МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ «ПЕРСПЕКТИВА» СЕМИНАР для психологов, социальных педагогов социальных приютов и образовательных учреждений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Advertisements

Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Метод психологической помощи оптантам в выборе профессии, планирование профессионального маршрута в соответствии с особенностями и индивидуальными возможностями.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО «РИПО»
Творожникова В.А. Руководитель отдела профориентационной работы ГАУ РК «РИЦОКО»
Особенности работы психолога в предпрофильном классе.
LOGO Для добавления текста щелкните мышью Профориентация как компонент предпрофильной подготовки.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская средняя.
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
Мастер - класс Подготовила: педагог-психолог Горяинова Н.Н. МОУ Казацкая СОШ Подготовила: педагог-психолог Горяинова Н.Н. МОУ Казацкая СОШ.
- это научно обоснованная система социально - экономических, психолого - педагогических, медико - биологических и производственно - технических мер по.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Организация и проведение исследований в комплексной системе профессиональной ориентации в школе (все ступени обучения) Свистунова Ульяна Викторовна Педагог-психолог.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
Педагог – психолог МОУ СОШ 1 Смирнов Юрий Афанасьевич 29 февраля 2012 год город Можайск Можайский муниципальный район.
Уровень профессиональной готовности учащихся 11-х классов общеобразовательной школы в рамках введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 3 г. ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Транксрипт:

МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ «ПЕРСПЕКТИВА» СЕМИНАР для психологов, социальных педагогов социальных приютов и образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО- ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ социальных приютов и образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 03 декабря 2009 года, г. Москва

Ведущие семинара Грачикова Елена Вячеславовна Начальник отдела профориентации и социально-трудовой адаптации молодежи МЦТЗМ «Перспектива», кандидат психологических наук, доцент Ульянов Александр Ильич Директор ГОУ ЦО 1862, заслуженный учитель России, кандидат экономических наук

Вступительное слово Грачиков Вячеслав Андреевич Научный руководитель Ресурсного центра ГОУ ЦО 1862, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики

ОСНОВЫ технологии профессиональной консультации воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот Грачикова Елена Вячеславовна Начальник отдела профориентации и социально-трудовой адаптации молодежи МЦТЗМ «Перспектива», кандидат психологических наук, доцент

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ оказание помощи воспитаннику в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ информационное тренинговое консультационное диагностическое

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Примерный порядок первичной консультации: Установление контакта с воспитанником Снижение уровня нервно- психического напряжения воспитанника Выяснение проблемы клиента Выявление мотивов выбора профессии Определение профессиональных интересов и склонностей Ориентация в состоянии здоровья и уровне квалификации воспитанника Информирование о профессиях Сообщение результатов экспресс-диагностики Определение возможностей обучения и трудоустройства Составление с воспитанником его профессиональных планов Оценка необходимости проведения углубленной диагностики При необходимости направление на углубленную диагностику

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Порядок вторичного консультирования: Сообщение воспитаннику о полученных тестовых результатах Информирование воспитанника о выявленных психологических ресурсах, способностях и возможностях профессиональной деятельности При необходимости совместная с воспитанником коррекция его намерений и профессиональных планов Оценка необходимости специализированной психологической поддержки клиента и определение наиболее предпочтительных форм и методов психологической поддержки При необходимости направление на индивидуальную консультацию или групповые занятия в целях психологической поддержки Проверка и уточнение результатов тестирования Информирование о выявленных причинах вероятных затруднений в процессе выбора профессии, профессионального обучения, трудоустройства и дальнейшей профессиональной деятельности 4 Предоставление рекомендации о наиболее целесообразном направлении профессионального обучения, трудоустройства

ОШИБКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Выбор неадекватных диагностических методов Принятие неправильных диагностических решений Некорректное сообщение психодиагностических результатов

ПРИМЕНЕНИЕ активизирующих методов в решении задач содействия профессиональному выбору воспитанников социальных приютов, детских домов и школ-интернатов Чепурина Наталья Сергеевна Заместитель начальника отдела профориентации и социально-трудовой адаптации молодежи МЦТЗМ «Перспектива»

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Активизация необходима тогда, когда сам клиент достаточно пассивен, занимает явно потребительскую позицию. Активность предполагает, что клиент способен самостоятельно решать многие свои проблемы, а разумная (и умеренная) помощь профконсультанта облегчает ему такой самостоятельный поиск. Самоактивизация предполагает клиента, который фактически все свои проблемы решает самостоятельно, и главное – он способен в особых случаях заставить себя проявить определенную инициативу и настойчивость при решении ряда проблем.

