Как формировоать УУД на уроке Карабанова О.А., Д-р психол.н., профессор МГУ имени М.В.Ломоносова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Advertisements

Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Формирование УУД Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности Л.С.Выготский.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
1 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия ст. преподаватель кафедры ФО Е. В. Сверкунова.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Транксрипт:

Как формировоать УУД на уроке Карабанова О.А., Д-р психол.н., профессор МГУ имени М.В.Ломоносова

Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Основные виды УУД 1) личностные 2) регулятивные,включая действия саморегуляции); 3) познавательные; 4) коммуникативные

Личностные УУД - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. - действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: - знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Познавательные Логические УУД - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.

Познавательные УУД Постановка и решение проблем формулирование проблемы; поиск информации структурирование информации самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Русский язык Формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно- следственных связей Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Литературное чтение Формирование всех видов универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации формирование следующих универсальных учебных действий: смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан; эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения; умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Иностранный язык Изучение иностранного языка способствует - общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщенных лингвистических структур грамматики и синтаксиса - развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи, - развитию письменной речи, - формированию ориентации на партнера, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнера; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме, формированию гражданской идентичности личности, преимущественно в ее общекультурном компоненте и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге общеучебных познавательных действий, в первую очередь, смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста, понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста, сочинение оригинального текста на основе плана).

Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Математика Формирование познавательных действий: -логических, -знаково-символических, -перевод с одного языка на другой, -моделирование, -дифференциация существенных и несущественных условий, -формирование элементов системного мышления -систематизация и структурирование знаний, -Усвоение общего приема решения задач как универсального учебного действия Формирование регулятивных действий -планирование (последовательности действий по решению задач) -контроль и оценка.

Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Окружающий мир Формирование целостной научной картины природного и социо- культурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством Личностные УУД умения различать государственную символику Российской Федерации, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его столицу; знакомятся с особенностями некоторых зарубежных стран; - формирование основ исторической памяти - умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентацию в основных исторических событиях России и испытывать чувство гордости за славу и достижения России; - формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; - развитие морально-этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами. принятие учащимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Общепознавательные универсальные учебные действия - овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией; - формирование действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей) - формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Технология Специфика этого предмета и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена: -ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий; - значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу. Так, в ходе решения задач на конструирование школьники учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров; - специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности учащихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности; - широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.

Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Технология формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей); развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; развитие планирующей и регулирующей функции речи; развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности; развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности; формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности; ознакомление младших школьников с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.

Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Физическая культура Личностные универсальные действия -формирование основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; - освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; - развитию мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости; - освоению правил здорового и безопасного образа жизни. «Физическая культура» как учебный предмет способствует Регулятивные универсальные учебные действия развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.; Коммуникативные действия развитие взаимодействия, ориентации на партнера, сотрудничества и кооперации (в командных видах спорта - формирование умений планировать общую цель и пути ее достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).

УУД Результаты развития УУД Значение для обучения в первом классе Учебный предмет Примеры заданий Личностные действия – самоопределе- ние, смысло- образование ВПШ (внутренняя позиция школьника) Адекватная мотивация учебной деятельности Русский языкСтр.114, зад.5 Игровое творческое задание «Самое длинное предложение». Стр. 118, зад.6

Познавательны е действия (классификаци я, сериация) Коммуникативн ые действия (умение вступать в кооперацию, соотносить точки зрения) Преодоление эгоцентризма в мышлении и взаимодействи и. Понятие сохранения ( на примере дискретного множества) Предпосылки формирования числа как условия усвоения математики Матема- тика Читалоч ка Классификация: Ч.1, С.33 Игра «Третий лишний», с. 35 (разбей множество на части) с.30 Выделение части множества Сериация: Ч.1 стр.47, 57; ч.2 с.23 6 (выделение признака при изменении его в ряду предметов, фигур) Ч.1 с.16, 33, 35, 37, 43, 57 (построение фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах) Коммуникативные действия – Стр.49, (Сколько слов в каждой группе – групповая дискуссия)

