© А.С. Прутченков, 2009. "Жизнь внесла в наши планы небольшую корректировку деньги неожиданно кончились". С. Лец Вместо эпиграфа:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности работы финансово-экономических комиссий Управляющих советов в образовательных учреждениях 2011
Advertisements

ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ кафедра управления.
Что мешает школе быть открытой?. «Демократический, государственно- общественный характер управления образованием» – принцип государственной политики в.
Общая характеристика изменений по Федеральному закону от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
«Рекомендации по переходу государственных дошкольных образовательных учреждений на новые механизмы финансирования и новую систему оплаты труда» Заведующая.
Зотова Юлия Владимировна, начальник отдела реализации образовательных программ и государственных образовательных стандартов общего и коррекционного образования.
МОУ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 18» Г. КЕМЕРОВО.
Якимов О.В. – директор АОУ СПО РБ «Политехнический техникум» пос. Селенгинск Республика Бурятия.
Управляющий Совет как средство расширения общественного участия в жизнедеятельности ДОУ в жизнедеятельности ДОУ Заведующий МБДОУ ЦРР ДС 87 Головина С.А.
О соблюдении законодательства в сфере образования.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Направление 5. РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Музыка В.А, заместитель начальника отдела развития общего образования, май 2007 Расширение общественного участия в управлении образованием.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Школьные управляющие советы Привлечение родителей к управлению школой.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Деятельность ДОУ в условиях современного правого поля Заведующий МДОУ «Детский сад 29 компенсирующего вида»
Семинар – встреча представителей школьных управляющих советов «Управление процессами в школе»
Управляющий совет: главная задача – помочь школе организовать достойный уклад жизни. Управляющий совет: главная задача – помочь школе организовать достойный.
Заместитель начальника Департамента общего образования по экономическим вопросам Штауб И. Б.
Транксрипт:

© А.С. Прутченков, 2009

"Жизнь внесла в наши планы небольшую корректировку деньги неожиданно кончились". С. Лец Вместо эпиграфа:

1-й тезис: "Финансово-экономическая самостоятельность сама собой не появляется" Несмотря на наличие прямых (хотя в чем-то противоречивых) указаний о финансово-экономической самостоятельности в Законе РФ "Об образовании" "Образовательному учреждению принадлежит право самостоятельного распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами, полученными за счет внебюджетных источников" (ст. 39, п. 7); "Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет" (ст. 43. п.1) - это право нужно постоянно отстаивать! Создавая различные объединения, ассоциации, фонды поддержки образования и проч.

Если Управляющий совет глубоко и серьезно не включен в финансово- экономическую деятельность образовательного учреждения, то он, по-прежнему, "Консультирующий, или Советующий орган". 2-й тезис: "Финансово-экономическая сфера – основа деятельности органов государственно- общественного управления"

"Общая тенденция развития образования: "От консультирования и содействия – к принятию решений". "От содействующих (попечительских) советов – к управляющим". Совещание министров образования стран Совета Европы, , Люксембург

"Не нужно бояться расширять финансовую самостоятельность учебных заведений, в том числе и школ, с одновременным повышением их ответственности, конечно, за все составляющие качества учебного процесса и за его конечный результат…" Послание Президента Российской Федерации к Федеральному собранию ( )

"В сферах, где это целесообразно, необходимо внедрение форм финансирования, обеспечивающих увязку между результатами деятельности учреждения и суммой выделяемых ему средств. Правительству РФ следует принять меры по реализации … системы нормативно-подушевого финансирования в сфере образования с учетом результатов проводимых в 2007 г. экспериментов …" Бюджетное послание Президента Российской Федерации" В.В. Путина от г.

