Аттестационная работа на квалификационную категорию по теме: «Реализация деятельностного и личностно ориентированного подхода младших школьников на уроках.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Advertisements

Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Образовательные технологии, основанные на деятельностном подходе, и опыт их реализации в практике учителя начальных классов. Муниципальное образовательное.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Методические рекомендации по разработке раздела образовательной ( воспитательной )программы Выполнила : вед специалист РУО С.С.Русинова 2012 г.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Реализация ФГОС в начальной школе в МКОУ СОШ 23 г.о. Нальчик: опыт, проблемы, перспективы»
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Иващенко Галина Николаевна, учитель физики МКОУ «Новокрасненская СОШ»
Формирование универсальных учебных действий на уроках предмета «Технология» Петрова Ольга Викторовна учитель начальных классов МОУ СОШ 289 Заозерск 2011.
Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Транксрипт:

Аттестационная работа на квалификационную категорию по теме: «Реализация деятельностного и личностно ориентированного подхода младших школьников на уроках русского языка по УМК «Гармония» на примере раздела «Новое о строении предложений» г. Кстово 2010 Учителя начальных классов МОУСОШ п. Ждановский Кандюкиной Г. Г. Департамент образования администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области.

На примере раздела учебной программы реализуем деятельностный и личностно ориентированный подход младших школьников на уроках русского языка по УМК «Гармония».( М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко). Цель: воспитание и развитие личности ребенка, формирование учебного умения - умения учиться. Задачи: познакомить с понятием однородные члены самое общее знакомство со сложными предложениями наблюдать за значением союзов при однородных членах помочь осознать назначение конструкций с однородными членами Содержание собственного педагогического опыта.

История вопроса. Первым мыслителем, попытавшимся целостно оценить трудности образования был Ж.Ж.Руссо. Он доказал необходимость следовать природе ребенка. В XIX в. И. Г. Песталоци, Ф. Фребель, Г.Спенсер, Л.Н. Толстой ставили ребенка в центр педагогического процесса, стремились приблизить его обучение и воспитание к реальной жизни. В 1896 году Д. Дьюи написал программу «От ребенка - к миру, от мира –к ребенку». И.С.Якиманская в книге «Технология личностно ориентированного образования», М.,2000 г.раскрывает суть личностно ориентированного образования на современном этапе развития образования.

История вопроса. М.Н.Скаткин, Ч.Я. Лернер, Ю.К. Бабанская предлагают наряду с рецептивной и репродуктивной деятельностью школьников (восприятие и воспроизведение материала) должна быть продуктивная, поисковая или частично – поисковая деятельность детей. А.Н.Леонтьев пишет : «Предпосылкой всякой деятельности является потребность. Стремление вступить в общение с другим человеком, что-то узнать или сообщить, попросить помощи или воздействовать Выразить чувства, эмоции, разделить их с собеседником.» /Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М. Политиздат,1975, 304 с./

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Показатели состояния здоровья школьников Интенсификация учебного процесса Снижение адаптации детей. Технология личностно ориентированного образования. Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Научить учиться Научить создавать комфорт для себя и окружающих Научить пользоваться информацией Научить общаться Основные идеи образовательного стандарта

Психолого-педагогические принципы (А.А.Леонтьев) 1) Принцип -обучение в деятельности (смысл: научить детей учиться- целеполагание, постановка учебной задачи, контроль) 2) Принцип психологической комфортности – учить так, чтобы ребенок хотел учиться( говорим вместе с учебником, играем вместе с учебником, ошибки допускает не сам ученик) 3) Принцип целостной картины мира (Ребенок не должен ощущать каждый предмет изолировано. Интеграция предметных областей.) 4) Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуациию (Мы хотим быть успещными в жизни, значит должны Научиться решать жизненные задачи). 5)Принцип мини-макса( Учить находить главное). 6)Принцип приемственности.

