Федеральный государственный образовательный стандарт Москва февраль, 2012 Проектирование учебного процесса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕКСТ СТАНДАРТА Примерная образовательная программа Где можно познакомиться с текстом ФГОС? Где можно познакомиться с текстом ФГОС?
Advertisements

Переход на ФГОС ООО Проблемы и перспективы. Документы, обеспечивающие функционирование стандарта: подготовлено и издано в Документы, обеспечивающие.
Федеральный государственный образовательный стандарт Москва январь, 2012 Основное общее образование.
Подходы к диагностике учебных достижений по физике в рамках требований ФГОС Демидова М.Ю. Логинова О.Б.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Планируемые результаты образовательной деятельности учащихся Марина Михайловна.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Стандарты и образовательный процесс.
Планируемые результаты освоения учащимися ООП ООО в рамках реализации ФГОС ООО Афанасова Л. В., учитель информатики г.
Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования» Копотева Г.Л.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Механизмы реализации регионального инновационного проекта «Введение ФГОС ООО» Начальник отдела инновационных проектов Центра развития образования и мониторинга.
И.В. Муштавинская, проректор по методической работе СПб АППО Качество образования в контексте ФГОС.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт Москва февраль, 2012 Проектирование учебного процесса

2 Круг обсуждаемых вопросов 1.Смысл введения стандарта и основные механизмы реализации требований ФГОС 2.Круг учебных задач, устанавливаемых требованиями ФГОС и планируемыми результатами 3.Алгоритм проектирования учебного процесса, направленного на достижение требований ФГОС

3 1.Смысл введения стандарта. Основные механизмы реализации требований ФГОС

Основы и смысл введения ФГОС СОЦИАЛЬНЫЕ: заказ системе образования ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ: концепция духовно- нравственного воспитания НАУЧНЫЕ: фундаментальное ядро содержания общего образования Смысл введения нового стандарта – ориентировать систему образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКА: ОТ «КОНТРОЛЯ» К «ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА» ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНОГО ПОДХОДА ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ

5 Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта

6 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач В чем проявляется достижение основных образовательных результатов? личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение системати- ческих знаний, преобразование, при- менение и самостоя- тельное пополнение знаний

7 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Ориентация на парадигму деятельностного развития в практике работы учителя Ориентация на парадигму деятельностного развития в практике работы учителя

8 Планируемые результаты как механизм реализации требований ФГОС Планируемые результаты как механизм реализации требований ФГОС ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: личностные, метапредметные, предметные Портрет выпускника Ведущие целевые установки ООП или требования к результатам ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СИСТЕМА ОЦЕНКИ достижения планируемых результатов УчащиесяОУ Система образования Инфраструк- тура

9 Обеспечение качества образования посредством системы оценки посредством системы оценки Обеспечение качества образования посредством системы оценки посредством системы оценки Внутренняя оценка : учитель, ученик, ОУ и родители фиксирует динамику индивидуальных достижений Внешняя оценка: гос. службы задает общее понимание содержания и критериев Государственная итоговая аттестация/итоговая оценка : связь внешней и внутренней оценки основа для внешней оценки Основной механизм : уточнение и распространение общего понимания содержательной и крите- риальной базы оценки через вовлечение педагогов и учащихся в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой Необходимое условие : адекватность методов и инструментария особенностям подхода Соотношение внутренней и внешней оценки в ито- говой оценке, ее состав зависти от ступени обучения накопленная оценка и итоговые работы

10 Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Ориентация ежедневного учебного процесса на последовательное «пошаговое» достижение итоговых планируемых результатов

11 Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Пошаговое освоение всех умений и навыков, характери- зующих достижение итоговых планируемых результатов 1 класс2 класс3 класс 11 класс … 4 класс И Т О Г О В Ы Е ПР Тематические результаты Формирующая (текущая) оценка Зачеты и итоговые работы 1) проектирование системы темати- ческих и текущих планируемых результатов

12 Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? 2) подбор и конструирование заданий 1 класс (и любой иной) ТЗ 1 Тематические результаты Текущая (формирующая и диагностическая) оценка Зачеты и итоговые работы ТЗ 2 Обучающие задания, учебные ситуации осознание отработка систематизация использование перенос Проверочные задания Задания должны допускать как формирование и оценку исполнительской компетенции, так и обеспечивать возможность развития, оценку осознан- ности и произвольности выполняемых действий с учебным материалом Оценка динамики диагностика Оценка уровня достижения

13 Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? 3) включение учителей и учащихся в осознанную формирующую и диагностическую оценочную деятельность по достижению текущих и тематических планируемых результатов, выделенных на основе проецирования итоговых результатов на данный отрезок (этап) учебного процесса

14 Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» посредством системы оценки в практике работы учителя? 4) корректировка – в том числе индивидуализация – обучающих учебных заданий с учетом результатов «экспресс-диагностики», результатов формирующей и тематической оценки

15 2. Круг учебных задач, устанавливаемых требованиями ФГОС и планируемыми результатами