Познавательны е и знаково- символические действия Дифференци ация планов символ/знак и означаемого (предметов или объектов) Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом. Условие усвоения математики, родного языка, формирования умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметов. Математика Русский язык Умение использовать модель (символы, знаки) для решения задачи Ч. 1, с. 37 (какой корабль следует к острову) Ч. 1, с. 41 (найти для каждого рисунка подходящий чертеж), с. 96, зад.2 (для каждого рисунка найти подходящую запись) С. 47, зад. 5; с.56, зад 3 (модели слов),

Регулятивные действия - выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия,- ориентация на образец и правило выполнения действия,- контроль и коррекция,- оценка Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом. Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий способов научных понятий (русский язык, математика) и предметной, продуктивной деятельности (технология, ИЗО) Математика Читалочка ПланированиеЧ.1, с. 59, зад. 6; с. 79 зад.5 (дни недели);С. 97, зад 6 (выполнение заданий по образцу)Планирован иеС.90, (вписывание слов лепестки и гнездышко), КонтрольС.94 (исправление смысловой ошибки) Коммуникативны е действия Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания ЧиталочкаОриентация на парт- нера и развитие кооперации С. 109, (совместное чтение диалога), с.60, зад.9 (загадки) Развитие осознания С. 84, зад.6 (игра «Кто больше») Развитие регулирую- функции речи С. 43, зад.3 (выбор адекватных глаголов)

Рекомендации 1. Необходимо дать схему полной ориентировочной основы действия: раскрыть систему объективных условий правильного выполнения действия; дать образец требуемого результата, Задать последовательность операций действия. Схема ориентировки должна быть представлена внешним образом (например, схемы, графа, таблицы и т.д. Внешнее наглядное представление схемы ориентировочной основы значительно облегчает организацию выполнения и усвоения действий.

2. Необходимо дать задания в последовательности, соответствующей психологическим требованиям к организации усвоения. Так, например, в учебниках задания одного типа, например, на развитие коммуникативных действий, предлагаются только в начале и в конце курса русского языка, в то время как в середине – подобные задания отсутствуют. Необходимо предлагать задания на формирование каждого вида УУД на протяжении всего учебного курса. Причем одно и то же содержание может быть использовано для отработки различных видов универсальных действий.

3.Для обеспечения способности учащегося действовать во внутреннем умственном плане необходимо: предусмотреть последовательный переход от выполнения действия реального преобразования объекта, заданного во внешней форме в виде конкретных предметов или их заместителей (например, предметные множества – машины, цветы, животные) к выполнению действия с объектов в наглядно-образной форме (например, со схемами, моделями, планами, схематическими рисунками и т.п.), и в вербально- понятийной форме объекта (например, текст задачи, упражнения и т.д.). обеспечить последовательное изменение уровня выполнения действия от материальной (материализованной формы) – например, реальное обведение контура, классификация предметов с помощью раскладывания предметных картинок, соединение линией предметов (слов), объединенных функциональными связями) к речевой форме, когда действие выполняется в форме рассуждения, рассказа, и, наконец, в умственной форме, когда ученик только фиксирует конечный ответ на заданный вопрос.

4. Ключевой задачей школьного обучения и содержания учебной деятельности в начальной школе является усвоение системы научных понятий. Необходимо раскрыть учащемуся - существенные признаки понятия - содержание логического приема подведения под понятие - логическое правило распознавания в конкретных ситуациях наличия (отсутствия, неизвестности) каждого из существенных признаков понятия и дать рекомендации по выполнению этого действия. 5. Использовать формы совместной деятельности для оптимизации процесса усвоения учебного содержания и формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Дать рекомендации как организовать совместное обсуждение, решение и пр. 6. Универсальность условных обозначений для организации учебной деятельности школьников в учебниках и рабочих тетрадях. Учащемуся должно быть понятно содержание рекомендуемых регулятивных действий. Дать рекомендации по их выполнению

Спасибо за внимание!