Суматохин Сергей Витальевич главный редактор журнала «Биология в школе», заведующий кафедрой методики преподавания биологии и общей биологии МГПУ, доктор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Суматохин Сергей Витальевич доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания биологии и общей биологии ИЕН МГПУ.
Advertisements

Ситникова Светлана Анатольевна, учитель биологии высшей категории.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования» Копотева Г.Л.
Учитель биологии МБОУ «Кадетская школа «Патриот» г. Энгельса Егубова Л.В.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Биология 5 класс 5 класс (1 час) 6 класс 6 класс (1 час) 7 класс 7 класс (2 часа) 8 класс 8 класс (2 часа) 9 класс 9 класс (2 часа) Животные (Константинов.
5 класс 5 класс (1 час) 6 класс 6 класс (1 час) 7 класс 7 класс (2 часа) 8 класс 8 класс (2 часа) 9 класс 9 класс (2 часа) Животные (Константинов В.М.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Транксрипт:

Суматохин Сергей Витальевич главный редактор журнала «Биология в школе», заведующий кафедрой методики преподавания биологии и общей биологии МГПУ, доктор педагогических наук, профессор

2

3 Доклады : академик С.Г. Инге-Вечтомов Зачем нам (наука) биология? Или Зачем нам наука (биология)? профессор В.В. Пасечник Методика преподавания биологии: традиции и инновации. профессор С.В. Суматохин О разработке содержания школьного биологического образования. Мнения, суждения и размышления делегатов : В.Н. Мишакова (Оренбург); Т.В. Уткина (Челябинск); Н.М. Кузнецова (Липецк); И.П. Чередниченко (Волгоград); В.В. Латюшин (Челябинск); Н.Д. Андреева (Санкт-Петербург); О.Г. Петрова (Псков); Т.В. Барсукова (Ростов-на- Дону); З.Г. Гапонюк (Москва); Е.В. Авдеева (Калужская область); А.В. Марина (Нижегородская область).

4 Резолюция съезда : Первый Всероссийский Съезд учителей биологии ПОСТАНОВЛЯЕТ: … 2.Считать социально неприемлемым и недопустимым проведенное сокращение числа часов, отводимых на изучение биологии в общеобразовательных классах, и необходимым отводить для изучения биологии не менее 2 часов в неделю с 5 по 11 классы. 3.Настоятельно рекомендовать включить биологию в качестве обязательного предмета во все программы основного общего, среднего общего (полного), начального и среднего профессионального образования, предоставив возможность выбора модели преподавания биологии (линейной или концентрической) учителю. 4. Считать недопустимым слияние самостоятельных школьных предметов (физика, химия, биология, география) в любые искусственные конструкции, например, "естествознание", "валеология" и т.п. ….

5 Калинова Г.С. (предс. предм. комиссии ЕГЭ по биологии), Петросова Р.А. (зам. председателя) Итоги ЕГЭ 2011 года по биологии в первой волне ЕГЭ по биологии участвовало человека из 83 регионов; наибольшее число участников в Дагестане (8589), Москве (7493), Башкортостане (5262), Краснодарском крае, Ростовской области, Чеченской республике, Московской области (более 4500 в каждом). Обобщенные результаты ЕГЭ по биологии ГодаЧисло участников Минимальный баллПроцент участников, набравших тестовый балл Число участников, набравших 100 баллов первичныйтестовыйниже минимального выше 80 ЕГЭ ,14,31170,08% ЕГЭ ,83,9530,04%

6 Калинова Г.С. (предс. предм. комиссии ЕГЭ по биологии), Петросова Р.А. (зам. председателя ) Итоги ЕГЭ 2011 года по биологии Результаты выполнения заданий по каждому содержательному блоку: 1. Биология – наука о живой природе. Затруднение: определение уровня организации живого, на котором изучаются структуры белка. 2. Клетка как биологическая система. Затруднения: сравнение эукариотических и прокариотических клеток, РНК- и ДНК-содержащих вирусов, митоза и мейоза; деление клетки; энергетический обмен; органоиды и химические вещества клетки; определение хромосомного набора клеток; задачи по цитологии. 3. Организм как биологическая система. Затруднения: вопросы об индивидуальном развитии организмов. 4. Система и многообразие органического мира. Затруднения: строение и жизнедеятельность бактерий и грибов, физиология растений, беспозвоночные животные. 5. Человек и его здоровье. Затруднения: материал об анализаторах и нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности; о мочевыделительной системе, поджелудочной железе, лимфатической системе, дыхательной системе. 6. Эволюция живой природы. Материал хорошо освоен. Затруднения: знания о критериях вида и умения определять их по описанию признаков.

