1 ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАСТУЩИЙ ОРГАНИЗМ ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ» ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.
Advertisements

1 ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА «ПРИЧИННО- СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ» ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Педагогический совет Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий.
Выступление заведующего Журавлевой Светланы Викторовны.
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
Обобщение опыта работы по теме: «Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.
Повестка 1. Итоги 1 четверти( Рожкова Т. П) 2. Реализация здоровьесберегающего подхода в организации учебного процесса в школе.( Рожкова Т. П) ( Тараскина.
Двигательная активность в режиме дня школьника.. Двигательная активность включает: утреннюю гимнастику, уроки физкультуры, физкультминутки, подвижные.
Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
LOGO Add your company slogan Профилактическая медицина.
Мы хотим всесторонне развить человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него были все органы в порядке, словом,
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, главной ценностью любого государства. Человек должен.
Педагогические чтения. «Внедрение здоровьесберегающих технологий»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Мониторинг.
- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав Всемирной.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения МОУ «Средняя общеобразовательная школа 14» г.Яровое Зам.директора по УВР Дьяконова Г.Н.
Транксрипт:

1 ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАСТУЩИЙ ОРГАНИЗМ ГОУ ВПО ОмГМА Ассистент кафедры госпитальной педиатрии, к.м.н. Михайлова Т.А.

2 Мониторинг здоровья и образа жизни - это сложная система динамического наблюдения за изменениями состояния здоровья и образа жизни детей для выявления критических отклонений, требующих определенного вмешательства и осуществления психо-физиологических, медико-профилактических и социально- экономических мероприятий, с целью формирования мотивации к здоровому образу жизни и профилактики заболеваний.

3 Здоровье детского населения справедливо называют важнейшим индикатором общественного здоровья. Здоровье детского населения – это совокупность статистических показателей: медико-демографических (рождаемость, смертность), заболеваемости, физического развития и инвалидности.

4 Информационно-аналитическая подсистема «Здоровье» состоит из 5 блоков показателей: медико-демографические, заболеваемость, физическое развитие, инвалидность, функциональное состояние (дополнительный показатель)

5 Медико-социальная трактовка здоровья детского коллектива Здоровье детского коллектива образовательных учреждений – это совокупность показателей здоровья детей разного возраста, объединенных общностью деятельности и состоянием образовательной среды. Индикаторами являются: распространенность хронических заболеваний; распространенность функциональных отклонений; частота и продолжительность острой заболеваемости в течение года; процентное распределение детей по группам здоровья; количество детей (в %) с нарушениями физического развития; количество детей (в %) с напряженной и неудовлетворительной адаптацией.

6 Возрастные особенности рисков при формировании патологии детского населения Болезни со стабильным ростом распространенности Возраст рискаВозраст начала формирования заболевания Возраст максимальной распространенности заболевания Болезни системы кровообращения 2-3 года 6 лет; лет 2-3 года 6-8 лет лет Болезни органов дыхания2-3 года 6 лет; лет 2-3 года 6 лет:; лет Болезни костно-мышечной системы 7-8 лет лет 4-5 лет11-14 лет Болезни органов пищеварения2-3 года 6 лет лет 1 –3 года 6 лет 2-3 года 6 лет лет Болезни глаза (миопия) лет4-5 лет лет Болезни мочеполовой системы0-1год 6 лет 7-11лет 0-1год 2-5 лет 0-1год лет Болезни нервной системы 7-8 лет лет; лет с 1 года15-17 лет Психические расстройства11-14 лет лет Болезни крови ( анемии)0-1 год Болезни эндокринной системы: (рахит, гипотрофии; заболевания щитовидной железы и др.) 0-1 год лет 0-1 год 10 лет 0-1 год лет

