МОУ Звонарёвокутская СОШ 2007 год Работу выполнил: Полозков А.В. Работу проверила: Глотко Н.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образ Родиона Раскольникова Натура и идея. Наказание.
Advertisements

Теория Раскольникова Причины возникновения. Постулаты теории.
МОУ «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Презентация реферата по литературе ученицы 11класса Михайловой Анастасии по теме: «Автор и его.
Теория Р. Раскольникова и её крушение в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Теория Раскольникова. ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание» Выполнила: Выполнила: ученица 11 класса Савченко О. Савченко О. Георгиевка
Ф.М. Достоевский. Образ Раскольникова Родиона Романовича.
ПРИСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. Образ Раскольникова Родиона Романовича.
1 Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
Описание Свидригайлова Привлекателен, крепок, свеж, вина не пьёт, выглядит джентльменом и вызывает к себе интерес, несмотря на что-то настораживающее в.
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть.
Достоевский Федор Михайлович ( ) великий русский писатель. Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич ( ), врач ( штаб - лекарь.
Один из приёмов разоблачения антигуманной сущности теории – это использование системы двойников. К двойникам Раскольникова можно отнести П.П. Лужина,
Ф.М. Достоевский в восприятии современных читателей.
ГОУ РПЛИ городского округа город Кумертау республики Башкортостан Разработка урока по литературе в 10 классе ТЕМА: «Двойники и антиподы Родиона Раскольникова.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва 2 (техникум)»
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
Семья Мармеладовых в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
В чём странность этого портрета Раскольникова?. «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда.
Портрет Достоевского работы Перова, 1872 год «Преступление и наказание» в «Русском вестнике» М. Н. Каткова.
Транксрипт:

МОУ Звонарёвокутская СОШ 2007 год Работу выполнил: Полозков А.В. Работу проверила: Глотко Н.Ю.

Содержание Теория Родиона Раскольникова Теория Родиона Раскольникова Теория Родиона Раскольникова Теория Родиона Раскольникова Выписка из судебного протокола Выписка из судебного протокола Выписка из судебного протокола Выписка из судебного протокола а)Зал суда а)Зал суда б)Суд Раскольникова б)Суд Раскольникова в)Наказание в)Наказаниев)Наказание Трагедия Трагедия Трагедия Раскольников и его двойники Раскольников и его двойники Раскольников и его двойники Раскольников и его двойники Раскольников Родион Романович Раскольников Родион Романович Раскольников Родион Романович Раскольников Родион Романович Немного о Ф.М. Достоевском Немного о Ф.М. Достоевском Немного о Ф.М. Достоевском Немного о Ф.М. Достоевском Используемая литература Используемая литература Используемая литература Используемая литература

Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие" Ф.М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. "Гениальность Достоевского, - писал М. Горький, - неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру". Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной и психологической жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" - это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся человеческая душа к постижению истины. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, он выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям глубоко грешный. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - "твари дрожащие", а он, возможно, "право имеет". "Право имеет" использовать других как материал для достижения своих целей. Здесь вполне логично вспомнить строки А.С.Пушкина, напоминающие суть теории бывшего студента Родиона Раскольникова: Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне сумел преступить, по религиозным понятиям способен на все. Итак, по Достоевскому, Раскольников совершает первое, главное преступление перед Богом, второе - убийство - перед людьми, причем как следствие первого. На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Теория эта стара как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовались давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: "Цель оправдывает средства". Собственно говоря, это высказывание является квинтэссенцией теории Раскольникова. Не обладая необходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей. При этом, однако, он постоянно мучится одним вопросом: имеет ли он право переступить юридические законы? Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, если исполнение его идеи ("спасительной, может быть, для человечества") того потребует. Ф.М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. "Гениальность Достоевского, - писал М. Горький, - неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру". Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной и психологической жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" - это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся человеческая душа к постижению истины. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, он выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям глубоко грешный. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - "твари дрожащие", а он, возможно, "право имеет". "Право имеет" использовать других как материал для достижения своих целей. Здесь вполне логично вспомнить строки А.С.Пушкина, напоминающие суть теории бывшего студента Родиона Раскольникова: Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне сумел преступить, по религиозным понятиям способен на все. Итак, по Достоевскому, Раскольников совершает первое, главное преступление перед Богом, второе - убийство - перед людьми, причем как следствие первого. На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Теория эта стара как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовались давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: "Цель оправдывает средства". Собственно говоря, это высказывание является квинтэссенцией теории Раскольникова. Не обладая необходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей. При этом, однако, он постоянно мучится одним вопросом: имеет ли он право переступить юридические законы? Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, если исполнение его идеи ("спасительной, может быть, для человечества") того потребует.

Речь в защиту Раскольникова Выписка из судебного протокола Выписка из судебного протокола Пристав : Встать ! Суд идёт! Пристав : Встать ! Суд идёт! Судья : Слушается дело - Санкт-Петербург против Ивана Раскольникова. Он обвиняется по 102-й статье УК РФ в умышленном убийстве первой степени. Все стороны присутствуют. Слово предоставляется защите. Судья : Слушается дело - Санкт-Петербург против Ивана Раскольникова. Он обвиняется по 102-й статье УК РФ в умышленном убийстве первой степени. Все стороны присутствуют. Слово предоставляется защите. Адвокат : Господа присяжные заседатели ! Господа судьи ! Сейчас рассматривается дело моего подзащитного. Дело об убийстве. Умышленном. Это слово означает замысел, тайный сговор. Но кто же задумал данное убийство ? Мой подзащитный ? Что довело его до этого преступления ? Давайте пошлём свой взгляд в глубь веков и увидим аналогию в прошлом. Сто двадцать лет назад в узенькой каморке лежал на кровати бывший студент Родион Раскольников и терзал себя планами убийства. Он был человеком высокого ума, как и мой подзащитный, и понимал всю сложность такого преступления. Адвокат : Господа присяжные заседатели ! Господа судьи ! Сейчас рассматривается дело моего подзащитного. Дело об убийстве. Умышленном. Это слово означает замысел, тайный сговор. Но кто же задумал данное убийство ? Мой подзащитный ? Что довело его до этого преступления ? Давайте пошлём свой взгляд в глубь веков и увидим аналогию в прошлом. Сто двадцать лет назад в узенькой каморке лежал на кровати бывший студент Родион Раскольников и терзал себя планами убийства. Он был человеком высокого ума, как и мой подзащитный, и понимал всю сложность такого преступления. Подсудимый давно стремился проверить себя как личность. Его стать я в журнале Периодическая Речь выводит идею о двух типах людей - обычных и сверхлюдей. Раскольников решился на преступление не ради денег, а ради самоутверждения; он хотел доказать себе и другим, что он...не тварь дрожащая..., но находится выше обычных людей, над серой безликой массой. К тому же, вспомните, обвиняемый ни копейки не потратил из унесённых денег. И Замётов говорил : Убить - убил, а обокрасть толком то не сумел.... Напротив, я хочу обратить Ваше внимание на духовные качества подзащитного. Ещё учась в университете, он взял на себя заботу о своём бедном товарище и его престарелом отце; он выносит из горящего дома людей, становится лучшим другом семьи Мармеладовых. Разве эти факты не характеризуют Раскольникова с самой лучшей стороны ? И только страстное стремление доказать всем и каждому своё превосходство заставило принять обвиняемого план преступления. Подсудимый давно стремился проверить себя как личность. Его стать я в журнале Периодическая Речь выводит идею о двух типах людей - обычных и сверхлюдей. Раскольников решился на преступление не ради денег, а ради самоутверждения; он хотел доказать себе и другим, что он...не тварь дрожащая..., но находится выше обычных людей, над серой безликой массой. К тому же, вспомните, обвиняемый ни копейки не потратил из унесённых денег. И Замётов говорил : Убить - убил, а обокрасть толком то не сумел.... Напротив, я хочу обратить Ваше внимание на духовные качества подзащитного. Ещё учась в университете, он взял на себя заботу о своём бедном товарище и его престарелом отце; он выносит из горящего дома людей, становится лучшим другом семьи Мармеладовых. Разве эти факты не характеризуют Раскольникова с самой лучшей стороны ? И только страстное стремление доказать всем и каждому своё превосходство заставило принять обвиняемого план преступления. План был безупречен, но только одну вещь не учёл составитель - слабость человеческого духа. И это неудивительно, потому что автором этого плана являлся не Раскольников. Замысел преступления рождала Среда, окружающая Родиона, вся та грязь и слякоть, которой так много было вокруг. План был безупречен, но только одну вещь не учёл составитель - слабость человеческого духа. И это неудивительно, потому что автором этого плана являлся не Раскольников. Замысел преступления рождала Среда, окружающая Родиона, вся та грязь и слякоть, которой так много было вокруг. Если бы Раскольников жил в Петербурге небожителей, пришла бы ему на ум идея об убийстве ? О чём ещё может думать человек, существующий в...крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-вот стукнешься головой Отставшие, жёлтого цвета обои... вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится нам постель Раскольникова -...неуклюжая большая софа..., которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу : жёлтые, пыльные, высокие дома с дворами-колодцами, слепыми окнами, выбитые стёкла, развороченный асфальт - человек не может долго существовать в таком кошмаре без вреда для своего рассудка. Этот ужас нельзя выразить, но его можно назвать. Это одно-единственное слово. И хотите ли Вы узнать это слово, господа присяжные заседатели? Этот монстр -... Если бы Раскольников жил в Петербурге небожителей, пришла бы ему на ум идея об убийстве ? О чём ещё может думать человек, существующий в...крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-вот стукнешься головой Отставшие, жёлтого цвета обои... вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится нам постель Раскольникова -...неуклюжая большая софа..., которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу : жёлтые, пыльные, высокие дома с дворами-колодцами, слепыми окнами, выбитые стёкла, развороченный асфальт - человек не может долго существовать в таком кошмаре без вреда для своего рассудка. Этот ужас нельзя выразить, но его можно назвать. Это одно-единственное слово. И хотите ли Вы узнать это слово, господа присяжные заседатели? Этот монстр -...

