П РЕЗЕНТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Л ИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ » НА ТЕМУ «Н ИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР : ИСТОРИЯ И ЛИЦА » Выполнила студентка 5 курса вечернего отделения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нижегородский государственный академический театр драмы им. М.Горького (ул. Большая Покровская, д. 13) Выполнила: Абрамова Валерия Выполнила: Абрамова.
Advertisements

Развитие Музыки и театра. Театр Для театра 19 века были характерны громкие монологи, эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, то есть.
Театр А. Н. Островского Государственный Академический Малый театр им. А.Н.Островского.
Театральный Каменск Автор презентации: ученик 5 «а» класса школы 19 Плотников Андрей Учитель: Плотникова Н.А.
ТЕАТР XIX ВЕКА. В 19 ВЕКЕ ГЛАВНЫМИ ЦЕНТРАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ БЫЛИ П ЕТЕРБУРГ И М ОСКВА.В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ ВЕДУЩИМ ТЕАТРОМ БЫЛ А ЛЕКСАНДРИНСКИЙ(
Театральная Самара. Самарский академический драматический театр им. М.Горького.
Московский Малый театр Выполнил ученик: 11 «Б» класса Игнатович Дмитрий 2015.
История театра в Рязани Презентация составлена ученицей 10 А класса МОУ «Средняя общеобразоватедьная школа 64 » г. Рязани Белковой Ксенией Руководитель:
Реши кроссворд : 1. Через море – океан плывет чудо – великан, а ус во рту прячет. 2. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. 3. Два братца глядятся – друг друга.
Театр Театр. речевые образцы речевые образцы театр оперный, балета, пекинской оперы, драматический, детский театр оперный, балета, пекинской оперы, драматический,
Московский Малый театр. Прародителем Малого театра явилась труппа, которая была создана при Московском университете в 1756 г., сразу после известного.
Театральная жизнь Иркутска в 19 веке Выполнила ученица 10 А класса Табакова Елена.
Нижегородский театр драмы Работа Леоновой Анны 7 Б класс МОУ Лицей 40 на конкурс «Старый Нижний - молодым»
Театр (греч. θέατρον основное значение место для зрелищ, затем зрелище, от θεάομαι смотрю, вижу) форма исполнительского искусства.греч.
Урок изобразительного искусства учитель Кирсанова Надежда Владиславовна МОУ лицей 10 город Советск Калининградской области.
По праву харьковский Дом Актера считается театральным центром европейского уровня. На базе Дома Актера постоянно работает около 15 негосударственных театральных.
Любите ли вы театр так, как люблю его я? Григоренко Анна, 4 а класс.
Театр и драматургия в начале XIX века.. Первая половина XIX в. – становление отечественного театра.Первая половина XIX в. – становление отечественного.
Цели: познакомиться с важнейшими фактами жизни и творчества писателя; Определить роль Островского в истории русской литературы.
Театральная жизнь Иркутска 19 век. работу выполнила: Короткина Марина МОУ СОШ б класс иркутск-2011.
Транксрипт:

П РЕЗЕНТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Л ИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ » НА ТЕМУ «Н ИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР : ИСТОРИЯ И ЛИЦА » Выполнила студентка 5 курса вечернего отделения Мордовина С.

ТЕАТР ( ГРЕЧ. ΘΕΑΤΡΟΝ ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕСТО ДЛЯ ЗРЕЛИЩ, ЗАТЕМ ЗРЕЛИЩЕ, ОТΘΕΑΟΜΑΙ СМОТРЮ, ВИЖУ ) РОД ИСКУССТВА, СПЕЦИФИЧЕСКИМ СРЕДСТВОМ ВЫРАЖЕНИЯ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ АКТЕРА ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ. Т ЕАТР ЭТО СИНТЕЗ ВСЕХ ИСКУССТВ, ОН ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ МУЗЫКУ, АРХИТЕКТУРУ, ЖИВОПИСЬ, КИНЕМАТОГРАФ, ФОТОГРАФИЮ И Т. Д.