ГЛАВНАЯ (ИДЕАЛЬНАЯ) ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) /Н.С. Пряжников/

ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ФОРМЫ (ВИДЫ) АКТИВИЗАЦИИ Мотивационно - эмоциональная Познавательно - интеллектуальная Практико - поведенческая

АКТИВИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ совокупность методик, моделирующих схему построения личных профессиональных перспектив и позволяющих профконсультанту организовывать реальное и увлекательное (личностно значимое) взаимодействие с самоопределяющимся человеком, постепенно выводя его на уровень осознанности и самостоятельности в нахождении смыслов своей будущей деятельности и всей жизни

ФОРМЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ индивидуальные беседы-консультации (с применением активизирующих вопросов, совместных технологий по анализу ситуации самоопределения) тренинги профориентационные игры и упражнения специально организованные дискуссии интервью и др. активизирующие опросники использование элементов дискуссий- экспромтов в рамках лекций и семинаров совместно с клиентом (группой) рассмотрение задач-ситуаций профессионального и личностного самоопределения

Возможные эффекты активизации профессионального самоопределения Клиент, вооруженный способом решения проблем определенного типа Клиент, стимулированный на продолжение определенных действий по решению своих проблем Клиент, стремящийся найти свой индивидуальный способ решения профориентационных проблем «Очарованный» клиент Агрессивно настроенный клиент Клиент, заинтересовавшийся данной профориентационной проблемой «Озадаченный» клиент

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ АВТОРСКИХ АКТИВИЗИРУЮЩИХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ Н.С.ПРЯЖНИКОВА, Е.Ю.ПРЯЖНИКОВОЙ Бланковые игры с классом АКТИВИЗИРУЮЩИЕМЕТОДЫ Профориентационные игры с классом Игровыепрофориентационныеупражнения Активизирующиеопросники Схемы анализа и самоанализа ситуацийсамоопределения Карточныеинформационно-поисковыесистемы(«профессьянсы») Карточные игровые консультационныеметодики Настольныепрофориентационныеигры Бланковые карточные профориентационныеигры

ТРЕНИНГ «КЕМ СТАТЬ? ДУМАЕМ ВМЕСТЕ!» диагностика профессиональной направленности личности информирование участников о профессиях и профессиональных требованиях, об учебных заведениях профессионального образования г. Москвы формирование у участников критериальной базы корректного выбора профессии

ТРЕНИНГ «УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ?» обсуждение поведенческих стереотипов, важных для успешного общения отработка навыков понимания других людей, взаимоотношений между людьми развитие способности понимать невербальные сигналы, исходящие от другого человека формирование навыков эффективного слушания развитие коммуникативной гибкости развитие навыков кооперации, групповой сплоченности

МЕТОДИКИ исследования профессиональных интересов, склонностей и способностей воспитанников социальных приютов, детских домов и школ-интернатов Барашкина Вера Николаевна Психолог отдела профориентации и социально-трудовой адаптации молодежи МЦТЗМ «Перспектива»

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ Методика «Профиль» (Г.В. Резапкина) Методика «Матрица выбора профессии» (Г.В. Резапкина) Опросник «Определе- ние профес- сиональной готовности» (Л.Н. Кабардова) Дифферен- циально- диагностичес- кий опросник (Е.А.Климов) Опросник «Сфера профессио- нальных предпочтений» (Л.А.Йовайши) Опросник «Взаимосвязь типа личности и сферы про- фессиональной деятельности» (Дж. Холланд)

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ «Опросник профессио- нальных установок подростков» (И.М. Кондаков) Методика изучения статусов профессио- нальной идентич- ности (ПИ) (А.А.Азбель) Методика «Профессио- нальная готовность» (А.П. Чернявская) Опросник «Личная профессио- нальная перспектива» (И.С. Пряжников) Анкета «Изучение профессиональных намерений старшеклассников» (Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, Я.Каплунович)

