« Формирование познавательной активности учащихся второй ступени обучения через выполнение творческих заданий на уроках русского языка в классах компенсирующего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Advertisements

Организация работы с детьми из «группы риска»при подготовке к ГИА Туленкова Н.В. Учитель математики МОУ «Просторская средняя общеобразовательная школа»
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа Агаповского района Челябинской области Учитель математики высшей квалификационной категории Яковлева Мария.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Технология дифференцированного обучения. Критерии деления учащихся на группы: объем имеющихся знаний; культура умственного труда; уровень познавательной.
Анализ современного урока В помощь учителю
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Урок развивающего контроля Доклад на педагогическом совете учителя физики и информатики Юрина В.А. р.п. Горьковское
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
На ба з е м униципального обще образовательного учреждения Богословская основная общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области выступление.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Транксрипт:

« Формирование познавательной активности учащихся второй ступени обучения через выполнение творческих заданий на уроках русского языка в классах компенсирующего обучения » Выполнила : Ильина Светлана Алексеевна учитель русского языка и литературы МОУ « Мошокская средняя общеобразовательная школа », Судогодский район Руководитель : Славина Лиана Николаевна г.-

- Организация обучения детей с различными способностями – одна из наиболее острых проблем в теории и практике школы. - Создание условий, учитывающих индивидуальные особенности, общие и специальные способности школьников, - важнейший аспект программы охраны детства, обязательная предпосылка фактической реализации права каждого человека на полноценное образование, поэтому одной из возможных форм педагогической помощи детям является организация в структуре общеобразовательной школы особых классов коррекции, которая в качестве приоритетных функций выдвигает функции стимулирования их развития, коррекции имеющихся в развитии отклонений и создание адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях общеобразовательного учреждения.

Формирование познавательной деятельности через выполнение творческих заданий на уроках русского языка в классах компенсирующего обучения и во внеурочное время происходит с помощью включения школьников в активную поисковую деятельность. Для решения данной проблемы необходимо ответить на ряд вопросов : - какие задания, направленные на развитие творческих способностей, предложить учащимся класса компенсирующего обучения ? - как организовать их самостоятельную работу ? Исходя из этого, ставится цель : Проанализировать условия, адекватные особенностям воспитания и обучения детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Задачи : - Изучить опыт российских педагогов и психологов, занимающихся данной проблемой. - Изучить технологию развития познавательной активности учащихся класса компенсирующего обучения. - Подобрать и апробировать материал для развития познавательной активности. - Провести сравнительную диагностику развития учащихся класса компенсирующего обучения.

Моу « Мошокская средняя общеобразовательная школа », расположенное в сельской местности, - общеобразовательное учреждение со смешанным контингентом обучающихся : одаренные и обычные, а также дети, нуждающиеся в коррекционно – развивающем обучении. В школе обучаются дети из 17 населенных пунктов. Многие родители безработные, т. о. у большинства нет возможности для посещения учреждений дополнительного образования, расположенных в 40 км. от школы. Часто дети предоставлены сами себе, поэтому в развитии ребенка важную роль играет школа. Важно, чтобы именно здесь были созданы условия, при которых он мог бы разносторонне развиваться, учился бы открыто выражать свои мысли и чувства, условия, которые будут сочетаться с возможностью сохранения и укрепления здоровья обучающегося, ведь задача современной школы – забота о здоровье и гармоничном развитии ребенка. В нашем образовательном учреждении все больше обращают внимание на ярко выраженные индивидуально – типологические различия между детьми одного возраста, которые проявляются в темпах функционального созревания, в индивидуально – физиологических и нервно – психологических характеристиках детей. Поэтому, методологическая проблема, над которой работает педагогический коллектив нашей школы заключается в создании условий для самореализации и поступательного развития учащихся всех ступеней образования, для всех классов – общеобразовательных и коррекционных, предполагающая сохранение и укрепление здоровья, актуализацию духовного, социального, познавательного, трудового потенциала.