16 … включают : Приобретение знаний Сотрудничество Решение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Развернутая коммуникация Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индиви- дуального прогресса в учении Навыки 21 го века … требования : Освоение системы знанийОсвоение системы знаний Приобретение и интеграция знаний Сотрудничество Решение творческих и поисковых проблем Использование ИКТ для обучения Коммуникация Самоорганизация и саморегуляция Личностный смысл учения и рефлексия Ценностно-смысловые установки Россия : Стандарт, 2010 Планируемые результаты: Круг решаемых учебных задач Планируемые результаты: Круг решаемых учебных задач Технологии Личностно- центрирован- ное обучение Создание учебных ситуаций, Дифференциция требований, Индивидуализа- ция обучения Интеграция Интеграция ИКТ в учебный процесс Инструмент деятельности Расширение границ

17 Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию? Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009) На диаграмме показаны средние баллы для каждого из параметров оценки учебных заданий (LA) и работ учащихся (SW) для России и всех стран выборки. По каждому из параметров свыше 50% ( для всех стран) и около 40% (Россия) учебных заданий и работ учащихся имеют код 1 ( самый низкий из возможных ). Многие учителя выборки еще только начинают осваивать инновационные практики в обучении.

18 Россия: LA и SW баллы Результаты оценок работ учащихся зависят от качества учебных заданий и практически всегда ниже последних. По каждому из рассматриваемых параметров лишь незначительное число заданий имеют высокие показатели (коды 3 и 4); подавляющее количество предлагаемых учащимся заданий не направлено на формирование выделенных навыков и соответствующих требований нового образовательного стандарта. Относительно успешно идет формирование только навыка коммуникации. Особое беспокойство вызывает практика формирования навыков саморегуляции и решения проблем. Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию? Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009)

19 Модели заданий, направленных на достижение требований ФГОС подробно представлены в материалах семинара «Конструирование учебных заданий: достижение личностных и метапредметных результатов» При анализе заданий использована методика кодировки (оценки) учебных заданий, разработанная в Стэнфордском исследовательском институте (SRI International, США, Калифорния) и апробированная в России в г.г. в рамках международного сравнительного исследования инновационной практики обучения (ITL)

20 «Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментиро- вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностно-смысловые установки: описание «хорошего» задания

21 «Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; критериями оценки; способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; постановки новых личных учебных задач. Личностный смысл учения и рефлексия: описание «хорошего» задания

22 «Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: обязанности и/или виды выполняемых работ; время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. Самоорганизация и саморегуляция: требования к «хорошему» заданию

23 «Хорошее» задание требует : поиска и/или разработки новых подходов и решений; принятия решения в ситуации неопреде- ленности (есть возможность выбора); воплощения решения на практике Разрешение проблем: описание «хорошего» задания

24 Задания для формирования и оценки достижения планируемых результатов Задания для формирования и оценки достижения планируемых результатов устные, письменные, практические, «метапредметные»; для индивидуального, парного или коллективного выполнения; репродуктивные и продуктивные, в том числе – направленные на разрешение проблем для проектной и исследовательской деятельности; для стандартизированных работ и для текущей (формирующей и диагностической) оценки позволяющие оценивать достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне; допускающие возможность использования справочной литературы, допускающие возможность адаптации к индивидуальным особенностям учащихся.

25 3. Алгоритм проектирования учебного процесса, направленного на достижение требований ФГОС

26 Содержательно-временная схема учебного процесса: выделение этапов Содержание: темы, разделы Тема 1Тема 2 Тема 3 Тема 1Тема 2Тема 3Тема 4Тема 5 Календарные сроки: недели, месяцы, четверти Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 1 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 1

27 Проецирование ИТОГОВЫХ планируемых результатов на выделенные этапы учебного процесса и их детализация Системы ТЕМАТИЧЕСКИХ планируемых результатов Системы ТЕМАТИЧЕСКИХ проверочных или диагностических работ Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 2 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 2

28 ТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (1 кл., февраль) Тематические результаты: пример ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (4 кл): различать звуки и буквы дифференцировать звуки речи и другие звукитекущая оценка слышать начало, середину и окончание слов, включая сочетания звуков, вычленять отдельные звуки в словах текущая оценка определять последовательность и количество звуков в словах слышать и выделять ударные звуки (голосом или ставя знак ударения) правильно артикулировать гласные и согласные звуки, их сочетания в слове текущая оценка и зачет текущая оценка и зачет

29 Тематические проверочные задания: пример Тематические проверочные задания: пример Задание (базовый уровень). Подчеркни слова, в которых второй слог ударный: школа, урок, перемена, ученик, учитель, ответ слышать и выделять ударные звуки (голосом или ставя знак ударения) текущая оценка и зачет Правильный ответ: подчеркнуты слова: урок, учитель, ответ Критерий достижения базового уровня: правильно подчеркнуто не менее двух слов, при этом неправильных ответов нет

30 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 4 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 4 Оценка имеющихся обучающих заданий с позиций формирования УУД Выявление дефицитов

31 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 3 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг 3 Доработка и/или пополнение системы обучающих заданий Ц ЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ – - не обязательно для каждой темы С ОТРУДНИЧЕСТВО, Р АЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С АМОРЕГУЛЯЦИЯ – хотя бы одно задание (например, проектного типа) для каждой темы РЕФЛЕКСИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, ИКТ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ – до 30% - 40% учебных заданий для каждой теме

32 Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг Рекомендации по проектированию учебного процесса: шаг Разработка учебных ситуаций учет особенностей учебного материала учет результатов диагностики, срезовых работ учет возрастных особенностей

33 Спасибо за внимание! Ольга Борисовна Логинова ОБСУЖДЕНИЕ: