LOGO www.themegallery.com Click to edit subtitle style Моделирование образовательного процесса в ДОУ на основе Федеральных государственных требований к.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации.
Advertisements

Стандарты в дошкольном образовании Конева Л.А., ст. методист ЦЭВД «ДКГ»
Родителям о ФГТ. Характеристики программы - обязательность и примерность Задачи, содержание, объём образовательных областей, основные результаты освоения.
ФГТ. ФГТ. Требования к выпускнику дошкольного учреждения интегративные качества ребенка - выпускника детского сада.
Портрет выпускника ДУ Автор: Вавилина Ольга Савватиевна, воспитатель МБОУ «ЕСШ» СП «Звездочка» п.Ерцево Коношского района Архангельской области.
Портрет выпускника детского сада в соответствии с ФГОС.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления 10 » Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека,
Портрет будущего первоклассника Педагог- психолог Марихан В.А МБДОУ детский сад 8.
Семинар «Формирование интегративных качеств у дошкольников» Материал подготовили: Безрукова Е. А. Абдрашитова Х.А. Панченко Л.А. Пашкова Е.В. МДОУ 26 г.
Вторая младшая группа у.г.. Педагоги группы. Гончарова Екатерина Васильевна – воспитатель Балалова Надежда Валерьевна – помошник воспитателя.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения Подготовка к школе.
Интегративные качества ребенка как результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования Щурская Елена Евгеньевна, ст. преподаватель.
Анализ программ дошкольного образования в соответствии с ФГТ Гаврилова Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования.
Мониторинг в ДОУ в соответствии с ФГТ. Р езультаты освоения дошкольниками примерной основной общеобразовательной программы должны быть сформированы в.
ПОРТРЕТ дошкольника, поступающего в школу. -владение основными культурно-гигиеническими навыками -сформированность основных физических качеств и потребности.
ПОРТРЕТ дошкольника, поступающего в школу методист структурного подразделения «Социально-психологическая деятельность» Прохорова Галина Александровна.
ПОРТРЕТ дошкольника, поступающего в школу Старший воспитатель детского сада 565 Фёдорова Елена Алексеевна.
Матвеева М.Г., педагог-психолог ГМЦ. * Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об.
С ТАНДАРТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Федина Нина Владимировна, к.п.н., заместитель директора по дошкольному образованию.
Транксрипт:

LOGO Click to edit subtitle style Моделирование образовательного процесса в ДОУ на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Logo Статья 9 закона РФ «Об образовании» Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования.

Logo Общеобразовательная программа дошкольного образования Примерная общеобразоват ельная программа Основная общеобразова тельная программа

Logo Основная общеобразовательная программа направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, специфики и вида общеобразовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников) Основные образовательные программы определяют соотношение учебного времени на изучение образовательных областей и соотношение инвариантной и вариативной части программы.

Logo Основная общеобразовательная программа дошкольного образования - программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации

Logo Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – Определяет обязательную (инвариантную) часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Представляет собой базис содержания дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанниками психологической и физической готовности к школе.

Logo Примерные общеобразовательные программы 1. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста" под редакцией Л.А.Парамоновой (М.Карапуз-Дидактика.2004) создана по заказу Министерства образования РФ в рамках Федеральной программы развития образования/ Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации г.) 2. Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. – М., 2008 Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГУ «Федеральный институт развития образования» Разработчики Т.И.Алиева; Т.Н.Доронова, О.Е.Веннецкая, Т.И.Гризик, Е.В.Соловьева, М.А.Рунова, П. И. Храмцов, С.Г.Якобсон. 3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. «Институт стратегических исследований в образовании» совместно со специалистами ФГУ «Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ», НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена», «Московский городской психолого-педагогический университет», «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина», «Челябинский государственный педагогический университет»

Logo «УСПЕХ» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Руководитель авторского коллектива: Н. В. Федина, канд. пед. наук Авторы: Н. О. Березина, Т.И. Гризик, Т. Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, О. Н. Сомкова, Н. В. Федина и др.

