ФГОС: проблемы, перспективы введения ФГОС как средство реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС: проблемы, перспективы введения ФГОС как средство реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Advertisements

1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
Введение в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Условия введения ФГОС. Основные характеристики новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение.
От государственных стандартов первого поколения – к новому образовательному стандарту!
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
Основные параметры внедрения ФГОС В презентации использованы материалы выступлений, статьи и презентации Всероссийских конференций разных лет ректора МГППУ.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
Основные направления инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы.
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность.
От государственных стандартов первого поколения – к новому образовательному стандарту!
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Транксрипт:

ФГОС: проблемы, перспективы введения ФГОС как средство реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.

Системность введения ФГОС ФГОС Положение об аттестации 83 ФЗ НСОТ Наша новая школа

4 Основы школьного стандарта Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020 Общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

Наша новая школа Владение современными технологиями Патриот России Способность адаптации в современном мире Культурные особенности Национальные особенности Региональная социокультурная ситуация Территориальные ( региональные) особенности Муниципальный уровень Социальный заказ и выбор родителей Гражданская позиция ? ? ОУ ПроекПроектытыПроекПроектыты

6 Основные характеристики нового стандарта Основные характеристики нового стандарта Новый формат стандарта (рамочный документ) Новое содержание стандарта (совокупность требований) Расширение функций и пользователей стандарта Новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)

7 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как совокупность трех систем требований Стандарт как совокупность трех систем требований

Каков замысел? Деятельностный подход организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе отказ от репродуктивных методов и способов обучения со стороны педагогов ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и внеучебной деятельности

Каков замысел? Основная образовательная программа (ООП) фиксирует цели и результаты образования в данном ОУ, согласованные всеми участниками образовательного процесса определяет пути, средства и условия, необходимые для эффективного достижения этих результатов (как учебных, задаваемых ФГОС, так и относящихся к сфере социализации и компетентностного развития учащихся) разрабатывает механизм мониторинга ее реализации и итогового анализа результатов (в частности, через их представление в Публичном докладе ОУ по итогам учебного года).

Каков замысел? Результаты отказ от приоритета только репродуктивных (информационных) знаний умений и навыков результаты освоения основной образовательной программы рассматриваются как интегральная характеристика личности школьника, которая включает культурные предметные способы/средства действий (предметные результаты), универсальные учебные действия (ключевые компетентности), личностное развитие (наличие социального опыта, в том числе приобретаемого посредством общественно-полезных практик) школьника

Каков замысел? Условия этот раздел Стандартов носит общий характер и (кроме информационно-образовательной среды) прописан нейтрально по отношению к другим разделам Стандарта. Однако это не исключает использования результатов Комплексного проекта модернизации образования в части, касающейся условий при реализации Основной образовательной программы конкретного образовательного учреждения

Новое содержание образования Новое целеполагание для учащихся и родителей Новая цель образования ФГОС 2010 Новые требования к подготовке учителя Новые технологии обучения Новые средства обучения

ЧТО ФОРМИРУЕТ НОВУЮ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ ОБЩЕСТВА, СЕМЬИ И ГОСУДАРСТВА ШИРОКОЕ ВНЕДРЕНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕ МОЖЕТ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ ПЕРЕЧНЕМ ТРЕБОВАНИЙ К ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ. ОНО ДОЛЖНО ОХВАТИТЬ ВСЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ? - СИСТЕМУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ -СИСТЕМУ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ -СИСТЕМУ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

15 В традиционной системе образовательного процесса В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию содержания Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию содержания Транслирует информацию Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

Принципиальные отличия стандартов первого (2004 г.) и второго (2010 г.) поколений 2004 год Нормы и требования, определяющие обязательный минимум Сумма знаний Система универсальных ЗУНов Ключевые компетенции Развитие личности 2010 год Деятельностный подход Возрастная периодизация Конвенциональная норма Воспитание как ценностноориентирован- ный процесс Содержание образования и способы организации учебной деятельности Систематизация и дифференциация ключевых компетенций

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 17 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Стандарт как конвенциональная норма, общественный договор: общественный договор: ведущий компонент ФГОС – требования к ведущий компонент ФГОС – требования к результатам; результатам; договорные отношения между участниками договорные отношения между участниками образовательного процесса, педагогический образовательного процесса, педагогический контракт: контракт: вариативность образования; вариативность образования; за распределение ответственности за распределение ответственности достижение планируемых результатов достижение планируемых результатов

Инновации ФГОС акцент не на содержании образования, а на его результатах отказ от приоритета только репродуктивных (информационных) знаний умений и навыков результаты рассматриваются как интегральная характеристика личности школьника, которая включает в себе культурные предметные способы/средства действий (предметные результаты); универсальные учебные действия (ключевые компетентности); личностное развитие (наличие социального опыта, в том числе приобретаемого посредством общественно- полезных практик)

Оценивание в ФГОС оценивание достигаемых образовательных результатов оценивание процесса их формирования оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения

Система оценки Внутренняя оценка : учитель, ученик, родители Внутренняя оценка : учитель, ученик, родители Внешняя оценка : государственные службы Внешняя оценка : государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования мониторинг системы образования Государственная итоговая аттестация/итоговая оценка : обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые письменные работы, в) оценки за презентацию проектной работы и т.п. Государственная итоговая аттестация/итоговая оценка : обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые письменные работы, в) оценки за презентацию проектной работы и т.п. Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависит от ступени обучения Накопленная оценка

22 Стандарт как совокупность трех систем требований К результатам: -зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты -преемственность результатов для разных ступеней - зафиксирован системно- деятельностный подход

Стандарт как совокупность трех систем требований К структуре (ООП): -зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, и их соотношение -определены разделы ООП (содержательно и количественно) -интеграция учебной и внеучебной деятельности -включена «неаудиторная занятость»

24 Требования к условиям кадровые условия возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях повышение квалификации один раз в пять лет финансовые условия норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю материально-технические условия функциональный подход к определению условий (возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры информационная среда образовательного учреждения (ИОС)

25 Педагогический потенциал инновационной образовательной среды Организация коллективной деятельности и работы в группах Индивидуализация учебного процесса Психолого- педагогическая поддержка учебного процесса Реализация системно- деятельностного подхода Разноуровневость содержания образовательного ресурса Создание ситуации успешности для учащихся Гибкость организационной структуры обучения с использованием ДОТ Интенсификация процесса обучения Социализация учащихся Мотивация к самообразованию

Модель последовательности и содержания действий по введению нового ФГОС Формирование рабочей группы (Совета) по разработке проекта модернизированной образовательной системы Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе Разработка проекта модернизированной МСО Разработка плана-графика модернизации МСО Реализация запланированных изменений в МСО

Этапы деятельности по введению ФГОС 1 этап- Мониторинг существующей образовательной системы 2 этап – рекомендации по итогам мониторинга 3 этап – разработка проекта модернизированной образовательной системы 4 этап – разработка плана-графика модернизации 5 этап - реализация запланированных изменений в МСО

Выводы мониторинга готовности ОУ к введению новых ФГОС Достаточно ли предлагаемых изменений в компонентах существующей образовательной системы для приведения ее в соответствие с новыми образовательными стандартами? Соответствует ли характер предлагаемых изменений в компонентах образовательной системы требованиям новых стандартов и возможностям образовательного учреждения?

Схема организации деятельности по введению ФГОС Муниципальная рабочая группа (Совет) по введению ФГОС Проектная минигруппа Проектная минигруппа 1 Проектная минигруппа Проектная минигруппа 2 Проектная минигруппа Проектная минигруппа 3 Проектная минигруппа 4 Рабочая группа ОУ … Мониторинг готовности ОУ к введению ФГОС Единичные проекты Механизм контроля введения ФГОС

уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 11 МОНИТОРИНГМОНИТОРИНГ Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности ОТЧЕТНОСТЬОТЧЕТНОСТЬ

31 Состояние разработки и утверждения стандарта Стандарт начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) Стандарт основного общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года) Стандарт среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года)

График введения ФГОС в образовательной системе г.Читы уч. год уч. год -апробация ФГОС (4 ОУ : СОШ 21, 30, 9, 49) уч. год уч. год -продолжение апробации ФГОС в этих же ОУ уч.год уч.год -обязательное введение ФГОС во всех первых классах ОУ города -апробация ФГОС в 5-ых классах

«…исходя из перечисленных выше ключевых особенностей нового Стандарта, можно констатировать, что при введении ФГОС в массовую практику самостоятельность и ответственность образовательного учреждения резко повышается. При таком рамочном Стандарте при умном руководителе ОУ, профессиональном педагогическом коллективе есть шансы и возможность реализовать президентскую инициативу «Наша новая школа» Однако…». А.Б.Воронцов, кандидат педагогических наук, эксперт ИПОП «Эврика», генеральный директор ОИРО

Проблемы не разведены нормативные и рекомендательные документы одна примерная образовательная программа (нет реального выбора для ОУ и основы для создания собственной программы с учетом специфики и региональных особенностей образовательных учреждений) базисный учебный план необходимо задать в общем виде не разработано новое Положение об экспертизе учебников с описанием внятных и прозрачных критериев по поводу оценки соответствия новым ФГОС