Дидактические игры Методическое пособие для учителей начальных классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ «Анаткасинская начальная школа-детский сад» Методическая разработка. Тема: «Наглядность и дидактические игры на уроках» Выполнила : учитель начальных.
Advertisements

Дидактическая игра в 1 классе Жамойдик Н.А., учитель начальных классов СШ1 г.Дятлово.
Тема урока: «Закрепление умений сложения и вычитания в пределах.» Класс, для которого разработан урок или рекомендуемый возраст учащихся 1 классы (6 –
Доклад Тема: «Технология работы в парах и группах». Автор – составитель: учитель начальных классов МОУ СОШ 3 Кобзева Т.И. г. Балашов 2013 г.
Подготовили: логопед Мальцева Е. А. воспитатель Ляпина С. А.
ДРУЖОКДРУЖОК правила по математике для начальных классов.
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов 21 мая 2008 г. Выполнила учитель-логопед МОУ СОШ 16 Анкудинова О.Н.
Игровые технологии на уроках развития речи в школе VIII вида.
Урок по математике, проведённый в 1 классе на тему: Увеличить на… Уменьшить на… Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятиями.
Выполнила: Ерёмина Ольга Николаевна Педагог-психолог МДОУ ЦРР – детский сад 47 «Лесовичок»
«Формирование метапредметных результатов на уроках обучения грамоте по системе Л.В.Занкова». Муниципальное образовательное казённое учреждение «Тюкалинский.
Задания в игровой форме способствуют формированию у школьников интереса к математике, развивают аналитическое мышление. В процессе игры у детей вырабатывается.
Васенина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3 р.п. Линёво»
Словарная работа (русский язык) Традиционная методическая схема решения данной дидактической задачи: учитель знакомит детей с новым словом (письменное.
Виды диктантов, используемые при коррекции письменной речи. Логопедическая служба ГБОУ СОШ 2005 СЗОУО г. Москва Галактионова Е.К Ткач Д.А. «Делай каждый.
ЧТО ГДЕ НАХОДИТСЯ Данная игра поможет малышам освоить пространственные понятия, научиться правильно употреблять предлоги, разовьет зрительное восприятие.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Алгебра. 7 класс. Игра «Математическое лото» Тема: «Формулы сокращённого умножения» Цель: Проверка усвоения тем: «Формулы сокращённого умножения» и «Разложение.
Цели урока. Развивающие. Развивающие. 1. Активизация мыслительной деятельности учащихся. 2. Формирование и развитие мыслительных операций (сравнения,
Игровое пособие по автоматизации звуков.
Транксрипт:

Дидактические игры Методическое пособие для учителей начальных классов

Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.

Дидактические игры по математике Пособие представляет собой сборник дидактических игр по математике для начальной школы и описание способов их применения.

Тема: «Сложение и вычитание» «Эстафета» Цель: Развитие операций мышления (анализ, сравнение), закрепление учебного материала. Описание: На карточках написаны примеры на сложение и вычитание. Количество примеров соответствует количеству учащихся сидящих в каждом ряду. Задание: Все ученики, сидящие на последних партах, получают по одной карточки «Эстафета». Решив первый пример, ученик передает карточку на следующую парту, впереди сидящему ученику. Карточки приходят на первые парты, где их собирает учитель.

Тема: «Уравнение» «Незадачливый математик» Цель: Развитие внимания, мышления, непроизвольное закрепление учебного материала (решение уравнений). Описание: На карточках записаны примеры с пропущенными цифрами. Чуть в стороне прикрепляются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на них цифрами и фигурка медвежонка. Задание: Учитель предлагает следующую ситуацию: медвежонок решал примеры и ответы записывал на клиновых листочках. Подул ветер – и листочки разлетелись. Очень расстроился медвежонок: как же теперь ему быть? Надо помочь ему вернуть листики с ответами на свои места. Дети по вызову учителя выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски.

Тема: «Табличное умножение» «Мальчики – Девочки» Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти. Описание: На карточках записаны примеры на умножение. На обратной стороне у одних карточек синий круг, а у других – красный. Задание: Учитель показывает пример классу и перевертывает карточку обратной стороной. Если карточка синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают, те кто меньше допустил ошибок.

Тема: «Состав числа» «Математическая тучка» Цель: Р азвитие внимания, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации. Описание: Из бумаги голубого цвета вырезается изображение тучки и к ней крепится карточка с числом. И также вырезаются капельки с числами. Задание: На доску крепится тучка с числом и капельки. Дети по вызову учителя выходят к доске и подбирают вторые пары капелек.

