1 ЕГЭ и Общероссийская система оценки качества образования Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Караваева Любовь Викторовна Начальник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения.
Advertisements

Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО)
1 Управление качеством образования и Общероссийская система оценки качества образования.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ построения общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) Профессор Долматов Александр Васильевич.
МОУ СОШ 2 ЮРЬЕВЕЦ 2010 ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
2 Основные понятия РСОКО Качество образования – это совокупность свойств образования, определяющих его пригодность удовлетворять запросам потребителей.
Региональная система оценки качества образования.
Татьяна Марковна Гозман, заместитель начальника управления, к.п.н., доцент Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Концепция РСОКО Воронежской области Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области Воронеж, 2012.
ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценки качества образования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа 1 с углублённым изучением.
Ф е д е р а л ь н о е а г е н т с т в о п о т е х н и ч е с к о м у ре г у л и р о в а н и ю и м е т р о л о г и и Государственное образовательное учреждение.
« Управленческая проблематика внедрения образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» Н.М.Шадрина, эксперт ИПОП «Эврика»
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Система оценки качества образования формирование региональной модели.
1 «Формирование и развитие региональной системы оценки качества образования: проблемы и перспективы». 9 октября, 2008 г. г. Нальчик КПМО КБР
Концепция создания нормативно-правовой базы, методических основ и систем информационного обеспечения органов исполнительной власти.
ВЕБИНАР Исследовательские аспекты построения общероссийской системы оценки качества образования: задачи в зоне ближайшего развития 3 февраля 2012 года.
Модель внутриучрежденческой системы оценки качества образования МБОУСОШ 21.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
1 Качество образования- Качество образования- мера соответствия полученных образовательных результатов заявленным (ЗУН, компетентности и ценности)
Транксрипт:

1 ЕГЭ и Общероссийская система оценки качества образования Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Караваева Любовь Викторовна Начальник отдела организации и координации работ Управления контроля и оценки качества образования

2 Концепция модернизации российского образования до 2010 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года 1756-р): разработка подходов к независимой объективной оценке качества образования, совершенствование контрольных процедур Федеральная целевая программа развития образования на годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года 803) Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год : создание объективной системы оценки качества образования в Российской Федерации Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года (одобрены Правительством Российской Федерации от ): создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).

3 Основные направления модернизации образования ДОСТУПНОСТЬ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ Обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании

4 Основные показатели Федеральной целевой программы развития образования на годы Изменение содержания образования Обновление содержания профессионального образования Развитие современных информационных технологий в сфере образования Создание системы непрерывного образования Повышение качества общего образования Повышение конкурентоспособности российского образования Повышение доступности высшего образования по социальным и территориальным основаниям Совершенствование структуры системы образования Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования

5 Госсовет «О развитии образования в РФ» (Приоритетные задачи) Доступность и качество образования Новые управленческие технологии и финансовые механизмы в образовании Воспитание личности и поддержка педагогических кадров Поддержка инновационных программ вузов Направленность программ СПО и НПО на рынок труда Интеграция в международные образовательные процессы и конкурентоспособность отечественного образования

6 Ключевые направления образовательной политики Открытость образовательной системы и критериев качества Создание общероссийской системы оценки качества образования Массовое использование современных информационных технологий Влияние работодателей на профессиональное образование Создание попечительских советов ОУ

7 Первоочередные задачи Рособрнадзора по реализации направлений образовательной политики Построение общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) Завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) Введение новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений

8 Принятые документы для обеспечения работ по ОСОКО Решение Правительства РФ от ; Приказ Минобрнауки России от «Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 года» п. 12. «Создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования»

9 Из Концепции ОСОКО ОСОКО – не новая административная структура с жесткой иерархической организацией. ОСОКО не может быть создана единовременно. ОСОКО будет вырастать постепенно, по мере осознания необходимости в тех или иных элементах ОСОКО.