7 Возможные причины заболеваемости по ведущим классам болезней, выявленных на профилактических медицинских осмотрах дошкольников (школьников) Ранговое место в структуре заболевае мости Класс болезней ( по МКБ-10) Возможные причины заболеваемости дошкольников (школьников) IXIII класс – болезни костно-мышечной системы 1.Низкая двигательная активность 2. Нерациональное физическое воспитание IIV класс – психические расстройства и расстройства поведения 1. Большая учебная нагрузка 2. Нерациональный режим воспитания и обучения IIIVII класс – болезни глаз 1. Высокая зрительная нагрузка 2. Нарушения режима работы на компьютере 3. Недостаточные уровни освещенности рабочих мест

8 Показатели результатов профмедосмотров в показателях наглядности (%) у школьников разных возрастных групп г. Жуковский

9 Школьные болезни Это нарушения жизнедеятельности ребенка (подростка), которые возникают в результате воздействия неблагоприятных факторов образовательной среды. К школьным болезням относятся: 1. Болезни костно-мышечной системы. 2. Близорукость (миопия). 3. Психические расстройства и расстройства поведения.

10 ОБЩНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ 1. Медленно протекающий процесс. 2. Наличие стадий развития (донозологическое, предпатологическое и болезненное состояния). 3. Несоответствие образовательной среды функциональным возможностям растущего организма. 4. Обратимость процесса и возможность профилактики на ранних стадиях заболевания.

11 Факторы риска, способствующие школьным болезням 1. Стрессовая педагогическая практика. 2. Авторитарный стиль общения с учениками. 3. Условия и режим обучения не соответствующие санитарно - гигиеническим нормам. 4. Отсутствие здоровьесберегающих технологий обучения. 5. Отсутствие оптимальной системы физического воспитания. 6. Наличие нерационального питания детей в школе. 7. Отсутствие мотивации к формированию здорового образа жизни.

12 Основные индикаторы состояния здоровья учащихся: распространенность школьно обусловленных функциональных отклонений; распространенность школьно обусловленных болезней; частота острой заболеваемости на протяжении учебного года; уровень адаптационных возможностей организма

13 Физическое развитие Физическое развитие является ведущим критерием состояния здоровья растущего организма, важнейшим показателем роста и формирования детского организма. Все профилактические осмотры начинают с его оценки. Физическое развитие – это комплекс признаков, характеризующих размеры, силу и гармоничность развития человеческого тела. Уровень физического развития тесно связан с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни населения.

14 Сравнительная оценка физического развития детей и подростков по возрастным группам (в%), г.Жуковский Группы физического развития Мальчики + девочки = 1008 чел 4-6 лет7-14 лет15-17 летВсего г.Жуковский г. Москва (данные НЦЗД) Абс.% % % % I. Нормальное физическое развитие 8470,652281,820180,180779, II. Отклонения в физическом развитии в т.ч.: 3529,411618,25019,920120, дефицит массы тела21 7,67712,13714,713513,49-15 избыток массы тела 119,2325,0114,4545,43-6 низкий рост32,571,120,8121,20,5-2 Итого по всем группам

15 Состояние здоровья детей и подростков Медицинские критерии оценки здоровья индивидуума Медицинские критерии оценки здоровья детского коллектива Физическое развитие Инвалидность Наличие или отсутствие хроническ их заболеван ий Уровень развития основных функциона - льных систем Степень сопротивл я - емости организма Достигнутый уровень физического развития и степень его гармоничност и Комплексная оценка ( группы здоровья ) Заболеваемость Группы здоровья

16 Основные механизмы формирования здоровья: Здоровое питание Оптимальная двигательная активность Рациональный режим дня Личная и общественная гигиена Гендерное поведение (воспитание) Отсутствие вредных привычек

17 Согласно данным ВОЗ, соотношение условий, влияющих на здоровье, таково: Условия и образ жизни, питание 50 %питание Генетика и наследственность 20 % Внешняя среда, природные условия 20 % Здравоохранение 10 %

18 Однако, восточная медицина относит к факторам, составляющим здоровье:восточная медицина Образ мыслей (70 %) Образ жизни (20 %) Образ питания (10 %)

19 Научные исследования показали, что под влиянием физических упражнений и игр дети быстрее и лучше растут. Это легко объяснимо. Благодаря усилению обмена веществ, кровью доставляется больше «строительного материала» и кости быстрее увеличиваются как в длину, так и в ширину. Еще заметнее увеличивается объем мышц. Соразмерно увеличиваются и развиваются в результате занятий физическими упражнениями и играми также все внутренние органы.