В настоящее время отсутствие в сфере образования институциональных механизмов, обеспечивающих связь развития человеческого капитала с ростом благосостояния граждан страны, приводит к тому, что система образования: воспроизводит иждивенческое отношение граждан к государству, не формирует, а порой сдерживает активность личности на рынке труда. Образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на гг. (Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г р)

Если Управляющий совет опирается на "здравый смысл", то могут наступить крупные (уголовные) или мелкие (административные) неприятности, что приводит к дискретизации самой идеи "государственно- общественного управления образованием". 3-й тезис: "Финансово-экономическая деятельность осуществляется только на основе нормативно-правовой базы"

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. 145-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. 197-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. 195-ФЗ Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13 июня 1996 г. 63-ФЗ Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. 95-ФЗ Нормативно-правовая основа финансово-экономической деятельности Управляющего совета

Закон РФ от 10 июля 1992 г "Об образовании" Федеральный закон от 12 января 1996 г. 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Федеральный закон от 11 августа 1995 г. 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" Закон РФ от 7 февраля 1992 г I "О защите прав потребителей" Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Нормативно-правовая основа финансово-экономической деятельности Управляющего совета

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями и дополнениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г.) Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" Приказ Минобразования РФ от 10 июля 2003 г "Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования". и другие документы. Нормативно-правовая основа финансово-экономической деятельности Управляющего совета

Письмо МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ от 27 апреля 2004г АФ-144 Письмо ДЕПАРТАМЕНТА общего и дошкольного образования МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ от "Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений" Законодательство региона Локальные акты образовательного учреждения: 1. Изменения в Устав (с указанием общих компетенций в финансово-экономической сфере); 2. Положение об Управляющем совете (с указанием конкретных полномочий в финансово- экономической сфере); 3. Положения, приказы и др., связанные с решением финансово- экономических вопросов. Нормативно-правовая основа финансово-экономической деятельности Управляющего совета

Следовательно, в составе совета необходимо иметь специального сотрудника (или комиссию) по учету изменений законодательства в части, касающейся деятельности Управляющего совета и в целом образовательного учреждения. Например, с помощью постоянно обновляемой электронной базы "Гарант". 4-й тезис: "В нормативно-правовой базе практически ежемесячно происходят существенные изменения"

Пример изменения в нормативно-правовой базе Закон РФ от 10 июля 1992 г. N " Об образовании " с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 30 сентября, 17 октября, 2, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5,9 февраля 2007 г., 20 апреля, 26 июня, 30 июня, 21 июля, 18 октября, 24 октября 2007, 1 декабря 2007 г, 28 февраля 2008, 24 апреля 2009 ) = всего 48 изменений.

5-й тезис: "Финансово-экономическая деятельность – это профессиональная деятельность" Основам этой деятельности необходимо обучать и обучаться постоянно, используя возможности: учредителя; самого Управляющего совета. В основе обучения должна лежать специально разработанная и адаптированная к особенностям данного образовательного учреждения программа. (типовой вариант Программы в документах)

В штате образовательного учреждения нужен заместитель директора по правовым и финансово- экономическим вопросам, который одновременно должен профессионально курировать включение членов Управляющего совета в данную сферу деятельности. 5-й тезис: "Финансово-экономическая деятельность – это профессиональная деятельность"

Функционал (должностные инструкции) заместителя директора образовательного учреждения по правовым и финансово-экономическим вопросам Подготовка документов для перерегистрации. Постоянное обновление всех данных о юридическом лице в налоговой инспекции. Исследование рынка образовательных услуг и иных видов деятельности для привлечения внебюджетных средств. Привлечение потенциальных благотворителей и работа с ними. Обработка вариантов передачи имущества с минимальными налоговыми затратами для таковых.

Функционал (должностные инструкции) заместителя директора образовательного учреждения по правовым и финансово-экономическим вопросам Разработка обоснования для создания "Попечительского Совета" (отдельного юридического лица). Выбор организационно-правовой формы. Разработка ценовой политики для платных услуг и иных видов разрешенной предпринимательской деятельности. Разработка примерных форм договоров с потребителями платных образовательных услуг. Обоснование типов договоров со специалистами, осуществляющими платные образовательные услуги и разработка их примерных форм.