О ТКРЫТИЕ ПЕРВОГО ПУБЛИЧНОГО ТЕАТРА В Н ИЖНЕМ Н ОВГОРОДЕ ТЕСНО СВЯЗАНО СО ВСЕМ РАЗВИТИЕМ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В Р ОССИИ. Н АЧАЛО ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В Н ИЖНЕМ Н ОВГОРОДЕ БЫЛО ПОЛОЖЕНО КНЯЗЕМ Н ИКОЛАЕМ Г РИГОРЬЕВИЧЕМ Ш АХОВСКИМ, КОТОРЫЙ В 1798 ГОДУ ПРИВЕЗ ИЗ СЕЛА Ю СУПОВА А РДАТОВСКОГО УЕЗДА ТРУППУ СВОИХ КРЕПОСТНЫХ АКТЕРОВ И ОТКРЫЛ « ПУБЛИЧНЫЙ » ТЕАТР С ПРОДАЖЕЙ БИЛЕТОВ ВСЕМ ЖЕЛАЮЩИМ. У ВЛЕЧЕНИЕ ТЕАТРОМ У Ш АХОВСКИХ НОСИЛО « ФАМИЛЬНЫЙ » ХАРАКТЕР : БРАТ Н ИКОЛАЯ Г РИГОРЬЕВИЧА – Б ОРИС Г РИГОРЬЕВИЧ, КОТОРЫЙ ЖИЛ В М ОСКВЕ ПОСТОЯННО, ТАКЖЕ ИМЕЛ КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР.

Как свидетельствовали современники, Николай Григорьевич был небольшого роста, худощав, чисто выбрит и напудрен по моде того времени. Одевался в мундир екатерининского времени, установленный для нижегородских дворян. Его ботфорты блистали, как зеркало. Шпага, шляпа с плюмажем и замшевые белые перчатки довершали наряд. Движения его были сдержанны до утонченности.

ПЕРВОЕ ВРЕМЯ ГОРОДСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОИСХОДИЛИ В ДОМЕ КНЯЗЯ ОБЫЧНО ПОСЛЕ ОБЕДА В ДНИ БОЛЬШИХ ПРИЕМОВ ГОСТЕЙ. С 1811 ГОДА СПЕКТАКЛИ ШЛИ РЕГУЛЯРНО, ДВА РАЗА В НЕДЕЛЮ, В СПЕЦИАЛЬНО ПОСТРОЕННОМ ЗДАНИИ. ПОНАЧАЛУ ТЕАТР БЫЛ ПОХОЖ НА БОЛЬШОЙ САРАЙ ИЗ ГРУБО ОБТЕСАННЫХ ВЫБЕЛЕННЫХ БРЕВЕН БЕЗ ТЕСОВОЙ ОБШИВКИ. ПРОДОЛГОВАТЫЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ ИМЕЛ ДВА ЯРУСА ЛОЖ, ВЕРХНИЕ БЫЛИ ЗАКРЫТЫ РЕШЕТКАМИ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ХОТЕЛИ БЫТЬ УЗНАННЫМИ. ПАРТЕР СОСТОЯЛ ИЗ ПЯТИДЕСЯТИ МЯГКИХ КРЕСЕЛ И НЕСКОЛЬКИХ РЯДОВ СТУЛЬЕВ. СТЕНЫ БЫЛИ ОТДЕЛАНЫ ГОЛУБЫМИ С ЗОЛОТОМ ОБОЯМИ, А ЛОЖИ, БАРЬЕРЫ И СТОЛБЫ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОТОЛОК, ИЗУКРАШЕНЫ РЕЗНЫМИ БАЛЯСИНАМИ. ОРКЕСТР И СЦЕНА ОСВЕЩАЛИСЬ САЛОМ, ГОРЕВШИМ В ПЛОШКАХ, А ОСТАЛЬНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ БЫЛО ПОГРУЖЕНО В ПОЛУМРАК. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ РАССМОТРЕТЬ ЛИЦА СВОИХ СПУТНИКОВ, ПРИХОДИЛОСЬ ЗАЖИГАТЬ СВЕЧИ.

