«Формирование самостоятельности у школьниц с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения в СКОУ VIII вида» Дружинина Галина Леонидовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Личностно ориентированное обучение Цель: -Создание условий для обеспечения учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей.
Advertisements

Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Николаев Евгений Викторович. Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения умственно отсталых детей является формирование у.
Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
«Все узнаю, все смогу» кружок по проектной и исследовательской деятельности учащихся 2 классов Руководитель кружка Ельникова Галина Владимировна учитель.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
СИТУАЦИЯ ВЫБОРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Целесообразно,
ОСОБЕННОСТИ УРОКА общеметодологической направленности (УОМН) (урока построения системы знаний)
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 4 ГОРОДСКОГО ОКРУГА – ГОРОД НОВОВОРОНЕЖ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ТЕМА.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Транксрипт:

«Формирование самостоятельности у школьниц с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения в СКОУ VIII вида» Дружинина Галина Леонидовна

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки.

Необходимо формировать у учащихся СКОУ VIII вида самостоятельность в видах деятельности: 1.Постановка целей. 2.Выбор способов их реализации. 3.Нахождение и исправление ошибок в процессе достижения результата. 4.Анализ результата деятельности.

Цель: исследование возможностей формирования самостоятельности в процессе трудовой деятельности учащихся коррекционной школы.

Объектом исследования являются общетрудовые навыки у детей с нарушением интеллекта, умение работать планово и самостоятельно. Предмет исследования – систематизация методов, приемов и форм организации педагогической деятельности, способствующих формированию самостоятельности у детей с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что коррекционные мероприятия направленные на повышение коммуникативной компетенции и мотивации к производственной деятельности, способствуют формированию самостоятельности у школьниц с нарушением интеллекта.

Задачи исследования - определить степень сформированности само- стоятельности у учащихся СКОУ VIII вида; -- изучение возможности формирования само- стоятельности в процессе трудового обучения у учащихся СКОУ VIII вида; - систематизация приемов и методов, обеспечивающих формирование самостоятельности в деятельности умственно отсталых школьников в процессе обучения швейному делу.

Самостоятельность – важнейшее человеческое качество, обеспечивающее успех во всех начинаниях: учении, работе, поисках жизненного пути, творчестве.

«Самостоятельный 1.Существующий отдельно от других, независимый. 2.Решительный, обладающий собственной инициативой. 3.Совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.» С.И. Ожегов

«Самостоятельность – это умение соотнести с собственными возможностями объективную сложность условий и умение реализовать свои возможности. То есть на житейском языке – самостоятельность – это умение выстоять в различных по сложности условиях.» А.К.Осницкий

Откуда же берется самостоятельность? Почему одним людям самостоятельность помогает добиться желаемого, а другим мешает достичь заветных рубежей? Почему у людей с недостаточным интеллектом необходимо формировать самостоятельность?

Различают cамостоятельность в воспроизводящей деятельности (на основе заранее заданного образца, средства), творческую самостоятельность, когда вносятся изменения в осуществление предложенного действия (то есть не в следовании получения продукта по накатанным рельсам, а в самом факте нахождения некоего нового, в чем-то отличного пути).

Таким образом, проблема формирования самостоятельности в настоящее время актуальна, и особенно актуальна для школьников с недостатками интеллектуального развития, так как социальный образ жизни, необходимость считаться хотя бы в минимальной степени с другими людьми, разрешать возникающие проблемы, находить оптимальный выход из житейских ситуаций требуют определенной самостоятельности, формирующейся с детских лет.

Для определения наличия и уровня сформированности самостоятельности у умственно отсталых учениц было организовано исследование психологических механизмов самостоятельности.

Опросники А.К. Осницкого 1.Экспертная оценка самостоятельности учащихся (ЭОС). Опросник предназначен для оценивания усилий учащихся учителями (экспертами). 2.Оценка учащимися своей самостоятельности (СамОС). Опросник предназначен для оценивания учащимися своих усилий и возможностей в учебно – практической деятельности.

Данные опроса по методикам СамОС и ЭОС позволяют получить упорядоченные показатели по следующим параметрам: 1.Возможности и стремление учащегося выполнить задание без посторонней помощи. 2.Возможности и стремления, связанные с выполнением заданий во взаимодействии со взрослыми. 3.Интересы и стремления, связанные с активным поведением учащихся. 4.Склонности, обнаруживаемые в действиях учащихся. 5.Отношение учащегося к успехам и неудачам. 6.Социальная направленность учащихся. 7.Оценка перспектив профессионального самоопределения учащихся.

