Нетрадиционные формы организации образовательного пространства как элемент здоровьесбережения Педагог-психолог МОУ «СОШ 50» г.Саратова Горбунова И.В. 19.09.2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровьесберегающие технологии на уроках.. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения.
Advertisements

Здоровьесберегающие технологии (для учителей начальных классов)
Здоровьесберегаю щие технологии в рамках ФГОС. Дети от 6-17 лет 70 % времени бодрствования проводят в учебном заведении.
70 % времени бодрствования проводят в учебном заведении.
Здоровьесберегающие технологии (для учителей начальных классов) Леднева Наталья Владимировна Зам. директора по УВР МОУ СОШ 8 Комсомольск-на-Амуре 2010.
Здоровье обучающихся Выступление на педсовете по здоровьесберегающим технологиям.
Важные мысли Каждому хочется быть умным, красивым, сильным, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым.
Содержание Введение Принципы здоровьесбережения. Критерии здоровьесбережения. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Автор Учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И. МОУ «Погорельская СОШ»
Итоговый квалификационный проект Руппель Т.В.. Цель: выявить основные принципы здоровьесберега- ющих технологий с целью сохранения здоровья подрастающего.
Здоровьесберегающие технологии в школе. – 1) Стрессовая педагогическая тактика – 2) Несоответствие методик технологий обучения возрастным возможностям.
Здоровьесберегающий аспект при развитии интеллектyальных и творческих способностей yчащихся.
Основные подходы к сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Здоровьесберегающие технологии на уроке подготовила учитель начальных классов школы27 Хасанова Гульназ Загитовна.
«Здоровье - это еще не все, но всё без здоровья – ничто»
«Оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды школы как условие формирования ценностных отношений участников образовательного процесса».
Комплексные(интегрированные)Частные(узко-специализированные)
Здоровьесберегающие технологии в работе психолога Сообщение педагога-психолога лицея «Дубна» Сухаревой О.А. Сухаревой О.А.
Транксрипт:

Нетрадиционные формы организации образовательного пространства как элемент здоровьесбережения Педагог-психолог МОУ «СОШ 50» г.Саратова Горбунова И.В г.

Здоровьесберегающая технология В.Д. Сонькина условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагруз ки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованны й двигательный режим

Здоровьесберегающая образовательная технология (Петров) Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей о собенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы. Создание благоприятного эмоционально- психологического климата в процессе реализации технологии. Использование разнообразных видов здоровьесб ерегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

эмоц иона льно е дух овн ое личн остно е физи ческ ое инте ллек туал ьное Здоровьесберегающая образовательная технология (Петров)

Школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников Правила построения урока Правильная организация урока Использование каналов восприятия Учет зоны работоспособности учащихся Распределение интенсивности умственной деятельности

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока 5-25-я минута 80%; я минута 60-40%; 3540-я минута 10%.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока Часть урокаВремяНагрузкаДеятельность 1-й этап. Врабатывание 5 мин.Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение 2-й этап. Максимальная работоспособ ность мин. Максимальное снижение на 15-й мин Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом 3-й этап. Конечный порыв мин. Небольшое по­ вышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Снятие эмоциональ ного напряжения Создание благоприятно го психологичес кого климата на уроке Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни Комплексное использование личностно- ориентированн ых технологий Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности Педагогика сотрудничества Технологии развивающего обучения (ТРО) Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В. В. Фирсов «Технология раскрепощённого развития детей», В. Ф. Базарный Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым

Формы и методы личностно- ориентированного обучения создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; использование проблемных творческих заданий; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно- символическую); рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены

Десять великих секретов здоровьесберегающей технологии 1. Секрет доброты 2. Секрет успешности 3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства 4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий 5. Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании поучаемых результатов. 6. Секрет технологичности - в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии. 7. Секрет надежности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков 8. Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу 9. Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит, как это ни банально, в материальном стимулировании. 10. Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей.

Факторы,тормозящие развитие ребёнка и приводящие к ухудшению здоровья: - не учитываются индивидуальные особенности восприятия, репрезентации, обработки информации учащимся и т.д.; - между учителем и учеником складываются напряженные отношения; - учитель является «трудным» для конкретного ученика (этому ученику трудно понять объяснение именно этого учителя); - ранее ребенка учили по другой педтехнологии; - учебники содержат трудно понимаемые тексты и т.д.

7 основных модулей программы здравоохранения 1) образование детей в сфере здоровья 2) программы и практические руководства по физической активности 3) школьное питание 4) медицинские услуги в школе 5) психологическое и социальное консультирование 6) повышение квалификации работников школ в области здравоохранения 7) активное участие семьи и общества

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления 1.Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития. 2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей. 3. Индивидуально- дифференцированный подход - основное средство оздоровительно- развивающей работы с учащимися

Негативные тенденции: значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%) ? стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у % школьников ? резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей ? увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% страшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов)

Недостатки образования недостаточная освещенность классов; плохой воздух школьных помещений; неправильная форма и величина школьных столов; перегрузка учебными занятиями.

Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся Активно обсуждаемые и изучаемые: перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса; несовершенство учебных программ и технологий; авторитарный стиль преподавания; отсутствие индивидуального подхода к учащимся; использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным; недостаток двигательной активности учащихся; неправильное питание учащихся; несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса; недостаточное финансирование школы.

Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся Недостаточно обсуждаемые и изучаемые: дидактогенная организация образовательного процесса недостаточная психологическая культура учебно- воспитательного процесса; недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий; низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья; слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально- психологической адаптации в самостоятельной жизни; неблагополучное состояние здоровья учителей; недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).

Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся: стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки; несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся; несоблюдение элементарных физико- гигиенических требований к организации учебного процесса; отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Эффективные комбинации разных технологий обучения с приемами и методами нейропсихологии («двуполушарное обучение»), дефектологии (развитие слабого звена с опорой на сильное), логопедии (развитие межанализаторных связей), экологической психопедагогики (использование психологических релизеров), эвристики (оздоровительное действие творчества), модульной технологии (право ученика участвовать в планировании своего учебного времени) – разработки М.Монтессори, А.М.Кушнира, Д.Эдигей, А.Н.Тубельского, П.М.Эрдниева, А.В. Хуторского, В.А.Ясвина и др.

Направления комплексного мониторинга здоровьесберегающей деятельности динамике состояния здоровья (статистика, объективные показатели, самооценка), динамике психофизиологических показателей (включая оценку утомления, настроения, уровня стресса, напряжения и т.п.), изменениям психолого-педагогических характеристик (успеваемости, поведения, работоспособности, отношения к учёбе и др.).

Условия выполнения физкультминуток 1. Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.). 2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной - от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне. 3. Учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать для каждого класса условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Особенности здоровьесберегающего пространства школы (ЗПШ) позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся. инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся. направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных собственными правилами и обязанностями. В их числе - необходимость обретения багажа знаний, обязательного для грамотной заботы о своем здоровье и здоровье своих близких.

Экологическое пространство - воздушная среда, видеоэкологиче ская составляющая Эмоционально - поведенческое пространство «канализация агрессии» учащихся педагогическим и средствами Вербальное пространство слов - паразитов и ненормативн ой лексики (мата) Культурологическ ое здоровьесберега ющее пространство Структура ЗПШ

Факторы травмирующие психику школьника 1) эколого-гигиенические (природно-средовые); 2) организационно- педагогические; 3) психолого-педагогические

Основополагающие принципы программы работы по здоровьесберегающей деятельности 1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности. 2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности. 3. Единство физического и психического развития. 4. Наглядность. 5. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности. 6. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры. 7. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.

школьная оценка адаптационные состояния учащихся

Что педагог должен уметь: анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления; владеть основами здорового образа жизни; устанавливать контакт с коллективом учащихся; наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение; прогнозировать развитие своих учащихся; моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления; личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Условия эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Принципы здоровьесберегающей педагогики Принцип не нанесения вреда Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья) Принцип непрерывности и преемственности Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии.

Функции здоровьесберегающей технологии ДИАГНО СТИЧЕСК АЯ ФОРМИР УЮЩАЯ АДАПТИ ВНАЯ ИНТЕГРА ТИВНАЯ РЕФЛЕКС ИВНАЯ ИНФОРМ АТИВНО- КОММУН ИКАТИВН АЯ

Основные компоненты здоровьесберегающей технологии АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности

Внутренние позиции, являющиеся движущей силой во внешнем деятельностном проявлении» Специалист – первая ступень позиционного роста. Задача компетентного педагога заключается в обнаружении (осознании) идеи, проблемы, способа ее решения, образа необходимого результата, способов и критериев оценки эффективности его достижения. Управленец – следующий этап, когда работник не только успешно овладел технологиями, но и может обучать этому других. Управляющий – как правило, свободный лидер, который может организовать и повести за собой команду, владеет технологиями достижения результата и может передавать это учение другим. Учитель – мастер работает над формированием новых знаний, умений и навыков, производит определенный продукт, т.е. достигает соответствующего уровня образованности в условиях сохранения (творения) здоровья обучающихся через деятельностное обучение способами решения жизненных задач.

Классификация здоровьесберегающих технологий 1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). 2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). 3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). 4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - организационно-педагогические технологии (ОПТ), - психолого-педагогические технологии (ППТ) - учебно-воспитательные технологии (УВТ) - социально адаптирующие и личностно- развивающие технологии(САЛРТ) - лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ)

Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях I блок здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения II блок рациональная организация учебного процесса III блок организация физкультурно- оздоровительной работы IV блок просветительско-воспитательная работа с учащимися V блок организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями VI блок профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья