Солдатов Александр Анатольевич, проректор по учебной работе ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ. Интеграция России в Болонский процесс. Преемственность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ. Интеграция России в Болонский процесс. Преемственность ФГОС ВПО и ГОС ВПО.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
Проектирование рабочих программ учебных дисциплин в компетентностном формате Свистунов А.А. Заместитель Председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Состав и требования к разработке ООП ИжГТУ. Болонская декларация призвала европейские университеты ввести единую систему академических кредитов European.
Транксрипт:

Солдатов Александр Анатольевич, проректор по учебной работе ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ. Интеграция России в Болонский процесс. Преемственность ФГОС ВПО и ГОС ВПО

введение двухуровневого обучения введение кредитной системы контроль качества образования расширение мобильности обеспечение трудоустройства выпускников обеспечение привлекательности европейской системы образования

Наиболее интенсивно система ECTS используется в 5-ти странах Европы: Франция, Испания, Германия, Италия Великобритания В каждой из этих стран совершается ежегодно более 12 тысяч студенческих обменов только внутри одной страны Европейская система зачетных единиц

В высших учебных заведениях России была введена трехступенчатая система образования: бакалавр (не менее 4 лет обучения) специалист (не менее 5 лет обучения) магистр (не менее 6 лет обучения)

Пятилетнее обучение по программам подготовки дипломированного специалиста (наиболее используемая) Освоение четырехлетней программы бакалавра + возможность продолжения образования в специалитете (+ один год) или магистратуре (+ два года) Модель (четыре года бакалавриат + один год специалитет) не вписывается в европейские каноны СХЕМА 1 СХЕМА 2

Реализация Болонского процесса в России

2001 г. приказ Министерства образования РФ N 3561 «О практике взаимного признания и установления эквивалентности документов об образовании в Российской Федерации и зарубежных государствах» В соответствии с этим документом Управление международного образования должно было в течение 2002 года завершить проработку вопросов по анализу состояния дел в системах образования государств-участников СНГ, а также при подготовке ежегодных планов первоочередных работ предусмотреть направления деятельности, направленные на развитие экспорта российских образовательных услуг и признания документов об образовании в зарубежных странах

2003 г. Министерство издает приказ 2847 «О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе» В целях совершенствования планирования и организации учебного процесса, увеличения роли самостоятельной работы студента и оптимизации учебной нагрузки педагогических работников в ВУЗах России в 2003 – 2005 годах проводится эксперимент по применению системы зачетных единиц и кредитов в рамках преподавания отдельных специальностей. В список экспериментальных вузов были включены 22 учебных заведения России

Приказ Минобрнауки России от 25 апреля 2005 г. N 126 «О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией» Утверждены головные вузы: ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов » ГОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана» ГОУ ВПО «Томский государственный политехнический университет» ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)»и др.

Приказ Минобразования РФ 215 от г. «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачётных единиц» В реализации системы зачетных единиц приняло участие 39 вузов РФ в рамках эксперимента Головным вузом стал Российский государственный университет дружбы народов

Возможность выбора студентами образовательной траектории и формирования своего индивидуального учебного плана Балльно-рейтинговую систему оценки успеваемости студентов (обучение без сессии) Технологизация учебных курсов Возможность академической мобильности студентов и преподавателей Европейское приложение к диплому: Приложение выдаётся одновременно с дипломом государственного образца студенту, полностью выполнившему требования образовательной программы, сдавшему итоговый государственный экзамен и защитившему выпускную квалификационную работу; Приложение заполняется на русском и английском языках; Приложение имеет строго регламентированную форму, установленную в Европейском союзе Особенности кредитно-модульной системы организации учебного процесса

Европейское приложение к диплому

Переход на ФГОС ВПО Преемственность ФГОС ВПО и ГОС ВПО

Переход на уровневую систему обучения Приказ 4086 от «О переходе ТГУ на уровневую систему и Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)» Утверждены: - План мероприятий по переходу ТГУ на уровневую систему и Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) (Приложение 1). - План-график разработки основных образовательных программ (ООП), реализующих требования ФГОС ВПО на гг. (Приложение 2). Шаблон основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) (Приложение 3).

