Организация внеурочной деятельности учащихся начальных классов Е.Н. Степанов, профессор Псковского областного ИПКРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модели организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС 1.Актуальность внеурочной деятельности на современном этапе развития.
Advertisements

Планирование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения.
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Внеурочная деятельность обучающихся, ориентированная на формирование УУД.
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Составление программ дополнительного образования.
ФГОС: внеурочная воспитывающая деятельность 16 июля 2010 года.
Организация внеурочной деятельности при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в начальных классах.
Проектирование программы внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»
1 «Партнерское взаимодействие общего и дополнительного образования детей в реализации требований стандартов нового поколения» Круглый стол.
Разработка программ внеурочной деятельности учащихся, ориентированных на формирование УУД МБОУ ДПОС "МЦ"
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Семёновская ООШ Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы.
Разработка программ внеурочной деятельности учащихся, ориентированных на формирование УУД.
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр развития образования Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательного.
Зам. директора по УВР школа 1353 Александрова Т.М. (из опыта работы стажировочной площадки)
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Организация внеурочной деятельности школьников: начальная и основная школа Фаязова Альфия Фаритовна, к.п.н., доцент кафедры воспитания и дополнительного.
ФГОС: внеурочная воспитывающая деятельность Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю Часы,
Транксрипт:

Организация внеурочной деятельности учащихся начальных классов Е.Н. Степанов, профессор Псковского областного ИПКРО

Направления преобразования внеурочной деятельности детей 1.От социоцентрированной к человекоцентрированной (гуманистической) модели 2.От аспектно разрозненной к системной практике 3.От массовых к индивидуально ориентированным формам и способам организации 4.От обязательного к свободному участию 5.От «валовых» статистических показателей к параметрам индивидуального развития детей

Понятие «внеурочная деятельность» Внеурочная деятельность –это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива

Цели организации внеурочной деятельности Главный целевой ориентир: содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности

Принципы организации внеурочной деятельности 1.Принцип гуманистической направленности 2.Принцип системности 3.Принцип вариативности 4.Принцип креативности 5.Принцип успешности и социальной значимости

Содержание внеурочной деятельности Содержание внеурочной деятельности – это совокупность направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом ОУ совместно с социальными партнерами

Направления развития личности ФГСО 1. Общекультурное 2. Общеинтеллекту- альное 3. Социальное 4. Духовно- нравственное 5. Спортивно- оздоровительное По М.С. Кагану Развитие потенциалов личности: 1)познавательного (что и как она знает); 2)ценностного (что и как она ценит); 3)творческого (что и как она созидает); 4)коммуникативного (с кем и как она общается); 5)художественного (каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет)

Виды внеурочной деятельности По Д.В. Григорьеву и П.В. Степанову 1. Познавательная 2. Проблемно-ценностное общение 3. Трудовая 4. Досуговое общение 5. Художественное творчество 6. Социальное творчество 7. Игровая 8. Спортивно- оздоровительная 9. Туристско-краеведческая По Е.Н. Щурковой 1. Познавательная 2. Ценностно- ориентировочная 3. Преобразовательная 4. Коммуникативная 5. Художественная

Основные сферы педагогической поддержки внеурочной активности школьников Педагогическая поддержка Участие в жизнедеятельности классного коллектива Участие в школьных и внешкольных делах Посещение ГПД Дополнительное образование детей Досуговое общение учащихся

Формы внеурочной деятельности В ФГСО названы такие формы: экскурсии; кружки, секции; круглые столы, конференции, диспуты; олимпиады, ШНО, исследования; соревнования; общественно полезные практики

Классификация форм воспитательной работы Признаки для классификации Виды (типы) форм 1. Количество участниковМассовые, групповые, индивидуальные 2. Виды деятельностиФормы познавательной, трудовой, художественно- эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности 3. Затраты времени для подготовки Экспромтные и требующие предварительной подготовки 4. Способы передвижения участников Статичные, статично-динамичные, динамично- статичные 5. Характер включения учащихся в деятельность Формы, предусматривающие обязательное участие, и формы, предполагающие добровольное участие

6. Способ организацииОрганизуемые одним человеком, или группой участников, или всеми членами коллектива 7. Взаимодействие с другими коллективами и людьми «Открытые», проводимые совместно с другими, и «закрытые», проводимые внутри своего коллектива только его членами 8. Способ влияния педагогаНепосредственные и опосредованные 9. Степень сложностиПростые, составные, комплексные 10. Результаты использования форм Формы, содействующие приобретению социальных знаний (первый уровень); формы, способствующие формированию ценностного отношения к социальной реальности (второй уровень); формы, содействующие получению опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень) Классификация форм воспитательной работы

