От концепции гуманизации начального образования В.В.Давыдова к основной образовательной программе начального общего образования Воронцов Алексей Борисович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа ступени как объект стандартизации общего образования Воронцов Алексей Борисович, кандидат педагогических наук, генеральный.
Advertisements

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ И.Е. Патрикеева, директор.
Основные подходы к разработке основной образовательной программы основного общего образования.
Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная.
Совещание с руководителями общеобразовательных учреждений 13 декабря 2010 года.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ «РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ» ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ «РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Центр образовательного консалтинга и аудита.
Образовательная программа общеобразовательного учреждения.
Создание основной образовательной программы начальной школы: МОУ «Юркинская начальная школа- детский сад : « Внедрение стандартов начального образования.
Основные акценты ФГОС НОО и механизмы его реализации Воронцов Алексей Борисович, 13 сентября 2010 года Установочное занятие
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Эффективный опыт МАОУ СОШ 7 по управлению формированием универсальных учебных действий Директор МАОУ СОШ 7 Дегтярева Г.А.
Воронцов А. Б. Содержание и организация контрольно - оценочной деятельности в 5-6- х классах РО ( проблемная лекция )
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Транксрипт:

От концепции гуманизации начального образования В.В.Давыдова к основной образовательной программе начального общего образования Воронцов Алексей Борисович 17 декабря 2010 года

Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) Впервые публикуется в 2000 году «Вестник МАРО» 7, 2000 год

Завещание В.В.Давыдова «В настоящее время на волне инновационного движения российское начальное образование постепенно приобретает развивающий характер. Это радующее начало его гуманизации, но путь до ее настоящей реализации долгий. Чтобы облегчить прохождение этого пути, следует создавать ему научное обеспечение. Это означает использование развернутых теорий, разрабатывающих проблемы связи обучения и развития детей. При этом, конечно, нужно опираться на теории, в основе которых лежат понятия деятельности и ее субъекта». 1996

Два «греха» традиционного начального образования 1. Все обучение начальной школы построено на основе утилитарно-эмпирических знаний о слове и числе. 2. В начальном образовании приоритетными остаются процессы обучения. Другая составляющая образования – эстетическое, нравственное и физическое воспитание детей – находятся в тени (об этом свидетельствует явное ущемление в учебных планах начальной школы предметов эстетического цикла и физической культуры). Вывод: традиционная начальная школа не может дать многим своим выпускникам подготовки к дальнейшему учению (с этим связаны большие трудности обучения многих детей в неполной средней школе).

Главная идея концепции «Подлинно гуманным начальное образование станет только тогда, когда оно приобретет действительно развивающий характер».

В чем заключалась по словам В.В.Давыдова гуманизация НО? «Гуманизация начального образования состоит в следующем: 1) младший школьник должен быть субъектом собственной деятельности; 2) содержание и методы начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие младшего школьника, формирование у него таких учебных умений, которые позволяют без особых трудностей продолжить свое образование»

Что надо сделать? «Приобретение ребенком потребности в учебной деятельности, мотивов учебных действий способствует формированию у него желания учиться. Овладение учебными действиями, с помощью которых решаются соответствующие задачи, формирует у ребенка умение учиться. Именно желание и умение учиться характеризует младшего школьника как субъекта учебной деятельности, обладающего вместе с тем такими важными личными качествами, как самостоятельность, инициативность, ответственность и т.д.»

Основные положения концепции: «На первых этапах формирования учебной деятельности она выполняется коллективным субъектом. Но постепенно эту деятельность начинает самостоятельно осуществлять каждый ребенок, становящийся индивидуальным ее субъектом… Формирование индивидуального субъекта учебной деятельности является ближайшей и прямой предпосылкой воспитания личности младшего школьника»

Воспитание личности младшего школьника «Воспитать личность рефлексирующего субъекта возможно благодаря не только в сферы научного знания, но и таких сфер как изящная словесность, изобразительное искусство, музыка, художественный труд, а также сферы нравственных отношений людей. Все эти деятельности необходимы при организации соответствующих видов воспитания, без осуществления которых невозможен процесс полноценного развития личности и индивидуальности ребенка младшего школьного возраста»

«Российское начальное образование нуждается сейчас в существенном реформировании на основе принципов гуманизации».Принципы гуманизации: – ребенка нужно рассматривать как субъекта всех видов деятельности, присущих младшему школьному возрасту, и прежде всего – учебной деятельности; – совместно-поисковую учебную деятельность младших школьников следует организовать так, чтобы дети усваивали теоретические знания при решении учебных задач в процессе развернутых диалогов и дискуссий между собой с учителем; – приоритетное значение в современном начальном образовании должно получить умственное, эстетическое, нравственное и физическое воспитание детей, – первостепенное значение в начальном образовании имеют предметы эстетического цикла (литература, музыка, изобразительное искусство, театр) и физическая культура (с учетом именно этого значения нужно строить учебные планы начальной школы); – в начальном образовании необходимо обеспечивать единство учения и творчества детей (такое единство влияет на развитие их учебной мотивации и эмоциональной сферы, на становление их самодеятельности); Реализация указанных принципов гуманизации начального образования позволит придать ему подлинно развивающий характер (начальное образование получит возможность развивать у младших школьников воображение, рефлексирующее сознание и мышление, личностные действия, поступки, желание и умение учиться);