Сайт Учебно-методического управления

Принцип преемственности – основной принцип проектирования новых образовательных программ! Мы не создаем образовательные программы заново! Мы развиваем действующие! Поэтому нужно сначала оценить имеющееся с позиции новых требований и затем необходимое «достроить»

Аудит Проектирование первоочередных документов Самооценка и/или экспертиза Улучшение имеющихся документов и проектирование новых Этапы обновления действующей вузовской ООП

Состав программных документов ООП первоочередные Компетентностная модель Учебный план, график учебного процесса Программы дисциплин, практик Программа ИГА рекомендуемые Паспорта и программы формирования компетенций Контрольная таблица формирования компетенций Характеристики образовательной социокультурной среды Фонды оценочных средств Программа наддисциплинарного курса для студентов и пр.

Проявление компетентностной ориентации рабочих программ дисциплин (модулей), практик: тесная взаимосвязь между собой и с системообразующими компонентами ООП К-модель выпускника Уч. план

ГОС-2 и ФГОС ВПО: в чем новизна и в чем преемственность требований к выпускнику?

Соотношение степени стандартизации Компетентностная модель обучения Дисциплинарно-временная модель обучения

проявление существенного усиления направленности образовательного процесса на студента как отражение важнейшей из мировых тенденций в развитии высшего образования Преподаватель и содержание дисциплины Студент и ожидаемые результаты образования Перенос акцента

Основа логики проектирования целей образования: деятельностный подход Область проф. деят-ти Виды проф. деят-ти ВПД-1 ВПД-2 Задачи проф. деят-ти ЗПД-1.1 ЗПД-1.2 ЗПД-2.1 ЗПД-2.2 ГОС ВПО Перечень дисциплин Перечень дидактических единиц

Основа логики проектирования целей образования: деятельностный подход Область проф. деят-ти Виды проф. деят-ти ВПД-1 ВПД-2 Задачи проф. деят-ти ЗПД-1.1 ЗПД-1.2 ЗПД-2.1 ЗПД-2.2 ФГОС ВПО Перечень ПК Перечень обязательных дисциплин (базовая часть) Требования к результатам базовой части уч. циклов + Перечень ОК

Процесс формирования компетенции t, время Знания Умения Навыки Опыт деятельности Знания Владения Навыки t1t1 t2t2 t3t3 Компетенция = Знания Умения Владения + + КОМПЕТЕНЦИЯ это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (ФГОС ВПО)

Составляющие компетенции Знать 1. Иметь сведения 2. Обладать знанием чего-нибудь, иметь понятие, представление Уметь 1.Обладать умением делать что-нибудь 2. Обладать способностью делать что-нибудь Владеть 1.Уметь,иметь возможность пользоваться чем-нибудь. 2. Действовать при помощи чего-нибудь

Карта компетенции - перспектива

Код УЦ ООП Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Труд-ть (Зачет-е единицы ) Перечень дисц-н для разр-ки примерных программ, а так же учеб- ов и уч-ых пособий Коды форми- руемых компе- ий Б.1Гуманитарный, социальный и экономический цикл *) Базовая часть*) В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать - уметь - владеть - История, Философия, Иностранный язык и др. Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) Б.2 **) Математический и естественнонаучный цикл *) Базовая часть*) В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать - уметь - владеть - Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) Структура ООП бакалавра

Б.3Профессиональный цикл*) Базовая (общепрофессиональная) часть *) В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать - уметь - владеть - Безопасность жизнедеятельности и др. Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки (установленные на момент разработки стандарта профили подготовки указаны в Прило-жении А к данному ФГОС открытым списком) Б.4 ***) Физическая культура2 Б.5Учебная и производственная практики практические умения и навыки определяются ООП вуза *) Б.6Итоговая государственная аттестация Общая трудоемкость основной образовательной программы 240 Структура ООП бакалавра

Осенний семестр 30 кредитов Весенний семестр 30 кредитов + = Учебный год 60 кредитов БАКАЛАВР 4 года 240 кредитов За каждый учебный курс начисляется целое количество кредитов Кредиты начисляются, если студент по рейтингу преодолел установленное пороговое значение Количество начисляемых кредитов по курсу от оценки не зависит

ГОС-2 и ФГОС ВПО: модель выпускника - в чем новизна? - в чем преемственность? ПризнакиФГОС ВПО ГОС ВПО второго поколения ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ Профессиональные компетенции - Квалификационная характеристика - Квалификационные требования, - Требования к профессиональной подготовленности НОВИЗНА Общекультурные компетенции