К РЕПОСТНЫЕ АКТЕРЫ СЫГРАЛИ ПЕРВЫЙ СПЕКТАКЛЬ ПО КОМЕДИИ Д.И. Ф ОНВИЗИНА «В ЫБОР ГУВЕРНЕРА ».

Н А СПЕКТАКЛИ ПРИЕЗЖАЛИ ПОМЕЩИКИ С СЕМЬЯМИ, ГОРНИЧНЫМИ И ЛАКЕЯМИ ИЗ СОСЕДНИХ С ГОРОДОМ ИМЕНИЙ. Н ЕРЕДКИМИ ПОСЕТИТЕЛЯМИ БЫЛИ КУПЦЫ. Ж ЕЛАЮЩИМ ПОПАСТЬ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДАВАЛИ БИЛЕТЫ, ПРИЧЕМ ЗА ВЫРУЧКОЙ СЛЕДИЛ САМ Ш АХОВСКОЙ. П УБЛИКА В ТЕАТРЕ РАСПОЛАГАЛАСЬ СТРОГО " ПО РАНЖИРУ ". П ЕРВЫЕ РЯДЫ В ПАРТЕРЕ ЗАНИМАЛИ ПОДЬЯЧИЕ, КАНЦЕЛЯРИСТЫ И ДРУГИЕ МЕЛКИЕ ЧИНОВНИКИ. К РЕСЛА ПРЕДНАЗНАЧАЛИСЬ ДЛЯ ПОЧЕТНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ, БИЛЕТЫ КОТОРЫМ Ш АХОВСКОЙ ПОСЫЛАЛ ЛИЧНО. В ЛОЖАХ РАСПОЛАГАЛИСЬ ЦЕЛЫМИ СЕМЕЙСТВАМИ ПОМЕЩИКИ. А ВОТ НА ВЕРХНИЕ МЕСТА, РАЕК, ПУСКАЛИСЬ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ С УЛИЦЫ, НО С ОДНИМ УСЛОВИЕМ : ЧТОБЫ ОНИ НЕ БЫЛИ ОДЕТЫ В ЛОХМОТЬЯ. С АМ Н ИКОЛАЙ Г РИГОРЬЕВИЧ ПРИСУТСТВОВАЛ НА КАЖДОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ.

В 1824 ГОДУ Н ИКОЛАЙ Г РИГОРЬЕВИЧ УМЕР, И ТЕАТР ПЕРЕШЕЛ К ЕГО НАСЛЕДНИКАМ. А КТЕРЫ И АКТРИСЫ СТАЛИ ВОЛЬНЫМИ, НО ОЧЕНЬ ДОЛГО ЕЩЕ ЯДРО ТРУППЫ СОСТОЯЛО ИЗ БЫВШИХ ДВОРОВЫХ КНЯЗЯ Ш АХОВСКОГО. С О СМЕРТЬЮ КНЯЗЯ ДЕЛА ТЕАТРА ПОШЛИ ХУЖЕ, ТАК КАК НАСЛЕДНИКИ Ш АХОВСКОГО НЕ ЛЮБИЛИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЛА. В 1827 ГОДУ ДВА БОГАТЫХ ТЕАТРАЛА Р АСПУТИН И К ЛИМОВ КУПИЛИ ТЕАТР, ВКЛЮЧАЯ ДЕКОРАЦИИ И ТРУППУ, ЗА 100 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. Б ЛЕСТЯЩИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ТЕАТРА ПРОДОЛЖАЛСЯ ДО 1838 ГОДА, КОГДА НАЧАЛАСЬ ЧЕРЕДА СМЕН ХОЗЯЕВ ТЕАТРА. К АЧЕСТВО ИГРЫ УПАЛО, УБЫТКИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ ТЕАТРА РОСЛИ. В 1853 ГОДУ ТЕАТР СГОРЕЛ.