10 Современные тенденции развития оценки качества образования комплексное рассмотрение проблем оценки качества образования, управления качеством образования и обеспечения качества образования; более широкое понимание образовательных достижений сочетание внутренней и внешней оценки качества образования; расширение круга влияния потребителей образовательных услуг на их качество; проведение широкомасштабных мониторинговых исследований качества образования на национальном и международном уровнях как основы для принятия управленческих решений; развитие публичной отчётной о качестве образования на всех уровнях образования

11 Этапы формирования системы оценки качества образования 1.Начальный (формирования отдельных элементов системы); 2.Развития (оформление сети специализированных в области оценки качества образования научно- исследовательских, научно-методических структур); 3.Интегральный (формирование системы оценки качества образования)

12 Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО) – это совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений и выявление факторов, влияющих на образовательные достижения

13 Качество образования – это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям

14 Цели ОСОКО – получение объективной информации о качестве образования для доведения ее до потребителей образовательных услуг; – также эффективной реализации государственной политики в сфере образования

15 Основные принципы формирования ОСОКО реалистичность показателей качества образования, а также их соответствие нормативным правовым актам и социальной значимости; участие потребителей образовательных услуг в организации оценки качества образования (разработка технологии, оценочных средств) и в её проведении (участники и/или наблюдатели); учёт социально-экономических и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации; открытость и прозрачность всех процедур оценки качества образования; доступность информации о состоянии и качестве образования

16 Подходы к построению ОСОКО: использование существующих формы контроля качества образования, созданную инфраструктуру в рамках ЕГЭ; Использование механизмов и процедур: - ЕГЭ; - новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений; - аккредитации образовательных учреждений; - мониторинговых исследований (в том числе и международных – PISA, PIRLS, TIMSS); - диагностических обследований (готовность к обучению в начальной и основной школе); - сбора статистических данных

17 Направления ОСОКО Общее образование ПрофессиональноеобразованиеПрофессиональноеобразование Начальная школа (1-4 классы) Основная школа (5-9 классы) ВПО Старшая школа (10-11 классы) СПО Аттестация и диагностикаФедеральныймониторингМеждународныемониторинговыеисследования НПО

18 Принципы отбора показателей для ОСОКО ориентация на требования внешних пользователей; учет потребностей системы образования; минимизация и технологичность показателей; иерархичность показателей; сопоставимость показателей с международными аналогами; соблюдение морально-этических норм в отборе показателей; оптимальность использования источников первичных данных (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности)

19 Показатели ФЦПРО Официальная федеральная статистическая отчетность: удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ, от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ; доля выпускников XI (XII) классов, прошедших государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ, от общего количества выпускников XI (XII) классов. Укрупненные ведомственные показатели: количество субъектов Российской Федерации, участвующих в экспериментальной апробации моделей контроля качества образования; доля вузов и ссузов, осуществляющих прием по результатам ЕГЭ; доля выпускников XI (XII) классов, прошедших государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ, от общего количества выпускников; доля лиц, принятых в вузы и ссузы по результатам ЕГЭ, от общей численности принятых;

20 Показатели ФЦПРО количество разработанных экзаменационных заданий в рамках внешней системы оценки качества образования учащихся IX классов; объем банка тестовых заданий для учащихся IX и выпускников XI (XII) классов, сдающих государственную (итоговую) аттестацию; объем банка разработанных экзаменационных заданий для учащихся IX и выпускников XI (XII) классов, сдающих государственную (итоговую) аттестацию в иных формах; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области оценки и контроля качества образования; количество всероссийских, межрегиональных, региональных совещаний и конференций по вопросам оценки и контроля качества образования; количество оборудованных и модернизированных региональных центров обработки информации и пунктов первичной обработки информации.

21 Уровни общероссийской системы оценки качества образования Дошкольное образование Начальное образование, Основное общее образование, 5-9 Среднее (полное) общее образование, (12) Начальное профессиональное образование ССУЗы ВУЗы курсы ВУЗы курсы РЫНОК ТРУДА Внутренний контрольВнешняя оценка Внутренний контроль и внешняя оценка Внутренний контроль Внутренний контроль и внешняя оценка Бакалавриат Магистратура

22 Организационные структуры ОСОКО РОСОБРНАДЗОР УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ОСОКО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ СЛУЖБА СЕРТИФИКАЦИИ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ЦЕНТР РАЗРАБОТКИ КИМ СЛУЖБА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, АТТЕСТАЦИИ И АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СЛУЖБА АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРОФИЛЯ ИНФОРМАЦИОННО АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РОСОБРНАДЗОРА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ИСМО РАО

23 Направления работ для построения ОСОКО анализ использующихся процедур и механизмов; упорядочивание информационных потоков из первичных источников (разные уровни образования); координация и разграничение полномочий различных структур (аттестационных, методических, инспекторских и др. служб контроля и оценки); объективизация существующих экспертных процедур и технологий; введение механизмов обязательной общественно- профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений; централизованная разработка диагностических средств и их сертификации; разработка и внедрение программ повышения квалификации и переподготовки работников образования в области оценки качества образования