Logo Название Программы отражает основную миссию всей системы непрерывного образования РФ формирование успешных граждан. Успешность маленьких россиян это результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования по направлениям: Социально-личностное развитие; Познавательно-речевое развитие; Единство физического развития и воспитания культуры здоровья; Художественно-эстетическое развитие.

Logo Характеристики программы - обязательность и примерность Задачи, содержание, объём образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Каждое дошкольное образовательное учреждение свободно в выборе программных тем, форм, средств и методов образования с учётом индивидуальных особенностей развития воспитанников.

Logo Принципиальным отличием Программы от большинства предыдущих (типовых и ряда вариативных) программ является исключение из образовательного процесса воспитанников от 3 до 6 лет учебной деятельности как не соответствующей закономерностям развития ребёнка на этапе дошкольного детства

Logo Формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.

Logo Принцип интеграции содержания дошкольного образования альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей Программы. Принцип событийности

Logo Структура Программы « Возрастные особенности детей»; «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей» («Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество») «Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» «Примерная циклограмма образовательной деятельности» представляет собой основу технологии работы педагогов по реализации Программы

Logo Основная общеобразовательная программа дошкольного образования обязательная часть, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом ; часть, формируемая участниками образовательно го процесса

Logo Причины введения ФГТ 1 Вариативность дошкольного образования 2 Преобладание занятий как основной формы обучения детей 3 Дисбаланс образовательн ой нагрузки по основным линиям развития ребенка

Logo Причины введения ФГТ Анализ содержательной составляющей вариативных программ и определенного в них объема образовательной нагрузки позволил сделать следующие выводы: 1) «цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка: - познавательно-речевое; - физическое; - социально-личностное; - художественно-эстетическое. 2) «наполненность» каждого из вышеперечисленных направлений в программах неоднородна в количественном и качественном отношении (конструирование; в одни программы включено в познавательно- речевое развитие детей, в другие – в художественно-эстетическое, в третьих – рассматривается отдельно, вне какого-либо направления); 3) в настоящее время отсутствует единая точка зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования; 4) объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно:

Logo Объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах: % занятий 19 – 20% 0 – 13% познавательно - речевое развитие художественно - эстетическое развитие % физическое развитие социально - личностное развитие

Logo Назначение ФГТ Выравнивание стартовых возможностей при подготовке к школьному обучению Обеспечение равнодолевого содержания по всем направлениям развития ребенка Решение образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности Необходимость реализации принципа научной обоснованности и практической применимости

Logo Содержание образования «Образовательная область» – структурно- смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

Logo Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность

Logo Образовательная область "Физическая культура" формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Logo Образовательная область "Здоровье" сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Logo Образовательная область "Безопасность" формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Logo Образовательная область "Социализация" развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Logo Образовательная область "Труд" развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

Logo Образовательная область "Познание" сенсорное развитие; развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Logo Образовательная область "Коммуникация" развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи

Logo Образовательная область "Чтение художественной литературы" формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Logo Образовательная область "Художественное творчество" развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству

Logo Образовательная область «Музыка» развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству

Logo Линии развития ребенка Образовательная область Разделы программы Используемые программы, технологии, методические пособия Физическое развитие Физическая культура Здоровье Познаватель но - речевое развитие Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Социально - личностное развитие Социализация Труд Безопасность Художествен но - эстетическое развитие Музыка Художественное творчество Соотношение примерной общеобразовательной программы и образовательных областей

Logo НОД – Непосредственно образовательная деятельность ОД в ходе режимных моментов Структура образовательного процесса Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей

Logo Модель образовательного процесса Образовательная область «Социализация» Непосредственно образовательная деятельность Образовательн ая деятельность в ходе режимных моментов Самостоятель ная деятельность детей Взаимодействие с семьями воспитанников Сюжетно-ролевые игры, беседы, чтение детям худ. литературы, наблюдение, беседы, экскурсии и др. Заполнение страницы портфолио Презентация достижений ребенка Сюжетно- ролевые игры на прогулке Беседы Разрешение проблемных ситуаций Чтение художественно й литературы Сюжетно- ролевые игры Рассматриван ие иллюстраций Рассматриван ие портфолио Встречи с интересным человеком Работа над портфолио Праздники Клубы по интересам и пр.