Последователи В.В.Давыдова: «Разнополюсное пространство: «черновик», «чистовик», «стол помощников», «стол заданий», «место на оценку», «место сомнений», индивидуальное поисковое детское действие, способ действия…» (работы Б.Д. Эльконина с красноярскими коллегами)

Последователи В.В.Давыдова: Многолетние исследования Г.А. Цукерман показали, что к концу второго класса организация обучения младших школьников фактически весь свой потенциал развития исчерпывает (см. работу «Две фазы обучения младшего школьника…»)

Последователи В.В.Давыдова: Технология контрольно-оценочной деятельности: отказ от пятибалльной шкалы оценивания, акцент на детский самоконтроль и самооценку т т.д. (работы Г.А.Цукерман, А.Б.Воронцова) Педагогическая технология обучения с ритмами и фазами и с проектными задачами ( работы А.Б. Воронцова)

Последователи В.В.Давыдова: Разработка образовательных модулей под названием «Новая начальная школа» (авторский коллектив под руководством Е.В. Чудиновой)

Последователи В.В.Давыдова: Контрольно-измерительные материалы: разработка инструмента для оценки учебно- предметных компетенций младших школьников (см. работы группы П.Г.Нежнова)

Почему все идеи и разработки по большому счету остаются на бумаге и в «образовательных заповедниках»? Почему вначале многие схватились за РО, а потом «кинули» его? Что заставило вернуться к идеям Давыдова, забыв про Давыдова?

«Стандарты» гг Цели ступени Минимум содержания Требования к выпускнику (должен знать, уметь применять) Примерные учебные программы Нормативные акты Учебники федерального перечня 17

ФГОС ОО (2009) Требования к условиям реализации ООП Требования к результатам реализации ООП Цели и задачи ступени Требования к структуре ООП Примерная ООП 1 Примерная ООП 2 Примерная ООП 3 Рабочая ООП НОО 18

Ст. 9 п.1 Закона РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

с. 14 п.5, ст. 32 п.6,7 Закон РФ «Об образовании» Ст. 14 (5) «Содержание образование в конкретном ОУ определяется основной образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. ООП разрабатывается на основе соответствующих примерных ООП…» Ст.32 (6,7) «Разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов»; «Разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин…»

п.15, п.19 (3) ФГОС НОО Обязательная часть ООП – 80% 20% не может составлять менее 2904 часов (20-22 часа) не может составлять менее 3210 часов (22-25 часов) 1350 часов Учебный план предусматривает время: на увеличение учебных часов на обязательные предметы; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в т.ч. этнокультурные; на внеурочную деятельность

Учебный план Учебный план – механизм реализации ООПмеханизм реализации ООП 2904, 3210 – максимальные учебные часы Предметные области Обязательная часть (80%) Вариативная часть (20%) Максимальная учебная годовая нагрузка Пятидневка2323 (17ч/нед)581 (5 час/нед)2904 Шестидневка2323 (17ч/нед)887 (8 час/нед)3210 Итого: Пятидневка Шестидневка

Нелинейное расписание занятий Необходимо уйти от «Карабаса-Барабаса» и прийти …

Ведущие характеристики ООП для достижения высоких результатов и качества начального образования ООП должна опираться на возрастные особенности младших школьников

классы 4-5 класс1 класс ПШС Шестилетняя начальная школа «…Этот возрастной интервал – воистину «ничья земля» в периодизациях психического развития, на которую одинаково безосновательно претендуют специалисты и по младшему школьному, и по подростковому возрасту. Кстати, ни те, ни другие не в состоянии содержательно освоить эту возрастную территорию, ибо она качественно отлична и от 8 – 9-летнего возраста – сердцевины школьного детства, и от 13 – 15-летнего возраста – сердцевины отрочества» (Г.А. Цукерман)

Образовательное пространство всей начальной школы (1-5 класс) Переходная фаза (фаза «запуска») 1 класс (6-7 лет) Основная фаза (фаза решения системы учебных задач) 2-4 класс (8-11 лет) Переходная фаза (рефлексивная) 5 класс Образовательное пространство учебного года Фаза решения учебных задач октябрь Рефлексивная Фаза апрель-май Фаза «запуска» сентябрь ПУЗРУЗ СРЗ Задача ООП - должна задавать определенными «ритмы» в образовательном процессе (годовой и пятилетний циклы)

ООП - должна стать программой действий субъектов образовательного процесса через разные виды деятельности младших школьниковпрограммой действий

