Международная конференция « РАВНЫЕ И РАЗНЫЕ: БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО ДЕТЯМ» 17 марта 2011 года Санкт-Петербург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Анискова С.П., зам.директора по УВР МОУ 78.
Advertisements

Дети должны учиться вместе–инклюзивное образование в России.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка- инвалида(ИПР).Проблемы формирования раздела психоло-педагогической реабилитации. ФКУ «Главное бюро МСЭ по.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Петрозаводская средняя общеобразовательная школа 34 с углублённым изучением финского языка, ассоциированная.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учитель-логопед ТПМПК Кислинг Л.Р.
Нормативно-правовое обеспечение ППМС сопровождения детей в образовательном пространстве Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
Организация деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей- инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
МОСКВА: совместные действия в инклюзивном образовании, позиция Уполномоченного по правам ребенка Евгений Бунимович
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Нормативно - правовая база в области обучения и воспитания лиц с ОВЗ.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
Транксрипт:

Международная конференция « РАВНЫЕ И РАЗНЫЕ: БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО ДЕТЯМ» 17 марта 2011 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургская общественная организация детей- инвалидов и инвалидов с детства по слуху и их родителей СПб ОО «СПб АРДИС» Санкт-Петербургская Коалиция «За образование для всех»

Ольшанская Валерия, специалист по социальной работе, президент СПб ОО «СПб АРДИС» 1. Новое в законодательстве об инклюзивном образовании: возможности и препятствия. 2. Опыт поддержки развития инклюзивного образования общественным движением "Санкт- Петербургская Коалиция за образование для всех»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЗНАЕТ, что ВСЕ дети МОГУТ учиться!

2006 год. Конвенция ООН о правах инвалидов 24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов Статья 24 «Образование» Статья 24 «Образование» 1.Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях осуществления этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни

ВСЕ дети, несмотря на их физические, психические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования Инклюзивное образование (1)

Инклюзивное образование (2) Все дети обучаются вместе со своими сверстниками в образовательном учреждении общего типа по месту жительства

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 год. «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

письмо Министерства образования и науки РФ, исх. N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г. "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами При создании образовательным учреждением общего типа условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья финансирование обучения таких детей рекомендуется осуществлять по нормативу, установленному для коррекционного образовательного учреждения соответствующего типа и вида

письмо Министерства образования и науки РФ, исх. N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.. Данный подход отражен в модельной методике введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования (письмо Минобрнауки России от 13 сентября 2006 г. N АФ-213/03)»;

Закон Российской Федерации от 10 июля «Об образовании Согласно пункта 1 статьи 52 и пункта 10 статьи 50 Закон позволяет осуществлять образование детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования, наделяя родителей и законных представителей ребёнка правом выбора образовательного учреждения по месту жительства ребёнка

Закон Российской Федерации от 10 июля «Об образовании (Ст.50, п.10) Направление психолого –медико -педагогической консультации (ПМПК) в то или иное спец.учреждение ЯВЛЯЕТСЯ РЕКОМЕНДАЦИЕЙ (Ст.52, п.1) Право выбора образовательного учреждения ОСТАЕТСЯ ЗА РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА (или его законными представителями)

Законы РФ Семейный кодекс РФ устанавливает право родителей на выбор образовательного учреждения для ребенка и ответственность за образование ребенка Закона РФ «Об основных гарантия прав ребенка», ст. 4, в которой устанавливается норма, основанная на УВАЖЕНИИ РАЗВИВЮЩИХСЯ способностей ребенка.

Закон Санкт-Петербурга от 04 июля 2007 « Об общем образовании в Санкт - Петербурге » статья 10-3, п.2 ( внесена в 2010 г): «В образовательных учреждениях Санкт - Петербурга, не являющихся специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, для граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для детей- инвалидов, создаются условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, а также обеспечивается их воспитание и обучение в соответствии с индивидуальными программами реабилитации».

