Алексей Константинович Толстой 1817 – 1875 Двух станов не боец, А только гость случайный…

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алексей Константинович Толстой 1817 – 1875 Двух станов не боец, А только гость случайный…
Advertisements

Творческий путь А.К. Толстого. Краткая биография. Родился 24 августа 1817 года в Петербурге в дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование Литературным.
Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал,
Толстой Алексей Константинович Стихи Алексей Константинович Толстой.
Алексей Константинович Толстой
Алексей Константинович ТолстойПсевдонимы:участник группы Козьма Прутков Дата рождения:24 августа (5 сентября) 1817 Место рождения:Санкт- Петербург, Российская.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное.
В Отчизне пламени и слова Поэзия Алексея Константиновича Толстого ( )
Алексей Константинович Толстой ( ) Я один из двух или трех писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение мое состоит.
А.К.Толстой. Стихотворения «Средь шумного бала, случайно...», «История государства Российского...» Урок литературы 10 класс.
Сделали Ученики 6 Б класса Новиков Семен Евсейчик Кирилл Стихотворение Где гнутся над омутом лозы Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет,
МКВ ( С ) ОУ В ( С ) ОШ 20 г. Чита Кожевникова С. А., куратор 10 м группы.
Сделали Ученики 6 Б класса Новиков Семен Евсейчик Кирилл Стихотворение Где гнутся над омутом лозы Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет,
Алексей Константинович Толстой. Толстой Алексей Константинович, писатель, поэт, драматург, родился вТолстой Алексей Константинович, писатель,
24 августа сентября 1875 Отец граф Константин Петрович Толстой ( ). Мать - Анна Алексеевна Перовская. Она разошлась с мужем сразу после.
А. К. Толстой А. К. Толстой ( ), Презентацию выполнил Уметов Марат.
Подготовила ученица 10 класса Субаева Динара Учитель – Горбунова Л.А
Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: Алексей Константинович Толстой.
Эпоха Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX. Подготовила ученица 9 «В» класса Пастухова Дарья Проверила Родинова Татьяна Владимировна.
Транксрипт:

Алексей Константинович Толстой 1817 – 1875 Двух станов не боец, А только гость случайный…

Поэт, драматург, прозаик Отец – граф К.П. Толстой Мать – А.А. Перовская Троюродный брат Л.Н. Толстого Воспитывался дядей А.А. Перовским (псевдоним – Антоний Погорельский)

«Марать бумагу и писать стихи» начал с 6 лет 1834 – студент московского архива министерства иностранных дел 1835 – экзамен на чин при Московском университете 1837 – назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне 1840 – 2-е отделение собственной е.и.в. канцелярии Делопроизводитель комитета о раскольниках 1843 – камер-юнкер 1851 – церемониймейстер двора

1850 – участие в ревизии Калужской губернии, знакомство с Гоголем. Поддерживал дружеские или приятельские отношения с И.С. Тургеневым, Я.П. Полонским, И.А. Гончаровым, К.К. Павловой, А.А. Фетом, историком Н.И. Костомаровым и др. Светский человек (двоюродные братья Алексей и Владимир Жемчужниковы) Страстный охотник полюбил жену полковника конной гвардии Софью Андреевну Миллер. Брак был оформлен лишь в 1863 году.

Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной – Моей души коснулась ты: Она тревожна, как листы, Она, как гусли, многострунна! Житейский вихрь ее терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом; Твоя же речь ласкает слух, Твое легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье или 52

Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты; Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит. В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь – Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь, И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю… Люблю ли тебя – я не знаю, Но кажется мне, что люблю! 1851 Не верь, мой друг, когда, в избытке горя, Я говорю, что разлюбил тебя, - В отлива час не верь измене моря, Оно к земле воротится, любя. Уж я тоскую, прежней страсти полный, Мою свободу вновь тебе отдам – И уж бегут с обратным шумом волны Издалека к любимым берегам. Лето 1856

Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! 1850 или 51 Колышется море; волна за волной Бегут и шумят торопливо… О друг ты мой бедный, боюся, со мной Не быть тебе долго счастливой! Во мне и надежд и отчаяний рой, Кочующей мысли прибой и отбой, Приливы любви и отливы! 1856

Во время Крымской войны вступил в армию майором, но не воевал, заболев под Одессой тифом. Александр II в день своей коронации назначил его флигель-адъютантом. Во второй половине 50-х годов стал егермейстером, заведующим егерями царской охоты – добился отставки «Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре. Служба и искусство несовместимы»

Свою близость к царю использовал, чтобы «говорить во что бы то ни стало правду» (хлопотал о возвращении из ссылки Шевченко, вступался за Аксакова, Тургенева, в г.г. заявил царю, что «русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского» Жил в имениях Пустынька под Петербургом и Красный Рог в Черниговской губернии. Гуманно относился к крестьянам, хозяйством совсем не занимался, постепенно разорился.

