© А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова, 2009
Понятие МОСПО Муниципальный Общественный Совет по образованию (МОСПО) – это орган управления, в деятельности которого реализуется принцип демократического, государственно- общественного управления, ориентированный на развитие муниципальной системы образования, в том числе, с помощью активного использования механизмов социального партнерства.
Понятие МОСПО МОСПО - это форма государственно- общественных отношений (социального партнерства), в которой реализуются интересы каждого из партнеров, характеризуемые общностью в понимании образовательной ситуации.
Понятие МОСПО МОСПО – это нормативно-организационный механизм, который позволяет переводить (трансформировать) государственно- общественные отношения в практику реального взаимодействия. Участие общества в формировании правовой базы МОСПО делает эти процессы более эффективными и необратимыми.
Основная функция МОСПО Р ешение совместно с муниципальными органами управления образованием основных проблем местного уровня в целях изучения и удовлетворения образовательных потребностей местного сообщества и его социальных институтов, прежде всего семьи. Удовлетворение всего многообразия образовательных потребностей местного сообщества возможно только при взаимодействии государственных систем управления и муниципальных и общественных систем самоуправления.
Основные признаки МОСПО: Коллегиальный орган управления, а не только консультирования; Имеющий четко зафиксированные управленческие (властные) полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития системы образования; Сформированный с участием и членством общественности.
Примерный состав МОСПО: Начальник муниципального органа управления образованием; Представитель органа управления образованием субъекта Российской Федерации; Представители муниципального совета руководителей образовательных учреждений, подведомственных муниципалитету; Представители муниципального родительского комитета (ассоциации, конференции); Представители муниципального органа ученического (студенческого) самоуправления; Представители общественных организаций, функционирующих в данном муниципалитете; Представители местного бизнеса и промышленности; Другие муниципальные институты гражданского общества.
Принципы формирования МОСПО: По должности – начальник муниципального органа управления образованием; По приказу – представитель управления образования субъекта Российской Федерации; Путем выборов – от образовательных учреждений, общественных организаций и других институтов гражданского общества.
Компетенция МОСПО: Участие в формировании муниципальной образовательной политики, определении ее основных приоритетов. Осуществление контроля за деятельностью образовательных учреждений и всей муниципальной системы образования. Предложение кандидатуры начальника управления образования данного муниципалитета.
Региональный опыт – ХМАО-Югра Статья 8. Государственно-общественный совет по общему образованию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 1. Органом государственно-общественного управления в сфере общего образования автономного округа является созданный Правительством автономного округа на основании настоящего Закона коллегиальный орган – государственно-общественный совет по общему образованию ХМАО–Югры. 2. В Совет входят представители участников образовательного процесса (педагогические работники, обучающиеся, их родители), другие работники образовательных учреждений, представители общественности (научной, культурной, деловой и так далее), представители органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, органов управления в сфере общего образования, а также представители граждан, их объединений и организаций, иных юридических лиц, действующих в сфере образования. 3. Полномочия Совета, а также его состав и порядок его формирования определяются Правительством автономного округа.
Муниципальный Управляющий совет Модель муниципального Управляющего совета (МУС) в г. Великие Луки (Псковская область) ориентирована на ведущие направления развития муниципальной системы образования: - создание единого образовательного пространства в рамках муниципалитета, - максимальное использование потенциальных возможностей созданного образовательного пространства; - развитие опыта демократических отношений образовательных учреждений и социума. Региональный опыт – Псковская область
В составе муниципального Управляющего совета: пресс-центр, управление образованием, совет руководителей образовательных учреждений, представители Администрации города, представители Городской думы, муниципальные службы и ведомства, родительская общественность, общественные организации, ученическое сообщество, социальные партнеры, конференция педагогических работников, центр мониторингового сопровождения.