20 Сердце ребенка нуждается в постоянной нагрузке, иначе его мышечная система прорастает жиром, становится вялой, рыхлой, неспособной к сильным сокращениям, плохо обеспечивает ткани, особенно периферических органов, кислородом. Регулярные занятия физическими упражнениями и играми укрепляют мышцы человека, в том числе и сердечную мышцу. Сердечная мышца тренированного человека с каждым ударом посылает в кровеносные сосуды значительно больше крови, чем у лиц, не занимающихся физическими упражнениями и играми. Кровь омывает ткани всего тела и хорошо снабжает их кислородом. В промежутке между двумя сильными сокращениями тренированное сердце дольше отдыхает. Таким образом, оно работает более экономно, меньше устает, становится выносливым. Чем лучше тренировано сердце, тем относительно реже пульс.

21 Тренированное сердце хорошо справляется с длительной тяжелой работой, и, наоборот, сердце человека, ведущего малоподвижный образ жизни, плохо обеспечивает периферические органы, особенно ткани конечностей, кровью. Мышцы не получают необходимого количества кислорода и быстро утомляются. Человек, с детских лет, ведущий малоподвижный образ жизни, ослабляет свою сердечно-сосудистую систему, поэтому он тяжело переносит физические нагрузки. Влияние физических упражнений и игр на легкие также чрезвычайно благотворно, особенно если занятия проводятся на свежем воздухе. Организм при этом требует повышенного количества кислорода, ребенок полной грудью вдыхает воздух и так же глубоко выдыхает, чувствуя потребность освободится от углекислоты, обильно вырабатываемой клетками, и пополнить легкие свежим воздухом.

22 Кроме того, у ребенка под влиянием физических упражнений и игр изменяется объем грудной клетки. Грудь становится шире, ребра приобретают большую подвижность, укрепляются дыхательные мышцы. Это ведет к увеличению жизненной емкости легких. Улучшается также состав крови. Благодаря обильному притоку живительного кислорода и питательных веществ увеличивается количество красных кровяных телец, что предупреждает развитие малокровия. Физические упражнения и игры очень сильно воздействуют и на пищеварительный аппарат. Из желудка и кишечника всасывается только то количество питательных веществ, которое необходимо организму. Благодаря физическим упражнениям развиваются мышцы живота. Эти мышцы имеют большое значение для здоровья. Они участвуют в дыхании, способствуя более глубокому вдоху и выдоху. Кроме того, напряжение мышц живота способствует опорожнению кишечника. Физические упражнения и игры хорошо действуют и на нервную систему. Нервные клетки получают больше питательных веществ, кислорода, лучше развиваются и энергичнее работают.

23 Модель мониторинга состояния здоровья и формирования ЗОЖ Заболеваемость Физическое развитие Здоровое питание Оптимальная двигательная активность Рациональный режим дня Личная и общественная гигиена Гендерное поведение Состояние здоровьяКомпоненты ЗОЖ Демографические показатели Причинно- следственные связи Гигиеническое воспитание Инвалидность Уровень адаптации Отсутствие вредных привычек

24 1. Системный подход в оценке состояния здоровья и образа жизни детей. 2. Учет критических возрастных периодов на этапе созревания детского организма с целью определения приоритетов для разработки мероприятий по формированию ЗОЖ. 3. Использование методов донозологической диагностики для раннего выявления отклонений в состоянии здоровья детей с целью принятия своевременных управленческих решений по сохранению и укреплению их здоровья и формирования ЗОЖ. Основные особенности технологии мониторинга детского населения

25 Гигиеническое воспитание - это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и способа формирования взглядов, убеждений и навыков, которые мотивируют сферу поведения ребенка (подростка) в области сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.

26 Модель гигиенического воспитания детей Пробуждение интереса Поддержка семьи и общества Психомоторные навыки ЗНАНИЯ УБЕЖДЕНИЯОсознанное поведение Систематичность обучения Анализ последствий Мотивация здоровья

27 Принципы гигиенического воспитания детей 1. Комплексный подход при воспитании ЗОЖ. 2. Последовательность воспитательных действий (алгоритм). 3. Доступность информации. 4. Положительная ориентация при воспитании. 5. Учет возрастно-половых особенностей. 6. Использование инновационных технологий.

28 Формирование здорового образа жизни: приобретение знаний о здоровом образе жизни; формирование мотивации - «я хочу быть здоровым»; осознанное поведение - «я делаю все, чтобы быть здоровым».

29 Особенности инновационной технологии гигиенического воспитания 1. Комплексное решение проблем при структурировании форм, методов и средств воспитания в системе «семья - образовательное учреждение - общество». 2. Междисциплинарная школьная программа «Здоровье» вместо самостоятельного предмета (уроков здоровья). 3. Активное вовлечение учащихся в процесс формирования ЗОЖ вместо назидательного обучения («нельзя курить»). 4. Учет доминирующих потребностей в критические возрастные периоды. 5. Мониторинг поведенческих факторов и их коррекция по принципу обратной связи, создавая саморазвивающийся процесс формирования мотивации.

30 Образ жизни детей зависит не столько от образовательного учреждения, сколько от социально-экономических условий и от системы гигиенического воспитания в семье и в обществе. Но начинать процесс формирования мотивации к ЗОЖ необходимо с образовательного учреждения, где следует объединять усилия педагогов, воспитателей, медиков, родителей и общественности по вопросам сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.

31 Консультирование по сохранению и укреплению здоровья: По коррекции питания (в зависимости от оценки физического развития), По двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом; По режиму сна, По условиям быта, По условиям труда и учебы, в том числе по работе с компьютерами и т.д.

32 Исследования последних лет показывают, что около % детей приходит в 1-ый класс с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья. Среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что образовательные учреждения здоровье детям не прибавляют, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков - проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к учебному заведению было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости учащихся убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет число болезней дыхательных путей, патологий органов пищеварения, нарушение осанки, заболеваний глаз, пограничных нервно-психических расстройств.

33 Подобные состояния здоровья не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, но и ряда таких педагогических факторов, как: стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки); раннее начало дошкольного систематического обучения; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого- гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; существенные недостатки в действующей системе физического воспитания и в работе медицинских служб

34 Основными направлениями охраны и укрепления здоровья детей является: формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения; нормализация учебной нагрузки; подготовка и повышение квалификации педагогических кадров; разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие; создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющие ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии; создание системы и механизмов совместной деятельности школы, медицинских учреждений и семьи по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов.

35 Разработка концептуальной модели здоровья детей Важный субъект начального звена этой системы - семья как основа психотелесного здоровья ребенка, его интеллектуального статуса и духовного благополучия. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни, включения их в процесс самосознания, формирования установки на здоровье.

36 Данные процесса формирования знаний, умений, навыков и привычек здорового образа жизни, выступающих в качестве критерия эффективности системы валеологического образования, обосновывают возможность и необходимость целенаправленного обучения искусству управления своим здоровьем на этапе дошкольного возраста.

37 Процесс формирования индивидуального здоровья неразрывно связан с двигательной активностью, имеющей для детей жизненно важное значение. Потребность в движении, физическом самосовершенствовании явилась основой формирования валеологически обоснованного поведения детей на этапе дошкольного возраста. В рамках концепции формирования здоровья детей лет ведущей является задача обучения знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни в процессе физкультурной деятельности.

38 Благодарю за внимание!