Учитель-дефектолог МОУ СОШ 34 г. Владимира Афанасьева Ирина Васильевна « Виноградную лозу спросили : как высоко она может подняться. Дайте мне руку, и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дефектологическое сопровождение Учитель-дефектолог МОУ СОШ 34 г.Владимира Афанасьева Ирина Васильевна.
Advertisements

Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка в образовательном процессе.
Психолого-медико- педагогический консилиум в общеобразовательной школе.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
КГСОУ «Ачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида». Комплексное сопровождение детей в образовательном процессе.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
«Роль ПМС – центров в процессе психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в образовательной системе района» Руководитель МОУ «Лодейнопольский.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования Организация и функционирование совместной деятельности.
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Докладчик Курочкина Людмила Васильевна Директор ГОУ «Центр диагностики и консультирования»
Программа психолого – педагогического и медико - социального сопровождения предшкольной подготовки детей 5 – 6 лет в школе.
Гурович Евгения Геннадьевна зам. директора по УВР ГБОУ « Специальная ( коррекционная ) школа 1 VIII вида »
Основные направления, виды, алгоритм деятельности ПМПк И.Д. Маркевич, к.пед.наук, доцент кафедры МОИПКРОиК, методист ЦППРК.
Цель программы: Создание условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Транксрипт:

Учитель-дефектолог МОУ СОШ 34 г. Владимира Афанасьева Ирина Васильевна « Виноградную лозу спросили : как высоко она может подняться. Дайте мне руку, и я дотянусь до солнца »

Классы возрастной нормы Классы выравнивания Классы надомного обучения

Здоровье – категория многокомпонентная : Состояние полного - физического - психического - социального - эмоционального - интеллектуального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

– это система профессиональной деятельности специалистов службы, направленная на создание социально - психологических условий для успешного обучения и развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия. сопровождение комплексность непрерывность приоритетность интересов ребёнка «не впереди, а рядом» Служба ППМС сопровождения педагог- психолог учитель- логопед дефектолог социальный педагог медицинский работник инспектор по охране и защите прав детства инструктор по лечебной физкультуре педагог, воспитатель

Тема : Дефектологическое сопровождение учащихся младшего школьного возраста в образовательном процессе Цель : разработать и апробировать модель и программу дефектологического сопровождения развития младшего школьника в образовательном процессе

Задачи исследования : Задачи исследования : Проанализировать состояние проблемы дефектологического сопровождения младших школьников в научной литературе. Разработать теоретическую дефектологическую модель сопровождения младшего школьника. Разработать комплекс дефектологических средств, направленных на сохранение интеллектуального здоровья ребенка.

Гипотеза исследования деятельность дефектолога по сопровождению младших школьников будет эффективной при условии, если : в образовательных учреждениях организуется и проводится углубленная ранняя диагностика по выявлению младших школьников с трудностями в обучении психолого - педагогическое сопровождение этих детей к школьной жизни организовано в тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса ( учитель, ученик, родитель ) и направлено на личностно - ориентированное развитие младших школьников разработано и реализуется программно - методическое обеспечение этого направления деятельности в условиях взаимодействия всех участников образовательного процесса

Цель работы дефектологической службы : Цель работы дефектологической службы : обеспечение социально - психолого - педагогических условий для максимально полного интеллектуального развития детей младшего школьного возраста

Задачи Диагностика развития учащихся, определение структуры и степени выраженности имеющихся у них дефектов Помощь в реализации общеобразовательных программ Осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся Содействие в приобретении дефектологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития всеми участниками учебно - образовательного процесса

Коррекционно-развивающая работа Аналитическое Консультативно-просветительское Организационно-методическое Диагностическое Направления работы

учительродитель ученик

Алгоритм этапы 1. Диагностика 2. Информационный поиск 3. Проектирование КР. задач 4.Функционирование КР среды 5.Мониторинг развития ученика консилиум

АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ УЧИТЕЛЕМ - ДЕФЕКТОЛОГОМ АФАНАСЬЕВОЙ И. В. субъекты алгоритм учащиесяродителиучителя Диагностика Цель: сбор первичной информации, обозначение проблемы. Мероприятия: оформление карты интеллектуального развития; изучение первичной документации; знакомство родителей (законных представителей) с основным содержанием, направлениями коррекционно- развивающей работы, обозначение предполагаемых результатов; заключение договора с родителями (законными представителями) на проведение диагностико-коррекционно- развивающей работы Диагностическое обследование интеллектуального развития (обследование состояния развития мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, обобщение, аналогия; словесно-логического мышления) (диагностический материал под редакцией В.В.Семаго) Анамнез: данные о развитии ребенка, краткие сведения из анамнеза, сведения об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка и уровня адаптации; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей. Сбор результатов педагогического сопровождения. Сведения о сформированности общеучебных умений и навыков. Информационный поиск Этап углубленной диагностики Цели: выявление особенностей интеллектуального развития, личностной и познавательной сферы ребенка. Мероприятия: заключение о состоянии здоровья; углубленная диагностика интеллектуального и психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей. Диагностика интеллектуального развития диагностика уровня социальной адаптации, бытовых навыков и умений педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития (результаты фиксируются в индивидуальной диагностической карте, «Досье Развитие»). Проектирование коррекционно – развивающих задач Цели: составление и утверждение индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Сбор информации об учащихся на ПМПК Функционирование коррекционно – развивающей среды как условия реализации коррекционно – развивающей программы Цели: реализация программы и анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Проведение коррекционно-развивающих занятий в индивидуальной и групповой форме согласно разработанным и утвержденным на совещании при директоре программам. Промежуточная диагностика Разработка мероприятий (консультации, тренинги, всеобучи, практикумы, семинары, педсоветы) по работе с детьми в домашних условиях. Разработка мероприятий (консультации, тренинги, всеобучи, практикумы) по реализации коррекционно-развивающих программ в ежедневной учебно- воспитательной деятельности. Мониторинг развития ученика Цели: рубежная диагностика учителем-дефектологом и педагогами с целью фиксации изменений в развитии мышления ребенка. Мероприятия: оформление пакета документов; направление ребенка на ПМПК; определение образовательного маршрута, составление алгоритма дальнейшего сопровождения ребенка, внесение коррективов в ИКРП (случае необходимости), разработка программы дальнейших действий, рекомендаций, продолжение работы по реализации ИКРП. Мониторинг эффективности реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ Итоговое диагностическое обследование интеллектуального развития (обследование состояния развития мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, обобщение, аналогия; словесно- логического мышления) (диагностический материал под редакцией В.В.Семаго) Заполнение карт интеллектуального развития. Ознакомление с результативностью корреционно-развивающей деятельности. Ознакомление с результатами педагогического сопровождения. Сведения о сформированности общеучебных умений и навыков. Заполнение «Досье развития» (дефектологическое заключение)

профилактическая работа (Декады русского языка, литературы, математики, «Интеллектуальный марафон» «Учись учиться») коррекционно- развивающая работа с детьми (индивидуальные и групповые занятия) Деятельность учителя дефектолога по сопровождению учащихся целевые программы («Адаптация и преемственность в УВП» «ППМС сопровождение развития учащихся классов выравнивания» «Здоровье-категория педагогическая»)

Основные направления коррекционно - развивающих занятий Сенсомоторное развитие Формирование пространственных представлений Формирование приемов умственной деятельности Формирование функции программирова ния и контроля собственной деятельности Развитие мнемических процессов Формирование общеучебных и общеинтеллект уальных умений и навыков

Дефектологическое сопровождение педагогического коллектива и опытно экспериментальной работы школы «Коррекционно – развивающая среда в модели общеобразовательная школа»; городская площадка ОЭР «Создание ППМС службы сопровождения развития ребенка в УВП»; г. городская ОЭР «Школа Здоровья». Дефектологический всеобуч «Основные требования к уроку математики в коррекционных классах» «Педагогическая диагностика предпосылок школьной дезадаптации» и др. Индивидуальные консультации «Интеллектуальное развитие учащихся данного возраста» и др. Тренинги «Игры на уроках, направленные на активизацию мыслительной деятельности» «Постановка и реализация КР задач» Практикумы «Активизация мыслительной деятельности на уроках через создание проблемных ситуаций, через КР упражнения»

Деятельность учителя дефектолога по сопровождению родителей 2 области взаимодействия с родителями групповуюиндивидуальную

Дефектологическое сопровождение семьи

групповая форма взаимодействия с родителями Информационные методы Проблемные методы информационные тексты устные информационные сообщения информационные лекции ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ «круглые столы» детско- родительские мероприятия тренинги

Результативный блок

Результативный блок ( уровень интеллектуального развития учащихся в начальной школе )

Практическая значимость исследования : Составлены алгоритм и внутришкольная модель дефектологического сопровождения развития ребенка, которая позволяет выстроить деятельность специалиста учителя – дефектолога в образовательном учреждении. Составленная коррекционно – развивающая программа для учащихся, испытывающих трудности в обучении может быть использована учителями в образовательном процессе начальных классов в общеобразовательной школе.