« Исследовательская деятельность как фактор формирования и развития познавательной компетентности младших школьников » АВТОР ПРОЕКТА – учитель начальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
Advertisements

НИКОЛАЕВА Е.В. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ГОУ СОШ 1315 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УРОКА ХИМИИ.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта.
1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля.
Использование технологии задачного типа обучения на уроках русского языка. Использование технологии задачного типа обучения на уроках русского языка. учитель.
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Деятельностный подход в организации образовательного процесса Автор презентации Игнатьева А.С.
Система дидактических принципов деятельностного метода Маркова Галина Ивановна, учитель математики МАОУ «СОШ2»
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
СТРУКТУРА РАЗВИВАЮЩИХ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ» Ресурсный центр на базе МОУДетчинская средняя МОУ Детчинская средняя общеобразовательная.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Деятельностный метод обучения «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано.
Использование технологии деятельностного метода в начальной школе.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
Модель урока деятельностной направленности. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ) – ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Пример технологической карты урока открытия нового знания Этап урока Время Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты ПредметныеУУД.
Транксрипт:

« Исследовательская деятельность как фактор формирования и развития познавательной компетентности младших школьников » АВТОР ПРОЕКТА – учитель начальных классов Смирнова О. Н. МОУ « Гавриловская средняя общеобразовательная школа» Суздальский район Владимирской области.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования призван обеспечить реализацию следующих целей: Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.

1. Когнитивно-информационная компонента ( И ) 2 Способы учебной деятельности ( Д ) 3. Ценностные ориентации ( Ц ) 4. Креативность ( К ) Стратегия модернизации содержания образования выделяет четыре равноправных компонента содержания образования:

1.Развивающее обучение ( В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков ) Д И Ц К 2. Гуманно-личностное обучение ( Ш. А. Амонашвили ) Ц Д И К 3. Личностно-ориентированное обучение ( И. С. Якиманская ) Д Ц И К 4. Традиционное обучение. И Д Ц К

1. Развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации; 2. Готовность к сотрудничеству, 3. Развитие способности к созидательной деятельности; 4. Толерантность; 5. Формирование высокого уровня правовой культуры. Обновлённые цели общего образования.

« В этой связи основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идёт о наборе ключевых компетентностей ( способностей ) учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других средах ». социальная познавательная коммуникативная методологическая

Результаты диагностики будущих первоклассников ( МОУ « Гавриловская средняя школа ») Уровень подготовлен ности к школе 1989 г. (25 чел.) 1993 г. (16 чел.) 1997 г. (13 чел.) 2001 г. (12 чел.) Высокий6 ч.- 24 %2 ч. – 12,5 %2 ч. – 15,4 %2 ч. – 16,7 % Средний16 ч.- 64 %10 ч. – 62,5 % 7 ч. – 53,8 %8 ч. – 66,7 % Низкий3 ч %4 ч. – 25 %4 ч. – 30,8 %2 ч. – 16,7 %

1.Построение УВП на основе продуктивного обучения.(3) 2.Разработка авторских программ. 3.Выявление результатов работы учителей. 4.Внедрение технологии развивающего обучения.(3) 5.Формирование и развитие познавательной компетентности выпускников начальной школы.(4) 6. Становление гражданского самосознания старшеклассников.(1) 7. Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами народной культуры(4). 8. Подготовка педагогов к исследовательской деятельности в условиях школы.(1) 9. Педагогические условия обеспечения здоровья учащихся.(8) 10. Исследовательская деятельность как фактор профессиональной компетентности педагога.(3) 11. Гуманизация отметочной системы обучения.(5) 12. Развитие творческих способностей учащихся.(3) 13. Использование межпредметных связей в системе развивающего обучения.(2) 14. Современная модель школы развивающего обучения.(1) 15. Технология деятельностного метода в системе развивающего обучения. Темы педагогических исследований.