Зал суда (волнение в зале) (волнение в зале)...Вонючий, пыльный, заражённый городом воздух... разлагающе подействовал на личность Раскольникова. В его теле борются два сознания - циничное, низкое, преступное, принадлежащее городу, и доброе, отзывчивое, сострадательное, пронизанное всей сущностью подлинной души Родиона. Из-за противостояния этих двух разумов Раскольников совершал подчас противоречащие вещи : он разрывался, когда отдал деньги Катерине Ивановне; то хотел защитить, то бросить девочку на бульваре; пришёл в контору с желанием сознаться, и тут же затуманивает мозги Порфирию Петровичу. У Раскольникова происходило раздвоение личности, вызванное грубейшим вмешательством Петербурга во внутренний мир обвиняемого. Для окружающих Родион и мой подзащитный казались больными людьми, не способными связно мыслить. Но это являлось лишь следствием их тяжких дел, наказанием, которое всегда следует за преступлением....Вонючий, пыльный, заражённый городом воздух... разлагающе подействовал на личность Раскольникова. В его теле борются два сознания - циничное, низкое, преступное, принадлежащее городу, и доброе, отзывчивое, сострадательное, пронизанное всей сущностью подлинной души Родиона. Из-за противостояния этих двух разумов Раскольников совершал подчас противоречащие вещи : он разрывался, когда отдал деньги Катерине Ивановне; то хотел защитить, то бросить девочку на бульваре; пришёл в контору с желанием сознаться, и тут же затуманивает мозги Порфирию Петровичу. У Раскольникова происходило раздвоение личности, вызванное грубейшим вмешательством Петербурга во внутренний мир обвиняемого. Для окружающих Родион и мой подзащитный казались больными людьми, не способными связно мыслить. Но это являлось лишь следствием их тяжких дел, наказанием, которое всегда следует за преступлением. О, господа присяжные заседатели ! Не поддаются описанию муки, которые испытал на себе Раскольников ! Подозрительность подсудимого превысила все границы : в каждом человеке он видел потенциального обличителя. На этой же почве случилось и его болезнь - землетрясение, расколовшее внутренний мир Родиона и причинившее ему невыносимые страдания. Те гордость и настойчивость, которые были лучшими чертами его характера, обратились против его. О, господа присяжные заседатели ! Не поддаются описанию муки, которые испытал на себе Раскольников ! Подозрительность подсудимого превысила все границы : в каждом человеке он видел потенциального обличителя. На этой же почве случилось и его болезнь - землетрясение, расколовшее внутренний мир Родиона и причинившее ему невыносимые страдания. Те гордость и настойчивость, которые были лучшими чертами его характера, обратились против его. Но Раскольников не сдаётся, не падает духом ! Он гордо, молча несёт свой крест до конца. Петербург сделал страшную вещь с подзащитным - он извратил его изнутри, превратил из доброго, честного, любящего сына, друга и брата в молоха, разрушителя, машину ! И после этого Вы скажете, что Раскольников виновен ?! Настоящий убийца, сгубивший множество жизней - Петербург ! Но Раскольников не сдаётся, не падает духом ! Он гордо, молча несёт свой крест до конца. Петербург сделал страшную вещь с подзащитным - он извратил его изнутри, превратил из доброго, честного, любящего сына, друга и брата в молоха, разрушителя, машину ! И после этого Вы скажете, что Раскольников виновен ?! Настоящий убийца, сгубивший множество жизней - Петербург !

