Японцы говорят: "Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу."

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общеучебные умения и навыки. Причин неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одной из главных является неумение учиться. Есть достаточно.
Advertisements

Общеучебные умения и навыки Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Н.В.Черноситова.
Формирование и закрепление универсальных учебных навыков на уроках информатики.
Педсовет «Универсальные (общеучебные ) умения и навыки – залог успешного обучения учащихся »
Общеучебные умения и навыки Учебно – организационные умения и навыки Учебно – коммуникативные умения и навыки Учебно – интеллектуальные умения и навыки.
Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Организация исследовательской работы на уроках МХК.
Творческие работы школьников Виды и особенности творческих работ.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Развитие у школьников умений исследовательской деятельности Методические рекомендации для учителя Николаева Е.Л.,зам. директора МОУ Рождественская средняя.
Руководитель МО НШ Мельник Ольга Анатольевна. отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
Мастер-класс Деятельность – единственный путь к знанию.
Наверное, мне просто повезло, Что родилась я в этакой глубинке, Лесами окаймленное село, Оплот покоя в счастье-паутинке.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Транксрипт:

Японцы говорят: "Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу."

«Педагогические условия формирования общеучебных умений у младших подростков в процессе обучения» Деменкова Наталья Викторовна МОУ средняя общеобразовательная школа 8

Объект исследования: процесс обучения в основной школе Предмет исследования: педагогические условия формирования общеучебных умений у младших подростков в общеобразовательной школе Цель исследования: теоретически обосновать и выявить необходимые и достаточные педагогические условия формирования общеучебных умений у младших подростков в процессе обучения

Гипотеза Общеучебные умения у младших подростков могут быть продуктивно сформированы в процессе обучения при соблюдении следующих групп педагогических условий: 1. организационно-педагогических; 2. дидактических; 3. Психолого-педагогических

Задачи: Уточнить содержание основных понятий и раскрыть теоретические подходы к проблеме формирования учебных умений; Выявить в процессе обучения организационно- педагогические условия; Установить в процессе обучения дидактические условия; Определить в процессе обучения психолого- педагогические условия

Общеучебные умения и навыки 1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся: определение индивидуальных и коллективных учебных задач; выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение различными формами самоконтроля; оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; постановка цели самообразовательной деятельности; определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.

2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся: работа с основными компонентами учебника; использование справочной и дополнительной литературы; различение и правильное использование разных литературных стилей; подбор и группировка материалов по определенной теме составление планов различных видов; создание текстов различных типов; владение разными формами изложения текста; составление на основе текста таблицы, схемы, графика; составление тезисов, конспектирование; подготовка рецензии; владение цитированием и различными видами комментариев; подготовка доклада, реферата; использование различных видов наблюдения; качественное и количественное описание изучаемого объекта; проведение эксперимента;

3. Учебно-логические общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся: определение объектов анализа и синтеза и их компонентов; выявление существенных признаков объекта; определение соотношения компонентов объекта; проведение разных видов сравнения; установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; классификация информации; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения.

4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся: выслушивание мнения других; владение различными формами устных публичных выступлений; оценка разных точек зрения; владение приемами риторики; организация совместной деятельности; владение культурой речи; ведение дискуссии.

Фрагмент таблицы общеучебных и предметных умений и навыков по литературе 5 класс6 класс7 класс8 класс Выделять главное в абзаце и более объемном тексте Уметь сужать, расширять текст, переформулировать тему Обобщать содержание разных текстов для составления тематических сообщений Извлекать концептуальную информацию из текста, на ее основе составлять тезисы Делить текст на части, находить в каждой основное понятие и егопризнаки, ключевые слова Выявлять в тексте функционально- смысловые элементы, выполнять анализ текста на основе вопросов учителя Выбирать адекватные словесные средства из текста для характеристики историко-культурного явления Анализ лирического текста и драматического произведения с точки зрения стиля Знакомство с функционально- смысловыми типами текста с целью создания собственного произведения Развитие умения писать отзыв на произведение, который включает элементы анализа Развитие умения сопоставлять тексты разных жанров, объединенных общей проблематикой Составление различного вида докладов (иллюстративный, исследовательский)

Фрагмент таблицы общеучебных и предметных умений и навыков по истории 5 класс6 класс 7 класс 8 класс Сравнение явлений и фактов одного порядка Сравнение явлений и фактов в рамках одного предмета с выявлением причинно-следственных связей Сопоставительный анализ фактов и явлений разного порядка с установлением их взаимосвязи Установление связей через общественно- исторические и культурные закономерности развития общества Постановка прямых и уточняющих вопросов Постановка разного вида вопросов на выявление скрытой информации Постановка проблемных вопросов при анализе и сопоставлении различных событий Разрешение проблемных вопросов через раскрытие межпредметных связей Оценка и самооценка способа действий Оценивание ответов других с внесением собственных дополнений и уточнений Составление комментария к ответу других и анализ собственного ответа Самостоятельная выработка критериев работы и устных ответов с их последующим анализом

Варианты методических приемов по формированию общеучебных умений и навыков по отдельным предметам Алгоритм постановки проблемного вопроса (история) 1. Внимательно прочитайте текст, уясните его содержание. 2. Выделите главную мысль (ключевые моменты, основные идеи). 3. Обратите внимание на наличие противоречий (несоответствий, различие подходов, объяснений). 4. Определите, в чем суть выявленных противоречий; насколько они существенны. 5. Сформулируйте на основе этих противоречий проблемный вопрос, подумайте о возможных вариантах ответа на него. Структура проблемного вопроса: указание на объекты, указание на направление изучения объектов, наличие явного или скрытого противоречия.

Рекомендации по составлению тезисов ответа или сообщения (литература) 1. Прочтите текст источника, следя за развитием главной мысли в нем. 2. Составьте план ответа, исходя из содержания прочитанного текста. 3. Разверните каждый пункт плана в виде одного-двух тезисов, содержащих основные теоретические положения и обосновывающие изложенные в источнике факты. 4. Проверьте, все ли основные положения источника раскрыты в тезисах, нет ли расхождения между формулировкой темы и ее раскрытием в тезисах. 5. Расположите тезисы в соответствии с логикой вашего ответа.

Требования к оформлению лабораторной работы по физике 1. Указания номера и полного названия лабораторной работы. 2. Четкость формулировки цели работы. 3. Соблюдение последовательности этапов работы. 4. Определение способов действий и ожидаемого результата. 5. Описание хода работы (таблица измерений, графическое оформление, вычисления). 6. Подведение итогов работы и выводы по ней.

Общие требования к основным видам учебной деятельности Анализ текста 1. Прием информации восприятие текста, его смыслового содержания. 2. Осмысление прочитанного соотнесение прочитанного с имеющимися знаниями. 3. Выделение в тексте главного, существенного в соответствии с заданием. 4. Свертывание текста преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. Свернутый текст отличается от изначального способом обозначения объекта: он не описывает, а лишь указывает на объект. 5. Переформулирование (трансформация) обработка новой и известной ранее информации, полученной в результате ее отбора. Результатом переработки информации является уменьшение ее объема за счет исключения повторов, подробностей или путем обобщения однородных компонентов. 6. Создание нового текста в соответствии с заданием.

7 наиболее важных общеучебных умений организация рабочего места; организация и распределение времени; умение внимательно слушать и наблюдать; умение запоминать учебный материал; планирование собственной деятельности; самоконтроль и саморегуляция деятельности; самоанализ и самооценка учебных действий.