УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА «Просим разрешения потусоваться …» Урок-практикум. Официально-деловой стиль в письменной и устной речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРАКТИКУМ. «ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ» УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. 8 КЛАСС МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ
Advertisements

П РИГЛАШЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Уважаемые (ФИО родителей ученика). Ваш ребёнок стал учеником 3 класса. С какими трудностями он может столкнуться на своем.
УРОК ПИСЬМА. Эпистолярный жанр (греч. «epistole» - послание, письмо)
ОФИЦИАЛЬНО- ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ Стили речи merelenko-su.uCoz.ru.
Определите, к какому стилю речи и жанру относится этот текст, обоснуйте свою точку зрения. Милая мама! Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил.
Учимся писать объявления. Здравствуй, дорогая мама! Пишет тебе твой сын Григорий. Как твои дела, как твое здоровье? Чем занимаешься? Сегодня день прошел.
Учимся писать письма! Минутка чистописания: Пишут не пером, а умом.
Для поддержания у ребенка нормальной самооценки важно: Для поддержания у ребенка нормальной самооценки важно: безусловно принимать его; безусловно принимать.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
На заметку родителям Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания,
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Функциональные стили речи Дата: год Класс: 10 Учитель: Тимкова Татьяна Степановна.
Открытый урок индивидуального обучения на дому по письму и развитию речи в 5 классе специальной коррекционной школы. Тема: Развитие речи. Поздравительная.
АВТОРЫ ученики 6 класса: Касаткин Паша Ахметов Илья.
Кружок «Петрушка» Пусть артисты мы – любители, Театр наш зовут «Петрушка». Но мы хотим, чтоб наши зрители Воспринимали нас всерьез. Нам выступать на сцене.
Неделя Семьи в Татьянинской школе Дорогие родители и учащиеся! Приглашаем Вас принять участие в мероприятиях, посвященных Дню Матери и Неделе семьи, которые.
Русский язык и литература с использованием повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Урок-репортаж.
Николай Васильевич Гоголь ( ) Николай Васильевич Гоголь ( )
1 Педагогический Совет МАОУ24 Обучение и воспитание успехом.
Официально-деловой стиль речи Документы официально-делового стиля Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» р.п.Первомайский.
Транксрипт:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА «Просим разрешения потусоваться …» Урок-практикум. Официально-деловой стиль в письменной и устной речи.

Цель урока: - сформировать понятие о канцелярите как речевом недостатке; - сформировать навыки составления деловых бумаг, необходимых в повседневной жизни; - сформировать потребность соблюдать нормы литературного языка в любой речевой ситуации. Содержание урока: Виды деловых бумаг, опыт их составления. Что такое канцеляризмы? Что такое «канцелярит» и как излечиться от этой «болезни?»

Ключевые слова урока: ФОРМЫ РЕЧИ - разновидности речи( устная и письменная), различающиеся внешними средствами выражения, высказывания и степенью соблюдения норм литературного языка. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ-стиль литературного языка, обслуживающий важные сферы человеческий взаимоотношений: отношения между государствами, государственной властью и населением, между предприятиями, учреждениями и организациями, между личностью и обществом. КАНЦЕЛЯРИЗМЫ-слова, применяемые в официально-деловой речи и неуместные в других речевых ситуациях. РЕЧЕВЫЕ ШТАМПЫ - это « модные» слова и выражения, получившие широкое распространение. ЯЗЫКОВЫЕ СТАНДАРТЫ - готовые фразы, используемые для точной передачи информации. ШАБЛОНЫЕ ОБОРОТЫ - речевые штампы, образованные в результате влияния официально-делового стиля на нейтральную речь.

ЗАДАНИЕ февраля 2008г. Нижний Новгород Надюша, дорогая, здравствуй! Хочу весной съездить со своими гавриками в Суздаль и Владимир. Помоги организовать эту поездку через свою фирму. Оплатить расходы вызвались родители одного ученика. Но желательно, чтобы этих расходов было поменьше. Надеюсь, ты понимаешь, о чём я говорю? Ждём в гости. Дочурка по тебе соскучилась и наготовила для тебя кучу сюрпризов. Целую. Твоя сестра Екатерина. Директору ЗАО «Пилигрим» Г. Назаровой Н. В. от классного руководителя 8-« а» класса средней школы 19 г. Новгород г. Кузьминой Е. В. заявление. Прошу выделить 28 (двадцать восемь) детских льготных путёвок по маршруту Н. Новгород Владимир Суздаль на 24 апреля 2008 года. Оплату гарантируем. Спонсор мероприятия ООО «Горизонт».Расчётный счёт Классный руководитель подпись о8.

ЗАДАНИЕ 2 Найдите среди предложенных текстов те, которые соответствуют требованиям официально - делового стиля. Обоснуйте свой выбор. Текст 1. Заявление директору школы. Уважаемый Николай Петрович! Просим Вашего разрешения потусоваться в кабинете 36 с 5 до 7 вечера. Праздник будет насчёт 8 Марта. Ученики 8-го «А» класса. Текст 2, Я, Болотов Николай, ученик 8-го «А» класса, взял в школьной библиотеке до 15 февраля 2008 года 5 (пять) толковых словарей под редакцией С. Ожегова с целью подготовки команды нашего класса к устному журналу: «Я знаю силу слов». Сохранность и возврат литературы гарантирую. 13 февраля 2008 г. Н. Болотов.