1 ДЕКАБРЯ 1855 ГОДА ТЕАТР ОТКРЫЛСЯ ВНОВЬ НА Б ЛАГОВЕЩЕНСКОЙ ПЛОЩАДИ (М ИНИНА И П ОЖАРСКОГО ) В ДОМЕ, ПОСТРОЕННОМ П ЕТРОМ Е ГОРОВИЧЕМ Б УГРОВЫМ ( НА МЕСТЕ СОВРЕМЕННОГО Д ОМА ТРУДА ). Б УГРОВ ПРЕДПОЛАГАЛ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗДАНИЕ В КАЧЕСТВЕ ДОХОДНОГО ДОМА, НО БОЛЬШОЙ ЛЮБИТЕЛЬ ТЕАТРА ГУБЕРНАТОР КНЯЗЬ М. А. У РУСОВ ПОПРОСИЛ СДАТЬ ЕГО ПОД ТЕАТР. Д ЕЛА ТЕАТРА ШЛИ ПЛОХО, АНТРЕПРЕНЁРЫ МЕНЯЛИСЬ, АРЕНДА ПЛАТИЛАСЬ НЕИСПРАВНО, И СЫН Б УГРОВА А ЛЕКСАНДР ПОТРЕБОВАЛ ВЫСЕЛЕНИЯ ТЕАТРА. В 1862 ГОДУ ЗДАНИЕ БЫЛО ВЫКУПЛЕНО ГУБЕРНСКИМ ПРЕДВОДИТЕЛЕМ А. А. Т УРЧАНИНОВЫМ, И ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ В 1863 ГОДУ СНОВА СДАНО ПОД ТЕАТР.

В 1894 ГОДУ В ПРЕДДВЕРИИ В СЕРОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННО - ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ ГОРОДСКАЯ Д УМА СОБИРАЛАСЬ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ЗДАНИЕ ТЕАТРА, ПОСТРАДАВШЕЕ ОТ НЕСКОЛЬКИХ ПОЖАРОВ. Н О ГЛАСНЫЙ Д УМЫ Н ИКОЛАЙ А ЛЕКСАНДРОВИЧ Б УГРОВ, НЕ ЖЕЛАВШИЙ ВИДЕТЬ ТЕАТР В ДОМЕ, ПОСТРОЕННОМ ЕГО ДЕДОМ, ПО СООБРАЖЕНИЯМ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО БЛАГОЧЕСТИЯ, ПРЕДЛОЖИЛ 200 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ НОВОГО ЗДАНИЯ НА Б ОЛЬШОЙ П ОКРОВСКОЙ. Д УМА ДОБАВИЛА ОТ СЕБЯ 50 ТЫСЯЧ, ИСПРОСИЛА СУБСИДИЮ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ, И ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА НОВЫЙ ТЕАТР БЫЛ ПОСТРОЕН.

А ВТОРОМ ПРОЕКТА БЫЛ ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ АКАДЕМИК В. А. Ш РЕТЕР, А РАБОТАМИ РУКОВОДИЛ МОЛОДОЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ АРХИТЕКТОР П. П. М АЛИНОВСКИЙ.

Т ЕАТР ОТКРЫЛСЯ В ДЕНЬ КОРОНОВАНИЯ ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ 15 МАЯ 1896 ГОДА ПАРАДНЫМ СПЕКТАКЛЕМ ОПЕРОЙ М. И. Г ЛИНКИ «Ж ИЗНЬ ЗА ЦАРЯ » С УЧАСТИЕМ МОЛОДОГО Ф. И. Ш АЛЯПИНА.

М НОГИЕ ЛУЧШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Н ИЖЕГОРОДСКОГО ТЕАТРА СВЯЗАНЫ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РУССКОГО АКТЕРА, РЕЖИССЕРА И АНТРЕПРЕНЕРА Н ИКОЛАЯ И ВАНОВИЧА С ОБОЛЬЩИКОВА -С АМАРИНА, РАБОТАВШЕГО НА НИЖЕГОРОДСКОЙ СЦЕНЕ В ГОДАХ. 1 СЕНТЯБРЯ 1896 ГОДА ДРАМАТИЧЕСКАЯ ТРУППА, ВОЗГЛАВЛЯЕМАЯ Н. И. С ОБОЛЬЩИКОВЫМ -С АМАРИНЫМ, ОТКРЫЛА НОВЫЙ СЕЗОН ДРАМОЙ А. И. С УМБАТОВА - Ю ЖИНА «Л ИСТЬЯ ШЕЛЕСТЯТ ».

