" В ЫЯВЛЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ. (по результатам экспериментальных исследований и практическому опыту.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"О РГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ : ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ". (по результатам экспериментальных.
Advertisements

Основные результаты работы по инновационному образовательному проекту « Одаренные дети» 1. проанализирован и описан опыт ряда лучших школ для одаренных.
любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Стратегия успеха в образовательной области «Технология»
Совместная работа детского сада и семьи, как одно из условий успешного саморазвития детей дошкольного возраста Личностно- ориентированные технологии в.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения.
Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Николаева.
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Психолого-педагогического сопровождения в развитии профессиональной компетентности воспитателя Доклад подготовила: педагог-психолог ГОУ детский сад 2221.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Выполнила: Горбунова В. А., учитель русского языка и литературы.
Казымова Гюльнар Н. студентка II курса гр.ПНК-12.
Тьюторское сопровождение одарённых учащихся в учреждениях общего среднего образования Заведующий кафедрой педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Транксрипт:

" В ЫЯВЛЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ. (по результатам экспериментальных исследований и практическому опыту работы)

А КТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Задачи развития общества (невозможно развиваться без развития интеллектуально – творческого потенциала страны ) Задачи развития образования ( нужны разные типы образования в рамках одной школы Задачи развития личности и способностей каждого ребенка ( трагедия одаренных детей)

П РОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Главная проблема: проблемы самореализации одаренного человека в творческой профессионально деятельности Рабочие проблемы: Проблемы саморегуляции (70%) Проблемы общения (личностного и делового) (50%) Проблемы профориентации (60 %) Проблемы креативности (40 %)

О СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ 1. Поиск и выявление одаренных детей и подростков 2. Организация развивающей среды для развития интеллектуальных, творческих и личностных возможностей детей и подростков 3. Психологическая, правовая и организационная поддержка одаренной молодежи (в том числе и организация соответствующих рабочих мест)

Ц ЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Цель – создание организационных и психолого- педагогических условий для будущей самоактуализации в творческой профессиональной деятельности Задачи : Выявление одаренных детей Организация образовательной работы, включающая создание условий для работы с этим контингентом детей. Психолого- педагогическое сопровождение Социальная поддержка одаренных детей

В ЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Выявление одаренных детей –сложная и до конца неразрешимая задача Причины: неравномерность развития способностей – непредсказуемое гормональное развитие неполная предсказуемость личностных изменений ( «встреча» или «невстреча» с Учителем ) непредсказуемые изменения «ближней» и «дальней» развивающей среды Именно потому необходимо включение высокомотивированных детей

Д ИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ 3 уровня одаренности - Особая одаренность Высокая норма», - Хорошая норма Типы развития Ускоренный Нормальный Замедленный Проблемы семьи Наличие или отсутствие проблем в семье Характер отношений в семье (ограниченный контроль или симбиоз) Связь со школой

Т ИПЫ ОДАРЕННОСТИ Интеллектуальная одаренность Академическая одаренность Социальная одаренность Художественная одаренность Практическая одаренность Психомоторная (спортивная ) одаренность Творческая одаренность может проявляться ( или не проявляться ) в любом из видов одаренности

О СНОВНЫЕ ОШИБКИ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ использование неапробированных или устаревших методик диагностики академическая одаренность смешивается с интеллектуальной ( умственной ) одаренностью старательность, трудолюбие ребенка принимается за его умственные способности за способности принимается только внешний интерес ребенка к той или иной деятельности творческая одаренность не принимается во внимание или рассматривается как нарушение требований социума

О РГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Уровневое обучение ( не менее 3 уровней) Авторские методики обучения Предоставление выбора в основном и дополнительном образовании Подготовленная психологическая служба Регулярная работа с родителями

С ОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Потребностно – инструментальный подход к сопровождению одаренных детьми Потребности – «мотор» развития способностей и личности любого ребенка. «Сформировать» у ребенка ничего нельзя, если у него самого нет соответствующих потребностей Есть потребности ведущие и частные Основная потребность : Потребность в самоактуализации (самовозрастании ). Доминантный жизненный проект Частные потребности Познавательная потребность Потребность в интеллектуальной сложности ( потребность в повышенной трудности умственной деятельности ) Потребность в творчестве

Д ОМИНАНТНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЕКТ скошенность в сторону будущего и сглаженность по отношению к настоящему временной перспективой повышенная напряженность и негармоничная конкретизация целей, относящихся к творческой деятельности в будущем субъектное отношение к собственному обучению и развитию стремление к познанию себя с позиций высоких творческих достижений в будущем

Р АБОТА С ОДАРЕННЫМ РЕБЕНКОМ НА ОСНОВЕ ПОТРЕБНОСТНО – ДОМИНАНТНОГО ПОДХОДА Эта работа строится в противовес идее гармоничного развития личности, на идее приоритетного развития достоинств ребенка и необходимости работы с недостатками в соответствии с разумной "санитарной нормой Работа с одаренным ребенком строится на обсуждении, таких характеристик Доминантного проекта : реалистичность конкретность(особенно для «дальних» целей)соотношения «ближних» и «дальних» целей ( соответствие будущей и « сегодняшней» деятельности соответствия доминантного проекта творческой и личностной индивидуальности подростка.

