Предвыборная повестка дня на фоне всплеска социального пессимизма Москва 16 июня 2011 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реклама в России. События и перспективы Рост Internet аудитории по годам; Рост Internet аудитории по годам; Рост Internet аудитории по годам Рост Internet.
Advertisements

Динамика электоральных настроений населения России Фрагменты презентации на семинаре в МАИБ 31/10/2011 Задорин И.В. 1.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПРОС ЖИТЕЛЕЙ АРМЕНИИ International Republican Institute, Baltic Surveys Ltd. / The Gallup Organization, Armenian Sociological Association.
Лето-2011: как, где и за сколько отдохнут россияне? МОСКВА, 2011 год.
Доверие к политической информации в СМИ и рейтинги политиков в зеркале общественного мнения Романович Н.А Институт Общественного Мнения «Квалитас» г.Воронеж,
Лето-2010: как и где отдохнут россияне? Всероссийские опросы общественного мнения, гг. Выборка: 1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов.
Мнение жителей Санкт-Петербурга о формировании облика города Опрос жителей Санкт-Петербурга Подготовлено для Гильдии управляющих и девелоперов.
Москва, 2012 Пенсионные настроения и пенсионная реформа в России.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Москва, 2011 По данным всероссийских репрезентативных опросов ВЦИОМ гг. Социально-политический и социально-психологический ландшафт России в выборном.
Оценка качества товаров и услуг и защита прав потребителей глазами петербуржцев Экспресс-анализ Санкт-Петербург – декабрь 2009 г.
Лето-2012: планы россиян на отдых МОСКВА, 2012 год Источник – всероссийские опросы гг. Личное формализованное интервью 1600 человек в 138 населенных.
Результаты социологического исследования «Электоральная ситуация в г.Киеве» 24 июня - 7 июля 2010 года Опрошено 1000 респондентов, проживающих в г.Киеве,
Москва, 2011 По данным всероссийских репрезентативных опросов ВЦИОМ гг. (в том числе по заказу ЦИК РФ) Доверие к выборам и необходимость контроля.
ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «ВЛАСТЬ-МЕДИА-ОБЩЕСТВО» По результатам всероссийских опросов ВЦИОМ сентября-октября 2010 г.
Локомотивная группа «Люди-21»: настроения до, во время и после протестов гг. Фонд Общественное Мнение Лариса Паутова ФОМ 1 III международная.
Школа глазами общества МОСКВА, Социологическое исследование ОБРАЗОВАНИЕ МОСКВЫ 2.2 Основные тенденции в оценке сферы образования участниками образовательного.
Социальная модернизация МОСКВА, 2011 год Абрамов Константин Валерьевич Первый заместитель генерального директора ВЦИОМ, кандидат психологических наук.
Люди и работа в условиях финансового кризиса. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Февраль.
Транксрипт:

Предвыборная повестка дня на фоне всплеска социального пессимизма Москва 16 июня

Правда ли, что народ подменили? В 2000-е годы в России было три спада общественных ожиданий – в начале 2004 года (монетизация льгот), на рубеже годов (глобальный кризис) и в первой половине 2011 года. Нынешний спад является самым длительным Социологи отмечают существенный рост критичности респондентов. Если при количественных исследованиях они иногда склонны давать социально одобряемые ответы, то в ходе фокус-групп дают более жесткие оценки. Предположение «Народ подменили» в последние месяцы находит все большее понимание у экспертов, публичных политиков, общественных деятелей 2

Основные проявления социальной депрессии Рост негатива по отношению к руководителям региона и страны Усиление запроса на политическую конкуренцию Формирование устойчивого представления о невозможности изменений к лучшему Размывание образа желаемого будущего Появление иммунитета к позитивным новостям Дальнейший перенос акцента на семейные ценности, частную жизнь, интересы локальных сообществ 3

Динамика рейтингов доверия к Д.Медведеву и В.Путину и электорального рейтинга ЕР (ВЦИОМ) 4 Год Уровень доверия В.Путину (ФОМ)

Интересы каких слоев выражают Д.Медведев и В.Путин (Левада-Центр, апрель 2011) 5

Как вы считаете, через год Вы (Ваша семья) будете жить лучше или хуже, чем сейчас? (ВЦИОМ) Доминирует тенденция ожидания инерции и консервации существующего положения вещей 6 Формирование устойчивых представлений о невозможности изменений к лучшему

7 Что сейчас важнее для России – порядок или демократия (Левада Центр)

Иммунитет к позитивным новостям 8

Усиление страхов перед любыми нововведениями, заявляемыми в качестве позитивных (инфраструктурные проекты, ювенальная юстиция – «скоро будут отбирать детей») Популярность тем «историй всероссийского обмана» (фальфицированные лекарства, некачественные продукты) Государство все чаще становится воспринимается в качестве источника потенциального обмана. 9

Размывание образа желаемого будущего Несмотря на рост популярности тезиса о том, что «Страна развивается в неправильном направлении», респонденты не предъявляют собственных относительно реалистичных моделей желаемого будущего. Образ будущего часто подменяется поиском идеальной эпохи в прошлом страны. На бытовом уровне наблюдается новый всплеск интереса «апокалиптическим» сценариям будущего будущего («конец света», «тотальный контроль со стороны большого брата») Более терпимым становится отношение респондентов к теме эмиграции Время «процветания нулевых» («Золотой 2005-й год» – «Кредиты брали и не боялись!») все чаще воспринимается как прошлое – возможно, безвозвратно утраченное 10

Перенос акцента на локальные ценности Новости общероссийского, регионального уровня постепенно вытесняются интересом к событиям локального уровня, в том числе: Информации о своей улице, квартале, районе Семейным ценностям. Происходит резкий рост значимости темы детства («дети, возможно, доживут до лучшего будущего»), домоводства, кулинарии. Интересам локальных сообществ (садоводы, дачники, рыбаки, сдающие ЕГЭ, нуждающиеся в трудоустройстве и т.п.) Формируется более спокойное отношение к теме возможности распада страны («Все равно мы никуда не ездим») 11

Во времена вашего детства детям жилось хуже или лучше, чем сейчас? (ФОМ, 2011) Лучше (49% )Хуже (29%) Были детские площадки, лагеря, бассейны, спортивные клубы, а сейчас нет Тогда жилось хоть не так сытно, но мы были счастливы Веселее, беззаботнее было тогда Детство было без проблем и длилось до 18 лет Было больше духовности Безопасное общество было Родители не были очень заняты добыванием денег Сейчас на детей денег много надо Сейчас кроме компьютеров у детей нет ничего Веселее, не было богатых и бедных, все были одинаковые Сейчас дети лучше всем обеспечены Нет дефицита Больше возможностей у родителей осчастливить детей Мир расширился – можно уехать за границу Дети развиваются быстрее – компьютеры, мобильный телефон, технический прогресс. У них жизнь интереснее У нас детство было нищее, послевоенное С нами делали что хотели – сейчас защищенные Люди более добрые стали, более открытые 12 Детство – одна из многочисленных сфер, где респонденты воздерживаются от резких и агрессивных оценок

Основные противоречия в предвыборный период 13

1. Патернализм versus мобилизация 14

1. Патернализм versus мобилизация Патерналистский настрой слабо соотносится с мобилизационными задачами Неудовлетворенность потребительского запроса повышает запрос на «справедливость», который мало комфортен для действующей власти В условиях усталости от политической жизни предвыборные лозунги воспринимаются гражданами как отвлеченные – вне зависимости от того, идет ли речь о позитивной мобилизации или об объединении перед «лицом врага» 15

2. Одновременное распространение депрессии как патерналистское большинство и активное меньшинство 16 «Патерналисты»«Активное меньшинство» Выражают недовольство тем, что власть пересматривает условия «социального контракта» Больше других страдают от всплесков инфляции Склонны искать «обман» и «несправедливость» в действиях политических игроков Воспринимают государство как препятствие для экономического и политического развития Критически относятся к стилистике «административной мобилизации» Оказываются раздражены неудовлветворенностью запроса на обновление

Аргументы сторонников модернизацииАргументы противников модернизации Много менять надо в нашей стране – в нашей стране разруха, всё разваливается У нас всё завязано на нефти, а производить ничего не хотим Чтобы быть передовой страной в мире Чтобы наша страна не отстала от США Мы в сравнении с Европой – отсталая страна Мы отстали ото всего мира – надо догонять Много воруют и много коррупции, поэтому нам нужна модернизация Чтобы не было безработицы Строить новые дома, удобные для проживания и доступные по цене В нашей до сих пор нет компьютеров, всего один на школу»; «чтобы развивалась медицина в стране Чтобы сохранить природу Для удешевления продуктов Обязательно построить все дороги во все города, деревни, глубинку в первую очередь Будет ли от этого лучше? Зачем, если конец света? Справлемся без нее Поздно что-либо модернизировать И так тяжело в стране, не до новшеств Невыгодна она – безработица начнется Все, что новое, простым людям плохо оборачивается Все, что власти ни задумывают нового, отражается на нашей шкуре Путину и Медведеву показывают потемкинские деревни, а они делают вид, что всему верят Люди перестали думать – надеются на технику Сколько можно? Жизнь все равно не улучшается, только трата денег Всё нужно новое купить Чтобы было всё по-старому, как в те времена, – люди были добрыми 17 Модернизационная риторика не снижает уровень патернализма, а лишь адаптируется к нему (источник – ФОМ, апрель 2011)

3. Диффузия электоральной базы действующей власти Происходит брожение среди бюджетников, ранее составлявших (наряду с пенсионерами) основную электоральную опору. Голосование бюджетников все чаще воспринимается как фактор риска Основным ресурсом приращения электоральной поддержки власти является молодежь (до 30 лет), однако уровень явки молодых на выборы остается крайне низким Наименее лояльной категорией является средний возраст ( лет, особенно мужчины) – наиболее активная в деловом и интеллектуальном плане группа Наиболее проблемными территориями на выборах 2011 года могут стать Северо-Западный и Центральный федеральные округа, ранее выступавшие одними из оплотов лояльности (на фоне «негативистски» настроенных Сибири и Урала и «бунтующего» Приморья) 18