Тема: «Умножение и деление» «Точно по курсу» Цель: Развитие зрительного сосредоточения, памяти, закрепление учебного материала через игровую мотивацию. Описание: На доске записываются примеры на умножение и деление без ответов. Внизу на доске под примерами выставляются кораблики. На парусе каждого из них записаны числа, которые являются ответами к данным примерам. Задание: Детям предлагается такая ситуация: в море начался шторм, и корабли сбились с курса, надо им помочь – каждый корабль провести точно по курсу. Вызванные к доске учащиеся выходят, берут любой кораблик и приставляют к тому примеру, который соответствует ответу, записанному на парусе корабля.

Тема: «Сложение и вычитание с переходом через десяток» «Проверяем Незнайку» Цель: Развитие зрительного сосредоточения, закрепление учебного материала посредством использования игровой мотивации. Описание: На доске записаны примеры на сложение и вычитание, решенные с ошибками. Рядом прикрепляется изображение Незнайки, нарисованного на бумаге. Задание: Детям предлагается ситуация: Незнайка, решая примеры, допустил ошибки, надо их проверить и помочь Незнайке исправить ошибки. Дети по вызову учителя выходят к доске и исправляют ошибки, предварительно объясняя решение примера.

Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел» «Цветик – семицветик» Цель: Развитие внимания, устного счета, невербальное закрепление учебного материала. Описание: Из цветной бумаги делается большой и красочный цветок. На лепестках цветка написаны числа, а в середине математические знаки (+ или - ) и число. Задание: Дети по вызову учителя выходят к доске, выбирают лепесток, составляют пример и решают его устно.

Тема: «Прямой счет» «Лабиринт» Цель: Развитие логического мышления, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации. Описание: Из альбомного листа изготовляется карта-схема, на корой в уголках изображены предметы или животные. Между ними расположены шарики с цифрами в свободном порядке. Задание: Создается ситуация: помочь белке пройти к своему дуплу. Ученик выходит к доске и соединяет линией шарики с цифрами по порядку.

Дидактические игры по русскому языку Пособие представляет собой сборник дидактических игр по русскому языку для начальной школы и описание способов их применения.

Тема: «Слова» «Заполни окошечки» Цель: Развитие быстроты мышления, активизация словарного запаса. Описание: На доске крепятся две таблицы со словами, в которых пропущены буквы и слоги. Задание: Дети заполняют окошечки соответствующими буквами и слогами.

Тема: «Имя существительное» «Кто больше придумает» Цель: Развитие воображения, устной и письменной речи, закрепление учебного материала посредством использования игровой мотивации. Описание: Класс делится на группы и каждая группа получает сюжетную картинку (можно использовать иллюстрации к сказкам). Задание: Написать как можно больше имен существительных. Выигрывает та команда, которая напишет больше всех имен существительных. Аналогичную игру можно провести и по другим темам, например «Глагол», «Имя прилагательное».

Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы» «Разноцветные буквы» Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, устной речи, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации. Описание: Детям предлагается для рассмотрения таблица 7х7 клеток, где в клетках разными цветами изображены гласные и согласные буквы (использовано от 3 до 5 цветов). Задание: Найти гласные буквы. Сколько их? Сколько синих согласных? Сколько зеленых согласных? и т. д. Ответ дети показывают молча, подняв руки – числом пальцев. Тот кто правильно показал первым, получает жетон и показывает найденные буквы указкой в таблице, а остальные хором проговаривают звуки вместе с ним. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.

Тема: «Предложение» «Живые слова» Цель: Развитие слухового сосредоточения, закрепление учебного материала через двигательный анализатор. Описание: К доске приглашаются учащиеся, выступающие в роли слов, они называют каждый свое слово по порядку. Задание: Классу дается задание поставить «слова» в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение.

Тема: «Состав слова» «Сигнальные карточки» Цель: Развитие внимания, памяти, закрепление учебного материала через игровую мотивацию. Описание: Сигнальные карточки – это цветные (синий, зеленый, красный, желтый и т. д.) прямоугольники вырезанные из плотной бумаги. Задание: Учитель договаривается с детьми о значении каждой карточки, каждого сигнала: допустим синий цвет – приставка, красный – корень, зеленый – суффикс, желтый – окончание. Учитель называет слово, а учащиеся поднимают карточки – сигналы в том порядке, в котором расположены части слова.

