МОДЕЛЬ инновационного опыта победителей конкурсов профессионального мастерства в системе деятельности ММС организации методической работы по диссеминации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система работы методической службы муниципального образования г. Шахты по распространению передового, инновационного педагогического опыта Галактионова.
Advertisements

Научно-методическая и опытно- экспериментальная работа по обновлению содержания современного школьного образования З.П.Горбенко.
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО на региональном и муниципальном уровнях как условие распространения.
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
Критерии осуществление учреждением образования методической, организационной, информационной, консультационной поддержки деятельности других учреждений.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
- организационные условия для разработки и внедрения моделей распространения инновационного педагогического опыта на основе сетевого взаимодействия и.
Роль методических служб в создании системы работы по распространению опыта участников конкурсов ПНПО Роль методических служб в создании системы работы.
Ра звитие системы методической работы в условиях внедрения ФГОС в МБОУ СОШ 12 Зорина Н. Л. МБОУ СОШ 12.
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
Координация сетевого взаимодействия как условие методического сопровождения деятельности ОУ Фигурина Г.В., директор Череповецкого филиала АОУ ВО ДПО «ВИРО»
Муниципальная модель методического сопровождения ФГОС общего образования.
Деятельность стажировочной площадки при МБОУ «Еласовская средняя общеобразовательная школа» с. Еласы 2012.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
1. Стабильность и положительная динамика высокого уровня и качества освоения обучающимися учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Подтверждение.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного педагогического образования информационно- методический центр муниципального образования «Холмский.
Транксрипт:

МОДЕЛЬ инновационного опыта победителей конкурсов профессионального мастерства в системе деятельности ММС организации методической работы по диссеминации инновационного опыта победителей конкурсов профессионального мастерства в системе деятельности ММС

Цели: обеспечение стратегии инновационного развития посредством вовлечения победителей конкурса ПНПО в систему практикосозидательного распространения эффективных образовательных практик; создание условий для диссеминации инновационного опыта, координация и информационное сопровождение процесса диссеминации инновационного опыта, повышение профессиональной компетентности учителей области и методистов региональной методической службы. Задачи: скоординировать деятельность методических служб на всех уровнях по анализу, обобщению и трансляции инновационного опыта победителей и участников ПНПО как потенциального ресурса повышения качества образования; выработать единую технологию систематизации материала об инновационном педагогическом опыте (ИПО), форматы его представления педагогическому сообществу на муниципальном, региональном и федеральном уровне с учетом современных технологий хранения, обработки и передачи информации и насыщения образовательных сред на основе ИКТ.

К наиболее значимым результатам конкурса учителей следует отнести создание сообщества педагогов, способного как к принятию нового в образовании, так и существенному наращиванию своего профессионального мастерства.

А также выявить адреса инновационного опыта и способствовать освоению конкретной инновации, а, следовательно, предполагать получение гарантированного результата инновационной деятельности.

Проблемы, выявленные в рамках конкурсов ПНПО отсутствие целостных представлений (знаний) у руководителей образовательных учреждений и учителей о педагогических инновациях; низкий уровень профессиональной культуры анализа и оценки собственной деятельности; недостаточный уровень профессионального взаимодействия учителей как внутри школы, так во внешкольной профессиональной деятельности.

Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих ее на новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация» мы полагаем, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения. Диссеминация позволяет распространить эти изменения в практику, возрождая, адаптируя и развивая различные элементы инновационной разработки, позволяет переносить новшества и саму инновационность на широкие слои педагогов. Работа инновационных групп ОУ-победителей конкурсов ПНПО по диссеминации создает условия для участия в новых проектах и позволяет им выходить на новые разработки.

Инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к себе, тому, что достигнуто, и поиски путей и средств развития своей практики. Без осознания участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности

Современное образование, а значит, и сознание каждого педагога оказываются сегодня объектом острого соперничества двух тенденций. С одной стороны, это инновационные ценности и реальные стремления к педагогическому гуманизму, творчеству и профессионализму. С другой авторитарные, консервативные установки и педагогические стереотипы, к сожалению, все еще существующие в педагогической среде.

