«Технология проектирования технологий» В.М.Монахова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Системно – деятельностный подход, как методологическая основа внедрения ФГОС»
Advertisements

Создание технологической карты урока Монахова Галина Константиновна, учитель начальных классов, МБОУ «Авсюнинская СОШ»
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Какой он? « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Подготовила: Пичугина И.В., учитель.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Педагогический совет «Системно-деятельностный подход в контексте реализации ФГОС на ступени начального и основного общего образования». Повестка дня 1.
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
В.Ю. Розка, к.и.н., доцент кафедры управления образовательными системами ВГАПК РО.
НМЦ Виды и методы контроля на уроках информатики и ИКТ Презентация подготовлена методистом Соболевой Лидией Алексеевной.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
П. Ф. ЛЕСПАФТ Вся тайна состоит в том, чтобы дать ребёнку самому развёртываться, взрослые должны всегда относиться к ребёнку, как к человеку, с полным.
1 Системный подход это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Автор: Лаврентьева Елена Анатольевна. Возможности использования образовательных технологий на уроках обществознания в профильной школе –Цели профильной.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Транксрипт:

«Технология проектирования технологий» В.М.Монахова.

Ее целями являются: проектирование методической системы обучения; создание педагогического процесса, наиболее адекватного поставленным целям обучения; выбор и создание системы диагностики, разработка системы профилактики затруднений и коррекционной работы с учащимися; создание технологически выверенной динамики развития общепедагогических умений; формирование нового учителя, способного реализовать спроектированную технологию.

Концептуальные положения технологии В.М.Монахова Проектируемая технология должна удовлетворять требованиям системности, структурированности, воспроизводимости, планируемой эффективности, оптимальности затрат. Любая образовательная технология получает практическую реализацию на конкретной теме, конкретном уроке, дидактическом модуле - основной технологической единице дидактического процесса. Дидактический модуль (ДМ) - это типовое программирование и проектирование этапов и элементов учебно-воспитательного процесса как совокупности временных отрезков Каждый учитель, творя свою педагогическую деятельность, создает авторскую педагогическую технологию, заключающуюся в проектировании, создании и использовании последовательности дидактических модулей.

Выбор технологии основывается на: -технологическом подходе к проектированию деятельности школы, отдельного учителя; -принципе модульного проектирования учебно-воспитательного процесса; -принципе оптимально сбалансированного использования резервов традиционного обучения. Особенности содержания Методическая технология (по В.М.Монахову) - это технология управления методическим содержанием процесса обучения, система наиболее целесообразного проектирования и конструирования учебного процесса.

Каждый учитель является обладателем большого поля «рассеянных» методических знаний, которые он осознает лишь частично; в процессе проектирования технологии происходит применение - «инвентаризация» этих «рассеянных» знаний.

Выбор и дальнейшее проектирование педагогической технологии могут быть представлены следующими этапами.

Первый этап - разработка пакета «Теоретическое обоснование новой технологии обучения», включающего: диагностическое целеполагание; анализ будущей деятельности учащихся; цель обучения, характер задач, особенности данной возрастной группы учащихся; выбор адекватной целям и условиям конкретной педагогической технологии, концепции конкретной технологии, гипотезы ее осуществления; определение содержания обучения в границах данной образовательной области, выделение модулей, учебных элементов, логическая схема их изучения (учебные планы и программы в модульном решении); вариант продукта учебного процесса в границах конкретной области раз вития.

Второй этап - разработка пакета «Технологические процедуры в границах данного дидактического модуля». Дидактический модуль (ДМ) - это типовое программирование и проектирование этапов и элементов учебно-воспитательного процесса как совокупности временных отрезков, в структуру и функции которых закладываются: выбор оргформ; актуализация знаний и умений, необходимых для учебной работы в данном ДМ, т.е. поисково-подготовительная работа и специфика ее организации; подготовка и фиксация готовности каждого ученика к освоению данного ДМ; подготовка и сбор материалов; четкое планирование и проектирование урока и системы уроков; познание нового через усвоение обучающих блоков учебной информации и самостоятельную учебно-познавательную деятельность; усвоение конкретного учебного материала, необходимого для достижения базисного уровня; проверка объема и степени нагрузки учащихся; возможность существенного углубления и расширения учебного материала для отдельных учащихся (многоуровневая дифференциация учебного процесса); фиксация индивидуальных траекторий (треков) самостоятельного познания и освоения учебного материала каждым учащимся.

Третий этап - разработка пакета «Методический инструментарий учителя для данного дидактического модуля». Технология формирует у учителя представления об учебном процессе как логической структурой. Структура представляется цепочкой модулей, на которых, во-первых, должна быть достигнута микроцель, во-вторых, это программа развития мышления, памяти, речи, внимания, интереса и др. Технологическая карта - своего рода паспорт проекта будущего учебного процесса в данном классе. В технологической карте целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: это целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура проекта, коррекция. С овладения технологией конструирования технологической карты начинается новое педагогическое мышление учителя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике. ПримерПример

Основной объект проектирования в технологии - это учебная тема - дидактический модуль. Учитель приглашается к проектированию целей обучения, он становится соавтором проекта учебного процесса. В одной теме может быть от двух до пяти микроцелей. Учитель формирует микроцели в форме: «знать...», «уметь...», «понимать...», «иметь представление о...», «уметь давать характеристику...». По каждой теме проект учебного процесса будет состоять из технологической карты и набора информационных карт урока. Третий этап включает также разработку структуры и содержания системы учебных заданий, нацеленных на эффективное решение образовательных задач и требований федерального стандарта.

Четвертый зтап - создание пакета «Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном дидактическом модуле». Фактически содержание этого пакета переводит традиционные программные требования к знаниям и умениям учащихся по тому или иному разделу школьного курса на язык планируемых технологических результатов. Для этого необходимо создание тестов для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и образцов деятельности, соответствующих целям й критериям оценки степени усвоения. В технологии диагностика - это установление факта достижения (недостижения) конкретной микроцели.

Оценка результата: Что можно сделать, для того, чтобы ученик не боялся проверочных работ? В первую очередь, я стараюсь, чтобы отметка была объективной. Она может определяться по количеству решенных задач за отведенное время, или по факту решения задач разного уровня. Современный вариант – тестирование, хотя он, как и все в жизни, имеет достоинства и недостатки. Важно, что дети никогда не оспаривают оценки, полученные за тест. Я разрешаю во время работ использовать любые материалы. Думаю, что в школьной информатике очень немного нужно выучить, остальное нужно понимать. Если мы даем возможность отметку улучшить, снимается страх получения плохой отметки, кроме того, возможность пересдать стимулирует самостоятельную работу.

Пятый этап - разработка пакета «Культура освоения новой технологии обучения». В состав этого технологического пакета обязательно входят блоки, описывающие три стадии освоения: инвентаризация всей проектно-педагогической документации; документации; конструирование логической схемы дидактического модуля; описание методико-организационных условий достижения планируемых результатов обучения; апробация проекта на практике и проверка завершенности учебно-воспитательного процесса; итерационная коррекция выбранной технологии.

Как заинтересовать? значимость для ученика (ответ на вопрос «зачем»?) выход на практику («где это можно применить»?) проблемные ситуации (новые приемы как решение проблемы) поиск ошибок (в том числе у соседа) игровые задания (деловые игры, кроссворды и т.п.)игровые задания творческие работы

Последовательность обучения Зачем это нужно? Какие возможности? Зачем это нужно? Какие возможности? Как это сделать? Как это осмыслить и увязать со всем остальным ? Куда дальше? Как это осмыслить и увязать со всем остальным ? Куда дальше?

Самообучение: В идеале нам нужно научить всех работать самостоятельно, в режиме самообучения. Для этого необходимо не только желание ученика, но и качественные учебные материалы. Когда мы говорим, что надо что-то изучить, всегда возникает вопрос «Зачем?» Основная задача учителя здесь – превратить «надо» в «хочу», если удастся добиться, основная часть работы сделана. Когда уже есть состояние «хочу», возникает вопрос «как?» И здесь важно дать ребенку информацию- «где искать». Информация должна быть достоверная, понятная, полная. На своих уроках я использую ссылки на учебные порталы, блоги, сайты и на различные учебные модули.

Если хороший материал найден, «хочу» превращается в «могу». Когда некоторый результат получен, учитель должен помочь ученику увидеть недостатки и определить, куда двигаться дальше. Контур замыкается, причем это система с положительно обратной связью: чем больше мы можем, тем больше хотим. Таким образом, наша основная задача – дать начальный толчок, чтобы запустить процесс, и найти (или сделать самим!) хорошие учебные материалы.

Далее определяем самые простые задачи и рассматриваем, как их решать. Здесь не нужно жалеть времени и места для подробного объяснения, закладывается фундамент, это очень важно. Если все это есть, можно успешно организовывать самообучение. При этом мы в наибольшей возможной степени развиваем самостоятельность учеников. Кроме того, каждый может выбрать свой темп изучения материала – снимается очень серьезная проблема, остро стоящая на обычных уроках.

Бесконечность перспективы Задача – полностью раскрыть потенциал! ! ! Разные способности…

Для самостоятельного изучения материала на уроке я использую: Видео уроки Практические модули ЭОР Работы учащихся Виртуальные лаборатории лаборатории

Подготовка к ЕГЭ ЕГЭ – одна из наиболее обсуждаемых тем в школьной информатике. Часто задают вопрос: «Что делать? Учить информатике или готовить к ЕГЭ?» Я думаю, что это две совершенно разные задачи. Представьте себе, что ваш знакомый просит вас позаниматься с его ребенком, научить его информатике. И вторая ситуация – он просит вас подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ. С точки зрения системного анализа все определяется цель. Все-таки, основная наша работа – учить детей информатике. В чем цель? Мне кажется, в том, чтобы подготовить их к жизни в информационном обществе. Если речь идет о подготовке к ЕГЭ, в чем цель? Очевидно в том, чтобы на ЕГЭ получить наивысший возможный балл. Так как цели в двух случаях разные, то и средства разные. Ясно, что подготовка к ЕГЭ невозможна без изучения информатики. Кроме этого она включает психологическую подготовку (ученик должен быть готов к тестированию, оно не должно пугать), тактическую подготовку (как распределить силы). Нужно также внимательно изучать особенности именно этого теста, ориентируясь, в первую очередь, на информацию из ФИПИ. Что имеем в итоге? Мотивация чаще всего есть. В конце концов, дети решают свою задачу поступления в институт, а наша задача – им только помочь. Нужно увеличивать количество проверочных работ в виде тестов. Нельзя сказать, что это однозначно хорошо, но тест не должен быть шоком. На своих уроках я использую тесты начиная с 5-ого класса. На уроках и в тестах можно использовать задачи из вариантов ЕГЭ, особенно по темам «Кодирование информации», «Логика», «Системы счисления». Подготовка к ЕГЭ может быть интереснойинтересной

Результаты ЕГЭ