Тема исследования Проблема Объект исследования Предмет исследования Цель исследования Исследовательская деятельность как фактор формирования и развития познавательной компетентности младших школьников. Учебно-воспитательный процесс Исследовательская деятельность учащихся на уроке Будет ли исследовательская деятельность учеников способствовать формированию познавательной компетентности младших школьников ? Выявить значение исследовательской технологии в учебной деятельности младших школьников для формирования и развития познавательных компетентностей учащихся

Задачи исследования 1.Изучение теории вопроса, а именно: -- Сущности познавательной компетентности учащихся; -- Критериев и методов достижения познавательной компетентности; -- Принципов исследовательской деятельности учащихся на уроке и способов её организации. 2. Выделение уже имеющихся в опыте педагога приёмов, способствующих разрешению проблемы.

1. Изучение уровня развития мышления учащихся (методика М. В. Зверевой для учителей начальных классов, работающих по системе Л. В. Занкова). 2. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе (методика Венгера А. Л., методика Журовой Л. Е.). 3. Анкетирование учащихся с целью выявления мотивации учебной деятельности. 4. Диагностика уровня сформированности компонентов учебной деятельности. 5. Наблюдение за деятельностью учащихся на уроке. 6. Анализ результатов деятельности детей. Методы исследования.

. Познавательная компетентность учащихся Познавательный интерес (учебная мотивация). Знания о способах познавательной деятельности. Сама познавательная деятельность учащихся

Мотивация учебной деятельности. Познавательные мотивы Социальные мотивы внешняявнутренняя « Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности ». ( А. К. Маркова )

А. Ответь, пожалуйста, почему ты ходишь в школу ? Что тебя заставляет учиться? ( обведи кружком ) 1.нравится получать пятёрки 2.родители заставляют 3.учусь потому, что так надо всем 4.потому что интересно, нравится узнавать новое 5.думаю, что знания нужны для успеха в жизни 6. нравятся отдельные предметы 7.учиться не нравится, но общаться с друзьями в школе нравится Б. Для чего, по-твоему нужно учиться? 1.чтобы окончить школу 2.узнать как можно больше 3.научиться какому-то делу 4.изучить какую-нибудь науку 5.научиться учиться 6.учиться без двоек ( троек, четвёрок ) 7.стать культурным образованным человеком. Анкета для учащихся « Мотивы и цели учения ».

А. Дистервег « Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». « Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.» И. Кант А.Н. Леонтьев «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по его освоению». В.Г. Белинский «Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется тот факт, что многие уроки проходят впустую».

Исследовательская деятельность учащихся. « В исследовательском методе (методе исканий), в основу берётся не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не даётся как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом ». Б. В. Всесвятский «Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребёнке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.» А. В. Савенков

Условия организации исследовательской работы на уроке. 1.У учащихся должно возникнуть чувство неудовлетворённости имеющимися представлениями. 2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание. 4. Новые представления должны быть более плодотворными, то есть вести к новым идеям, помогать решить проблему, обладать более широкими возможностями для объяснения или предсказания. 3. Учащиеся должны быть в состоянии связать новое понятие с уже имеющимися.

1.Преподаватель ставит проблему, намечает пути её решения, само решение учащиеся ищут самостоятельно; Уровни реализации исследовательского обучения. 2. Преподаватель ставит проблему, но уже метод её решения ученики ищут самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск); 3. Постановка проблемы, поиск методов её решения и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.

Навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые для решения исследовательских задач. видеть проблемы выдвигать гипотезы задавать вопросы давать определение понятиям классифицировать наблюдать делать выводы доказывать и защищать свои идеи

Технология деятельностного метода 1.Самоопределение к деятельности 2.Актуализация знаний 3.Постановка учебной задачи 4.Построение проекта выхода из затруднения 5.Первичное закрепление во внешней речи 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7.Включение в систему знаний и повторение 8.Рефлексия деятельности (итог урока) (Л.Г. Петерсон)

1) Самоопределение к деятельности Положительное самоопределение учащегося к деятельности на занятии 2). Актуализация знаний и мотивация. Подготовка мышления учащихся и осознание потребности к построению нового способа деятельности. Этап завершается затруднением в индивидуальной деятельности учащегося

3)Постановка учебной задачи Выявление и фиксация причины затруднения. Постановка цели занятия, связанной с устранением причины затруднения 4)« Открытие » детьми нового знания. Построение нового способа действия на основе выбранного метода решения учебной задачи. Этап завершается фиксацией разрешения учебной задачи Этап завершается формулировкой цели и темы занятия

. 5)Первичное закрепление во внешней речи Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием способа решения во внешней речи 6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Самостоятельное выполнение заданий на новый способ действий и их самопроверка по эталону.. Самоконтроль и самооценка усвоения + переживание ситуации успеха

. 7) Включение в систему знаний и повторение Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 8)Рефлексия деятельности (итог урока) Самооценка детьми собственной деятельности. Соотнесение полученных результатов с поставленной целью деятельности. Цель дальнейшей деятельности.. Этап завершается фиксацией разрешения учебной задачи Этап завершается формулировкой или уточнением темы занятия

ЗУНы Мыслительные операции М Ц Гипотеза Выбор метода Д ОТКРЫТИЕ С К С О С У Р Р Р Р

Результаты исследования

Положительная динамика изменения уровня развития мышления учащихся.

Диагностика уровня сформированности компонентов учебной деятельности.

Сравнительные результаты анкетирования учащихся « Мотивы и цели учения » (выпуск 2004 года) п/пВопросы анкеты. 1 классАпрель 2002 г. 4 классНоябрь 2004 г. Что тебя заставляет учиться? 1.Нравится получать пятёрки.327,3 %216,7 % 2.Родители заставляют.218,2 %216,7 % 3.Учусь потому, что так надо всем.-- 4.Потому что интересно, нравится узнавать новое.327,3 %541,6 % 5.Думаю, что знания нужны для успеха в жизни ,7 % 6.Нравятся отдельные предметы.218,2 %-- 7.Учиться не нравится, но нравится общаться в школе с друзьями. 19,0 %18, 3 % Для чего, по-твоему, нужно учиться? 1.Чтобы окончить школу.327,3 %216,7 % 2.Узнать как можно больше.327,3 %541,6 % 3.Научиться какому-то делу.-- 18,3 % 4.Изучить какую-нибудь науку.19,0 %216,7 % 5.Научиться учиться.-- 6.Учиться без двоек.218,2 %-- 7.Стать культурным, образованным человеком.218,2 %216,7 %

Динамика индекса качества знаний по основным предметам. ( 2000 – 2004 годы) ПредметыМай 2001 г. 4 класс Май 2002 г. 5 класс Май 2003 г. 2 класс Май 2003 г. 3 класс Декабрь 2004 г. 4 класс Литературное чтение 0,80,750,850,780,82 Русский язык0,60,50,70,75 Математика0,70,730,60,70,75 История0,70,65--0,820,75 Природоведение0,850,920,750,8

Результаты образовательного процесса по классу ( Смирнова О. Н., декабрь 2004 г. ) Фами- лия, имя ученика Средний балл успе- ваемости Уровень усвоения ЗУН Степень сформиро- ваности учебной деятельно- сти Уровень умственного развитя Уровень познава- тельной активности Уровень самостоя- тельности Итого- вый уровень 3-й кл. 4-й кл. 3-й кл. 4-й кл.3-й кл. 4-й кл.3-й кл.4-й кл.3-й кл. 4-й кл.3-й кл. 4-й кл. Гуров А.4,14,0СССВВС-В Жатько Р.3,3 НННННН Колесова А.55ВВВВВВ Музюкин А.4,14,2СВСВВВ-С Пономарева Ю.4,24,4ССВВСС-В Скворцов П.4,54,6ВВСВВВ Содомова В.3,43,5СССССС Третьяков А.4,44,2ССВССС Шишков А.4,1 СВСССС Шмельков С.4,44,5ВСВВВВ Южанина В.3,73,9СССССС В целом по классу 4,14,2В-3 С-7 Н-1 В-4 С-6 Н-1 В-4 С-6 Н-1 В-6 С-4 Н-1 В-5 С-5 Н-1 В-3 ВС-3 С-4 Н-1