Соотношение модели выпускника из ГОС-2 и ФГОС ВПО ФГОС ВПО ГОС ВПО второго поколения Степень сопряжен- ности Индекс компетен ции Компетенции требования к профессиональной подготовленности ПК - 1 Способность организовать технологическую подготовку производства приборных систем различного назначения и принципа действия Организация технологической подготовки производства приборных систем различного назначения и принципа действия (ЗПД) 1 (высокая)

ФГОС ВПО ГОС ВПО второго поколения Степень сопряжен- ности Индекс компетен ции Компетенции требования к профессиональной подготовленности ОК - 1 Владеть культурой мышления, обобщать и анализировать информацию, ставить цель и выбрать пути ее достижения Осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно - технической информации по теме (заданию) (КТ) 2 (средняя) Соотношение модели выпускника из ГОС-2 и ФГОС ВПО

ФГОС ВПО ГОС ВПО второго поколения Степень сопряжен- ности Индекс компетен ции Компетенции требования к профессиональной подготовленности ОК - 4 Самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии - 3 (низкая) Соотношение модели выпускника из ГОС-2 и ФГОС ВПО

Результаты соотнесения моделей выпускника из ГОС-2 и ФГОС ВПО (базовые вузы УМО) Степень сопряжения Доля компетенций (среднее значение) Стратегия проектирования ООП ПКОК Высокая55%12%Преемственный перенос Средняя30%35%Дополнительное осмысление и модификация Низкая15%53%Достройка

Каждым вузом самостоятельно устанавливаются обязательные минимальные (пороговые) уровни сформированности компетенций, достижение которых является обязательным минимумом для всех выпускников ООП Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик достраиваются в части ожидаемых результатов образования, а также их переосмысливаются с точки зрения методов достижения и оценки запланированных результатов образования Целевые характеристики ООП

ФГОС ВПО и ГОС ООП: учебный план - в чем СОПРЯЖЕНИЕ? ГОС-2ФГОС ВПО 1. И меется ядро дисциплин, обеспечивающее формирование тех требований из модели выпускника, которые преемственно переходят из ГОС-2 в ФГОС ВПО 2. Имеется педагогически обоснованная последовательность изучения ряда дисциплин, относящаяся к профессиональной подготовке

ФГОС ВПО и ГОС ООП: учебный план - в чем ОТЛИЧИЕ? ГОС-2ФГОС ВПО Значимость дисциплины требует обоснования с позиции ее вклада в формирование компетенции Часть дисциплин модифицируется или исключается (переход к 2-уровням подготовки, необоснованность включения в уч. план и пр.) Выраженность трудоемкости в часах Выраженность трудоемкости в зачет. Единицах Появление междисциплинарных модулей, усиление междисциплинарных связей

Учебный план в компетентностном формате

Каждая дисциплина нескольких компетенций Каждая дисциплина оказывает влияние на формирование нескольких компетенций Каждая компетенция нескольких дисциплин Каждая компетенция формируется под влиянием нескольких дисциплин

Отличие подхода к проектированию рабочих программ КритерийГОС-2ФГОС Связь с требованиями к результатам освоения (РО) ООП Нет прямой связи Проектируются на основе дидактических единиц в ГОС Компетенции выпускника – основа проектирования РО дисциплин Наличие дисциплины в учебном плане и ее объем Зафиксировано в ГОС (для федерального к- та) Зафиксировано в ФГОС только для базовой части. Перечень дисциплин меньше, чем в ГОС-2 Для ряда дисциплин нужно «найти себя» Место в учебном планеЗадано типовым учебным планом Определяется вузом исходя из эффективности подготовки

Логика проектирования рабочей программы (ГОС-2) Каков состав дидактических единиц необходимо освоить студентам в соответствии с ГОС Какие цели и задачи ставит преподаватель при освоении данного содержания (с учетом квалификационной характеристики выпускника) Какие требования к уровню освоения содержания образования (ЗУН) – перечень тем учебно-тематического плана Каким образом организовать освоение данного содержания Как оценить степень освоения содержания образования

Логика проектирования рабочей программы (ФГОС) 1. К решению каких задач профессиональной деятельности готовит дисциплина 2. В формирование каких компетенций может внести вклад дисциплина 3. Какие цели и задачи преследует преподаватель 4. Какие результаты обучения будет готов продемонстрировать студент 5. Каким образом можно обеспечить готовность студента продемонстрировать данные результаты (содержание + технология) 6. Каков начальный уровень готовности студентов для эффективного освоения дисциплины 7. Как оценить достижение студентами запланированных результатов образования

переходу от содержания дисциплины (чему преподаватель должен учить) к результатам (что студент должен делать после успешного окончания дисциплины) Особое значение придается

? ? ? Нужно ли обновлять рабочую программу в целом? Что же меняется в рабочей программе? Что остается прежним?

