1. Этапы эволюции органического мира. 2. Биосфера-живая оболочка Земли. 3. Учение о биосфере. 4. Этапы развития человеческого общества. 5. Представления о ноосфере. 6. Влияние человечества на биосферу. 7. Современный масштаб деятельности человека. 8. Состояние биосферы. 9. Экологические проблемы биосферы и человечества. 10. Взаимодействие человека с окружающим миром. 11. Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром. 12. Понятие экологического сознания. 13. Направления решений экологических проблем.
Виноградов Дмитрий 11 химический класс МОУ СОШ 78 Г. Ростов-на-Дону 2007 – 2008 уч. год
Учитель биологии Крамаровская Ангелина Михайловна Учитель информатики Добролежа Оксана Михайловна
первый этап период биогенеза период ноогенеза возникновение первичной био- сферы с биоти- ческим кругово- ротом веществ усложнение струк- туры биотического компонента биосфе- ры в результате по- явления многокле- точных организмов возникновение человеческого общества второй этап действуют биологические закономер- ности жизнедеятельности и развития разумная по своим намерениям про- изводственная де- ятельность людей
Основные этапы фор- мирования жизни Границы биосферы определяются пределами распространения живых существ Главный источник энергии для биосфе- ры – Солнце, звезда вокруг которой вра- щается Земля
«…каждый ор- ганизм на Зем- ле существует в тесной взаи- мосвязи с дру- гими организ- мами и нежи- вой природой, а жизнь со всеми её прояв- лениями производит глубо- кие изменения на планете...»
I – этап охоты и собирательства (присваивающий тип хозяйство) 2-1млн. лет назад – 10–8 тысячеле- тие до н.э. II – этап скотоводства и земледелия (производящий тип хозяйства) 10-8 ты- сячелетие до н.э. – вторая половина XVIII в. III – этап индустриализации вторая половина XVIII в. – середина XX в. IV –этап постиндустриального обще- ства середина ХХ в – настоящее время
идеалистическое материалистическое Э.Леруа (Франция.) В.И. Вернадский (Россия) Мыслящий пласт, кото- рый, зародившись в конце третичного периода, разво- рачивается с тех пор над миром растений и живот- ных вне биосферы Это новый этап в развитии би- осферы, заключающийся в ра- зумном регулировании отно- шений человека и природы Понятие «ноосфера» введено в науку французским философом Э. Леруа в 1927 г. Ноосфера – это оболочка Земли, включающая человеческое общество с его языком, индустрией и прочими атрибутами человеческой деятельности
Основные пути воздействия людей на природу заключаются в расходовании естественных богатств в виде минерально-го сырья, почв, водных ресурсов, загрязнении среды, истре- блении видов, разрушении биогеоценозов Произведенные человеком изменения окружающей среды значительны и грозят стать непоправимыми
Положение, в котором сейчас находится биосфера, называют глобальным антропогенным экологическим кризисом, который усугубляется экологическими катастрофами как природного, так и антропогенного характера.
Масса СО 2 в атмосфере Земли Биоразно- образие Энерготраты человечества Численность населения Количество выбросов углекислого газа (в кг), приходящееся в год на одного человека организмы Число видов Число видов под угрозой исчезновения Абсолютно е число в % от об- щего кол-ва рыбы амфибии рептилии беспозвоно -чные птицы Млекопита- ющие растения Рост населения Земли: I – этап охоты и собираьельства; II – этап земледелия и собирательства III – этап индустриализации IV – этап постиндустриального общества Структура мирового потребления энергии
Биотические компо- ненты биосферы Деятельность человека Абиотические компо- ненты биосферы Снижение биологи- ческого разнообра- зия на уровне видов Изменение естест- венных экосистем Прирост населения Истощение сырьевых и энергетических ре- сурсов Изменение круговоро- та углерода Изменение климата (парниковый эффект) Загрязнение окружа- ющей среды Проблема по- иска новых источников энергии Проблема голода Ухудшение здоровья людей Изменение круговоротов веществ и энергии в биосфере Снижение устойчивости биосферы Глобальный экологический кризис Угроза глобальной экологической катастрофы
Ноогеника – наука управления взаимоотношениями между человеческим обществом и природой Цель ноогеники –планирование настоящего во имя будущего Задача ноогеники – исправление нарушений в отношениях человека и природы, вызванных прогрессом техники Положительное влияние человека на среду обитания выражается в выведении новых пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений, создании культурных биоценозов, развитии биотехнологии, прудового рыбного хозяйства, интродукции полезных видов в новых условиях
Человек – единственное существо, обладающее сознанием, т.е. способное оценивать себя, окружающий мир и свое отношение к нему.
Это представления Человека о взаимосвязях человечества с природой и об отношениях между остальными её компонентами Черты экологиче- ского сознания Типы экологического сознания АнтропоцентрическоеЭкоцентрическое Позиция человека по отношению к природе Хозяин, господинЕстественная часть Восприятие природ- ных объектов Объекты изучения и преобразования; созданы для пользы человека Равноценные с человеком ком- поненты биосферы, взаимодей- ствующие на равных правах Ценность взаимодействия с природой Ценно с материальной точки зрения: необходимо для удовлетворения потребностей в пище, сырье, энергии и т.п. Ценно с духовной и материальной точек зрения:необходимо для удовлетворения потребностей и природы и человека Важность потребностей Потребности человека важнее Потребности природного сообще- ства важны в той же мере, что и человеческие Взаимодействие с природой Покорение природы человеком Совместное гармоничное и взаи- мовыгодное единство природы и человека Высшие ценностиОбщечеловеческие Совместное гармоничное развитие природы и общества; жизнь вообще
Пребразующая деятельность людей неизбежна, так как с ней связано благосостояние населения. Единственный выход в создавшейся ситуации – научно обоснованное рациональное природопользование. Это предполагает : разработку совершенного экологического законодательства и создание эффективных механизмов его реализации; локальный (местный) и глобальный экологический мониторинг, т.е. измерение и контроль состояния важнейших характеристик окружающей среды, концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве; восстановление и охрану лесов от пожаров, вредителей и болезней; расширение и увеличение числа заповедных зон, уникальных природных комплексов; охрану и разведение редких видов растений и животных; широкое просвещение и экологическое образование населения; международное сотрудничество в деле охраны среды.
1. Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество: Учебное пособие для уч-ся 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.:Вентана-Граф, – 144с. 2. Биология в двух томах. Т.2 / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: «Высшая школа», Керженцев А.С. Принцип бесконфликтного перехода биосферы в ноосферу. /Доклады Межгосударственной конференции: «Научное наследие В.И.Вернад-ского в контексте глобальных проблем цивилизации». Крым, мая 2001 г. М., Издательский Дом «Ноосфера», 2001 г. 468 с. (стр ). 4. Павлов А.Н..Экология. Рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, стр