Концептуальные положения примерной ООП для ДОУ Трубайчук Л.В., доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики и психологии детства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концептуальные положения ФГТ. Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное.
Advertisements

« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
ДОУ « Солнышко » Организация работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного.
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей в планировании работы воспитателя ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 «СЕМИЦВЕТИК» городского округа город Шарья Костромской области.
Учебный блокБлок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятель - ная деятельность детей Основная форма – занятие ( в соответствии с расписанием.
Модель воспитательно – образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ.
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании Требования к образовательной программе ДОУ.
Соответствие следующим документам: Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным.
Принципы и подходы ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования как основа создания преемственной образовательной среды.
МАДОУ ЦРР ДС 482 Структурное подразделение Педагогический совет 3 «Обновление содержания организации работы педагогов в самостоятельной и совместной деятельности.
Нормативно-правовая база: Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. Национально-образовательная стратегия «Наша новая школа»
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Грязовецкого муниципального района Вологодской области «Центр развития ребенка – детский сад 1»
«Планирование образовательной деятельности дошкольников в режиме дня в соответствии с ФГТ» Составила : Составила : старший воспитатель МБДОУ 118 старший.
Транксрипт:

Концептуальные положения примерной ООП для ДОУ Трубайчук Л.В., доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики и психологии детства

Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

Девиз: Все для ребенка –Все вместе с ребенком Все в интересах личностного развития ребенка

1.Концептуальной основой ФГТ является культурно-историческая теория личности Л.С.Выготского, объясняющая механизм развития личности. Л.С.Выготский, анализируя личность ребенка, делает вывод о том, что ее развитие происходит по спирали и скачкообразно, тем самым обеспечивается постоянный прогресс в развитии определенной личности. Процесс развития личности детей дошкольного возраста составляет действительное содержание воспитания и развития современного дошкольного образования.

Л.С.Выготский определяет развитие как «непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях». Л.С.Выготский ввел понятие двух уровней развития: актуального (имеющегося в наличие) и потенциального (которого можно достичь при наличии определенных условий). Применительно к развитию ребенка дошкольного возраста «уровень актуального развития» - стартовый уровень. «Уровень потенциального развития» - тот, который может достичь ребенок при создании определенных условий.

Таким условием является процесс обучения и воспитания, который должен идти впереди детского развития Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самопознания и индивидуальности

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Программа должна: соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

Ребенок-дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М.Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу.

Современные научные представления позволяют рассматривать развитие живого организма как развертывание, раскрытие изначально имеющихся свойств через реализацию в реальных условиях развивающей среды, наследственной программы.

Четыре линии развития: Под познавательно-речевым развитием понимаем целенаправленный процесс движения ребенка к ценностям познания окружающего мира разнообразными способами, и самоутверждение своей индивидуальности в гармоничном взаимодействии своего мира с миром другого. Художественно-эстетическое развитие дошкольника трактуется как созидание и актуализация неповторимого мира чувств и эмоций ребенка в творческом образовательном пространстве, определяется как нацеленность на открытие, самовыражение своего образа «Я», самодвижение собственного потенциала к оригинальному творческому продукту деятельности.

Четыре линии развития: Физическое развитие дошкольника – это развитие ловкости, силы воли, физической активности. Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста определяется как целенаправленный процесс непрерывного и органического социально контролируемого вхождения ребенком в социум, процесс присвоения им социальных норм и культурных ценностей под непосредственным участием значимого взрослого, на основании чего происходит самопознание и самоизменение человека уже на раннем этапе онтогенеза. Ребенок входит в мир социальных отношений, познает себя и других.

Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Кругозор Социализация Труд Безопасность

2. Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, И.А.Зимняя и др.), где личность рассматривается как субъект деятельности, которая формируется в деятельности, сама определяет характер этой деятельности и общения. Деятельностный подход позволяет определить доминанту взаимоотношений ребенка с окружающим миром, актуализировать реализацию потребностей в осознании себя субъектом деятельности. Деятельность – проявление человеком активности, реализации им своего отношения к окружающему миру и к самому себе. Ее существенные признаки: продуктивно-преобразующий характер, социальность, сознательное целеполагание.

Развитие личности воспитанника есть развитие его деятельности, деятельность ребенка есть сфера, в которой происходит процесс воспитания, то есть педагогическим инструментом воспитания служат различные виды деятельности: игровая, изобразительная, музыкальная, трудовая, общественная и др

Структура образовательного процесса В образовательном процессе включено два основных составляющих блока, формирующих деятельность: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей. Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности (Д.Б. Эльконин.) Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

«Совместная деятельность взрослого и детей» - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

«Самостоятельная деятельность детей» - 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Основные характеристики деятельности дошкольников - тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми ( Н.А. Короткова) 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.) 4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.) Коснемся еще одного важного момента, к которому должны стремиться сегодня практики: мы должны заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение игра учебные занятия, приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельность Примеры форм работы Двигательная Подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, Соревнования Игровая Сюжетные игры, игры с правилами Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов Чтение художественной литературы Чтение, обсуждение, Разучивание

Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельностьПримеры форм работы Познавательно- исследовательская Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры (сюжетные, с правилами) КоммуникативнаяБеседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Игры (сюжетные, с правилами)

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

3. Компетентностный подход в построении образовательного процесса формирование таких характеристик личности ребенка, как: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; способность увидеть новые проблемы в знакомых стандартных условиях; умение увидеть и выбрать альтернативные решения; умение определить первоочередные проблемы и найти их правильное решение; умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы с целью определения нового, более рационального способа решения; умение создавать оригинальный способ решения при известных других.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

«Интеграция содержания дошкольного образования» – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Образовательная область Интеграция с другими образовательными областями Физическая культура Здоровье Коммуникация Музыка Социализация Безопасность

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основываться на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса;

Образовательные задачи решаются в процессе: Совместной деятельности ребенка со взрослым в самостоятель- ной деятельности детей в ходе режимных моментов в непосредственно образовательной деятельности (в процессе организации детских видов деятельности)

Сочетание формы работы с детьми и детской деятельности Двигательная Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования Игровая Сюжетные игры Игры с правилами Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Коммуникативная Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление отгадывание загадок Трудовая Совместные действия Дежурство Поручение Реализация проекта

Сочетание формы работы с детьми и детской деятельности Познавательно- исследовательская Наблюдение Экскурсии Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами Музыкально- художественная Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Музыкально-дидактические игры Чтение художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание

4.Гендерный подход Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

Образовательные задачи гендерного воспитания и в детском саду: Воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин Освоение гендерных ролей

Спасибо за внимание!