Законодательные инициативы субъектов РФ 2005 год. Закон Республики Карелия «О специальном образовании»; закон предусматривает реализацию принципа интегрированного образования детей с ОВЗ без помещения в интернаты. Установлены коэффициенты для повышения зарплаты педагогов с учетом сложности с точки зрения ограниченных возможностей детей Финансирование осуществляется из регионального Бюджета по двум ведомствам: социальная защита населения и образования. В дополнение к Индивидуальной программе реабилитации ребенка с инвалидностью (ИПР) команда специалистов разрабатывает Индивидуальную программу образования (ИПО). Исключили помещение детей с ОВЗ в интернаты

Законодательные инициативы субъектов РФ 2007 год, Постановление Собрания депутатов 1362 о внесении в Архангельский областной закон об образовании изменений: «Воспитание и обучение детей-инвалидов в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, являются расходными обязательствами Архангельской области»; * Самарская область *Москва *Нижний Новгород *Великий Новгород *и другие регионы принимают региональные нормативно-правовые Акты для развития включенного образования детей с особыми образовательными потребностями.

Международный опыт Обзор зарубежного опыта по развитию инклюзивного образования представлен в публикации Представительства ООН в РФ: «Россия. На пути к равным возможностям год». В частности описан опыт Италии, как лаборатории инклюзивного образования. Италия. В 1977 г. был принят Закон, который уже устанавливал определенные нормативы: максимальное количество детей в классе 20; максимальное количество детей с особенностями развития в классе 2;

Международный опыт специальные мероприятия по поддержке детей с особыми потребностями «встроены» в занятия в классе; классы, занимающиеся по специальным программам, упраздняются; специальные педагоги объединяются в команды с обычными школьными учителями; обе категории педагогов взаимодействуют со всеми учащимися класса.

Возможности и препятствия к развитию включенного (инклюзивного) образования в Санкт-Петербурге Возможности: Наличие норм права в федеральном и региональном законодательстве Наличие политической воли- Национальная образовательная инициатива: «Наша новая школа». Наличие региональной программы доступности среды жизнедеятельности для инвалидов Развитие адаптивной физкультуры для детей- инвалидов

Возможности (2) Развитие инновационных подходов на принципах: использования понятия «инклюзивное образование» в соответствии с международными нормами ; создания регионального механизма поддержки инклюзивного образования ( т.е образования вне коррекционных учреждениях) для обеспечения права детей –инвалидов на равные возможности получения государственной поддержки по аналогии с поддержкой в коррекционных школах;

Возможности(3) Развитие инновационных подходов на принципах: обеспечения доступности образования в коррекционных школах детям с множественным нарушениями; -уважения прав родителей на выбор образовательного учреждения, в том числе по месту жительства; уважения развивающихся способностей ребенка, в т.ч. с опорой на реабилитационный потенциал любого ребенка с нарушением развития не зависимо от нозологии нарушений; развития партнерских отношений с семьей и общественными объединениями родителей и специалистов ;

Возможности (4) Имеющийся ресурс общественных объединений инвалидов и родителей детей инвалидов(видео фильмы, переводы и издания литературы, пособия и методические документы зарубежного и отечественного опыта по инклюзивному образованию); Вклад неправительственных организаций в практику, подтверждающую, что все дети обучаемы; Вклад неправительственных организаций в поддержку развития инклюзивного образования для детей - инвалидов, которые обучаются в общеобразовательных учреждениях;

Возможности (5) Использование Социального подхода при организации включенного образования - идентификация барьеров – поиск решений для их преодоления или минимизации; *Социальный подход :фокус на том, что человек может делать и это определяет форму его образования – как в коррекционной школе, так и при инклюзивном образовании.

Препятствия к развитию инклюзивного образования Манипулирование понятием «инклюзивное образование» специалистами высшей школы, специалистами управления образованием в СПБ (примеры: ответы на обращение СПб Коалиции к губернатору Матвиенко В.И. о создании механизма поддержки детей –инвалидов, получающих образование в обще образовательных учреждениях; позиционирование сетевого эксперимента в дошкольных коррекционных учреждениях для детей с нарушением слуха как инклюзивное образование ) Противостояние системы специального коррекционного образования в связи с опасениями о сокращении потребности в коррекционных учреждениях

Препятствия (2) Отказ служб Медико-Социальной Экспертизы вносить в ИПР детей - инвалидов перечень необходимых условий и реабилитационных мероприятий при обучении ребенка в общеобразовательной школе в силу традиционного, медицинского, подхода к оценке инвалидности - «рекомендована коррекционная школа »