Структура рабочей программы 1.Титульный лист 2.Пояснительная записка или введение 3.Учебно-тематический план 4.Содержание изучаемого курса 5.Методическое обеспечение 6.Список литературы

Краткая характеристика разделов рабочей программы Титульный лист программы содержит следующую информацию: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена данная программа (здесь же ставятся подпись руководителя образовательного учреждения и печать учебного заведения); название программы; возраст детей, на которых рассчитана составленная программа; сроки ее реализации (общая продолжительность, этапы); Ф.И.О., должность её автора (авторов); название населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы

В пояснительной записке целесообразно раскрыть: направленность программы; цель и задачи программы; возраст детей, участвующих в реализации программы; сроки её реализации (общая продолжительность, этапы); формы и режим занятий (дел); ожидаемые результаты и способы их проверки; формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.) Краткая характеристика разделов рабочей программы

Тематический план составляется в форме таблицы Темы занятий Количество часов Теоретические (аудиторные) занятия Практические (внеаудиторные) занятия Всего Итого

Содержание изучаемого курса отражается через краткое описание материала при изучении детьми тем, включенных в учебно-тематический план программы Краткая характеристика разделов рабочей программы

Раздел «Методическое обеспечение» может включать описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); приемов и методов организации внеурочной деятельности, технического её оснащения. Краткая характеристика разделов рабочей программы

Список литературы состоит из перечня публикаций и электронных источников, в которых содержится важная, полезная и интересная информация как для педагога, организующего внеурочную деятельность учащихся, так и для детей, участвующих в реализации избранной ими программы Краткая характеристика разделов рабочей программы

Организация внеурочной деятельности 1.Изучение интересов и потребностей детей, ожиданий (запроса) их родителей как важного условия обеспечения индивидуальностной направленности внеурочной деятельности 2.Проектирование индивидуальных маршрутов участия детей во внеурочной деятельности как продуктивного способа развития индивидуальности и субъектности школьников 3.Чередование творческих поручений (ЧТП) как метода апробации сил и способностей детей в разных видах деятельности

4.Проведение коллективных (групповых) дел как форм сплочения классных и школьных коллективов и развития их членов 5.Использование комплексных форм организации воспитательной деятельности как фактора формирования системы воспитания детей 6.Работа объединений дополнительного образования как эффективного средства реализации и развития потребностей и интересов детей 7.Учет участия детей во внеурочной деятельности как условия проявления социально ценной активности каждого ребенка во внеучебное время Организация внеурочной деятельности

Бланк классного руководителя Участие учащихся ____ класса во внеурочной деятельности в _______ 2011 года Фамилия, имя учащегося Посещение детских объединений (по направлениям программ дополнительного образования) Классные дела Внеклассные дела Внешкольные мероприятия Художественно -эстетическое Физкультурно -спортивное …….

Критерии и показатели анализа и оценки эффективности системы внеурочной деятельности Критерии анализа и оценки Показатели I.Включенность учащихся в систему внеурочной деятельности 1.Охват учащихся программами внеурочной деятельности 2.Сформированность активной позиции учащихся во внеурочной деятельности II.Соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы 1.Гуманистическая направленность деятельности 2.Системность организации внеурочной деятельности 3.Вариативность видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности 4.Направленность деятельности на развитие и появление творчества детей и взрослых 5.Ориентация внеурочной деятельности на формирование у детей желания быть полезным окружающим людям и потребности в достижении успеха

Критерии и показатели анализа и оценки эффективности системы внеурочной деятельности III.Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся 1.Обеспеченность кадровыми ресурсами 2.Обеспеченность информационно- технологическими ресурсами 3.Обеспеченность финансовыми ресурсами 4.Обеспеченность материально- техническими ресурсами 5.Обеспеченность организационно- управленческими ресурсами IV.Продуктивность внеурочной деятельности 1.Знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий в объединениях дополнительного образования и в ходе подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел 2.Достижения учащихся в культивируемых видах внеурочной деятельности

Критерии и показатели анализа и оценки эффективности системы внеурочной деятельности V.Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами 1.Удовлетворенность младших школьников участием во внеурочной деятельности 2.Сформированность у родителей чувства удовлетворенности посещением ребенка внеурочных занятий 3.Удовлетворенность педагогов организацией и ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, ее результатами

Структура раздела образовательной программы о внеурочной деятельности 1.Понятие «внеурочная деятельность» 2.Главная цель организации внеурочной деятельности 3.Принципы построения системы внеурочной деятельности 4.Содержание и организация внеурочной деятельности 5.Учет внеурочной активности учащихся 6.Критерии, показатели и методы изучения эффективности системы внеурочной деятельности

Литература 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /Сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2010.