Функционал (должностные инструкции) заместителя директора образовательного учреждения по правовым и финансово-экономическим вопросам Выбор типов договоров для различных видов деятельности учреждения и разработка их примерных форм Разработка планов экономического развития учреждения в целом и бизнес-планов по отдельным видам деятельности Составление смет доходов и расходов учреждения по бюджетным средствам, от предпринимательской деятельности и целевым Организация налогового планирования деятельности учреждения с целью минимизации налогообложения (ЕСН) как по бюджетным средствам, так и по внебюджетным Составление исков в арбитражные суды и представительство в них по налоговым спорам.

Функционал (должностные инструкции) заместителя директора образовательного учреждения по правовым и финансово-экономическим вопросам Составление актов несогласия по итогам налоговых проверок (не обязательно). Разработка положения о премировании персонала из внебюджетных средств, как в составе фонда зарплаты, так и за счет прибыли. Взаимодействие с окружными фондами, страховыми компаниями и иными организациями, работающими в окружной системе образования. Консультирование директора по всем вышеизложенным вопросам. Взаимодействие с председателем Управляющего совета по правовым и финансово-экономическим вопросам.

6-й тезис: "В финансово-экономической деятельности следует отчетливо различать три основных источника" 1. Бюджетное финансирование 2. Дополнительные образовательные услуги, предпринимательская и иная приносящая доход деятельность 3. Благотворительная помощь для образовательного учреждения

Каждый из этих источников финансирования имеет свою специфику и регулируется (в основном) своим комплексом законов и нормативных документов: 1. Бюджетное финансирование – БК РФ, нормативные документы, инструкции Минфина и т.д.; 2. Дополнительные услуг и предпринимательская деятельность – Закон РФ "Об образовании", ГК РФ 3. Благотворительная помощь – Закон РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Следовательно, в составе Управляющего совета должны быть специалисты (или комиссии, группы), которые специализируются на конкретном источнике финансирования. Безусловно, директор образовательного учреждения – отвечает за первый источник – " Бюджетное финансирование". (См. "Десять принципов бюджетной политики России до 2010 г.")

Внебюджетные средства, полученные от благотворителей и из благотворительных фондов, могут: поступать на расчетный счет образовательного учреждения; но целесообразнее и экономически выгоднее проводить их через бухгалтерию отдельно созданной и зарегистрированной как юридическое лицо некоммерческой благотворительной организации, например, "Благотворительный фонд" с последующей оплатой заявок образовательного учреждения. 7-й тезис: "Не следует ограничивать финансово- экономическую сферу деятельностью только самого образовательного учреждения" Текст Закона в документах

8-й тезис: "Эффективность финансово-экономической деятельности во многом определяется организационно- правовой формой образовательного учреждения" Выделяются три обобщенные формы организации учреждений государственного сектора: 1) бюджетные учреждения; 2) автономные учреждения; 3) корпоративные учреждения. Они различаются по: характеру прав в принятии решений об использовании ресурсов, распоряжении получаемыми доходами, способам контроля со стороны государства и др. (см. "Формы организаций в образовании"

9-й тезис: "Финансово-экономическая деятельность должна строиться на основе социального партнерства" Социальное партнерство – это (более развернутое определение) реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и/или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и т.д.) и организационных усилий до достижения намеченного (желаемого) результата, который приемлем для всех участников соглашения.

– это способ решения образовательной проблемы, который: предусматривает взаимодействие представителей всех 3-х секторов, действующих совместно; подразумевает понимание совместной выгоды каждой из сторон (и для социума в целом); строится на правилах, выработанных и принятых самими участниками; базируется на чувстве солидарности и ответственности каждого участника. Социальное партнерство в образовании См. "Социальное партнерство"

10-й тезис: "Показатели итогов финансово-экономической деятельности – основа Публичного доклада образовательного учреждения" Публичный доклад – важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности образовательного учреждения, форма широкого информирования общественности, прежде всего родительской о деятельности, об основных результатах и проблемах функционирования образовательного учреждения. В подготовке доклада принимают участие представители всех групп участников образовательного процесса. Доклад подписывается совместно директором образовательного учреждения и председателем его органа самоуправления (Управляющего совета).

