Дидактические основы современного урока (занятие 1)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок в соответствии с ФГОС.. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора,
Advertisements

Классная работа Урок в соответствии с ФГОС.. Требования к уроку в соответствии с ФГОС Формирование предметных результатов Формирование универсальных учебных.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Цели урока Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы.
ФГОС Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться»
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Структура уроков разных типов.. «Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями,
Анализ современного урока В помощь учителю
Как подготовить современный урок? Методисты МОУ МЦ Суязова Н.В., Антоневич А.Ю.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
ТЕМА: Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Транксрипт:

Дидактические основы современного урока (занятие 1)

«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя» (Дональд Д. Куинн).

«...Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции» В.Сухомлинский

Урок (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперёд наука «Урок» - (древнерусское) «урекать», «урочить» - испортить, навредить, изуродовать

Либо урочить, просто наполняя ученика знаниями, умениями и навыками Либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условие для порождения их ценностей и смыслов

Современный = актуальный Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный обязательно закладывает основания для будущего

Урок целостная, логически завершённая, ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников организационная единица учебного процесса (С.А.Смирнов)

Требования с позиций компетентностного урока Формирование предметной компетентности Развитие познавательной активности Формирование информационной культуры Развитие мышления Формирование коммуникативной компетентности Создание комфортной среды Смена видов деятельности

Психологические требования Учёт возрастных особенностей Учёт психологических особенностей Учёт психофизиологических особенностей ребёнка

Гигиенические требования Температурный режим (18 0 ) Освещённость Критические точки усвояемости Время 1 – 4 5 – – – 45 Усвояемость 60% 80% 45 – 60% 6% Кризисы внимания 5-11 класс ( видов деятельности) 1 – 14 – 18 мин 2 – через 11 – 14 мин 3 – через 9 – 11 мин 4 – через 8 – 9 мин

По основной дидактической цели сообщения новых знаний закрепления применения знаний и умений обобщения и систематизации знаний проверки и коррекции знаний и умений комбинированное Б.П.Есипов

По основной дидактической цели изучения и первичного закрепления нового учебного материала комплексного применения знаний комбинированное обобщения и систематизации знаний и умений контроля и коррекции знаний и умений Ю.К.Бабанский

По основному способу проведения в форме беседы лекции экскурсии самостоятельной работы учащихся лабораторной и практической работы В.А.Онищук

По классификации А. А. Окунева уроки, где ученики учатся припоминать материал урок поиска рациональных решений; урок проверки результатов путем сопоставления с данными; урок одной задачи; урок самостоятельной работы, требующей творческого подхода; урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли; урок, на котором возвращаются к ранее изученному материалу, рассматривают знания под новым углом зрения; урок - "бенефис"; лабораторные работы по геометрическому материалу младших; урок - устная контрольная работа; урок - зачет (тематический и итоговый).

Структура процесса усвоения знаний Восприятие Осмысление Запоминание Применение Обобщение

По структуре процесса усвоения знаний вводное УЗ УЗ по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности УЗ по закреплению знаний и способов деятельности УЗ по комплексному применению знаний и способов деятельности УЗ по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности УЗ проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности П.И.Третьяков Т.И.Шамова

Современная типология УЗ: Тренировочный урок Вводный урок Контрольный урок Урок закрепления ЗУНов Урок самостоятельной работы Урок с компьютерной поддержкой Урок практической работы Комбинированный урок Повторительно-обобщающий урок

Дидактический пятиугольник ОЗ МО РР СУМ ФОПД

Образовательная задача запрограммированный результат конкретного этапа учебного занятия системообразующая часть структуры этапа учебного занятия, которая объединяет все элементы этапа в единое относительно целостное образование

Содержание учебного материала составляет содержательную основу каждого этапа учебного занятия теоретические сведения, правила, теоремы, законы задачи, упражнения, вопросы учителя, отражающие последовательность умственных действий ученика, обеспечивающих усвоение им компонентов научного знания

Методы обучения это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных образовательных задач определяют стиль работы учителя на уроке

Формы организации учебно- познавательной деятельности учащихся система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно- познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и общеклассной работы

Реальный результат этапа выражается, прежде всего, в тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели учащиеся

«Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания» М.М.Поташник

Урок как система Содержательно-целевой (что? и зачем?) Организационно-практической (как?) Контрольно-оценочной (что в итоге?)

Цели обучения (зачем учить? кого учить?) Содержание обучения (чему учить?) Методы (как учить?) Средства (при помощи чего учить?) Формы (где и когда учить?) Контроль, диагностика (каковы результаты обучения?)

Цели обучения есть не что иное, как идеальное (мыслительное) предвосхищение его конечных результатов, т.е. того, к чему должны стремиться педагог и учащиеся Целеполагание – процесс формирования цели, процесс её развёртывания

Триединая дидактическая цель (ТДЦ) Образовательный знания, умения, навыки Воспитательный взгляды, убеждения, отношения, качества личности Развивающий развитие личности как целостной системы

Познавательный аспект : объем и уровень усвоения предметных знаний для каждого обучаемого; объем и уровень формирования способов деятельности на занятии для каждого обучаемого; конкретные общеучебные умения и средства работы над ними; конкретные пробелы в знаниях, умениях и навыках обучаемых

Воспитательный аспект: определенные качества личности, основные мировоззренческие идеи, задачи гражданского, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания, саморазвития и профориентации

Развивающий аспект: речь мышление сенсорная сфера двигательная сфера

МОТИВАЦИОННАЯ (адаптивная) ЦЕЛЬ : Закрепить знания об основных положениях ТЭД, научиться различать сильные и слабые электролиты, записывать уравнения реакции диссоциации растворов и расплавов кислот, оснований и солей Уметь вычислять и понимать значение степени диссоциации

Уровни усвоения учебного материала (В.П. Симонов) I- различение II - запоминание III - понимание IV - применение V - перенос

Самоцель ранжируется на три уровня I уровень - воспроизведение знаний (различение и запоминание) - ученик знает, понимает, объясняет, использует; II уровень - применение знаний в знакомой ситуации (запоминание, понимание, умения и навыки) - ученик доказывает, понимает смысл, действует и т.д.; III уровень - применение знаний в измененной ситуации (понимания, умений и навыков, переноса) - ученик выводит, применяет в нестандартных ситуациях, сочиняет, придумывает, проектирует, рецензирует, моделирует

ВЫВОДЫ: 1.Планируемые результаты учебно- воспитательной деятельности выстраиваются из целеполагания 2. Грамотное целеполагание является основным гарантом успеха всей учебной деятельности учащихся, определяется характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия, формируется позиция детей и взрослых

Домашнее задание: выбрать тему учебного занятия, определить тип данного учебного занятия, сформулировать цели данного учебного занятия

Литература Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе

БЛАГОДАРЮ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!