ТЕМА: «Аналитическая деятельность педагога: общие подходы к структуре и содержанию»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
Advertisements

УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
П РЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НОО КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО -
Что такое ФГОС? ФГОС – это совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) и структуре ООП в соотношении частей.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
1 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к результатам : -метапредметным ( освоенные обучающимися.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Кузнецова И.Н. руководитель ШМО учителей математики МОБУ гимназии 1.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
«Содержание и технология введения ФГОС» Родительское собрание г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

ТЕМА: «Аналитическая деятельность педагога: общие подходы к структуре и содержанию»

Прогнозируемый результат: в итоге работы по обозначенной теме слушатели (руководители МО) смогут соотнести свое представление (понимание) об аналитической деятельности с общепринятым в психологической и педагогической науках

ПЛАН 1.Актуальность и значимость проблемы аналитической деятельности 2.Определение понятия «аналитическая деятельность» 3.Анализ как мыслительная операция (логический приём познания) 4.Деятельность, её структурные компоненты 5.Аналитическая деятельность педагога: назначение, содержание, факторы, определяющие успешность По ходу работы – заполнение индивидуального опросного листа (инструментария для замера навыка аналитической деятельности, знаний о ней)

1.Актуальность и значимость проблемы аналитической деятельности

1.Актуальность и значимость проблемы аналитической деятельности: развитие учительского потенциала - одно из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» средство повышения качества образования (проект ДО на 2010/11 уч.г. «Качество образования») методическая тема года для работы МО (отражение её в индивидуальных методических темах педагогов) одна из составляющих профессиональной компетентности педагога (нормативно зафиксирована в квалификационной характеристике) реализация на практике требований ФГОС «второго поколения» (в т.ч., компетентностного подхода в образовании, кадровым условиям)

Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к : -метапредметным ( освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями) ; - личностным ( готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности); -предметным ( освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира) результатам;

Метапредметные результаты освоения ООП НОО должны отражать: 1.овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3.формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4.формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9.овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10.овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11.готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12.определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и переподготовка); материально-техническим (сформулированы требования к информационной среде образовательного учреждения); учебно-методическим и информационным (учебники, ЭОР, учебные пособия); финансовым (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда)

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают, в т.ч.: «…Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории»

Новые профессиональные задачи учителя в связи с введением ФГОС Расширение прав и ответственности в определении планируемых результатов обучения, разработке программ учебных предметов, выборе учебников и пособий, в создании системы оценки результатов. 2

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

2. Определение понятия «аналитическая деятельность»

Работаем с индивидуальным опросным листом - инструментарием для замера навыка аналитической деятельности, знаний о ней. Его характеристика: тест задания, являющиеся источником дополнительной информации задания, предполагающие - закрытые, открытые и развёрнутые ответы - замер теоретических знаний об аналитической деятельности - замер практического навыка -самооценку педагогом теоретических знаний и владения практическим навыком аналитической деятельности

1.Сформулируйте определение: «Аналитическая деятельность – это …»

Проверим себя: «Аналитическая деятельность – это вид деятельности, в основе которой лежит мыслительная операция (логический приём познания) – анализ»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

3. Анализ как мыслительная операция (логический приём познания) Существует множество видов анализа (событийный, содержательный, понятийный, феноменологический, причинный, логический, структурно – функциональный и т.д.) Любой анализ привносит научную составляющую в деятельность человека, т.к. является основным методом познания чего - либо

Работаем с индивидуальным опросным листом - инструментарием для замера навыка аналитической деятельности: 2. «Известно, что анализ представляет собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки. Предполагает их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств. Позволяет получить новое знание об объекте анализа (через использование синтеза как мыслительной операции). Проиллюстрируйте данное утверждение из собственной практики.

Работаем с индивидуальным опросным листом - инструментарием для замера навыка аналитической деятельности: 3. Специалисты выделяют несколько типов мышления. Среди них – аналитический тип. Выберите из предложенного перечня признак этого типа мышления: А) многословие оратора Б) ведение беседы в рамках строго обозначенной темы В) проговаривание для аудитории цели доклада (сообщения) Г) четко структурированное выступление

Работаем с индивидуальным опросным листом - инструментарием для замера навыка аналитической деятельности: 4. Внимательно прочитайте текст: «Содержание педагогического труда как целое может быть рассмотрено в единстве знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально – ценностного отношения к педагогической действительности. Взаимосвязь этих компонентов не противоречит их линейности, когда предшествующие элементы могут до определенного предела существовать отдельно от последующих, но последующие невозможны без предшествующих». Выделите в нём логические связи, представьте их в виде схемы (сверните текст в схему).