Наказание Судья : Спасибо, господин адвокат. Суд удаляется на совещание. (Прошло два часа. В зале происходит что-то невероятное. Слышны крики : Виновен...! - Не виновен.... Судья вынужден призвать к порядку и удалить некоторых из зала заседаний. Дверь открывается и входят присяжные.) Судья : Господа присяжные заседатели ! Готов ли вердикт ? 1- й присяжный : Готов, господин судья. Судья : Огласите его. 1- й присяжный : В своей речи господин адвокат провёл параллель между преступлением настоящим и преступлением, которое было совершено сто двадцать лет назад. И там, и здесь - умышленное убийство. Но как заметил господин адвокат, в обоих случаях ответственен не обвиняемый, а среда, окружение. Те преступления страшны. Их кровь всплывёт и через сто, и через тысячу лет. Поэтому мы вынесли решение : по статье 102-й УК РФ признать виновным в убийстве 1-й степени и приговорить к высшей мере наказания... (пауза)... город Петербург !!! (крики, удивление в зале) Судья : Утверждаю ! Судья : Спасибо, господин адвокат. Суд удаляется на совещание. (Прошло два часа. В зале происходит что-то невероятное. Слышны крики : Виновен...! - Не виновен.... Судья вынужден призвать к порядку и удалить некоторых из зала заседаний. Дверь открывается и входят присяжные.) Судья : Господа присяжные заседатели ! Готов ли вердикт ? 1- й присяжный : Готов, господин судья. Судья : Огласите его. 1- й присяжный : В своей речи господин адвокат провёл параллель между преступлением настоящим и преступлением, которое было совершено сто двадцать лет назад. И там, и здесь - умышленное убийство. Но как заметил господин адвокат, в обоих случаях ответственен не обвиняемый, а среда, окружение. Те преступления страшны. Их кровь всплывёт и через сто, и через тысячу лет. Поэтому мы вынесли решение : по статье 102-й УК РФ признать виновным в убийстве 1-й степени и приговорить к высшей мере наказания... (пауза)... город Петербург !!! (крики, удивление в зале) Судья : Утверждаю !