ООП – должна определять набор культурных предметных способов действий/средств (т.е. основное содержание образования ступени)

Интерактивное использование СД - основа содержания учебного предмета (система культурных средств/способов Де) Содержательн ая область Способы действияПонятийные средства Числа и вычисления – алгоритмы выполнения действий; – прикидка; – элементы рационального вычисления – позиционный принцип записи чисел; – свойства арифметических действий Измерение величин – прямое измерение (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта); – косвенное измерение (с отсчетом значения величины по шкале прибора (линейка, безмен, часы, транспортир, мензурка), вычисление по формулам); – действия с именованными числами. – однородность величин; – отношение между числом, величиной и единицей; – отношение «целого и частей»; – прямая пропорциональная зависимость (площадь прямоугольника; равномерное движение, работа и др.); – производные величины (скорость, производительность труда и др.) Закономерности и зависимости - выделение закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах; – построение структурированных объектов; – выделение зависимостей между величинами в различных ситуациях (в начальной школе, в основном, задаваемых текстовыми задачами); – описание зависимостей на различных математических языках (чертежами, схемами, формулами и др.) – «индукционный шаг»; – отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей»); – прямая пропорциональная зависимость между величинами; –форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур); – пространственные отношения между фигурами

ООП – должна задавать «дизайн» информационно-образовательной среды ступени образования через модульное построение содержания образования содержания образования

Второй вариант: Какой мы видим основную образовательную программу НОО? ООП – должна определять набор культурных предметных способов действий/средств (т.е. основное содержание образования ступени) ООП - должна стать программой действий субъектов образовательного процесса через разные виды деятельности младших школьников ООП - должна задавать определенными «ритмы» в образовательном процессе (годовой и пятилетний циклы) ООП – должна задавать «дизайн» информационно- образовательной среды ступени образования ООП – обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников ООП - должна задавать «очки», с помощью которых можно видеть что происходит с детьми и педагогами

Примерная структура предметной области предметная область Базовые компоненты Учебные курсы Модули (внутрипредметные и межпредметные) Практикумы и практики Самостоятельная работа учащихся Экспериментально- исследовательская деятельность Проектная деятельность Вариативные компоненты Учебные, элективные курсы (предпроф ильные) Модули (внутрипредметные и межпредметные) Тренинги Образовательные экскурсии Практикумы и практики Учебная деятельность

Разделы ООП Содержание разделов 1.Первый раздел Цели и задачи реализации ООП 2. Второй раздел Планируемые результаты, способы, формы оценивания 3.Третий раздел Основные виде деятельности младших школьников и их описание 4.Четвертый раздел Задачи достижения запланированных образовательных результатов 5.Пятый раздел Основные этапы реализации ООП (по годам) 6. Шестой раздел Основные этапы (фазы) учебного года Формы организации ОП и типы занятий 7. Седьмой раздел Общая характеристика содержания образования 8. Восьмой раздел Рабочий учебный план ОУ и его характеристика 9. Девятый раздел Условия реализации ООП (кадровые, финансовые) 10 Десятый раздел Мониторинг качества реализации ООП 11Одиннадцатый Набор рабочих учебных и других программ Структура ООП ступени " 33

РазделыХарактеристика разделов 1 раздел Миссия образовательного учреждения 2 раздел ООП ступеней школьного образования 3 раздел Программа развития ОУ 4 раздел Программы дополнительного образования Что есть ОП школы в этом контексте? Стандарт рабочей группы "Эврика" 34 Возможен раздел, описывающий преемственность между ступенями образования

Индивидуальный прогресс младших школьников как основа формативного оценивания педагогов

Форма оформления результатов Вид результата: Ключевые компетентности (код)Обобщенный результат ХарактеристикиУсловия формирования Критерии достижения 1.(01)Информационная компетентность -Умение находить информацию; --умение представлять информацию в знаковой форме Тип ситуации (проектная задача) Образец задания 2.(02)Коммуникативная комппетентность Вид результата: культурные способы действия и понятийные средства (ЗУНы) …

Экспертная оценка ООП при аккредитации ОУ Показатели и индикаторы 1. Преемственность Наличие «переходных» этапов 2. Результативность 25 Интегрированные результаты, их оценка, индивидуальный прогресс 3. Эффективность 15 Затраты на достижения планируемых результатов 4. Доступность Наличие и возможность реализации ст.10 Закона РФ 5. Адаптированность Соответствие возрастных возможностей МШ 6. Ресурсность Оценка кадровых, материальных, учебно-методических ресурсов 7. Инновационность Наличие обоснованного шага развития 8. Уникальность 15 Наличие «дельты» относительно ФГОС 9. Интегрированность Возможность включения ООП в сетевое взаимодействие 10. Полнота реализации Охват всех сторон деятельности ОУ в соответствии с требованиями ФГОС