7 Калинова Г.С. (предс. предм. комиссии ЕГЭ по биологии), Петросова Р.А. (зам. председателя ) Итоги ЕГЭ 2011 года по биологии Изменения, планируемые в КИМ по биологии 2012 г. 1. В линии А36 вводится новый формат заданий повышенного уровня сложности с выбором верного (неверного) суждения. В задании предлагается 2 суждения, из которых может быть одно верное, два верных или оба неверных суждения. 3. В части 2 (В): - увеличено число заданий на сопоставление биологических объектов, явлений, процессов. Это вызвано необходимостью разграничить содержание проверки знаний и умений учащихся на клеточно-организменном и надорганизменных уровнях организации жизни. - уменьшено число заданий на определение последовательности биологических объектов, явлений, процессов. 5. В линии С5 предлагаются задачи на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, на разных стадиях развития растений. 6. В заданиях С6 при решении генетических задач требуется не только составить схему скрещивания, но и объяснить полученные результаты, указать, какой закон проявляется в конкретном случае.

Рохлов В.С., руководитель рабочей группы ГИА-9 по биологии Об использовании результатов ГИА по биологии в учебном году Государственная (итоговая) аттестация (ГИА) обучающихся IX классов в новой форме по биологии в качестве эксперимента на территории РФ проводится с 2007 г. В 2011 г. ГИА по биологии проводился в более чем 60 регионах России. Экзаменационная работа по биологии состояла из трех частей, различающихся по используемым типам заданий и уровню сложности. Каждый вариант содержал 32 задания, на выполнение которых отводилось 150 минут. Экзаменационная работа выявляла знание пяти содержательных блоков: 1.«Биология как наука», 2.«Признаки живых организмов», 3.«Система, многообразие и эволюция живой природы», 4.«Человек и его здоровье», 5.«Взаимосвязи организмов и окружающей среды». 8

Рохлов В.С., руководитель рабочей группы ГИА-9 по биологии Об использовании результатов ГИА по биологии в учебном году Сопоставление результатов экзамена 2011 г с результатами аналогичного экзамена 2009 – 2010 гг. показало, что за последний год произошли существенные изменения в распределении отметок. Распределение отметок по пятибалльной шкале в 2009–2010 гг. 9 Год«2»«3»«4»«5» 20095,4%39,5%45,2%9,9% 20104,7%40,8%44,1%10,4% 20111,6%21,845,6%31% Возможные причины относительно высоких результатов: - совершенствование методик, используемых учителями при подготовке выпускников к действующей модели КИМ; - снижение психологической напряженности среди выпускников; - наличие разнообразных печатных пособий, помогающих учащимся готовиться к итоговой аттестации.

Рохлов В.С., руководитель рабочей группы ГИА-9 по биологии Об использовании результатов ГИА по биологии в учебном году Особенности ГИА 2012 около половины заданий составят вопросы, проверяющие знания особенностей анатомического строения, физиологических процессов, правил сохранения и укрепления здоровья человека (раздел «Человек и его здоровье»). Следует повторить темы: «Нейрогуморальная регуляция», «Внутренняя среда организма», «Кровообращение и лимфоотток», «Обмен веществ и превращение энергии», «Психология и поведение». Необходимо развивать у учащихся умения объяснять и обосновывать то или иное гигиеническое правило или рекомендацию, направленную на сохранение и укрепление здоровья человека. Следует отрабатывать общеучебные умения. В экзаменационные работы будут включены задания по интерпретации информации представленной в графической форме, анализу и толкованию данных статистических таблиц и работе с биологическими текстами. 10