С АМ С ОБОЛЬЩИКОВ -С АМАРИН РАССКАЗЫВАЛ О ТЕАТРЕ ТАК : "Я БЫЛ В ВОСТОРГЕ ОТ НОВОГО ЗДАНИЯ. В СЕ В НЕМ РАДОВАЛО МЕНЯ. М НЕ КАЗАЛОСЬ, ЧТО В ЭТОМ ПРЕКРАСНОМ ЗДАНИИ, ЗАЛИТОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СВЕТОМ, Я ЗАБУДУ ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО АКТЕРА, ЧТО ЗДЕСЬ ОСУЩЕСТВЯТСЯ ВСЕ МОИ РАДУЖНЫЕ МЕЧТЫ О НАСТОЯЩЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕАТРЕ. К АЖДЫЙ РАЗ, КОГДА Я ВХОДИЛ В НОВЫЙ ТЕАТР, МЕНЯ ОХВАТЫВАЛ КАКОЙ - ТО ТРЕПЕТ И Я ЛОВИЛ СЕБЯ НА ТОМ, ЧТО ПРОХОДИЛ ПО ЕГО КОРИДОРАМ НА ЦЫПОЧКАХ, БЛАГОГОВЕЙНО ».

Н ИКОЛАЙ И ВАНОВИЧ РАЗВИВАЛ СИСТЕМУ С ТАНИСЛАВСКОГО И ОДНОВРЕМЕННО « ЛЕВЫЙ ТЕАТР ». О СОБЫМ УСПЕХОМ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ЕГО ПОСТАНОВКИ ГОРЬКОВСКОЙ ДРАМАТУРГИИ. П РИ НЁМ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ ОСНОВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕАТРА, СЛОЖИЛСЯ ИНТЕРЕСНЫЙ РЕПЕРТУАР, СФОРМИРОВАЛАСЬ АКТЁРСКАЯ ТРУППА В СОСТАВЕ КОТОРОЙ БЫЛИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ АРТИСТЫ : А. Н. С АМАРИНА, Н. А. Л ЕВКОЕВ, Т. П. Р ОЖДЕСТВЕНСКАЯ, В. И. Р АЗУМОВ, М. К. В ЫСОЦКИЙ, В. П. Г ОЛОДКОВА, П. Д. М УРОМЦЕВ, П. Б. Ю ДИН, Е. Н. А ГУРОВ, М. М Б ЕЛОУСОВ, В. Ф. В АСИЛЬЕВ, А. Н. Г ОРЯНСКАЯ, А. А. Д УБЕНСКИЙ, О. Д. К АШУТИНА, М. А. П РОКОПОВИЧ, В. А. С ОКОЛОВСКИЙ, С. В. Ю РЕНЕВ И ДРУГИЕ.

С 1928 ПО 1945 ГОД БЫЛ ПОСТАВЛЕН 191 НОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ, ИЗ НИХ СОВЕТСКИЕ ПЬЕСЫ СОСТАВИЛИ 102 СПЕКТАКЛЯ, РУССКАЯ КЛАССИКА 62 СПЕКТАКЛЯ, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИКА 22 И ПЬЕСЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ 5 СПЕКТАКЛЕЙ. В ГОДАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО ТЕАТРА ВОЗГЛАВЛЯЛ ТАЛАНТЛИВЫЙ АКТЁР И РЕЖИССЁР Н. А. П ОКРОВСКИЙ. Э ТОТ ЯРКИЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА БЫЛ ОТМЕЧЕН, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, ГЛУБОКИМИ ПОСТАНОВКАМИ ГОРЬКОВСКОЙ ДРАМАТУРГИИ. О ДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ СПЕКТАКЛЕЙ П ОКРОВСКОГО БЫЛИ «В АРВАРЫ ». С 1946 ПО 1956 ГОД БЫЛО ДАНО 95 ПРЕМЬЕР, ИЗ НИХ 51 СПЕКТАКЛЬ ПО СОВЕТСКИМ ПЬЕСАМ. В 1968 ГОДУ ТЕАТРУ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ « АКАДЕМИЧЕСКИЙ » ВТОРОМУ ИЗ ПЕРИФЕРИЙНЫХ ТЕАТРОВ Р ОССИИ. Н ИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ЕДИНСТВЕННЫЙ В СТРАНЕ, НА СЦЕНЕ КОТОРОГО НАЧИНАЯ С 1901 Г ПОСТАВЛЕНЫ ВСЕ ПЬЕСЫ М. Г ОРЬКОГО И ОТДЕЛЬНЫЕ ИНСЦЕНИРОВКИ ЕГО ПРОЗЫ.