Творчество многожанрово –повесть «Упырь» «Семья вурдалака», «Встреча через 300 лет» 1846 – повесть «Амена» 2 охотничьих очерка, рассказ «Артемий Семенович Бервенковский»

Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод: «Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать! Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно… Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!» 1840-е

1843 – стихотворение «Бор сосновый в стране одинокой стоит» Бор сосновый в стране одинокой стоит; В нем ручей меж деревьев бежит и журчит. Я люблю тот ручей, я люблю ту страну, Я люблю в том лесу вспоминать старину.

Сстихотворения и баллады «Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит», «Шумит на дворе непогода», «Василий Шибанов» и др. Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? И о чем звените вы В день веселый мая, Средь некошеной травы Головой качая? Конь несет меня стрелой На поле открытом, Он вас топчет под собой, Бьет своим копытом. Колокольчики мои, Цветики степные! Не кляните вы меня, Темно-голубые!

Край ты мой, родимый край! Конский бег на воле! В небе крик орлиных стай! Волчий голос в поле! Гой ты, родина моя! Гой ты, бор дремучий! Свист полночный соловья! Ветер, степь да тучи! 1856

Звонче жаворонка пенье, Ярче вешние цветы, Сердце полно вдохновенья, Небо полно красоты. Разорвав тоски оковы, Цепи пошлые разбив, Набегает жизни новой Торжествующий прилив; И звучит свежо и юно Новых сил могучий строй, Как натянутые струны Между небом и землей. 1858

Острою секирой ранена береза, По коре сребристой покатились слезы, Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй, Рана не смертельна, вылечишься к лету, Будешь красоваться, листьями убрана, - Лишь больное сердце не залечит раны! Лето 1856

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят, Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. Весело и грустно сердцу моему, Молча твои рученьки грею я и жму, В очи тебе глядючи, молча слезы лью, Не умею высказать, как тебя люблю! 1858

На нивы желтые нисходит тишина, В остывшем воздухе от меркнущих селений, Дрожа, несется звон. Душа моя полна Разлукою с тобой и горьких сожалений. И каждый мой упрек я вспоминаю вновь, И каждое твержу приветливое слово, Что мог бы я сказать тебе, моя любовь, Но что внутри себя я схоронил сурово. 1862

Роман «Князь Серебряный» (опубл. в 1862 г.)

Не прославлял московское боярство – противников самодержавия, заявляя, что лишь немногие бояре сохранили лучшие качества предков. Народ изображен с большой симпатией. Разбойники обладают чувством долга, справедливости и совестливостью, особенно по сравнению с опричниками. Использует фольклор, элементы чудесного. Это роман с преобладанием вымышленных коллизий, романтизированных героев, домыслов, сознательными анахронизмами для компактности действия.

Искусство- выразитель внеземных сущностей, далекого, незримого мира, который внезапно являет себя «пророку», одаренному особым душевным зрением и слухом и восстанавливающему в своих творениях то, что ему открылось («Поэт», «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель»). Это не отвлекает от окружающего, но заставляет видеть за ним нечто более высокое («И.С.Аксакову»)

Высшее духовное начало – не только красота, но и любовь, которая частично, «раздробленной» присутствует в обычной жизни («Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре»). Лирика Толстого пронизана томлением, тоской по прекрасному и бесконечному, что разлито во всей природе: И ничего в природе нет, Что бы любовью не дышало…

Лермонтовские мотивы неповторимой ценности земного, преходящего, реальной человеческой любви: «В стране лучей, незримой нашим взорам» «Ты знаешь, я люблю там, за лазурным сводом» «Горними тихо летела душа небесами»

Любовная лирика уравновешена по тону, но почти всегда пронизана грустью: любовь неотрывна от условий существования любящих, от временных состояний духа. «Приливы любви и отливы» - одно из появлений большей или меньшей полноты и насыщенности жизни. Внутреннее состояние поэта, его борьба с невзгодами и судьбой часто соотносятся с состоянием обновляющейся природы. Минорный тон потесняется более светлым и жизнерадостным.

«Звонче жаворонка пенье» «Я вас узнал, святые убежденья» «Вздымаются волны как горы» «То было раннею весной» Вопреки овладевавшему поэта мрачному настроению утверждается действительность: «Во дни минувшие бывало»

Творческое вдохновение с внешними условиями оказывается в разных отношениях. Сначала оно сопротивляется им, потом приводит к вынужденным иносказаниям, наконец констатируется поражение творчества под грубым давлением жизни. Нередко размышления о жизни стилизованы под фольклорные песни.

«Уж ты, мать-тоска, горе-гореваньице» «Не божьим громом горе ударило» Образ «доброго молодца», олицетворение горя, обращение «братцы» и др., имитация старинного песенного ритма используется для раскрытия общечеловеческой тематики.