Научной разработкой проблемы отставания в развитии и неуспеваемости детей в массовой общеобразовательной школе занимались многие педагоги и психологи : М. А. Данилов, В. И. Быкова, И. А. Менчинская, Т. А. Власова, А. И. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Л. С. Славина и др. К группе риска относятся дети, развитие которых осложнено неблагоприятными факторами генетического, биологического, социального свойства. Эти дети не принадлежат к категории больных или дефективных, однако находятся в пограничной ситуации между патологией и нормой, имеют при сохранном интеллекте худшие, чем у сверстников, адаптационные возможности. Для таких детей характерен низкий уровень выполнения учебных и неучебных заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. Наблюдается отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Показателями для зачисления детей в коррекционные классы являются такие состояния, как : астения, цереброастения, наличие хронических соматических болезней ; нарушения работоспособности, связанные с расстройствами поведения : страхи, тики, легкое заикание и т. п. Сюда же следует отнести детей с психофизическим инфантилизмом. Если не обеспечивается индивидуальный подход, не оказывается должная помощь в школе и дома при затруднениях в обучении, возникает педагогическая запущенность, которая усугубляет все эти затруднения. Современная педагогика не сомневается в том, что учить творчеству детей группы риска возможно, необходимо лишь найти оптимальные условия для такого обучения.

Требования к видам творческих заданий : - содержание проблемной ситуации или противоречия ; - возможность различных вариантов выполнения ; - учет актуального уровня развития ; - учет возрастных особенностей обучающихся. Три группы творческих заданий : 1. на комбинирование информации : 3. на планирование и выполнение практических действий : выделение главного в тексте ; * составление плана выполнения задания ; сравнение и систематизация информации ; * планирование и проведение наблюдений ; объединение текстов и заданий ; * прогнозирование развития системы ; исправление ошибок. * анализ плана выполнения деятельности. 2. на определение причинно – следственных связей : определение причин ; определение следствий ; доказательство ; опровержение ; определение закономерностей ; определение новой функции.

Основа обучения связной речи : признаки текста стили речи смысловые типы речи Виды учебной речевой деятельности : - восприятие устного и письменного высказывания, его анализ ; - совершенствование устного и письменного высказывания. - воспроизведение текста ( устное и письменное ); Задача развития речевого умения : - говорить на лингвистические темы ; - понимать лингвистический текст ; - читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя речи. На основе проблемно – поисковых форм работы на уроке строится творческое взаимодействие учителя и ученика, которое осуществляется при помощи мотивационной последовательности, позволяющей школьнику грамотно решить проблему. Эта последовательность обеспечивает активизацию внимания обучающихся, привлекательность самого обращения к ним и диалога, возникновение и поддержание интереса к теме урока как непременного условия творческого обучения. Зримое, конкретное воспроизведение учебных положений.

* Обучение без принуждения ( основанное на интересе, успехе, доверии ); * Урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и осознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их ; * Одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала ; * Использование ориентировочной основы действий ( опорных сигналов ); * Применение алгоритмов ; * Взаимообучение, диалогические методики ; * Дополнительные упражнения ; * Оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

1. Проверка ранее изученного материала и выполнения домашнего задания. 2. Изучение нового материала. 3. Закрепление пройденного. Домашнее задание. Не достаточно только знать особенности развития личности, главное организовать на каждом этапе урока коррекционно – развивающую работу в соответствии с их возможностями, тем самым развивая познавательную активность учащихся. * продумать проверку домашнего задания, усвоения ранее изученного материала ( количество опрошенных, время ; какие формы опроса вы будете применять, продумать формулировку вопросов ); * Комментирование оценки знаний ( индивидуальный и дифференцированный подход ). * продуктивные методы освоения учебного материала ( преобладание активных методов изложения материала, создание проблемных ситуаций ); * связь с предыдущим материалом ; * межпредметные связи, построение учебного материала от простого к сложному ; * при изложении материала учитывать ведущий канал восприятия ( кинестетик, аудиал, визуал ); * смена видов деятельности, поэтапность сложности задания. * должно быть записано на доске ; комментировать, дифференцировать.

В ходе анализа проблемы развития познавательной активности обучающихся через творческие задания получены следующие результаты : - сформулированы требования к материалу, позволяющие целенаправленно развивать творческие способности учащихся ; - - разработаны критерии и определен уровень развития речи обучающихся класса компенсирующего обучения ; - - проанализирован уровень мотивации ; - - разработаны и апробированы задания творческого характера. Оценка результатов учебной деятельности доказывает уменьшение количества ошибок в письменных работах, увеличение техники чтения, развитие способности высказывать на уроке свое мнение, методом проб и ошибок искать верное решение, что говорит о наличии познавательной потребности, учебной мотивации. Развивается способность замечать даже минимальные продвижения, способствующие переживанию успеха, удовлетворенности собой, своей деятельностью, постепенно формируется объективная самооценка. Все обучающиеся класса компенсирующего обучения получили аттестат об основном общем образовании и продолжили дальнейшее обучение, перейдя в школу III ступени и поступив в другие образовательные учреждения.