Трагедия Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем траги­ческим. Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем траги­ческим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными качествами: Родион был "замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен." В его поступ­ках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа: Разумихин - преданнейший друг Раскольни­кова, Соня - несчастное создание, жертва гниющего общества, восхищаются им, даже его преступление не может поколебать эти чувства. Он вызывает уважение у следователя Парфирия Петровича - очень умного человека, догадавшегося раньше всех о его преступлении. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными качествами: Родион был "замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен." В его поступ­ках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа: Разумихин - преданнейший друг Раскольни­кова, Соня - несчастное создание, жертва гниющего общества, восхищаются им, даже его преступление не может поколебать эти чувства. Он вызывает уважение у следователя Парфирия Петровича - очень умного человека, догадавшегося раньше всех о его преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случится? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за "униженных и оскорбленных", совершил убийство "по теории", реализуя абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию "крови по совести", а теория вылилась в преступление. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случится? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за "униженных и оскорбленных", совершил убийство "по теории", реализуя абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию "крови по совести", а теория вылилась в преступление. Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий "хозяев жизни", сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные два характера считает, что человеку, обладающему силой и злостью, "все дозволено." "Мы одного поля ягоды," - говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион по­нимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, "перешагнули через кровь". Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий "хозяев жизни", сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные два характера считает, что человеку, обладающему силой и злостью, "все дозволено." "Мы одного поля ягоды," - говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион по­нимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, "перешагнули через кровь".

Раскольников и его двойники Раскольников и его двойники (по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание) Преступление и наказание - психологический и социальный роман. Причём психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф.М. Достоевский показывает внутренний мир человека и среду, в которой тот находится, исследует их взаимодействие. Герой совершает убийство. Автор прослеживает путь душевных переживаний и борьбы этого человека от первых мыслей о преступлении до раскаяния, пытается понять, что побудило его совершить этот поступок. Одной из причин автор называет влияние среды, то есть общества. Мысль о преступлении зародилась у Раскольникова в тот момент, когда Родион задумался о значении человека в жизни, о своём положении среди людей. Причина убийства – это теория, родившаяся в уме и душе Раскольникова. Это мысль о том, что есть люди, право имеющие, и материал, и что он, возможно, принадлежит к высшей категории. Герой пытается доказать себе, что это так, но тщетно. Всем ходом романа Ф.М. Достоевский развенчивает теорию Раскольникова. Один из приёмов разоблачения антигуманной сущности теории – это использование системы двойников. К двойникам Раскольникова можно отнести П.П. Лужина, следователя Порфирия Петровича, Соню, Свидригайлова, студента, встреченного в распивочной. Попробуем определить, почему каждый из этих людей является двойником героя, и понять, как они повлияли на Раскольникова. Зайдя однажды в распивочную, куда Родион заходил крайне редко, он услышал спор. Один из оппонентов говорил, что если бы была его воля, то он избавился бы от одной старухи-процентщицы, которая чрезвычайно скупа и бесцельно проживает жизнь, мучая окружающих и близких. Он рассказывал, как страдает сестра этой старухи, вынужденная подчиняться и выполнять всю чёрную работу по дому и все прихоти старой чиновницы. И что все свои богатства старуха завещает не сестре, сделавшей ей столько добра, а монастырю. Студент говорил, что убить процентщицу – благое дело, поскольку через её смерть получат средства к существованию множество обездоленных семей. Грех окупится сполна. Раскольников внимательно слушал оратора. Позже он часто вспоминал этот вечер. Те мысли, которые он вынашивал и которых,возможно, боялся, были услышаны им из уст незнакомого человека. Эта встреча с двойником только подтолкнула Раскольникова к убийству. Он до того момента лишь думал о своей теории, не решаясь доверить её кому-либо открыто. И вот перед ним единомышленник. Конечно, будь этот случай раньше, до создания теории, вряд ли он обратил бы внимание на хмельные речи студента. Но сейчас случайно услышанное подтверждение собственных мыслей действует на Раскольникова иначе: он воспринимает этот случай как провиденье, как некий знак его правоты. Он отуманен собственными мыслями сильнее, чем прежде, уходит в себя; убийство представляется теперь вполне осуществимым поступком, а не страшной мечтой, которая, впрочем, нереальна.