Результаты наблюдений и размышлений Наиболее тщательно нужно прописать результаты образования Предусмотреть систему оценки результатов Смещение акцента с содержания на результат вносит изменения в организацию образовательного процесса Основа проектирования рабочих программ – результаты образования

РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать студент по окончании образовательного процесса (лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом) Основные понятия

ИК2 Проводить расчеты и делать выводы ОПК5 Исследовать направления процессов и равновесия в растворах, с использованием баз термодинамических данных Осуществлять расчеты и проводить исследования: Рассчитывать показатели использования производственных ресурсов предприятия Рассчитывать показатели себестоимости, цен, прибыли, налоговых выплат, рентабельности продукции и производства Проводить эксперименты с целью изучения свойств соединений p- и d- элементов Приготовитьи рассчитывать концентраций растворов для проведения исследований фазового состава и фазовых превращений на основе фазовых диаграмм одно- и двухкомпонентных систем характеристик поверхностей раздела ……… Умение анализировать дифракционные спектры, полученные при различных условиях съемки Рассчитывать концентрации растворов Выполнять основные стехиометрические расчеты Проводить термохимические расчеты Проводить расчеты скорости физико-химических процессов ……. Исследовать фазовые превращения в материалах Исследование открытых систем методами термодинамики необратимых процессов Металлографический анализ структуры материалов Исследование тепловой работы печей СВЯЗЬ «КОМПЕТЕНЦИЯ» – «РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Что нового в ФГОС ВПО: 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение Что нового в ФГОС ВПО:

Что нового в ФГОС ВПО? 8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников 8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения

О бучающиеся, представители работодателей должны иметь возможность оценивать текущее содержание, организацию и качество учебного процесса в целом, а также работу отдельных преподавателей О ценивание и контроль компетенций выпускников должны быть максимально приближены к условиям их будущей профессиональной деятельности Система оценки качества должна быть открытой

Д ля оценивания и контроля компетенций вы-пускников кроме преподавателей конкретной дисциплины должны активно привлекаться в качестве внешних экспертов работодатели (представители заинтересованных пред-приятий, НИИ, фирм), преподаватели, читаю-щие смежные дисциплины и т.д. Система оценки качества должна быть открытой

Экспериментальная площадка ТГУ «Кредитно-модульная система организации учебного процесса» (на базе педагогического и электротехнического факультетов ) Нормативные документы: - утверждено Положение об организации обучения с использованием системы зачетных единиц (КМС) - актуализирован Порядок балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов - разработан функционал консультанта по образовательной программе Реализована возможность формирования Индивидуальных планов студентов на образовательном портале ТГУ и АИСУ «Деканат» Автоматизирован процесс формирования и вывода на печать зачетных и экзаменационных ведомостей в формате КМС Улучшен интерфейс модуля «Методическая работа» образовательного портала ТГУ

Оценка работы ЭП «КМС» студентами (анкетирование, июнь 2010 г.) студенты направлений бакалавриата (1-2 курс) электротехнического факультета: - «Электроника и микроэлектроника» - «Электроэнергетика» - «Электротехника, электромеханика и электротехнологии» студенты направления бакалавриата «Педагогика» (1-2 курс) педагогического факультета

Отношение студентов к организации учебного процесса с использованием КМС Электротехнический факультет Педагогический факультет

Оценка студентами объективности балльно-рейтинговой системы Электротехнический факультет Педагогический факультет

Особенности ФГОС Направление подготовки Цели воспитания и обучения Разработка совместно с работодателями Ориентация на результат Компетентностный подход Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% Занятия в активных формах (м инимум 40% от аудиторной нагрузки ) Открытая система оценки качества обучения

Спасибо за внимание!