Методы Метод экспрессии и творческой ситуации. Метод беседа. Эвристическая беседа. Метод –постановка исследовательской задачи(эффект поиска). Метод интроспективного анализа. Метод развития творческого самочувствия. Метод творческого самовыражения. Коллективная работа Статическая пара Групповая работа Индивидуальная работа Редактирование текста Работа с книгой Лингвистический эксперимент Наблюдение Самоконтроль Комментирование Работа с текстом Работа со схемами Опыты Формы работы Виды деятельности Способы организации деятельности учащихся и характер учебной активности детей.

1) По теме раздела «Новое о строении предложений» предлагаю расширить поурочное планирование, обозначив 1.виды деятельности,2. формы работы,3 методы личностно ориентированного обучения для каждого урока раздела программы. 2)Детально рассматриваю задания каждого урока с точки зрения комплексного сочетания видов деятельности, подбора наиболее целесообразных форм и методов работы. 3) Для прослеживания результатов личностного развития каждого ребенка и оказания своевременной помощи мною предложены таблица «Ресурсы учебного успеха ученика». 4)Для развития эмоционально-волевой сферы предлагаю памятку «Стратегия успеха». 5) Предлагаю анкету для исследования психического состояния обучающегося.(проводится в конце каждой четверти) Новизна.

К моменту изучения темы обучающиеся Знают: Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, побудительные, вопросительные; по интонации – восклицательные и невосклицательные. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Затрудняются в постановке знаков препинания, выборе союзов. Не умеют самостоятельно добывать новые знания ; делать выводы и умозаключения ; не умеют слаженно работать в группе. Полученные ими знания оторваны от повседневной жизни. Плохо выполняют задания, верное решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности- правильного понимания и четкого выполнения инструкции; понимания учебной задачи, самоконтроля. Исходный уровень

Ожидаемый результат. «знаю» 1)Познакомились с понятием однородные члены предложения, научились выделять эти члены предложения( в ясных случаях). 2)Осознали назначение конструкций с однородными членами, их возможности для повышения точности, богатства и выразительности в речи. 3)Научились постановке запятых в простых случаях.( Повышение успеваемости и качества обучения.) «умею» Развитие основных элементов системы учебной деятельности : мотивационно-ценностного содержательного операционно-мыслительного рефлексивного. «могу» Развитие памяти, внимания, модальности восприятия. «хочу» Снижение уровня тревожности и достижение комфортности.

Содержание собственного педагогического опыта в реализации образовательной программы. Предлагаю следующее планирование уроков: Темы уроков Члены предложения бывают однородными. Предложения бывают сложными. Итоговый диктант. 1 – 5 6 – 8 9

урока Тема урокаВиды деятельности Формы работыМетоды 1Члены предложения бывают однородными 465редактирован ие текста фронтальный опрос Эвристическая беседа 466 работа с книгой. Самоконтроль индивидуальная Частично – поисковый 467 Лингвистический эксперимент Групповая работа 468 наблюдениестатическая пара Частично – поисковый 469 самоконтроль Работа с книгой комментирование индивидуальная коллективная Содержание собственного педагогического опыта в реализации образовательной программы.

урока Тема урока Виды деятельности Форма работы Методы 2Члены предложения бывают однородными. 470 Работа со схемами Статическая пара Фронтальный опрос Метод экспрессии и творческой ситуации 471 Индивидуаль ная Метод интроспективного анализа 472 Групповая работа Метод творческой ситуации Реализация деятельностного и личностно ориентированного подхода младших школьников на уроках русского языка по УМК «Гармония».

урока Тема урока Виды деятельности Форма работыМетоды 3Члены предложения бывают однородными. 473 работа со схемами предложений Групповая Коллективная Метод- постановка исследователь ской задачи 474Статическая параЧастично – поисковый 475 схематирование Индивидуальная (дифференциация по уровню сложности) Частично – поисковый Реализация деятельностного и личностно ориентированного подхода младших школьников на уроках русского языка по УМК «Гармония».