Иногда Т. показывает отдельные стороны народной жизни. Социальная проблематика затрагивается в воспоминаниях о родовых усадьбах, вызывающих как исторические, так и сугубо личные ассоциации. Запустение усадеб славных предков связывается с социальной и моральной деградацией наследников. Впоследствии Толстой как противник всяких раздоров занял утопическую позицию независимого человека, человека чести, стоящего между враждующими лагерями, готового поддержать « врага » в случае « пристрастной ревности друзей ». Реакционность правительственного лагеря, наиболее очевидные крайности консерваторов он отвергал так же, как революционные, радикально-демократические, а иногда и либеральные средства борьбы с ними.

1854 – создание комической литературной маски Козьмы Пруткова. Юмор Толстого легко переходит в сатиру, иногда близкую к дружескому шаржу, но чаще весьма едкую и явно не подцензурную.

Никто не обнимет необъятного. Смотри в корень! Лучше скажи мало, но хорошо. Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь? Если хочешь быть красивым, поступи в гусары. Ничего не доводи до крайности: человек, желающий трапезовать слишком поздно, рискует трапезовать на другой день поутру. Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а)вкушать хорошую пищу; б)беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется. Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? – ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц – ночью. Не робей перед врагом: лютейший враг человека – он сам. Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить. Где начало того конца, которым оканчивается начало?

« Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинисме » - против цензурного мракобесия и преследования науки « Сон Попова » - против иерархически-чиновной психологии « История государства Российского от Гостомысла до Тимашева » - против всех нелепостей отечественной истории, остроумно и нередко очень точно в нескольких словах определяя личные качества князя или царя и суть их политики. « Страшусь людей передовых », « Пантелей-целитель », « Порой веселой мая », « Поток-богатырь » - высмеиваются материалисты-нигилисты, «синие чулки», демагоги-народолюбцы, суд присяжных, оправдывающий убийцу. « Богатырь » -тревога по поводу пьянства в России, ставшего национальным бедствием.

Древняя Русь – Киевское великое княжество и Новгородская республика – близка к рыцарской и рыцарственной западной Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного устройства и свободного проявления достойной личности, но эти прекрасные качества погубило монгольское иго. Уничтожение народного вече – гарантии личной свободы и чести для всех – сопровождалось моральным распадом нации, который продолжает оставаться непреодоленным. Эта концепция воплощена в былинах «Чужое горе», «Змей Тугарин», «Поток- богатырь»

По контрасту рисует высшую и низшую точки исторического процесса: эпоху древних Киева и Новгорода и эпоху Ивана Грозного и его преемников. Баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», «Старицкий воевода» - о злодействах Ивана Грозного Роман «Князь Серебряный» Трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866) «Царь Федор Иоаннович» (1868) «Царь Борис» (1870)

Не разделял ни точку зрения Карамзина, объяснявшего историю личными, природными качествами самодержцев, ни позиций «государственной» школы (Кавелин, Соловьев) с ее критерием государственного интереса. Показывая исторические несчастья страны, Толстой не винит только характер Ивана, Федора или Бориса, только институт самодержавной царской власти и общественное устройство. Это все – порождение эпохи, составная часть общенационального кризиса – наряду с падением нравов, утратой людьми чувства чести, законности, забвением традиций славного прошлого.

Трагизм русской истории у Толстого предстает как объективно неизбежный при любом носителе власти: деспотичном Иване с его беспредельным произволом, глубоко человечном, нравственно великом, но слабом Федоре, умном и тонком политике Борисе, совершившем не только из честолюбия, но и во имя блага России чудовищные преступления. Даже идеализированный предок Романовых Захарьин-Юрьев в финале первой трагедии признает всеобщую вину: «Вот распаденья нашего исход!»

Во второй части трагедии благороднейший носитель феодальной чести Иван Петрович Шуйский оказывается в заговоре против защищавшего его Федора, обрекая на гибель себя и других прекрасных людей.

«В этой трагедии все виноваты и все наказаны, не какой- нибудь властью, но силою вещей, результатом, истекающим с логическою необходимостью из образа действий каждого…»

Последние произведения Толстого о прошлом посвящены домонгольскому периоду и выдержаны преимущественно в бодром, мажорном тоне «Змей Тугарин» «Песня о Геральде и Ярославне» «Гакон Слепой» «Боривой» «Три побоища» «Канун» «Роман Галицкий»

Не заботился об исторической достоверности Прибегал к свободному домыслу Психологию героев представлял в абстрактно-общечеловеческих чертах Это не столько картины истории, сколько красочные поэтические легенды. Наряду с реально существовавшими лицами в былинах и балладах выступают герои преданий и собственно фольклорных былин: Илья Муромец, Алеша Попович, Поток, Садко, Чурила и др.

–драма «Посадник» Драматическая поэма «Дон Жуан» Поэма «Грешница» Поэма «Алхимик» Поэма «Иоанн Дамаскин» Поэма «Портрет»