Тема: «Предложение» «Соединяемся и меняемся» Цель: Развитие операций мышления (анализ, синтез, сравнение), закрепление учебного материала невербальными средствами. Описание: К доске выходят 10 детей, каждый из них получает небольшой плакатик, содержащий слово или знак, например такие: КТО ПРИШЕЛ ЗДРАВСТВУЙ ДЕДУШКА ? !. Задание: Ученики должны встать в таком порядке, чтобы получились предложения. Дети, оставшиеся на местах, читают эти предложения. Затем учитель спрашивает, что получится, если поменять местами «знаки», и предлагает кому-нибудь из класса это сделать. При этом каждый раз обсуждается изменение смысла предложения.

Тема: «Падежные окончания» «Прочти предложение» Цель: Развитие внимания, устной речи, быстроты мышления. Описание: Из альбомного листа изготовляются карты, на которых записаны предложения, но в место существительных помещены соответствующие рисунки. Задание: Читая предложение, учащиеся по рисункам называют имена существительные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.

Тема: «Слог». «Найди пару» Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами. Описание: Класс делится на группы. Каждая группа получает карточки со слогами: НА – СОС – КА – МЫШ – ЖИ – ЛЫ – НА – ВЕС Задание: Найти пару каждому слогу и записать эти слова. (Вначале не надо говорить, что слоги взаимозаменяемы – дети должны открыть это сами.) Подбор слогов производится таким образом, что они могут группироваться по-разному, образуя разные слова в зависимости от порядка.

Тема: «Мягкий знак на конце слова» «Найди свое слово» Цель: Развитие быстроты мышления, умение работать в группе, закрепление учебного материала через игровую мотивацию. Описание: Класс делится на команды по 6 человек. Каждая команда получает карточки со словами. Задание: Найти подходящие друг другу слова и соединить их в предложения как можно быстрее, так как выигравший определяется по времени. Когда предложения составлены проводится их сравнение и обсуждение. Например: РАСТЕТ. ВЫСОКАЯ. ЕЛЬ. ВАСЯ. ЕЛ. ЯБЛОКО.

Тема: «Парные звонкие и глухие согласные» «Хитрые буквы» Цель: Закрепление учебного материала через игровую мотивацию Описание: На доске написаны два ряда по 10 слов, содержащих согласные, которые пишутся не так, как слышатся (хитрые буквы), и не содержащих таких согласных. Задание: Как можно скорее найти и обвести кружком все "хитрые буквы". Слова для 1-го ряда: ЗУБ, БОЧКА, САД, КОЛХОЗ, ДОЧКА, ДУБ, ЖАР, ИГРА, ПЕНЬ, ОТРЯД. Слова для 2-го ряда: МОРОЗ, ПОЧКА, ЗАВОД, ЭТАЖ, ТОЧКА, САПОГ, ШАР, ИКРА, ГОЛУБЬ, ТЕТРАДЬ.

Тема: «Большая буква» « Кто быстрее исправит ошибки » Цель: Развитие внимания, закрепление учебного материала через использование игровой мотивации. Описание: На доске - два текста, равные по количеству слов и ошибок. Задание: К ак можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.

Тема: «Вопросы «Кто?» и «Что?» "Кто быстрее" Цель: Развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию. Описание: На доске - два ряда слов, в каждом ряду - равное количество одушевленных и неодушевленных существительных. Задание: Два участника – соперника подчеркивают: один - слова, отвечающие на вопрос "кто?", второй - "что?".

Тема: «Имя прилагательное» «Найди пару» Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами. Описание: К доске выходят 8 человек, каждый получает карточку со словом: четверо – с существительными и четверо – с прилагательными. Задание: Найти подходящее слово к своему. Выигрывает пара, первой нашедшая друг друга (можно повторить 2-3 раза, чтобы поучаствовали все).

Тема: «Глаголы» «Кто быстрее» Цель: Развитие мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию. Описание: На доске - два текста с равным количеством слов и глаголов. Задание: Два участника должны как можно скорее найти и подчеркнуть все слова, отвечающие на вопрос "что делает?". Аналогичную игру можно проводить и по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение» и т. д.

ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ При составлении данного пособия авторы-составители опирались на теоретический материал: Методичка. «Обучение, воспитание и развитие детей в начальной школе» составленная И. А. Петровой (Москва «Просвещение» 1990) - портал «Методические материалы», раздел «Тренинговые упражнения» для начальных классов. Методичка. «Использование дидактических игр на уроках русского языка и математики в начальных классах». Из опыта работы учительницы начальных классов гимназии 1 Крыловой Т. В. (Нукус, 2003)

АВТОРЫ - СОСТАВИТЕЛИ Составитель Крылова Ольга – учитель начальных классов гимназии 1 г. Нукуса. Компьютерная верстка Крылова Андрея – студента КГУ финансового факультета.