Диаграмма 1 КОЛИЧЕСТВО ВОСПИТАННИКОВ 10-Х КЛАССОВ, ВЫБРАВШИХ ПРОФЕССИЮ 35% 65% Выбрали профессию Не выбрали профессию

Диаграмма 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ 10-Х КЛАССОВ 2,50% 22,50% 37,50% 12,50% 20% 5% Человек-природа Человек-техника Человек-человек Человек-знак Человек - художественный образ Не дифференцированы

Диаграмма 3 СОВПАДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ 10-Х КЛАССОВ С ИХ ВЫБОРОМ 86% 14% Совпадают Не совпадают

Диаграмма 4 ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРУЕМОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ ВОСПИТАННИКОВ 10-Х КЛАССОВ 47,50% 37,50% 7,50% Колледж Вуз Профильные курсы Не знаю

ДИАГНОСТИКА мотивационных, характерологических, эмоционально-волевых, интеллектуальных особенностей в профконсультировании воспитанников социальных приютов, детских домов и школ- интернатов

Диаграмма 1 РЕЙТИНГ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ВОСПИТАННИКОВ 8-Х КЛАССОВ ( УЧ.ГОД) 16% 30% 35% 36% 44% 55% 58% 61% 74% 0%10%20%30%40%50%60%70%80%90% Отсутствие чрезмерной нагрузки Высокая общественная значимость Возможность регулировать рабочее время Возможность творчества Разнообразие в содержании работы Свободное время Возможность развивать способности Интерес к профессии Общение с интересными людьми Высокая заработная плата

Диаграмма 2 РЕЙТИНГ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛА, НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ 8-Х КЛАССОВ ( УЧ. ГОД) 18% 47% 49% 51% 61% 66% 68% 69% 73% 74% 0%10%20%30%40%50%60%70%80%90% Вдумчивость Полная самоотдача в любимом деле Умение реагировать в нестандартной ситуации Творческий склад ума Умение быть простым в общении Высокая результативность труда Требовательность к себе и к своей работе Уверенность в своих силах Умение преодолевать трудности Знание своего дела

ТРЕНИНГОВАЯ работа с воспитанниками как средство обучения технологиям поиска работы и трудоустройства Морозова Мария Михайловна Психолог отдела профориентации и социально-трудовой адаптации молодежи МЦТЗМ «Перспектива»

Характеристики молодых людей как субъектов рынка труда неадекватный уровень притязаний негативное отношение к требованиям рынка труда отсутствие навыков поведения на рынке труда отсутствие видения собственных целей при выборе работы низкая сформированность мотивационной сферы неумение распорядиться имеющимися личностными ресурсами отсутствие знаний требований рынка труда

ТРЕНИНГ «НАВЫКИ ПОИСКА РАБОТЫ И ТРУДОУСТРОЙСТВА» информирование молодежи о рынке труда города Москвы, в т.ч. о вакансиях для несовершеннолетней молодежи анализ возможных источников информации о вакансиях обучение эффективным способам поиска работы ознакомление с основными правилами составления резюме отработка приемов деловой коммуникации (эффективная самопрезентация, телефонные переговоры с потенциальными работодателями, собеседование с работодателем и др.)

ТРЕНИНГ «ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДЛЯ ПОДРОСТКОВ» информирование о различных аспектах, касающихся юридического сопровождения трудоустройства молодежи: документы при устройстве на работу; заключение и расторжение трудового договора, выдача трудовой книжки; нормы выработки, заработная плата, трудовой режим подростков; запрещенные виды работ для подростков и др. обсуждение типичных ситуаций несоблюдения работодателем трудового законодательства моделирование конкретных ситуаций взаимодействия с работодателем отработка уверенного поведения в конфликтных ситуациях с работодателем, связанных с несоблюдением Трудового законодательства РФ

ОСОБЕННОСТИ построения профессионального пути выпускниками образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Тимохина Алена Анатольевна Главный специалист-психолог отдела профориентации и социально-трудовой адаптации молодежи МЦТЗМ «Перспектива»