Региональный опыт – Псковская область В муниципальный Управляющий совет в соответствии с распоряжением мэра входит 21 человек: от родительской общественности 1 председатель (по должности) от совета руководителей образовательных учреждений 2 по представлению от городской думы 4 по представлению от конференции педагогических работников 4 избираются от ученического сообщества 3 избираются от общественных организаций 2 представители от администрации города 5 по представлению
Региональный опыт – Псковская область Задачами муниципального Управляющего совета являются: общественная экспертиза нормативных актов; формирование приоритетов и лоббирование бюджета муниципальной сферы образования; общественная экспертиза предлагаемых структурных изменений в сфере образования; анализ материально-технического обеспечения МОУ; общественная экспертиза инновационной деятельности в муниципальной сфере образования; анализ и общественная оценка деятельности конкретных образовательных учреждений; анализ и общественная оценка деятельности администрации города по развитию муниципальной сферы образования; анализ и общественная оценка деятельности СМИ по освещению вопросов обучения и воспитания юных жителей города.
Региональный опыт – Псковская область В соответствии с идеей создания единого образовательного пространства города Управляющий совет должен быть один, муниципальный. Однако, при всех его преимуществах: возможность оптимального распределения и перераспределения дополнительных ресурсов, привлечение наиболее влиятельных людей города в члены Управляющего совета всех школ, скоординированность управленческих решений и т. д. имеются и "слабые места" (см. следующий слайд).
Региональный опыт – Псковская область В частности, нерешенным остался вопрос о численности муниципального Управляющего совета. Если каждое образовательное учреждение будет делегировать представителей от педагогов, родителей и учащихся, то совет получится слишком большим. Если же исключать представителей какой-либо группы участников, нарушается сама идея совета. С этим же связаны вопросы: о процедуре выбора членов муниципального Управляющего совета; реальности выполнения его решений всеми образовательными учреждениями; обеспеченности функционирования и развития школы, если ее представители не входят в этот Управляющий совет.
Региональный опыт – Псковская область Территориальный Управляющий совет (ТУС) Модель, разработанная командой специалистов из г. Острова, предполагает создание Управляющего совета, общего для трех образовательных школ, расположенных в одном микрорайоне города. Данная модель представляется чрезвычайно интересной для небольших городов, поскольку: обеспечивает укрупнение ресурсной базы этих школ и одновременно усиление специфичности каждой из них; предотвращает неоправданную конкуренцию и "раздергивание" немногочисленных спонсоров и социальных партнеров. В составе Территориального Управляющего совета: 3 ученика + 3 родителя + 6 учителей + 2 представителя администрации + 3 спонсора + 5 партнеров
Региональный опыт – Псковская область Партнеры ТУС: РОВД, депутатский корпус, предприятия и бизнес-организации, расположенные на территории микрорайона, выпускники школ, Центр занятости населения, воинская часть, СМИ.
Региональный опыт – Псковская область Разработанная модель предназначена для поддержки деятельности муниципальных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ 1, 3 и 7 Островского района. Ее девиз: "От выживания к развитию". Структура территориального Управляющего совета включает в себя комиссии со следующими названиями: Финансы и экономика; Наука и образование; Организация и управление; Связи с общественностью.
Региональный опыт – Псковская область Функционал территориального совета (ТУС) аналогичен остальным управляющим советам. Но для этой модели практически полностью отсутствует нормативно-правовая база, обеспечивающая ее функционирование именно как управляющего органа, а не общественной организации. В данном случае особенно важно сформировать мотивацию представителей власти и общественности не только к формальному созданию такого совета, но и к активному участию в его работе. Поэтому, кроме документов, определяющих статус, содержание и процедуры работы территориального Управляющего совета, необходима разработка мер по стимулированию участия представителей общественности, власти, бизнеса в его функционировании.
Что дальше? Будет ли в Вашем муниципалитете создан Муниципальный Общественный Совет по образованию? И каким он будет ? Решать Вам и вашим общественным институтам. Успехов!
В завершении напомним правило Э. Дика: "Реальность – это то, что отказывается исчезнуть, когда вы перестаете в это верить. Ее надо, как минимум, учитывать."
Участие общественности в управлении школой. Т.В. Светенко, д.п.н. проф., директор МОУ "Псковская лингвистическая гимназия", руководитель АНО "Псковский региональный центр образовательных технологий"//Справочник руководителя образовательного учреждения – С Источники:
Авторы: Прутченков А.С. профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образования АПК и ППРО Новикова Т.Г. профессор, доктор педагогических наук, зав.кафедрой развития образования АПК и ППРО