Результаты опроса контрольной и экспериментальной групп от 28 ноября 2007 года. I – Выполнять задания учебно-практические и учебно-теоретические могут самостоятельно. II – Выполнять задания во взаимодействии со взрослыми стремятся. III – Возникает желание приносить пользу и сотрудничать. IV – Стремятся добиться успеха. V – Активность, направленная на дело и взаимодействие.

По данным опроса можно сделать выводы: ученицы стремятся к независимости и самостоятельности в своей трудовой деятельности, но в силу психофизических особенностей их возможности ограничены и имеет место постоянное обращение к помощи учителя; обращение за помощью к учителю может быть конформным (ученик не может обойтись без совета, без расспросов) или эпизодическим; учащиеся стремятся проявить себя, хотят быть полезными, готовы прийти на помощь, но недостаточно активны; ориентация на успех сдерживается страхом перед неудачей, поэтому дети не всегда самостоятельны и ответственны при выполнении учебных заданий.

У успевающих учащихся многие оценки совпали с оценками эксперта, что говорит о наличии самостоятельности у этих учащихся: они могут определять цели свой деятельности, анализировать свою деятельность, выбирать лучший способ и последовательность действий, оценивать результат и исправлять недочеты.

По полученным данным видно, что для учащихся СКОУ VIII вида характерна малая доля самостоятельности при выполнении трудовых заданий, хотя имеется резерв для ее формирования.

Содержание работы с детьми с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения (швейное дело) должно включать: 1.Создание ситуации успеха и ориентацию на успех учащихся. 2.Включение в урок элементов проблемного обучения. 3.Обучение самостоятельному планированию трудовой деятельности. 4.Применение наглядного метода обучения. 5.Развитие связной устной речи как коммуникативного средства. 6.Качественную организацию трудовой практики и производительного труда.

Для создания ситуации успеха на уроке также необходимо, чтобы у ребенка было чувство защищенности, уверенности, устойчивости, оптимистический взгляд на будущее. Создание ситуации успеха и ориентацию на успех учащихся.

Включение в урок элементов проблемного обучения. При создании проблемных ситуаций на уроке, дети приучаются думать и рассуждать о конечном результате, анализировать и контролировать свою деятельность. Вырабатывается алгоритм разрешения проблемных ситуаций, дети смогут применять полученный опыт выхода из проблемных ситуаций, будут более самостоятельны в своей деятельности.

Развитие связной устной речи как коммуникативного средства 1.Формирование словарного запаса. 2.Анализ образца изделия. 3.Фронтальная беседа. 4.Прием сравнения. 5.Словесный отчет о выполненной работе. 6.Применение дидактических игр. 7.Комментирование выполняемой работы. Применяются следующие методы и приемы:

Качественная организация трудовой практики и производительного труда. Коллективная трудовая деятельность учащихся оказывает положительное влияние на операционально – практические составляющие и на личностные компоненты готовности к труду активизируется роль общения, осуществляется обмен информацией, контроль и коррекция действий, формируется самостоятельность деятельности

Анализ результатов коррекционной работы по формированию самостоятельности у школьниц с нарушением интеллекта Повторный опрос в контрольной и экспериментальной группе показал следующие результаты

Анализ результатов коррекционной работы по формированию самостоятельности у школьниц с нарушением интеллекта Повторный опрос в контрольной и экспериментальной группе показал следующие результаты

Результаты показали, что самостоятельность детей с нарушением интеллекта можно формировать в зависимости от психофизических их особенностей. Работу по формированию самостоятельности надо проводить на протяжении всего обучения в коррекционной школе.

1.Ставить цели и определять наиболее актуальные из них. 2.Удерживать цели на длительное время, связывая их с организацией собственных умений. 3.Анализировать условия и выделять наиболее значимые для достижения поставленной цели. 4.Выбирать способы действий и организовывать их последовательную реализацию. 5.Оценивать промежуточные и конечные результаты деятельности, подбирая для этого наиболее подходящие критерии оценки. 6.Исправлять допущенные ошибки. В результате целенаправленной работы по формированию у школьниц самостоятельности, к девятому классу у них формировалась совокупность важных умений:

Таким образом, коррекционная работа способствует формированию самостоятельности учащихся в трудовой деятельности, что ведет к повышению коммуникативной компетенции и мотивации к производственной деятельности