Д О НАС МАЛО ДОШЛО СВЕДЕНИЙ О КРЕПОСТНЫХ АКТЕРАХ ПЕРВЫХ ЛЕТ РАБОТЫ ТЕАТРА, НО МОЖНО ОТМЕТИТЬ, ЧТО ПОЛЬЗОВАЛИСЬ УСПЕХОМ ПЕВИЦА Р ОЗА ( ФАМИЛИЯ ЕЕ НЕИЗВЕСТНА ) И КОМИК М ИНАЙ П ОЛЯКОВ. В 20- Е ГОДЫ 19 ВЕКА ИЗ СОСТАВА ТРУППЫ ВЫДВИНУЛАСЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ АКТРИСА А ННА А ГАФОНОВНА В ЫШЕСЛАВЦЕВА. С НАЧАЛА ОНА ИГРАЛА ТОЛЬКО В ДРАМАХ, ГДЕ ЛУЧШЕЙ ЕЕ РОЛЬЮ СЧИТАЛАСЬ РОЛЬ ШИЛЛЕРОВСКОЙ Л УИЗЫ («К ОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ »). П ОЗДНЕЕ ТАЛАНТЛИВАЯ АРТИСТКА СТАЛА ПОЯВЛЯТЬСЯ И В « ВЫСОКОЙ » КОМЕДИИ, И В ВОДЕВИЛЯХ. К АК ПИСАЛА П.А. С ТРЕПЕТОВА ОБ А ННЕ А ГАФОНОВНЕ : «… ОНА НЕУКЛОННО СЛЕДОВАЛА ДОРОГОЙ ВЕЛИКОГО Щ ЕПКИНА И, НЕСМОТРЯ НИ НА КАКИЕ ПРОТЕСТЫ ТОВАРИЩЕЙ, ПЕРВАЯ НА НИЖЕГОРОДСКОЙ СЦЕНЕ ЗАГОВОРИЛА ПРОСТО И ЕСТЕСТВЕННО. Т ЕПЕРЬ ЭТО НАЗВАЛИ БЫ ЗАСЛУГОЙ, ТОГДА ЭТО БЫЛО ПОДВИГОМ ».

В 1844 году на Нижегородской сцене вспыхнуло яркое дарование Л.П. Никулиной- Косицкой. Артистка родилась в с. Ждановке, в 1835 году приехала с семьей в Нижний Новгород. Пребывание актрисы на нижегородской сцене было весьма кратковременным. Вскоре она уже дебютировала на сцене Ярославского театра, затем была приглашена в Рыбинск, за которым последовала сцена Московского Малого театра. Она была первой исполнительницей многих героинь пьес А.Н. Островского, но наивысший успех выпал ей в роли Катерины в «Грозе».

Т АКЖЕ БЛИСТАЛ НА НИЖЕГОРОДСКОЙ СЦЕНЕ И ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ АКТЕР М.С. Щ ЕПКИН. В августе 1855 года великий артист участвовал в 19 спектаклях на нижегородской сцене. В эти дни театр бывал переполнен.

