, то есть к рисунку. Саморегуляция – основа готовности к школе ! Ситуация. Ребенок во время непосредственно образовательной деятельности невнимателен, вертится и выполняет только то, что ему хочется. Сделайте прогноз его успеваемости в школе. В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило эта деятельность, то есть делает он это непроизвольно.

Психологически готовый к школе ребенок Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами ( учебными мотивами ). Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение. Интеллектуаль - ная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности. Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками

Психологически не готовый к школе ребенок Проявляет мало инициа - тивы Не может включиться в общий режим работы класса Не может сосредото - читься на уроке, часто отвлекается Тяготеет к шаблонным действиям и решениям Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач

Работоспособность ребенка во время занятий Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т. п. Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом. Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что - то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Спасибо за внимание Успехов Вам !

1. КАМЕНСКАЯ В. Г., ЗВЕРЕВА С. В. « К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ГОТОВ !» ДИАГНОСТИКА И КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. СПБ КУМАРИНА Г. Ф. « МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ НА ЭТАПЕ ШКОЛЬНОГО СТАРТА » ПАПО 3. ГУТКИНА Н. И. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. - СПБ GOTOVNOST Список литературы и источников :