Logo Организация образовательного процесса Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется. 65% = 7ч. 48 мин. 6 ч. 48 мин. 80% = 9 ч. 36 мин. 8 ч. 24 мин.

Logo Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования Структура обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования Возрастная группа 3-4 года4-5 лет5-6 лет6-7 лет Удельный вес в режиме полного дня (12 часов) Непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов 14-17%19-22%26-29%33-35% Самостоятельная деятельность детей 25-30% Взаимодействие с семьями детей 5-10% Итого: 44-57%49-62%56-69%63-75%

Logo Расчет образовательной нагрузки для детей 3 – 4 лет 46 минут в день 70 минут в день 25 – 30% 5 – 10% Образова - тельная деятельность в ходе режимных моментов Взаимодействие с семьями детей Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность Образовательная деятельность составляет примерно 60 – 70% от 6 ч. 48 мин.

Logo НОДОД в ходе режимн ых моменто в Самосто ятельна я деятель ность детей Взаимод ействие с семьей Наблюде ние за трудом взрослы х, труд в природе, хозяйств енно- бытовой труд и др. 3Труд на прогулке 5 Образовательная область « Труд »

Logo Режим дня ВремяРежимн ые моменты понедел ьник вторниксредачетвергпятница 7.00 – 8.00 Прием детей, игры, самосто ятельна я деятель ность детей Чтение худ. литерат уры, беседы о события х выходно го дня Дидакти ческие игры, слушани е музыки

Logo Результативность образовательного процесса Любая образовательная программа нацелена на изменение «исходного состояния» ребенка и переход его в качественно иное, новое состояние. Если процесс изменения отождествляется с процессом обучения, то есть с приобретением конкретных знаний, умений и навыков, то, соответственно, и результатом освоения программы являются ЗУНы. Определение результата освоения основной образовательной программы дошкольного образования возможно через понятие качества как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте. «Развитие есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С.Выготский).

Logo Качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.

Logo Содержание понятия качества применительно к дошкольному образованию - качества как результаты освоения образовательной программы определяются в той же логике, что и цель, и содержание дошкольного образования (наличие признаков целостности, системности, интегративности); - обозначение цели развития ребенка через формирование у него указанных качеств позволяет подойти к решению проблемы его развития как целостной личности, а не по отдельным составляющим (например, как к набору знаний, умений и навыков или соответствующих компетенций); - если в процессе дошкольного образования мы делаем акцент на развитие (а не обучение) детей, то результатом любого развития является достижение нового качественного состояния; ребенок в возрасте 7-и лет, если правильно организовано его развитие, действительно, переходит в новое качественное состояние, существенно отличающее его от самого себя в возрасте от 3 до 7 лет; - сформированные качества ребенка – это, в большинстве случаев, результат всего периода дошкольного образования, но каждое качество, являя собой совокупность признаков, свойств, позволяет нам на протяжении всего периода от 3 до 7 формировать его отдельные составляющие – то есть некие промежуточные (не интегративные) результаты.

Logo Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально- нравственное развитие; Физические – качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо- и физиометрические показатели; Интеллектуальные – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).

Logo Основания выбора качеств - по принципу интегративности (то есть возможности формирования в ходе освоения всех или большинства образовательных модулей); - в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития был правильно организован; - на пересечении интересов и потребностей семьи, государства и общества в сфере дошкольного образования (именно поэтому социальный, а не психолого-педагогический портрет); - с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения основной образовательной программы.

Logo Портрет выпускника

Logo Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

Logo эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Logo способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.); способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

Logo имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.