Диаграмма 1 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ УЧ.ГОДА 65% 35% 0% 20%40%60%80% Обучение в колледже Обучение в 10 классе

Диаграмма 2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ 11-Х КЛАССОВ УЧ.ГОДА 0%20%40%60%80% 70% 16% 7% 5% 2% Обучение в колледже Обучение в вузе Трудоустройство Неизвестно Служба в армии

Таблица 1 ПРОФЕССИИ, ПО КОТОРЫМ ОБУЧАЮТСЯ ВЫПУСКНИКИ 9-Х КЛАССОВ УЧ.ГОДА Количество воспитанников Автомеханик 11 Столяр 10 Повар 8 Администратор 7 Швея 6 Слесарь летательных аппаратов, сварщик 5 Оператор ЭВМ, воспитатель дошкольного образования 4 Оператор швейного оборудования, парикмахер 3 Слесарь-ремонтник, медсестра 2 Машинист, концертмейстер, учитель начальных классов, делопроизводитель, пожарный, менеджер по туризму, уборщик, маляр-штукатур, радиомонтажник, горничная, учитель физкультуры 1

Таблица 2 ПРОФЕССИИ, ПО КОТОРЫМ ОБУЧАЮТСЯ ВЫПУСКНИКИ 11-Х КЛАССОВ УЧ.ГОДА Количество воспитанников Менеджер 8 Повар 6 Банковский работник 4 Администратор, муниципальный служащий, пожарный 2 Столяр, журналист, парикмахер, экономист, юрист, оператор ЭВМ, маркетолог, медсестра, предприниматель, учитель, модельер, педагог дошкольного образования, технолог социально-культурной деятельности, программист 1

Диаграммы 3 и 4 Совпадение профессионального выбора с профессиональными интересами и склонностями выпускников 9-х и 11-х классов уч.года СовпадаетНе совпадает Нет данных для установления совпадения 9-е классы 11-е классы 63% 11% 26% 74% 16% 10%

ТЕХНОЛОГИИ групповой работы как средство повышения компетентности взрослых в вопросах профориентации воспитанников Кравчук Елена Витальевна Главный специалист-психолог отдела профориентации и социально-трудовой адаптации молодежи МЦТЗМ «Перспектива»

ТРЕНИНГ «МОЙ РЕБЕНОК ВЫБИРАЕТ ПРОФЕССИЮ» факторы выбора профессии ребенком ошибки при выборе профессии ребенком, типичные позиции родителей, способствующие формированию этих ошибок алгоритм корректного выбора профессии адекватная позиция взрослого, содействующего профессиональному самоопределению подростка развитие навыков эффективного детско- родительского общения по вопросам выбора профессии, планирования жизни возможности получения профессионального образования в г. Москве В тренинге обсуждаются следующие вопросы:

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ Рейтинг факторов выбора профессии Родители (мнение родственников) Телевидение, СМИ Престижность профессии Друзья Интерес к школьным предметам Способности ребенка Склонности ребенка Рынок труда

СТРАТЕГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ Выбор профессии можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия: Во-первых, необходимо обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных. Во-вторых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость. В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ ? Цель труда: оценивать, проверять. Предмет труда: графики, числа. Средства труда: компьютер. Условия труда: бытовой микроклимат.

УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ БУХГАЛТЕР Цель труда: оценивать, проверять. Предмет труда: графики, числа. Средства труда: компьютер. Условия труда: бытовой микроклимат.

УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ ? Цель труда: оценивать, проверять, обслуживать что- либо. Предмет труда: технические объекты. Средства труда: ручные, механические. Условия труда: особые, экстремальные условия.

УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОСВЕТИТЕЛЬ Цель труда: оценивать, проверять, обслуживать что- либо. Предмет труда: технические объекты. Средства труда: ручные, механические. Условия труда: особые, экстремальные условия.

МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ «ПЕРСПЕКТИВА» СЕМИНАР для психологов, социальных педагогов социальных приютов и образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СЕМИНАРА И ОБМЕН МНЕНИЯМИ 03 декабря 2009 года, г. Москва