Препятствия (3) Неподготовленность специалистов и управленцев Комитетов: по социальной политике, образования, здравоохранения, в силу устойчивых стереотипов и медицинского подхода к пониманию инвалидности детей с нарушение развития; Не всегда оправданное выступления со стороны специалистов высшей школы о невозможности в общеобразовательных школах обучать детей с нарушением развития без наличия лицензий на обучение, в то время как вопросы могут быть решены за счет привлечения в образовательный процесс дипломированных специалистов коррекционной педагогики;

Препятствия (4) Отсутствие учреждений, которое готовит рекомендации для общеобразовательных школ для детей без статуса «ребенок –инвалид», но с ОВЗ; Отсутствие регионального Положения о механизме финансирования по принципу : «деньги за ребенком», в развитие национальной инициативы «Наша новая школа» и рекомендаций Минобразования и науки РФ, исх. N АФ- 150/06 от 18 апреля 2008 г

Опыт поддержки инклюзивного образования в Санкт-Петербурге Санкт-Петербургская Коалиция «За образование для всех»: с 2007 информационно-просветительская деятельность с целью развития партнерских отношений с исполнительной и законодательной властью, с администрацией и педагогическими коллективами школ и детских садов; Проведение уроков Доброты в школах; 2008 год- Круглый стол с представителями Комитетов Правительства СПб, Комиссий Законодательного Собрания, общественности о создании в СПб равных условий ( по сравнению с коррекционными учреждениями)на государственную поддержку включенного образования ;

Опыт поддержки инклюзивного образования в Санкт-Петербурге Члены междисциплинарной команды консультантов по инклюзивному образованию приняли участие в изучении опыта работы инклюзивных школ в Англии Организовали межрегиональный семинар в мае 2009 в СПб, на который были приглашены представители КО, школ, ОО родителей Организовали визит и консультации для школ эксперта из Англии по инклюзивному образованию, руководителя независимой службы психологической поддержки инклюзивного образования, Кита Венаблс; Проводится работа по информированию общественности, школьных сообществ, о принципах инклюзивного образования.

Опыт поддержки инклюзивного образования в Санкт-Петербурге Собрана видеотека об опыте включения детей с различными видами нарушения в общеобразовательные учреждения Проводятся трансляции и участие в межрегиональных видеоконференциях, организуемых РООИ «Перспектива»(г. Москва) по обмену опытом поддержки включенного образования детей с нарушениями в развитии как со специалистами из стран Европы, Канады, Америки, так и с опытом отечественных специалистов.

Предложения для обсуждения на Рабочей группе по развитию инновационных направлений в образовании Провести серию Круглых столов с целью раздельного обсуждения образовательных и реабилитационных потребностей детей в общеобразовательных учреждениях с учетом возраста ребенка, вида и степени ограниченных возможностей нарушения здоровья(ОВЗ); Разработать региональное Положения о порядке обеспечении инклюзивного образования с привлечением специалистов Комитетов по социальной политике и здравоохранения, специалистов Медико-социальной экспертизы(МСЭ), специалистов института повышения квалификации сотрудников МСЭ ; Создание регионального Положения о порядке оформления Заявок общеобразовательных школ на финансирование мероприятий для обеспече6ня особых образовательных и реабилитационных потребностей конкретного ребенка в рамках нормативов для коррекционных учреждений ( по типу порядка оформления надомного обучения.)

Предложения для обсуждения на Рабочей группе Рассмотреть различные модели механизма поддержки индивидуальных реабилитационных мероприятий при инклюзивном образовании ( не в коррекционных школах) из средств Бюджета СПб ( на опыте благотворительной программы «СПб АРДИС» - «Социальная поддержка детей с нарушением слуха, обучающихся в общеобразовательных школах»); На переходный период рассмотреть с представителями Бизнеса возможности и механизм оказания благотворительной поддержки конкретным детям – инвалидам ( группа детей с нарушением зрения, с нарушениями слуха, дети с множественными нарушениями и др.), исходя из их потребности в сопровождении помощниками, обеспечения техническими средствами для целей образования; Инициировать обсуждение в Комитетах : финансов и экономической политики, возможности поддержки благотворительной деятельности представителей Бизнеса.;

Спасибо за внимание ! Валерия Ольшанская Координатор проектов СПб Коалиции «За образование для всех» Президент ОО «СПб АРДИС». Специалист по социальной работе