Существует внутриличностный барьер, обусловленный как индивидуальными особенностями учителя, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые часто отражают стереотипы, существующие в обществе относительно конкретных инноваций. Выделим несколько стереотипов, тормозящие инновационные процессы : « Это у нас уже есть». Приводится пример, действительно сходный в некоторых чертах с предлагаемым новшеством. «Это у нас не получится». Перечисляется ряд особенностей, объективных условий, которые делают невозможным данное нововведение. «Это не решает наших главных проблем». Поза сторонника радикальных решений. Инноватор в этом случае получает черты недостаточно смелого и активного проводника подлинного прогресса. «Это требует доработки». У новшества выделяются его действительные недостатки, ограничения, недоработанные элементы, которые всегда неизбежны, ибо всякий проект нуждается в апробации и доводке в рабочем режиме. «Здесь не все равноценно» ставка на отсечение некоторых деталей, отчего новшество либо становится «безобидным» по своему инновационному потенциалу, либо оказывается бессмысленным и ощутимого эффекта уже не предвидится. «Есть и другие предложения». Подразумевается альтернатива данному новшеству, выдвигаемая другими авторами, школами.

5.Потребность в самореализации 4. Потребности в уважении; 3. Социальные потребности (любовь, дружба, принятие); 2. Потребности в безопасности (стабильность, порядок, законность); 1.Физиологические потребности ( голод, жажда, поддержание температурного баланса и др.);

Научность Информативность Логическая законченность информации Популярность Требования к описанию инновационного педагогического опыта

Критериями ценности опыта является его новизна для потребителя, актуальность для решения его собственных проблем, эффективность, включающая в себя такие показатели, как потенциальную полезность, надежность и перспективность.

Объективно новым опыт является только для его создателей. Все остальные будут иметь дело уже с используемым ранее опытом Если передаваемый опыт не обладает для школы или учителя определенной степенью новизны, то он не может быть для них ценным в принципе Новизна опыта Применительно к опыту, новизна является понятием относительным То, что для одних ново, для других может оказаться не новым и даже традиционным

актуальность решаемых с помощью распространяемого опыта проблем масштабность опыта: чем больший круг актуальных проблем он позволяет устранить, тем более актуальным является для пользователей. распространенность в массовой практике в масштабах образовательного учреждения, района, города, региона или всей Российской Федерации, иначе, с новизной. степень важности для определенных учителей школы, района и региона в целом. Актуальность опыта

Результативность или эффективность опыта Потенциальная полезность определяется полезным эффектом, который может быть получен в случае использования школой или учителем распространяемого опыта Данный эффект зависит от инновационного потенциала опыта, определяемого степенью превосходства заложенных в него идей, по сравнению с теми идеями, на которых построен прежний опыт функционирования системы

Надежность опыта Надежность опыта также обусловлена тем, какие теоретические положения легли в его основу. Показателем надежности выступает устойчивость, стабильность положительных результатов, получаемых в практике. Надежность зависит от степени готовности опыта к распространению и переносу в другие условия. Но тот или иной полезный эффект от использования передового опыта может быть получен с разной степенью вероятности.

Формы и методы распространения и сопровождения передового опыта – диссеминация

Уникальный авторский опыт Формы обобщения и представления опыта Методы распространения опыта Монографическое обобщение опыта Мастер-классы Педагогические мастерские Стажировка

Воспроизводимый опыт (локальные инновации) Формы обобщения и представления опыта Методы распространения опыта Методические разработки Статьи в педагогических и предметных методических журналах и педагогических сборниках Методический бюллетень Методический альбом Портфолио учителя Открытые уроки учителей для своих коллег из других школ Выступления учителей и руководителей школ с сообщениями из опыта своей работы Семинары-практикумы Различные виды обучающих и деловых игр Аукцион педагогических идей Социально-общественная презентация Конференции Самостоятельная работа обучаемых на своих рабочих местах

Опыт целостных преобразований отдельных подсистем работы школы (модульные инновации) Формы обобщения и представления опыта Методы распространения опыта Проспекты, информирующие об опыте школы Брошюры и сборники из опыта работы школы Портфолио школы Открытые уроки Разовые семинары для руководителей на базе школ- победителей Различные виды обучающих и деловых игр Постоянно действующие семинары учителей школы для групп учителей из других школ Консультации Конференции Социально-общественная презентация

Опыт преобразований образовательных учреждений как целостной системы (системные инновации) Формы обобщения и представления опыта Методы распространения опыта Проспекты, информирующие об опыте школы Брошюры и сборники из опыта работы школы Портфолио школы Монографическое обобщение опыта Постоянно действующие семинары для руководителей на базе школ- победителей Стажировки Реализация собственных программ системного развития Социально-общественная презентация

Основные функции методической службы как создателя сети координация, в том числе организация сетевого взаимодействия между донором и реципиентом; научно-методическое сопровождение процесса передачи продукта; описание практики, имеющегося инновационного опыта для повышения эффективности диссеминационных процессов; накопление информационных ресурсов, обеспечивающих информационную поддержку диссеминационных процессов; консалтинговая поддержка доноров и реципиентов; продвижение эффективных инноваций; экспертиза и аудит диссеминационных процессов и результатов; обучение участников диссеминационных процессов.