А НАЛИЗ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ Д ОМИНАНТНОГО ЖИЗНЕННОГО ПРОЕКТА уровень произвольной саморегуляции, в том числе целей и задач деятельности навыки делового и личностного общения развитие творческих возможностей выбор пути профессионального становления

Р АБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Особенности родительского влияния родителей на одаренных детей Позиция благодетелей для школы Повышенная включенность в жизнь школы Повышенная требовательность по отношению к педагогическому коллективу Конфликтность Основные направления работы с родителями Подлинное сотрудничество на основе реальных дел( кроме ремонта и финансовой помощи) Просветительская работа ( встречи с психологами, библиотечка для родителей на сайте) Доминантный проект как основа для работы с Родительским проектом

С ОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Навыки понимания социальных взаимодействий Навыки работы в команде Выход деятельности одаренных детей за пределы школы ( волонтерство, помощь другим детям и т.д.)

У ЧИТЕЛЬ ДЛЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА : ВЫХОД ИЗ ТУПИКА Учитель как главная позиция в школе Неблагоприятная ситуация для одаренного ученика 80 % - конфликт с учителями и даже со школой ) Неблагоприятная ситуация для одаренного учителя

П РИЧИНЫ НЕУСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ( ПО ОПРОСУ ЭКСПЕРТОВ В 10- БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ) Недостаточно владеет учебным предметом – 4, 7 балла Отсутствует педагогический опыт - 5,9 балла Методически беспомощен -6,3 балла Нет достаточного опыта собственного развития ( интеллектуального, эмоционального, социального, личностного)- 8,3 балла Находится в плену психолого - педагогических мифов по поводу одаренных -8, 4 балла

О СНОВНЫЕ МИФЫ ПО ПОВОДУ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ : одаренные дети такие же, как обычные, только намного лучше одаренный ребенок не является одаренным, если он плохо учится учитель должен знать по своему предмету много больше, чем любой ученик, даже одаренный одаренный ученик обязан хорошо учиться по всем предметам учитель не имеет права на ошибку

М ОДЕЛЬ : УЧИТЕЛЬ – ОДАРЕННЫЙ УЧЕНИК В чем не нуждается одаренный ученик В открытой интеллектуальной помощи В постоянном успехе ( и частых похвалах) В усиленном контроле (даже при самой плохой саморегуляции) В чем нуждается одаренный ученик: В широких возможностях выбора ( времени, объема, содержания и метода) В продуманной образовательной системе В «развивающем дискомфорте» (высокая трудность, регулярные неудачи, познавательный стресс ) В поддержании его амбиций ( наряду с суровой критикой ) В конкуренции (прежде всего с самим собой)

У ЧИТЕЛЬ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ФАСИЛИТАТОР ИХ РАЗВИТИЯ (К. Р ОДЖЕРС ) Эмоциональная открытость учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; Доверие к ученику как выражение внутренней личностной уверенности учителя в способностях учащихся; «Эмпатическое понимание» (видение поведения учащегося, его реакций, действий, навыков) Требовательность, равновеликая любви.

Р ЕКРУТМЕНТ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Выпускники педагогических университетов плюсы: ориентируются в возрастных и индивидуальных особенностях детей ориентируются в методах и методиках обучения владеют определенными практическими навыками преподавания легко занимают позицию школьного учителя минусы недостаточно осведомлены о современном состоянии той или иной науки не владеют в достаточной степени научными методами познания не готовы к руководству проектно- исследовательской работой учащихся подвержены педагогическим мифам не знают и боятся одаренных детей

В ЫПУСКНИКИ У НИВЕРСИТЕТОВ ( НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ ) И СОТРУДНИКИ ВУЗ ОВ (НИИ) плюсы хорошо ориентируются в современной науке в достаточной степени владеют научными методами исследования готовы к руководству проектно- исследовательской работой учащихся не подвержены педагогическим мифам неплохо знают и совсем не боятся одаренных детей минусы не ориентируются в возрастных и индивидуальных особенностях детей не ориентируются в методах и методиках обучения не владеют практическими навыками преподавания с трудом занимают позицию школьного учителя ( подготовка учебных планов, дистанция, дисциплина в классе и т.д.)

М АГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА МГППУ «П СИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ОБРАЗОВАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ » КАК СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Цели магистерской программы: Методологические. Ведущая максима: ребенок - субъект образовательного процесса. Предметные. Акцент на источники и качество информации Психолого- педагогические. Ориентация на отсутствие клише и мифов, открытость опыту, направленность на развитие ребенка, а не только на усвоение им учебного предмета. Мотивационные. Укрепить и развить внутреннюю мотивацию будущего учителя на собственное развитие и тем самым на саморазвитие одаренного ребенка. Конкретно- практические. Построение модели- «учитель – одаренный ученик» как отражение индивидуального стиля работы и личности учителя Исследовательские. Учитель как исследователь и как руководитель проектно- исследовательской деятельностью одаренного ученика

Спасибо за внимание!