4. Деполитизация Факт скорого проведения выборов в Госдуму малоизвестен Вовлечение в избирательную кампанию общественных организаций приносит ограниченный эффект. В частности, профсоюзы воспринимаются как элемент административной вертикали Подключение общественных организаций пока не влечет за собой удовлетворение запроса на появление новых лиц 19 50% опрошенных указывают, что права работников никто не защищает. По мнению 12%, права работников защищают профсоюзы (ВЦИОМ, январь 2011) В профсоюзах состоит 14% опрошенных (ФОМ, май 2011)

VIP-парад Кого россияне считают элитой (ВЦИОМ-Коммерсант) Путин Медведев Пугачева Жириновский Шойгу Зюганов Михалков Лужков Иванов С. Кобзон Киркоров Матвиенко Грызлов Познер Рошаль Крутой Миронов Аршавин Галкин Абрамович Тулеев Билан Пахмутова Соловьев Басков Лещенко Примаков Капица Плющенко Алферов Фетисов Винокур Собчак Лавров Петросян Тарасова Малахов Хакамада Якубович Задорнов Третьяк Добронравов Третьяк Пьеха Кабаева Рязанов Бабкина Николаев Баталов Ткачев Зубков Роднина Леонтьев Табаков Бондарчук Зыкина Плисецкая Газманов Цзю Кадышева Дементьев Исинбаева Безруков Ягудин Вишневская Донцова Нилов Хабенский Долина Кончаловский Валуев Явлинский Боярский Громов Гурченко 20

5. Распад информационного пространства 21

Подписка на центральные издания (II полугодие 2009 – прирост к подписке II полугодия 2008) ИзданиеВеличина прироста подписки за год Моя прекрасная няня3024,64 Добрые советы. Дом в саду387, советов52,49 Непоседа41,73 Народные советы35,08 Добрые советы. Люблю готовить!28,28 Бабья радость25, советов (Сто ответов)24,73 Сам себе лекарь23,87 Заготовки на зиму20,86 Источник: Межрегиональное агентство подписки 22

Аудитория одного выпуска издания (2010, TNS Россия) ИзданиеТыс.ИзданиеТыс.ИзданиеТыс.ИзданиеТыс. Антенна/Телесем ь дней4141Любимая дача2711Идеи вашего дома 1953 За рулем7464Люблю готовить 3960Maxim2450Мой прекрасный сад 1836 Аргументы и факты 7392Из рук в руки3813Жизнь2425Лиза Гороскоп 1797 Cosmopolitan6890Тещин язык3659Домашний очаг2295Top Gear1775 Телепрограмма6654Лиза3556Домашний доктор 2203ТВ-парк1766 Комсомольская правда (пятн) 5529Burda3118Моя семья2154Автомобили и цены 1744 Вокруг света5164Зятек3014Glamour2130Экспресс газета Здоровье2945Отдохни!2118Советский спорт Футбол 1726 Теленеделя4704Лиза. Добрые советы 2924Игромания2104National Geographic 1708 Караван историй4434Оракул2886МК-регион2050Авто новые и с пробегом

Лидеры по приросту подписки (I полугодие 2011, АРПП) Федеральные%Региональные% Новое литературное обозрение 375,4Бесплатные консультации врачей (Ростов) 55,1 Охота и рыбалка – XXI век 278,5Газета о здоровье (Ростов)51,0 Русский репортер130,71-я кулинарная газета (Москва)46,2 Москва94,6Здоровичок (Ростов)18,4 Огонек89,5Азбука кулинара: первые и вторые блюда (Москва) 17,8 Непоседа81,0Азбука кулинарии: закуски (Москва)12,0 Мужские секреты40,2Правила жизни (Ростов)8,3 Иностранная литература 30,9100 вкусных блюд (Казань)1,5 Коммерсант Власть24,1Газета домашных заготовок (Ростов)1, советов23,0Жизнь (все регионы, кроме Москвы)0,8 24

Замыкание в пространстве стереотипов 65% допускает повторение летом 2011 года прошлогодних лесных пожаров (ВЦИОМ, июнь 2011) 58% верит в приметы (не верит – 39%, Левада Центр, февраль 2011) 52% верит в вещие сны (не верит 44%, Левада Центр, февраль 2011) 51% в той или иной степени ожидает, что на Олимпиаде в Сочи Россия сможет стать безоговорочным лидером по числу медалей (ВЦИОМ, май 2011) 40% не верит, что американцы высаживались на Луну (верит 41, ВЦИОМ, апрель 2011) 32% считает, что Солнце вращается вокруг Земли (ВЦИОМ, январь 2011) 25

Аргументы в пользу неперерастания социальной депрессии в политическую Наличие циклической составляющей (летом и осенью общественные настроения обычно более оптимистичны) Непоявление альтернативного полюса симпатий Низкая эффективность агитации оппозиции и ее неадаптированность к ожиданиям граждан 26