Модели диссеминации Модель «прямого» действия Модель «опосредованного» действия «Каскадная» модель

Модель «прямого» действия

Модель «опосредованного» действия

«Каскадная» модель

Распространение опыта участников ПНПО Субъекты диссеминации инновационные школы, осуществляющие распространение, передачу своего опыта Диссеминатор получатели и потенциальные пользователи опыта инновационных школ Реципиент Муниципальная методическая служба Создатель диссеминационной сети

Нормативно-правовая база работы творческой группы. Программа (план) работы Протоколы заседаний группы. Функциональные обязанности членов группы. Банк данных школ и педагогов-членов группы Программы мероприятий, проводимых членами группы. Протоколы проведенных мероприятий (с решением, ФИО ответственных). Методические материалы, разработанные членами группы. Мониторинг результатов внедрения опыта. Отчетная документация. Документация творческой группы по обобщению и распространению опыта

Одной из основных задач методических структур от областного уровня до уровня образовательного учреждения является качественное обеспечение новых направлений работы МС, осуществляемых в рамках выполнения областной программы реализации национального проекта «Образование», что заметно преображает формат их деятельности:

формирование банка данных о системе работы муниципальных методических служб по сопровождению программы реализации ПНПО в Ростовской области; - формирование банка данных инновационного опыта лучших учителей; - формирование банка данных образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, новые модели организации, содержания и технологий образовательного процесса; - формирование банка данных о повышении квалификации педагогических и руководящих работников областной образовательной системы; - обеспечение методического сопровождения конкурсов педагогического мастерства и лучших образовательных учреждений, корректировка инструментария их оценивания.

форма представления педагогического опыта педагога или образовательного учреждения, содержащая описание сущностных характеристик опыта и информационные характеристики в виде ключевых понятий опыта по составляющим образования (обучение, воспитание, дополнительное образование), а также экспертное заключение о возможном масштабе распространения опыта Информационная карта инновационного педагогического опыта

Заполнение информационных карт ИПО способствует: более четко разобраться педагогу или руководителю ОУ с тем, что он делает в своей практической профессиональной деятельности; конкретно сформулировать сущностные идеи своего педагогического опыта, вычленить ключевые понятия, характеризующие его опыт; эффективно представить свой опыт для распространения; провести обобщение опыта на более высоком уровне с учетом определения научно-теоретических основ; критически подойти к своему опыту и увидеть слабые западающие моменты, над которыми необходимо еще работать и которые нуждаются в корректировке.

Принципы, которыми необходимо руководствоваться при заполнении информационных карт ИПО Принцип соответствия. Принцип смысловой точности. Принцип доступности. Принцип краткости и лаконичности. Принцип логичности.

Информационная карта инновационного педагогического опыта ДиссеминаторТема опыта по направлениям инновационной деятельности Вид новшества Локальное Модульное Системное Формы и методы обобщения и представления опыта Формы и методы передачи опыта

Форма 2 Характеристика ресурсоемкости новшества п/пХарактеристика ресурсоемкости новшества Краткое описание ресурсоемкости новшества 1Необходимый период времени для освоения опыта 2Требования к уровню подготовленности членов педагогического коллектива, осваивающих опыт 3Требования к материально-технической базе школы, ее техническому оснащению 4Требования к наличию программно- методического обеспечения для нововведения 5Необходимый объем финансирования освоения новшества

Совершенствуя систему работы по диссеминации опыта лучших учителей и ОУ, в ходе проведения курсов повышения квалификации и стажерских практик методистов ММС, руководителей методических объединений нами обобщены и представлены :

- организационные условия для разработки и внедрения моделей распространения инновационного педагогического опыта на основе сетевого взаимодействия и принципах добровольности, открытости и доступности, совершенствование системы мониторинга диссеминационных процессов (опыт Аксайского района); - организационные условия деятельности школ и учителей, осваивающих распространяемый опыт через включение их в различные объединения: учебные, проектные, творческие группы, ассоциации, сообщества, межшкольные методические объединения и др. (опыт Красносулинского района);

- организация мероприятий по распространению опыта: публичных докладов, конференций, форумов, ярмарок, выставок, курсов; активизация экспертной и издательской деятельности, представление материалов на сайтах, в периодических изданиях и в сборниках, формирование дискуссионных клубов по различным проблемам развития образования (опыт г.Гуково); методическое сопровождение организации здоровьесберегающей среды в модели общеобразовательной школы как фактор эффективности в системе деятельности муниципальных и школьных методических (опыт Зерноградского района)