Проверим себя: знанияумения опыт1опыт2 знания уменияопыт1 опыт2 знанияуменияопыт1опыт2

4. Деятельность, её структурные компоненты Деятельность – это форма целенаправленной, целеполагающей активности человека, связанная как с преобразованием реальных объектов природы и общества, так и с изменением сознания людей.

Структура деятельности Субъект деятельности Объект деятельности Мотивы деятельности (то, что побуждает деятельность): потребности, убеждения, интересы Цель Средства её достижения Деятельность (действия, приёмы, операции) Результаты (рефлексия, коррекция)

5. Аналитическая деятельность педагога: назначение, содержание, факторы, определяющие успешность

Работаем с индивидуальным опросным листом - инструментарием для замера навыка аналитической деятельности: 5. Составьте как можно больше сочетаний со словом «анализ», отражающих различные аспекты педагогической деятельности. Запишите их.

Аналитическая деятельность педагога как самостоятельный вид деятельности как фундаментальная основа любого вида профессиональной деятельности

Структура аналитической деятельности педагога Субъект деятельности Объект деятельности Мотивы деятельности (то, что побуждает деятельность): потребности, убеждения, интересы Цель Средства её достижения Деятельность (действия, приёмы, операции) Результаты (рефлексия, коррекция)

Виды и уровни анализа (на примере анализа воспитательной работы) По объекту (что анализируется): а) анализ воспитательной работы школы в целом; б) анализ работы отдельных структурных подразделений (начальных классов, клубных центров и т. п.); в) анализ работы класса, кружка, группы; г) анализ работы классного руководителя, руководителя кружка и т. д. По субъекту (кто анализирует): а) анализ, проводимый директором, его заместителем; б) анализ, проводимый классным руководителем, руководителем кружка; в) анализ, проводимый учащимися; г) анализ с участием педагогов, учащихся, родителей.

По цели (для чего анализируется): а) объективная оценка педагогической деятельности; б) подведение итогов работы и определение задач на будущее; в) преодоление, ликвидация недостатков в работе; г) выявление педагогических резервов; д) регулирование хода воспитательного процесса на основе оперативной информации и данных внутришкольного контроля; е) обобщение передового педагогического опыта; ж) изучение результатов воспитательного процесса.

По содержанию (каков характер анализа): а) комплексный анализ, т.е. охватывающий различные стороны, виды воспитательной работы; б) тематический или локальный; в) параметрический, позволяющий ежедневно анализировать основные показатели воспитательной работы. По повторяемости (как часто осуществляется анализ): а) периодически повторяющийся; б) постоянный (оперативный или текущий); в) итоговый

Работаем с индивидуальным опросным листом - инструментарием для замера навыка аналитической деятельности: 6. Известно, что целеполагание – один из структурных компонентов аналитической деятельности. Перечислите основные требования к формулируемой цели.

Проверим себя: Основные требования к формулируемой цели: реально достижимая конкретная замеряемая

Работаем с индивидуальным опросным листом - инструментарием для замера навыка аналитической деятельности: 7. Проанализируйте фрагмент плана методического объединения учителей … : «…………………………………….» Выскажите свое оценочное суждение по итогам анализа.

Методическая тема: Развитие аналитической деятельности педагога Цель методической работы: создание устойчивой системы профессионального взаимодействия учителей …. в образовательном пространстве города Перми Задачи: 1.Повысить профессиональные компетентности педагогов, через аналитическую деятельность 2.Продолжить внедрение в практику работы повышение квалификации учителей через различные формы 3.Начать создание базы данных о передовом педагогическом опыте учителей географии 4.Транслировать опыт передовых педагогов по подготовке учащихся к ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам

8. Оцените себя (по пятибальной оценочной шкале): А) способность принимать и сохранять цели и задачи педагогической деятельности, поиска средств ее осуществления - …б. Б)владение способами решения проблем творческого и поискового характера - …б. В) умение планировать, контролировать и оценивать профессиональные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата - …б. Г) умение понимать причины успеха/неуспеха профессиональной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха - …б.

Работаем с индивидуальным опросным листом - инструментарием для замера навыка аналитической деятельности: 9. Допишите предложение: «Рефлексия – один из важнейших этапов аналитической деятельности, потому что …»

Формулируем вместе: Определение факторов успешности аналитической деятельности педагога Субъект деятельности - ………………… Объект деятельности - ………………… Мотивы деятельности (то, что побуждает деятельность): потребности, убеждения, интересы - ……………………….. Цель - ……………………. Средства её достижения - …………………. Деятельность (действия, приёмы, операции) - ………………………….. Результаты (рефлексия, коррекция) - …….

Подведение итогов работы: соотнесение прогнозируемого и реального результата рефлексия слушателей