С ИЛЬНО ПОВЛИЯЛИ ГАСТРОЛИ ЗНАМЕНИТОЙ НИЖЕГОРОДКИ Н ИКУЛИНОЙ -К ОСИЦКОЙ НА ПРОСТУЮ ДЕВУШКУ П ОЛЮ С ТРЕПЕТОВУ, В БУДУЩЕМ ТОЖЕ ЗНАМЕНИТУЮ АКТРИСУ. Ч УДО ЕЕ ТАЛАНТА СОСТОЯЛО В ТОМ, ЧТО ОНА ОДНА, БЕЗ ПОДДЕРЖКИ ШКОЛЫ, СРЕДИ ТЕАТРАЛЬНОЙ РУТИНЫ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ, В АТМОСФЕРЕ БОРЬБЫ И НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ИНТУИТИВНО НАХОДИЛА ПУТИ К РАСКРЫТИЮ МНОГИХ, КАЗАЛОСЬ БЫ, РАЗ И НАВСЕГДА УСТОЯВШИХСЯ ОБРАЗОВ.

У СТРОЙСТВО Н ИЖЕГОРОДСКОГО ТЕАТРА ОТМЕЧАЛИ ГОСТИ ГОРОДА, ОСТАВИВШИЕ ПОСЛЕ СЕБЯ МЕМУАРЫ И РАЗЛИЧНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЗАМЕТКИ. Н АПРИМЕР, И.Д ОЛГОРУКИЙ ОТМЕЧАЛ : «… В СЕ ЭТИ ПОДВИЖНЫЕ ТРУППЫ НА ОДИН ОБРАЗЕЦ, И ВЫБОР ПИЕС ПО НИХ. К НЯЗЬ Ш АХОВСКОЙ ИМЕЕТ ТО ПРЕИМУЩЕСТВО ПЕРЕД МНОГИМИ, ЧТО НА ЕГО ТЕАТРЕ ДАЮТСЯ И ОПЕРЫ И БАЛЕТЫ. О Н ЩЕГОЛЯЕТ ВО ВСЕХ ИСКУССТВАХ ». И ЛИ Д.Х ВОСТОВ : «И ГРАЛИ НЕ ХУДО ; СБОР БЫЛ НА ТОТ ДЕНЬ ДО ДВУХ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. Н АДО ОТДАТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ КНЯЗЮ Н ИКОЛАЮ Г РИГОРЬЕВИЧУ, ЧТО ТРУППА ЕГО МЕЖДУ ПРОВИНЦИАЛЬНЫМИ ЕДВА ЛИ НЕ ЛУЧШАЯ ; ГАРДЕРОБ НЕ ИЗ ВЕТОШИ ». П ИСАТЕЛЬ Н.А. П ОЛЕВОЙ ТАК ВСПОМИНАЛ ОБ ОДНОМ ИЗ СПЕКТАКЛЕЙ : «…Я ВЕСЬ ПРЕВРАТИЛСЯ В СЛУХ И ВНИМАНИЕ, ЛОВИЛ КАЖДОЕ СЛОВО АКТЕРОВ … ЗАЛИВАЛСЯ СЛЕЗАМИ И, ПРАВО, ВЫШЕЛ ИЗ ТЕАТРА ДОБРЕЕ, НЕЖЕЛИ ВОШЕЛ В НЕГО …». М ОЖНО ВИДЕТЬ, ЧТО УЖЕ С МОМЕНТА ОТКРЫТИЯ, ТЕАТР ЗАРЕКОМЕНДОВАЛ СЕБЯ КАК ПЕРВОКЛАССНЫЙ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР. З ДЕСЬ НАЧИНАЛИ МНОГИЕ ЗНАМЕНИТЫЕ АКТЕРЫ И АКТРИСЫ : Л.П.Н ИКУЛИНА -К ОСИЦКАЯ, А.И. С ТРЕЛКОВА, П.А. С ТРЕПЕТОВА, А.П. Л ЕНСКИЙ И Т. Д. Ч АСТО ПОСЕЩАЛИ ТЕАТР С ГАСТРОЛЯМИ М.Н. Е РМОЛОВА, М.С. Щ ЕПКИН, Ф.И. Ш АЛЯПИН, Э.Ш МИТГОФТ, Л. Л ЕОНОВ, А. К ОРБАРИ И ДР. Н ИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР УНАСЛЕДОВАЛ ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ И МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.