24 Основные пользователи результатов ОСОКО обучающиеся и их родители; педагогические коллективы школ и преподаватели ВПО, СПО и НПО; органы управления образованием; работодатели

25 ОСОКО будет способствовать: развитию и совершенствованию структур и механизмов контроля качества образования; принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве образования

26 Условия использования результатов ЕГЭ в системе оценки качества образования Сравнимость результатов по годам Содержательная интерпретация результатов Наличие факторов, позволяющих объяснять полученные результаты Сопоставимость системы ЕГЭ с национальными и международными исследованиями Использование единой системы взаимодополняющих показателей и подходов к разработке инструментария; Учёт международных тенденций в разработке инструментария ЕГЭ, обработке и анализе результатов

27 Анализ результатов ЕГЭ полу чить обобщенную информацию об уровне и качестве общеобразовательной подготовки выпускников; оценить степень овладения обязательном минимуме содержания и требованиях к уровню подготовки выпускников; получить информацию для: -формирования содержания новых образовательных стандартов; -обеспечения реалистичности требований к уровню подготовки выпускников и возможности измерения их достижения; определить направления по совершенствованию образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов; оценить качество контрольных измерительных материалов и наметить пути их совершенствования.

28 Выводы: ЕГЭ позволяет получить информацию только об уровне общеобразовательной подготовки по отдельным предметам (достижение обязательного и повышенного уровней подготовки по предмету). ЕГЭ позволяет получить информацию только об уровне общеобразовательной подготовки тех выпускников, которые сдавали ЕГЭ. Результаты ЕГЭ нельзя переносить на генеральную совокупность всех выпускников РФ. Для управления качеством образования необходимо иметь информацию о результатах образования и факторах, влияющих на эти результаты. Для определения политики в области образования необходимо иметь динамику развития системы образования. При определенных условиях ЕГЭ может стать частью системы оценки качества образования.

29 ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (РСОКО)

30 При формировании модели РСОКО необходимо определить: цель РСОКО; задачи РСОКО; субъекты и объекты РСОКО; группы потребителей результатов РСОКО разработать и утвердить: Положение о РСОКО (включая перечень приоритетных региональных показателей качества образования, а также основных направлений и этапов оценки качества образования)

31 В целях эффективного развития РСОКО необходимо: разработка и сертификация оценочных материалов на единой концептуально-методологической базе; разработка и внедрение мониторинговых исследований образовательных результатов обучающихся на основе компетентностого подхода на всех ступенях регионального образования, а также регулярных исследований, касающихся всех сторон жизни образовательного учреждения – качества преподавания, учебников и других учебных материалов, объективности оценок, состояния учебных помещений, удовлетворённости обучающихся и обучающих образовательным процессом и т.д.; привлечение потребителей образовательных услуг (например, объединения работодателей) к организации и проведению оценочных процедур; разработка технологии и инструментария, позволяющего фиксировать и оценивать внеучебную активность обучающихся (портфолио).

32 Результативность РСОКО Инфраструктура; Система вовлеченности потребителей образовательных услуг в оценку качества образования; Система информационного сопровождения; Система использования результатов оценки качества образования для повышения качества и доступности образования

33 Результативность РСОКО Инфраструктура: Нормативное правовое обеспечение; Научно-методическое и концептуально- методологическое обеспечение; Финансовое обеспечение; Материально-техническое обеспечение; Кадровое обеспечение

34 Результативность РСОКО Система вовлечённости потребителей образовательных услуг в оценку качества образования: группы потребителей; виды оценок, проводимые с участием потребителей образовательных услуг

35 Результативность РСОКО Система информационного сопровождения образования: содержание информации, необходимое для каждой категории потребителей образовательных услуг; электронная система информирования о качестве образования; ежегодный региональный доклад о качестве образования

36 Результативность РСОКО Система использования результатов оценок качества образования повышение профессиональной квалификации учителей; повышение профессиональной квалификации управленцев в области образования; подготовка аналитиков-экспертов в области анализа результатов оценки качества образования; программа повышения качества образования для конкретного образовательного учреждения.

37 Эффекты РСОКО повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием; обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения; индивидуализация образования, развитие академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов; создание инструмента общественного участия в управлении социально-образовательной средой; обоснованные управленческие решения на региональном и муниципальном уровнях, а также уровне образовательного учреждения.