Текст 3. Объявление! После завтра у нас состоится концерт. Приходите все, кто хочет. Вход бесплатный. Оргкомитет. Текст 4. Справка. У Вовочки вчера болел живот, и я его оставила дома лечиться. Справка дана классному руководителю 8-«А» класса. Мама Смирнова Вовы. Текст 5. Директору Давыдовской СОШ Кутякову В. А. Мельниковой Д. А. заявление. Прошу освободить моего сына, ученика 9 «А», Мельникова Сергея от занятий в школе с г. в связи с его участием в финале Спартакиады Воронежской области по баскетболу. Официальный вызов на соревнования в г. Россошь прилагается Мельникова Д. А.

Задание 3. Текст 1. Товарищу Макару Нагульнову в ячейку коммунистической гремяченской партии. Заявление. Я, Кондрат Христофоров Майданников, середняк, прошу принять меня в колхоз с моей супругой и детьми, и имуществом, и со всей живностью. Прошу допустить меня до новой жизни, так как я с ней вполне согласный. К. Майданников. Текст 2. Секретарь взялся за голову, посидел с минуту молча и уже другим тоном сказал: - Ступай, согласовывай план в рай поле вод союз, потом обедай в столовке, а если там обедов не захватишь, иди ко мне на квартиру. Жена тебя накормит. Подожди! Записку напишу... Давыдов вышел, развернул записку. Синим карандашом было размашисто написано: « Лиза! Категорически предлагаю незамедлительно и безоговорочно предоставить обед предъявителю этой записки. Г. Корчжинский». Как вы думаете, воспользовался ли Давыдов гостеприимством Корчжинского?

Текст 3. «Районному уполномоченному ГПУ т. Захарченке. Препровождаю в ваше распоряжение кулака Бородина Тита Константиновича, как контр революционный гадский элемент. При описании имущества у этого кулака он официально произвёл нападение на присланного т. Давыдова и смог его два раза рубануть по голове железной занозой. Кроме этого, заявляю, что видел у Бородина винтовочный отрез русского образца, который не смог отобрать по причине условий, находясь на бугре и опасаясь кровопролития. Отрез он незаметно выкинул в снег. При отыскании доставим к вам как вещественность. Секретарь гремяченской ячейки ВКП(б) и красноармеец М. Нагульнов».

ЗАДАНИЕ 4 Составьте самостоятельно тексты деловых бумаг: заявление, расписки, объяснительной записки, объявления.

ЗАДАНИЕ 5. Выразите своё отношение к реплике случайно услышанного диалога. -Алло, дочка! Дорогая, купи хлеба и молока. Не забудь. Я ставлю этот вопрос на контроль. Домой приду поздно. Я тебя об этом ещё утром информировала. Ну всё, мамусик тебя целует. И ещё: во избежание несчастного случая будь осторожной при переходе проезжей части...

ЗАДАНИЕ 6. Н. А.: 23года, работает в школе первый год. Надеется в скором времени посвятить себя частному бизнесу. Работа учителя ей не нравится, но дети уважают её за красоту и молодость. Н. Б.: 40 лет.Два месяца назад она потеряла в автокатастрофе любимого мужа. Ученики ценят её за интеллигентность и справедливость. Н. В. :54 года. Работу свою любит. Много лет страдает серьёзным хроническим заболеванием. Ценные качества - доброта и мудрость.

Ученики 8- го класса поздравили всех трёх учительниц, послав им по почте открытки с одинаковыми пожеланиями: Уважаемая…! Поздравляем Вас с Международным женским днём 8 Марта! Желаем Вам отличного здоровья, успехов в Вашем нелёгком труде, счастья в личной жизни. Ученики 8-го класса Почему это поздравление не понравилось учителям и даже обидело их? Предложите свой вариант поздравительного текста.

ЗАДАНИЕ 7. Шумный успех. В прошлую субботу на сцене нашего актового зала состоялась премьера школьного театра. Под руководством учителя Гороховой Г. А.учащиеся 8-х классов подготовили и продемонстрировали зрителям спектакль по пьесе великого русского писателя классика Н. В. Гоголя «Ревизор». Зрители с восторгом восприняли игру юных артистов Карпова и Сомова, с блеском исполнивших роли Городничего и Хлестакова. Присутствовавшие в зале поздравили труппу с достигнутыми успехами. При обсуждении спектакля учащиеся дружески указали на имеющиеся недостатки в трактовке образов персонажей. С. Щукин

ЗАДАНИЕ 8 « Неизгладимое впечатление произвёл на меня рассказ замечательного всемирно известного русского писателя -классика Л. Н. Толстого «После бала». В ней автор выразил протест против глубокого произвола самодержавия и неограниченной власти помещиков. Убийство простых солдат в армии во времена Николая! приобрело широкий размах. Это явление подверглось резкой критике в творчестве и других не менее известных широкой публике писателей, которые вели упорную борьбу на страницах своих произведений за честь и достоинство русского народа. Толстой нашёл горячую поддержку в лице моих читателей».