12 ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): любящий свой край и свое Отечество … осознающий и принимающий ценности человеческой жизни … активно и заинтересованно познающий мир … умеющий учиться … социально активный, уважающий закон.. уважающий других людей … осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни … ориентирующийся в мире профессий …

13 устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы: Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению …; Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия …; Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области …

14 Предметные результаты должны обеспечивать: БИОЛОГИЯ 1.формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно- научных представлений о картине мира; 2.формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

15 Предметные результаты должны обеспечивать: БИОЛОГИЯ 3.приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; 4.формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

16 Предметные результаты должны обеспечивать: БИОЛОГИЯ 5.формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6.освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

17 Подготовлена Институтом стратегических исследований в образовании РАО. Одобрена Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

18 На основе примерной программы разрабатывается программа основного общего образования образовательного учреждения (программа развития образовательного учреждения). Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования осуществляется самостоятельно.

19 РАЗДЕЛЫ : Целевой определяет: общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы; включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения программы; систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

20 РАЗДЕЛЫ : Содержательный определяет: общее содержание основного общего образования; включает образовательные программы: - развития универсальных учебных действий; - учебных предметов ( в т.ч. «Биология»); - воспитания и социализации; - коррекционной работы.

21 РАЗДЕЛЫ : Организационный устанавливает: общие рамки организации образовательного процесса, механизм реализации программы; включает: - учебный план; - систему условий реализации программы в соответствии с требованиями Стандарта.

22 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : Пояснительная записка В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие личности …; формирование социальной среды развития обучающихся …; ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности …;

23 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : Пояснительная записка В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает признание решающей роли содержания образования … в достижении целей развития обучающихся …; учёт индивидуальных особенностей обучающихся при построении образовательного процесса …; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося ….

24 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : Пояснительная записка Программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей лет: направленность обучающегося на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

25 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : Пояснительная записка Программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей лет: осуществление на каждом возрастном уровне (11-13 и лет) качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

26 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : Пояснительная записка Программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей лет: формирование у обучающегося научного типа мышления; овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; изменение формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

27 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : Планируемые результаты освоения программы система планируемых результатов - личностных, метапредметных и предметных - устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения; основа для разработки программ учебных предметов, учебно- методической литературы, с одной стороны, и системы оценки - с другой; устанавливают и описывают учебно-познавательные и учебно- практические задачи, предъявляемые учащимся.

28 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : Планируемые результаты освоения программы учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний; навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний; учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка: разрешения проблем, сотрудничества, коммуникации, самоорганизации и саморегуляции, рефлексии, ценностно-смысловых установок, ИКТ-компетентности обучающихся.

29 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : Планируемые результаты освоения междисциплинарных и учебных программ приведены в блоках: выпускник научится – достижение планируемых результатов выносится на итоговую оценку. выпускник получит возможность научиться – приводятся планируемые результаты, расширяющие и углубляющие понимание опорного учебного материала. Уровень достижений результатов этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся.

30 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты: В ходе изучения всех учебных предметов учащиеся приобретут опыт проектной деятельности, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации ; освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения …;

31 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ Формирование универсальных учебных действий Личностных: когнитивный компонент (знание основ здорового образа жизни); ценностный и эмоциональный компоненты (любовь к природе); деятельностный (поведенческий) компонент (готовность к выбору профильного образования …).

32 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ Формирование универсальных учебных действий Регулятивных ( принятие решений в проблемной ситуации, ); Коммуникативных ( формулирование собственного мнения, работа в группе ); Познавательных ( проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя ).

33 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ Формирование ИКТ-компетентности фиксация изображений и звуков ( обработка цифровых фотографий, звукозаписей ); коммуникация и социальное взаимодействие ( выступать с аудиовидеоподдержкой, использовать эл.почту ); поиск и организация хранения информации ( использовать приёмы поиска информации в Интернете ).

34 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ Формирование ИКТ-компетентности анализ информации, математическая обработка данных в исследовании ( проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях ); моделирование, проектирование и управление ( моделировать с использованием виртуальных конструкторов ).