Основные разделы доклада: 7. Финансовое обеспечение функционирования и развития образовательного учреждения (основные данные по получаемому бюджетному финансированию, привлеченным внебюджетным средствам, основным направлениям их расходования; 12. Перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением (в том числе на платной договорной основе), условия и порядок их предоставления.

11-й тезис: "Учащиеся не должны стоять в стороне от финансово-экономических вопросов" Школьники, через своих представителей в Управляющем совете, должны активно участвовать с пополнении фонда внебюджетных средств через участие в: благотворительной деятельности, в том числе лично (но не на деньги родителей); благотворительных программах в качестве добровольцев, в том числе личным трудом; деятельности детских и молодежных общественных организаций, которые могут организовать летнюю трудовую практику, а часть средств перечислять на счет образовательного учреждения и т.д. Практикум "10 законных способов оказания учащимися помощи своей школе"

12-й тезис: "Родители - не единственный и не основной источник внебюджетных средств" Следует навсегда отказаться от сбора "родительских денег", переходя на нормы, предписанные Законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Правило трех "нельзя" Оказывать давление на благотворителя Менять адрес целевого взноса благотворителя Указывать благотворителю размер его целевого взноса

13-й тезис: "От тюрьмы и от сумы не зарекайтесь" "Пропустим этот пункт избежание финансово- экономических недоразумений в будущем".

14-й тезис: "Необходима детальная калькуляция всех хозяйственных работ, выполненных вне бюджетных расходов" Следует тщательно фиксировать объем всех хозяйственных работа, выполненных родителями, учащимися, выпускниками в школе (косметический ремонт, уборка территории, подготовка к зиме и т.п.) вне предусмотренных бюджетом. Эти работы необходимо зафиксировать и рассчитать их стоимость по расценками местного ЖКО или иной организации, оказывающей аналогичные услуги. Полученные цифры должны включаться в сумму ваших внебюджетных средств, привлеченных Управляющим советом.

15-й тезис: "Полномочия Управляющего совета имеют реальные перспективы к расширению" Среди показателей введения системы общественного участия в управлении образованием в регионах, выигравших Конкурс комплексных программ модернизации региональной системы образования, зафиксирован пункт – "Доля органов государственно- общественного управления, имеющих управленческие полномочия, включая распределение стимулирующей части Фонда оплаты труда".

Следовательно, теперь каждый работник образовательного учреждения кровно заинтересован иметь квалифицированный состав Управляющего совета, поскольку от этого будет зависеть его заработная плата, по крайней мере ее стимулирующая часть (или надбавка).

16-й тезис: "Финансово-экономическая деятельность Управляющего совета становится неизбежной в связи с введением нормативного подушевого финансирования" Управляющий совет обязан заниматься вопросами комплектования своего образовательного учреждения в условиях введения нормативного подушевого финансирования, так как в противном случае школа может оказаться в крайне затруднительном положении, "проигрывая в борьбе за клиента".

17-й тезис: "Участие в финансово-экономической деятельности – право, а не обязанность общественного члена Управляющего совета" Без серьезной систематической подготовки (и переподготовки) быстро наступает естественное отторжение из-за чувства: страха показаться не профессиональным при решении серьезных вопросов жизни образовательного учреждения; ответственности за не правомерные решения, после которых могут наступить юридические последствия. Нужна система мотивации!

Вместо заключения: "Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений". Д. Рокфеллер

Прутченков А.С. профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образовательных систем АПК и ППРО Новикова Т.Г. доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой развития образовательных систем АПК и ППРО