Раскольников Родион Романович Раскольников Родион Романович является главным героем романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание. Одну из основных разрывающих героя противоречий – это тяга к людям и отталкивание от них. Раскольников Родион Романович является главным героем романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание. Одну из основных разрывающих героя противоречий – это тяга к людям и отталкивание от них. По первоначальному замыслу Достоевского, герой поддается недоконченным идеям, которые носятся в воздухе. Согласно этому замыслу герой изображается великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество. Пытаясь помогать обездоленным, он приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла. Главным для Раскольникова становится свобода и власть, которую он может употребить, как ему заблагорассудится – на добро или на зло. По первоначальному замыслу Достоевского, герой поддается недоконченным идеям, которые носятся в воздухе. Согласно этому замыслу герой изображается великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество. Пытаясь помогать обездоленным, он приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла. Главным для Раскольникова становится свобода и власть, которую он может употребить, как ему заблагорассудится – на добро или на зло. Раскольников – духовный и композиционный центр романа. Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы. К осуществлению идей его подталкивает безвыходность положения. Раскольников – духовный и композиционный центр романа. Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы. К осуществлению идей его подталкивает безвыходность положения. Преступление ставит Родиона по ту сторону добра и зла, отделяет от человечества, окружает ледяной пустыней. В какую-то минуту кажется, что он способен жить с этим черным пятном на совести, что с прежней жизнью покончено, что наконец восторжествует царство рассудка. И в нем вновь пробуждаются гордость и самоуверенность. Но, в конце концов, он, желавший быть необыкновенным человеком, достойным подлинной жизни, готов смириться с простым и примитивным существованием. Его гордость сокрушена. А воскрешает его к новой жизни дошедшая до его сердца любовь к ней. Страхов увидел в Раскольникове черту истинного русского человека – своего рода, религиозность, с которой он предается своей идее, стремление идти до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум. Преступление ставит Родиона по ту сторону добра и зла, отделяет от человечества, окружает ледяной пустыней. В какую-то минуту кажется, что он способен жить с этим черным пятном на совести, что с прежней жизнью покончено, что наконец восторжествует царство рассудка. И в нем вновь пробуждаются гордость и самоуверенность. Но, в конце концов, он, желавший быть необыкновенным человеком, достойным подлинной жизни, готов смириться с простым и примитивным существованием. Его гордость сокрушена. А воскрешает его к новой жизни дошедшая до его сердца любовь к ней. Страхов увидел в Раскольникове черту истинного русского человека – своего рода, религиозность, с которой он предается своей идее, стремление идти до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум.

Немного о Ф.М. Достоевском В октябре 1866 года, Достоевский обратился к стенографистке (Анне Григорьевне Сниткиной), которой в течение месяца продиктовал роман Игрок. 14 апреля 1867 года Достоевский женился на Анне Григорьевне, с которой он уехал за границу, где они провели в постоянной нужде и скитаниях четыре года, прожив их в Дрездене, Бадене, Женеве и Флоренции. Лишь 8 июля 1871 года, - после того, как он частично уплатил долги кредиторам, Достоевский вернулся на родину и снова прочно обосновался в Петербурге. Отсюда он обычно выезжал летом в Новгородскую губернию, в Старую Руссу, и несколько раз выезжал для лечения в Германию на курорт. За границей Достоевского родились дочери – Соня (скончавшаяся вскоре после рождения) и Люба (впоследствии ставшая писательницей), а после возвращения в Россию – сыновья Алексей (также умерший ребенком) и Федор. После окончания начатого за границей романа Бесы Достоевский в 1873 году вернулся к журнальной деятельности, приняв на себя редактирование двухнедельной газеты-журнала Гражданин. Отказавшись от этого занятия из-за столкновения с издателем в 1874 году, Достоевский в 1876 и 1877 году вернулся к изданию Дневника писателя в качестве самостоятельного собственного издания, печатая его в виде отдельных ежемесячных выпусков. В конце 1880 года Достоевский закончил роман Братья Карамазовы. 28 января (9 февраля) 1881 года Ф. М. Достоевский умер. Мать Ф.М. Достоевского Отец Ф.М. Достоевского Фёдор Михайлович Достоевский

Используемая литература 1.И. В. Волгин «Родиться в России. Достоевский и современники. Жизнь в документах». Журнал «Октябрь» 3-5,1990 г. книга 1. 2.Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». «Литературное наследие». М. АН СССР 1965 г. 3.Г. М. Фридлендер «Реализм Достоевского». М. «Литература» 1964 г. 4.Н. О. Лаосский «Достоевский и его христианское мировоззрение». М. «Республика» 1994 г.