4 Члены предложения бывают однородными. 477,478 Провести опыт КоллективноЧастично – поисковый 479 наблюдение 1 списать 2 пересказать дифференциация (по уровню сложности) индивидуально Метод интроспективного анализа 480,481,482 Помоги «иностранцу» 480 коллективно статическая пара Метод развития творческого самочувствия 5483 поработать редактором статическая параМетод развития творческого самочувствия Реализация деятельностного и личностно ориентированного подхода младших школьников на уроках русского языка по УМК «Гармония».

5Члены предложения бывают однородными 486 собираем «рассыпанные» предложения по алгоритму Коллективная работа Наблюдение 6 Предложения бывают сложными Анализ предложений по схемам Групповая работа Метод- постановка исследовате льской задачи 494 работа с книгой 495 наблюдение Статическая пара Фронтальный опрос индивидуальная Частично – поисковый Реализация деятельностного и личностно ориентированного подхода младших школьников на уроках русского языка по УМК «Гармония».

7Предложения бывают сложными. 496 творческое задание ИндивидуальнаяМетод творческого самовыражения 497 работа с книгой работа с текстом Индивидуальная Фронтальный опрос Индивидуальная Частично – поисковый 8Предложения бывают сложными творческое задание ИндивидуальнаяЧастично - поисковый 9Диктант.Индивидуальная Реализация деятельностного и личностно ориентированного подхода младших школьников на уроках русского языка по УМК «Гармония».

коллекс статическая пара групповая работа индивидуальная работа коллективная работа 473 дети, работая в парах, работают с союзами (и, но) выбирают, какой точнее передаст мысль,решают как закончить предложение (даны вместо слов рисунки), а затем идет коллективное обсуждение, Формы учебной работы на уроке.

Метод экспрессии и творческой ситуации. 470 детям предлагается рассказать о правилах постановки запятых при однородных членах. Их обозначили кружочками, Дается три незаконченных предложения 1.При перечислении всегда…2.Если однородные члены соединены союзом и, то чаще перед ним ……3. Перед союзами а, но при однородных членах всегда…(Авторы приглашают детей к совместному творчеству, предлагают,опираясь на опыт, совершенствовать свои умения.)

Метод беседа 473 Помнишь рассказ Н. Носова «Дружок» ? Что в нем произошло? (Овладение информацией в вопросно – ответном рассуждении, в диалоговом общении.)

Эвристическая беседа 465 Не требуется ли работа редактора ? Объясни свой ответ, Удачно ли выражены мысли ? Оправданы ли назойливые повторения слов ? Что предлагаешь изменить в построении предложений ? (Предполагает продуктивную творческую деятельность. Учащиеся осознают цель беседы, а в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение.)

При знакомстве со сложными предложениями (на6 уроке)проведем исследование, работая в группах. Например, начертите на доске схемы, предложите их рассмотреть и решить, за какими схемами скрываются сложные предложения, а за какими – простые с однородными членами; в каких из них нужно поставить знаки препинания. Все ответы объясняются при подведении итогов работы детей в группах. Метод – постановка исследовательской задачи ( (эффект поиска ).

Метод интроспективного анализа. 471 Прочитай отрывок из рассказа Н.Носова и реши уважаешь ли ты мальчика?473Реши все ли верно в предложении? 494 Не удивила ли тебя запятая в последнем предложении?(Этот метод –своеобразная техника исследования себя. )

480 Найди ошибки малышей в построении предложений, Составь и запиши такие предложения, Попробуй объяснить иностранному другу,что неправильнов выборе слов, 481,482Проверь, все ли предложения правильно придумал наш иностранный друг? Метод развития творческого самочувствия

Метод творческого самовыражения 496Перед тобой предложение о том котенке-озорнике. Придумай, как лучше закончить это предложение, и запиши его.

Частично-поисковый метод 469 Выпиши предложения с противопоставлениями.474Вставь союз, правильно его выбрав. Реши орфографические задачи и объясни выбор букв.475к какому предложению относится схема? 477Найди предложения с однородными членами, и, где надо, поставь запятые.

Лингвистический эксперимент 467Чтобы убедиться как преобразуется текст при использовании однородных членов предложена сознательная «порча» текста. Предполагается возврат к авторскому тексту и сопоставление в « пользу» автора. 1)Поощряется исследовательское отношение к действительности.

Наблюдения, опыты 489,494 Наблюдай за постановкой запятых. 503 Понаблюдай,какие предложения ты строишь при ответе на эти вопросы. Техника исследования себя. Стимулирует анализ и понимание своего поведения. Уяснять собственные социальные установки, чувства, мысли.

Опыты 477 Проведи опыт. Прочитай предложения, оставляя только первый из однородных членов, а остальные отбрасывай. Техника исследования себя. Стимулирует анализ и понимание своего поведения. Уяснять собственные социальные установки, чувства, мысли.

Ресурсы учебного успеха Параметры ИСУДЕдиница или система измерения «знаю» объем и качество знаний обученностьоценка по предмету «умею» предметные и универсальные компетенции Организационная Коммуникативная Информационная Продуктивная Исследовательская 0 (недопустимый уровень) 1 (недостаточный уровень) 2 (оптимальный уровень) «могу» психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы Внимание0 (недопустимый уровень) 1 (недостаточный уровень) 2 (оптимальный уровень) Память Модальность восприятияА ( аудиал) В ( визуал) К ( кинестетик) «хочу» мотивационно – потребностная сфера Уровень развития Мотивационно- потребностной сферы 1( базовый ) 2 (познавательный) 3 (социальный) 4 (социально – духовный) Ресурсы учебного успеха ученика.

_ Достигнута 100% -я успеваемость и повышение качества обучения, выражающееся в 20 – 30 % прибавке к уровню входной диагностики по традиционному ЗУНовскому показателю. Развитие основных элементов системы учебной деятельности обучаемого (мотивационно – ценностного, содержательного, операционно - мыслительного и рефлексивного). Снижение уровня тревожности во время процедуры контроля и достижение комфортности и здоровьесберегающего эффекта. Обеспечение реальных условий для саморазвития ученика. Ускорение и уплотнение обратной связи педагога с обучаемым. Значительная экономия времени и материальных ресурсов на организацию управления качеством обучения. Эффективность деятельностного и личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку по УМК «Гармония».

Диагностика уровня усвоения знаний по теме «Члены предложения бывают однородными».

Уровень развития мотивационно – потребностной сферы.

Психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы

1)Начиная любое дело, важно сформулировать будущий результат. 2)Начинай действовать прямо сегодня, а не откладывай на завтра. 3)Всегда можно потратить немного времени и найти вариант устранения возникшего затруднения на пути к результату. 4)Найди приемы, позволяющие подключить к намеченному делу наиболее сильные стороны своей личности и ты на полпути к успеху. 5)Оценка результата сделанного за один день происходит на основе с достижениями предыдущего дня. 6)Хвалите себя за каждый сделанный шаг к цели. Все, чего вы достигли сегодня, - есть причина порадоваться. Стратегия успеха.

1)М.С Соловейчик. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Просвещение, )И. С. Якиманская. Личностно ориентированное обучение в современной школе, М., )М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Методические рекомендации к учебнику и тетрадям – задачникам по русскому языку для 4 класса четырехлетней начальной школы, «Ассоциация XXI», )М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», учебник для 4 класса, ч. 2 «Ассоциация XXI», )М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» тетрадь- задачник 3«Ассоциация XXI», )В, В.Козлов, А.М. Кондаков, «Фундаментальное ядро содержания образования»,Просвещение, )А.Г.Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». От действия к мысли», М., Просвещение, ) И.С. Якиманская «Технология личностно ориентированного образования», М.,«Сентябрь», 2000 г. Литература.